Приложение № 10

Содержание Кодекса доводится до сведения педагогических работников - на педсовете;
родителей (законных представителей) – на родительских собраниях; обучающихся – на
классных часах. Вновь прибывшие работники также знакомятся с данным документом.
1.6. Нормами этического Кодекса педагогических работников руководствуются все
сотрудники
образовательного
учреждения.
Кодекс
профессиональной
этики
педагогических работников определяет основные нормы профессиональной этики,
которые:
 регулируют отношения между педагогическими работниками и обучающимися, а
также другими членами общественности образовательной организации;
 защищают человеческую ценность и достоинство обучающихся, работников и
родителей;
 поддерживают качество профессиональной деятельности педагогических
работников и честь их профессии;
 создают культуру образовательной организации, основанную на доверии,
ответственности и справедливости.
1.7. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагогических
работников, которых они придерживаются в образовательной организации в течение всего
учебного процесса, а также во время проведения школьных и внешкольных мероприятий.
Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых
педагогический работник сможет совершенствоваться, иметь здоровую рабочую
атмосферу, благоприятную и безопасную обстановку.
1.8. Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры,
традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов
Российской Федерации, а также на основании признанных положений о правах человека.
Основу норм Кодекса составляют следующие принципы человечности, справедливости,
профессионализма, ответственности, терпимости, демократичности, партнерства и
солидарности.
1.9. При введении Кодекса профессиональной этики педагогических работников в
образовательном учреждении создается комиссия по этике в функциональные
обязанности, которой входит рассмотрение этических ситуаций, реагирование на случаи
нарушения Кодекса. Деятельность комиссии регулируется Положением, состав комиссии
формируется собранием трудового коллектива и утверждается приказом директора,
численный состав комиссии 5 человек.
2. Основные нормы Кодекса профессиональной этики педагогических работников.
2.1. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом
и гражданами, призваны:
2.1.1. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных
отношений;
2.1.2. исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных
(финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению
должностных обязанностей;
2.1.3. проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской
Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
социальных
групп,
способствовать
межнациональному
и
межрелигиозному
взаимодействию между обучающимися;
2

2.1.4. соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и
свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств.
2.2. Личность педагогического работника.
2.2.1. Профессиональная этика педагогического работника требует призвания,
преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
2.2.2. Педагогический работник требователен по отношению к себе и стремится к
самосовершенствованию.
2.2.3. Для педагогического работника необходимо непрерывное образование. Он
занимается своим самообразованием, повышением квалификации и поиском наилучших
методов работы.
2.2.4. Педагогический работник несет ответственность за качество и результаты
доверенной ему педагогической работы – обучение и воспитание подрастающего
поколения.
2.2.5. Педагогический работник несет ответственность за физическую, интеллектуальную,
эмоциональную и духовную защиту обучающихся.
2.2.6. Педагогический работник несет ответственность за порученные ему
администрацией функции и доверенные ресурсы.
2.3. Авторитет, честь, репутация педагогического работника.
2.3.1. Своим поведением педагогический работник поддерживает и защищает исторически
сложившуюся профессиональную честь педагогического работника.
2.3.2. Педагогический работник передает молодому поколению национальные и
общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе
культурного развития.
2.3.3. Педагог не может заниматься против культурной деятельности ни при исполнении
своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
2.3.4. В общении педагогический работник уважителен, вежлив и корректен. Он знает и
соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
2.3.5. Авторитет педагогического работника основывается на профессиональной
компетенции, справедливости, такте, умении заботиться об обучающихся и
воспитанниках.
2.3.6. Педагогический работник воспитывает обучающихся и воспитанников на своем
положительном примере.
2.3.7. Педагогический работник имеет право на неприкосновенность личной жизни,
однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии или мешать
исполнению профессиональных обязанностей.
2.3.8. Педагогический работник дорожит своей репутацией.
2.3.9. Учитель - эталон для детей, именно поэтому следует обращать внимание свой
внешний вид. Требования к внешнему виду учителя:
 выбор одежды может быть один — классический деловой стиль, цвета спокойные,
аксессуары достойные;
 не следует носить на работу следующие вещи: джинсы и спортивную одежду,
шорты, бриджи и майки с вульгарными надписями, изображениями; одежду
с бахромой и блестками; одежду с кружевами, большими яркими пуговицам,
3

просвечивающие блузки; пончо и подобные ему бесформенные накидки;
«цыганские юбки» и блузки с очень глубоким декольте; одежду кричащих
расцветок или «кислотных» тонов. «Деловой палитрой» считаются: классический
черный и белый, все оттенки синего, коричневый, бордовый, серый и бежевый;
 запрещается ходить на работу без колготок, колготки должны быть однотонными;
 одежда не должна быть слишком облегающей; оптимальная длина юбки находится
приблизительно на середине колена;
 рекомендуется надевать жакет с юбкой или брюками, блузку и закрытые туфли;
 обувь всегда должна быть чистой, каблук не должен превышать шести
сантиметров; лучше, если это будет закрытая, классическая модель темного цвета;
не приемлемы кроссовки, шлепанцы и любая обувь без задников, открытые
босоножки, а также сапоги выше колена;
 вещи на педагоге должны быть чистыми и опрятными;
 не следует злоупотреблять бижутерией и прочими ювелирными украшениями;
 прическа у учителя должна быть аккуратной, рекомендуется постригать и
аккуратно укладывать волосы, если у учительницы длинные волосы, то ей
необходимо их собирать в хвост или пучок, не следует перекрашивать волос в
экстравагантные и неестественные цвета;
 макияж должен быть дневным, то есть неброским и легким. Если
вы предпочитаете абсолютное отсутствие макияжа, помните, что это
не приветствуется точно так же, как и чрезмерно яркий макияж, лучше, если у
педагога также будет классический маникюр.
2.4. Взаимоотношения педагогов с обучающимися
2.4.1. Педагогический работник сам выбирает подходящий стиль общения с
обучающимися, но в любом случае общение должно строиться на взаимном уважении.
2.4.2. В первую очередь педагогический работник должен быть требователен к себе.
Требовательность педагогического работника по отношению к обучающимся позитивна и
хорошо обоснована. Педагогический работник никогда не должен терять чувства меры и
самообладания.
2.4.3. Педагогический работник выбирает такие методы работы, которые поощряют в
обучающихся развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность,
самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим людям.
2.4.4. При оценке поведения и достижений, обучающихся педагогический работник
стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности
совершенствования, повышать мотивацию обучения.
2.4.5. Педагогический работник является беспристрастным, одинаково доброжелательным
и благосклонным ко всем обучающимся и воспитанникам.
2.4.6. При оценке достижений обучающихся и воспитанников педагогический работник
стремится к объективности и справедливости.
2.4.7. Педагогический работник постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В
его речи не должно быть ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
2.4.8. Педагогический работник соблюдает дискретность. Педагогическому работнику
запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему обучающимися информацию,
за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

4

2.4.9. Педагогический работник не злоупотребляет своим служебным положением. Он не
может требовать от обучающихся вознаграждения за свою работу.
2.4.10. Педагогический работник терпимо относится к религиозным убеждениям и
политическим взглядам обучающихся. Он не имеет права навязывать обучающимся и
воспитанникам свои взгляды.
2.5. Общение между педагогическими работниками
2.5.1. Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на
принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник
защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих
коллег в присутствии обучающихся или других лиц.
2.5.2. Педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае
возникновения разногласий стремятся к их конструктивному решению.
2.5.3. Правом и обязанностью педагогического работника является оценка деятельности
коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. В
образовательных организациях не должно быть места клевете и оскорблениям.
2.5.4. Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или
администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть
обоснованной и тактичной.
2.5.5. Педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга.
2.6. Взаимоотношения педагогических работников с администрацией
2.6.1. Образовательное учреждение в своей деятельности базируется на принципах
свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.
2.6.2. В образовательном учреждении соблюдается культура общения, выражающаяся во
взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.
Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор школы.
2.6.3. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать
педагогических работников за их убеждения. Отношения администрации с каждым из
педагогических работников основываются на принципе равноправия.
2.6.4. Администрация образовательного учреждения терпимо относится к разнообразию
политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для
обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы
педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать
равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.
2.6.5. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни
педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
2.6.6. Оценки и решения руководителя должны быть беспристрастными и основываться на
фактах и реальных заслугах педагогического работника.
2.6.7. Педагогические работники имеют право получать от администрации
образовательного учреждения информацию, имеющую значение для его работы.
Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно искажать информацию,
позволяющую повлиять на карьеру и на качество труда педагогического работника.
Важные для педагогического сообщества решения принимаются в организации на основе
принципов открытости и общего участия трудового коллектива.
2.6.8. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в
педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои
непосредственные функции. Если конфликты не могу быть пресечены, то комиссия по
5

этике имеет право обратиться за помощью к собранию трудового коллектива, на котором
разбирается данная ситуация и выносится на открытое голосование вопрос об
отстранении данного учителя, классного руководителя, сотрудника от занимаемой
должности. За руководителем образовательной организации остается окончательное право
в принятии решения в разрешении возникшего конфликта, комиссия по этике может
рекомендовать (аргументировано, на основании полученных доказательств) коллективу и
руководителю принятие какого-либо решения, которое было принято коллегиально.
2.6.9. Педагоги уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при
возникновении конфликта, пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если
же конфликт не разрешается, то он разбирается комиссией по этике.
2.6.10. В случае выявления преступной деятельности педагога (-ов) и ответственных
сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики
руководитель образовательного учреждения должен принять решение единолично или
при необходимости привлечь комиссию по этике для принятия кардинального решения
(действий) по отношению к нарушителям.
2.6.11. Педагогический коллектив направляет свои усилия для создания положительного
имиджа образовательной организации.
2.6.12. Педагог вправе получить помощь администрации в случае оскорбления его
достоинства со стороны обучающихся, родителей либо персонала школы.
2.7. Отношения с родителями (законными представителями) обучающихся
2.7.1. Педагогический работник консультирует родителей (законных представителей) по
проблемам обучения и воспитания детей, помогает смягчить конфликты между
родителями (законными представителями) и детьми.
2.7.2. Педагогический работник не разглашает высказанное детьми мнение о своих
родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица,
довершившего педагогическому работнику упомянутое мнение.
2.7.3. Отношения педагогических работников с родителями (законными представителями)
не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений обучающихся.
2.7.4. Руководитель образовательной организации или педагогический работник может
принять от родителей, обучающихся и воспитанников любую бескорыстную помощь,
предназначенную образовательной организации. О предоставлении такой помощи
необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица
благодарность родителям (законным представителям).
2.7.5. На отношения педагогических работников с обучающимися и воспитанниками и на
их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями (законными
представителями) образовательной организации.
2.7.6. Администрация детально разбирается в спорных ситуациях между родителями и
педагогами, объективно оценивает обстановку, не роняет авторитет педагога в глазах
родителей.
2.8. Взаимоотношения педагогического работника с обществом
Педагогический работник:
2.8.1. Является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей.
2.8.2. Старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в
общественной жизни избегает конфликтов и ссор.
2.8.3. Хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
6

2.9. Академическая свобода и свобода слова
2.9.1. Педагогический работник имеет право пользоваться различными источниками
информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.9.2. При отборе и передаче информации обучающимся и воспитанникам педагогический
работник соблюдает принципы законности и объективности. Тенденциозное искажение
информации или изменение авторства недопустимо.
2.9.3. Педагогический работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной
деятельности и методы обучения.
2.9.4. Педагогический работник не имеет право обнародовать конфиденциальную
служебную информацию.
2.10. Личные интересы педагогического работника и самоотвод
2.10.1. Педагогический работник и руководитель образовательного учреждения
объективен и бескорыстен.
2.10.2. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы,
обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не
может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в
обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.
2.10.3. Педагогический работник не может представлять свое учреждение в судебном
споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с
партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он
может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он
должен
сообщить
администрации
образовательной
организации
и
лицам,
рассматривающим данное дело.
2.11. Соблюдение профессиональной этики педагогами при использовании сервисов
сети Интернет
2.11.1. Педагоги могут пользоваться телефонами, планшетами и ноутбуками до начала
уроков, после окончания уроков и на переменах. Нельзя использовать указанные
технические средства во время образовательного процесса (урочной и внеурочной
деятельности) в личных целях.
2.11.2. При публикации материалов в социальных сетях, электронных дневниках и на
других сервисах в сети Интернете необходимо учитывать, насколько эта информация
этична, несет ли она пользу для учеников, не травмирует ли она их психику, подает ли
положительный пример, нельзя размещать на своей странице информацию, нарушающую
моральные и этические нормы, запрещается использование жаргонизмов и нецензурных
выражений. Ни одна публикация не должна порочить репутацию школы.
2.11.3. Педагогические работники вправе вести переписку с администрацией школы,
родительской общественностью с помощью разрешенных мессенджеров. В переписке
работники обязаны соблюдать правила делового стиля общения. Недопустимо
использовать графические знаки (гифки, смайлики и т. д.) и голосовые сообщения.
2.11.4. Педагоги должны ответственно относиться к содержанию фото-, видеоматериалов
(особенно личных); соблюдать толерантность и не допускать дискриминационных или
порочащих высказываний в адрес других людей.
3. Комиссия по этике
3.1. Каждое методическое объединение образовательного учреждения имеет право
предоставить одного кандидата для избрания его в комиссию по этике.
3.2. Также существует возможность самовыдвижения.
7

3.3. Председателя комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого
голосования в рамках проведения первого заседания комиссии.
3.4. Срок полномочия председателя комиссии один год.
3.5. Председатель комиссии подчиняется руководителю образовательной организации, но
в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу образовательной
организации, законодательству Российской Федерации.
3.6. Члены Комиссии (не более 4-х) также избираются сроком на год.
3.7. После закрепления решения собрания трудового коллектива приказом руководителя,
Комиссия по этике становится полноправным общественным органом образовательного
учреждения.
3.8. Обратиться с заявлением в комиссию по этике может педагогический работник,
сотрудник образовательного учреждения, обучающийся и его родители (законные
представители). Заявления принимаются только в письменной форме.
3.9. Комиссия по этике по поступившим заявлениям проводит заседание по разрешению
конфликта, возникшего в образовательном учреждении по вопросу этики и культуры
поведения. Заседания комиссии проводятся при наличии 2/3 состава, в определенное
время, заранее оповестив заявителя и ответчика.
3.10. Комиссия по этике осуществляет гражданский контроль (в данном случае этический)
по работе в образовательной организации.
3.11. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить на
профилактическую беседу педагогического работника, сотрудника, обучающегося, их
родителей (законных представителей) не собирая для этого весь состав Комиссии.
3.12. Председатель имеет право обратиться за помощью к руководителю образовательной
организации для разрешения особо острых конфликтов.
3.13. Председатель и члены комиссии по этике не имеют права разглашать информацию,
поступающую к ним.
3.14. Комиссия также имеет право подать жалобу на имя руководителя образовательного
учреждения.
3.15. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя
руководителя образовательной организации. В данном случае председатель комиссии
должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление - жалобу, либо
его прокомментировать, либо принять во внимание и исправиться.
4. Реализация права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики
4.1. Образовательная организация стремится обеспечить защиту чести, достоинства и
деловой репутации педагогических работников, а также справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
4.2. Случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников,
рассматриваются комиссией по урегулированию споров между участниками
образовательных
отношений,
создаваемой
в
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, в соответствии с частью 2 статьи 45 Федерального закона
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4.3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым
спорам регулируется в порядке, установленном главой 60 Трудового кодекса Российской
Федерации. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судахгражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
8

4.4. Педагогический работник, претендующий на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики, вправе обратиться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
4.5. В целях реализации права педагогических работников на справедливое и объективное
расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников в
состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений в обязательном порядке включается представитель выборного органа
соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
4.6. В случае несогласия педагогического работника с решением комиссии по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений, невыполнения
решения комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, несоответствия решения комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений законодательству Российской Федерации или
нежелания педагогического работника по каким –либо причинам обращаться в комиссию
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений он имеет
право обратиться в суд.
5. Заключительные положения
5.1. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, вызванные
изменением законодательства и вступлением в действие новых нормативно-правовых
документов.
5.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и действует до
внесения в него в установленном порядке изменений или замены новым.
Положение рассмотрено и утверждено на общем собрании работников трудового
коллектива МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа №18»,
протокол № 17 от 21 июня 2022 года

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».