РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета астрономия Предметно - методическая кафедра математики, информатики, естественнонаучных дисциплин, технологии, физической культуры и ОБЖ Уровень обучения: среднее общее образование (базовый) Класс: 11 г. Полевской, 2021 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету астрономия для 11 классов разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями ); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с изменениями и дополнениями); -Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д); -Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2021 № 309-Д). Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по астрономии «Физика. Астрономия. 7-11 класс. Составители: Коровин В.А., Орлов В.А. Москва, «Дрофа», 2010г., авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия. 11 класс», 2010г. Рабочая программа ориентирована на учебник предметнойлинииУМК«Астрономия 1011 класс» В.М. Чаругин, «Сферы 1-11», М. Просвещение, 2017.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса астрономии с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических заданий, выполняемых учащимися.. Рабочая программа ориентирована на учебник: Порядковый номер учебника в Федеральном перечне, код учебника в издательстве 1.3.5.3.3.1 Автор/Авторский коллектив Название учебника Класс Издатель учебника Чаругин В.М. Астрономия (базовый уровень) 11 АО «Издательство «Просвещение» Нормативный документ Федеральный перечень учебников Общая характеристика учебного предмета Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников среднейшколы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономииявляются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости. Цели и задачи изучения астрономии: - понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений; - познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной; - получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира; - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; - ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики; - выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом предмет изучается в 11 классе, рассчитан на один учебный год - 34 часа, по 1 часу в неделю. Промежуточная аттестация предусмотрена в виде годовой отметки. Планируемые результаты освоения предмета «Астрономия» ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным. 1. Личностные результаты умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; чувство гордости за российскую астрономическую науку, гуманизм; положительное отношение к труду, целеустремленность; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. 2. Метапредметные результаты 2.1 Регулятивные универсальные учебные действия. • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. 2.2 Познавательные универсальные учебные действия. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • искать и находить обобщенные способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться). 2.3 Коммуникативные универсальные учебные действия. • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. 3. Предметные результаты освоения учебного предмета Тематический блок/модуль По курсу «Астрономия» Планируемые предметные результаты Выпускник получит возможность Выпускник научится: научиться: Ученик получит представление: • решать задачи, находящиеся на стыке о философских и методологических нескольких учебных дисциплин основаниях научной деятельности и научных (межпредметные задачи); методах, применяемых в исследовательской и • использовать основной алгоритм проектной деятельности; исследования при решении своих учебно• о таких понятиях, как концепция, научная познавательных задач; гипотеза, метод, эксперимент, надежность • использовать основные принципы гипотезы, модель, метод сбора и метод проектной деятельности при решении своих анализа данных; учебно-познавательных задач и задач, • о том, чем отличаются исследования в возникающих в культурной и социальной гуманитарных областях от исследований в жизни; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Введение в астрономию Астрофизика Небесная механика Строение Солнечной системы естественных науках; • об истории науки; • о новейших разработках в области науки и технологий; • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.); • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.). воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; — использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа — воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); — объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; — объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; — применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; — воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); — вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; — формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; — описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; — объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; — характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака; — определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, •использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебноисследовательской работы. формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели; • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков; • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Астрофизика и звёздная астрономия. Млечный путь. Галактики планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; — перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения; — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет; — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; — описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; — объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. — определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); — характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; — описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; — объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; — описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; — вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; — называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; — сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; — объяснять причины изменения светимости переменных звезд; — описывать механизм вспышек новых и сверхновых; — оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; — описывать этапы формирования и эволюции звезды; — характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Строение и эволюция Вселенной Современные проблемы астрономии звезд и черных дыр. — объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); — характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); — определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; — распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); — сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; — обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; — формулировать закон Хаббла; — определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; — интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; — классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; — интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. — систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Технические средства обучения: 1. Компьютер 2. Интерактивная доска 3. Мультимедийный проектор Материально-техническое обеспечение 1. Телескоп. 2. Теллурий. 4. Модель небесной сферы. 5. Звездный глобус. 6. Подвижная карта звездного неба. 7. Глобус Луны. 8. Набор плакатов Содержание учебного предмета Введение в астрономию (1 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика — их развитие в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Астрометрия (5 ч) Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации. Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль. Небесная механика (4 ч) Геоцентрическая система мира Аристотеля — Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира. Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет. Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца. Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы. Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы. Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. Строение Солнечной системы (7) Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны. Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия. Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорныепотоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. Астрофизика и звездная астрономия. Млечный путь. Галактики (12 ч) Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики. Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности. Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст. Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка сверх-новой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры. Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой» массы. Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек сверхновых звезд. Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверх- массивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик. Общая теория относительности. Стационарная Строение и эволюция Вселенной (3 ч) Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смещение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной. Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. Современные проблемы астрономии (2 ч) МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Тематическое планирование Общее количество времени 34 часа. Общая недельная нагрузка в 11 классе составляет 1 час. № п.п. 1 3 4 5 6 7 Название раздела (блока) Кол-во Кол-во часов на изучение раздела (блока) часов на Лабораторные Практические Контрольные изучение работы работы работы раздела (блока) Введение в астрономию 1 Астрометрия 5 Небесная механика 4 1 Строение Солнечной 7 1 1 системы Астрофизика и звездная 12 1 1 астрономия. Млечный путь. Галактики Строение и эволюция 3 Вселенной Современные проблемы 2 астрономии Всего: 34 3 2 Календарно-тематическое планирование № урок а Колич ество часов 1 1 2 3 4 5 1 1 1 1 6 1 7 1 8-9 2 10 1 11 1 12 1 Тема урока Дата проведения по по плану факту Введение 1 час Структура и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Астрометрия 5 часов Звёздное небо. Небесные координаты Видимое движение планет и Солнца Движение Луны и затмения Время и календарь Практикум «Практические основы астрономии». Небесная механика 4часа Система мира Законы Кеплера движения планет Практическая работа Космические скорости и межпланетные перелёты Строение Солнечной системы 7 часов Современные представления о строении и составе Солнечной системы Планета Земля.Планеты земной группы МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 3132 33 34 Луна и её влияние на Землю Планеты-гиганты. Планеты- карлики.Малые 1 тела Солнечной системы Современные представления о 1 происхождении Солнечной системы Практическая работа с планом Солнечной 1 системы. Контрольная работа «Строение Солнечной 1 системы». Астрофизика и звёздная астрономия.Млечный путь. Галактики 12 часов 1 Методы астрофизических исследований Солнце. Внутреннее строение и источник 1 энергии Солнца 1 Основные характеристики звёзд Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные 1 дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды 1 Новые и сверхновые звёзды.Эволюция звёзд Практическая работа 1 «Две группы планет Солнечной системы». Контрольная работа № 3 по теме «Солнце 1 и звезды». 1 Газ и пыль в Галактике Рассеянные и шаровые звёздные 1 скопления.Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути Классификация галактикАктивные 1 галактики и квазары 1 Скопления галактик Контрольная работа«Солнце и Солнечная 1 система». Строение и эволюция Вселенной 3 часа Конечность и бесконечность Вселенной. 1 Расширяющаяся Вселенная Модель «горячей Вселенной» и реликтовое 2 излучение Современные проблемы астрономии 2 часа Ускоренное расширение Вселенной и 1 тёмная энергия Промежуточная Обнаружение планет возле других звёзд аттестация – 1 Поиск жизни и разума во Вселенной годовая отметка 1 Система оценки планируемых результатов Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе. Промежуточная аттестация.В соответствии с учебным планом СОО МБОУ ПГО «СОШ №18» на 2020 – 2021 учебный год формой промежуточной аттестации по предмету астрономия является годовая отметка. Учебные пособия для учащихся: Астрономия 10-11 класс (базовый уровень): учебник/ В.М. ЧаругинМ: Просвещение 2018 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Литература для учителя 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011 3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. Астрономия 7-11 класс. Составители Коровин В.А., Орлов В.А. – Москва, «Дрофа», 2010г., авторская программа Е.П. Левитана «Астрономия. 11 класс», 2010г 4. Учебник Астрономия. 10-11 класс. В.М. Чаругин, М.: Просвещение, 2018. 5. Внеурочная деятельность. Подготовка к олимпиаде по астрономии 5-11 класс., под ред. М.А. Кунаш. Волгоград: Учитель. 6. И. Позднякова Любительская астрономия ООО «Издательство АСТ», 2018 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»