РП астрономия 11 класс (2022-2024 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
астрономия

Предметно - методическая кафедра математики, информатики, естественнонаучных дисциплин, технологии, физической культуры и ОБЖ
Уровень обучения: среднее общее образование (базовый)
Класс: 11

г. Полевской, 2021
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету астрономия для 11 классов разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями );
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с
изменениями и дополнениями);
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2021 № 309-Д).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего
образования по астрономии «Физика. Астрономия. 7-11 класс. Составители: Коровин В.А.,
Орлов В.А. Москва, «Дрофа», 2010г., авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия. 11
класс», 2010г.
Рабочая программа ориентирована на учебник предметнойлинииУМК«Астрономия 1011 класс» В.М. Чаругин, «Сферы 1-11», М. Просвещение, 2017.Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает
распределение учебных часов по разделам курса астрономии с учетом межпредметных связей,
возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических заданий,
выполняемых учащимися..
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
номер учебника
в Федеральном
перечне, код
учебника в
издательстве
1.3.5.3.3.1

Автор/Авторский
коллектив

Название
учебника

Класс

Издатель
учебника

Чаругин В.М.

Астрономия
(базовый
уровень)

11

АО
«Издательство
«Просвещение»

Нормативный документ

Федеральный перечень
учебников

Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции
нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что
основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики,
внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников среднейшколы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономииявляются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции
нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны
проводиться в вечернее или ночное время.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в
это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в
особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Цели и задачи изучения астрономии:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных
условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и
другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет изучается в 11 классе, рассчитан на один
учебный год - 34 часа, по 1 часу в неделю.
Промежуточная аттестация предусмотрена в виде годовой отметки.
Планируемые результаты освоения предмета «Астрономия»
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
 умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста,
 взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
 чувство гордости за российскую астрономическую науку, гуманизм;
 положительное отношение к труду, целеустремленность;
 экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
природопользование.
2. Метапредметные результаты
2.1 Регулятивные универсальные учебные действия.
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования
ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
2.2 Познавательные универсальные учебные действия.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
2.3 Коммуникативные универсальные учебные действия.
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем,
презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или
сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как
перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический
блок/модуль

По курсу
«Астрономия»

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит возможность
Выпускник научится:
научиться:
Ученик получит представление:
• решать задачи, находящиеся на стыке
 о философских и методологических нескольких
учебных
дисциплин
основаниях научной деятельности и научных (межпредметные задачи);
методах, применяемых в исследовательской и •
использовать
основной
алгоритм
проектной деятельности;
исследования при решении своих учебно• о таких понятиях, как концепция, научная познавательных задач;
гипотеза, метод, эксперимент, надежность •
использовать
основные
принципы
гипотезы, модель, метод сбора и метод проектной деятельности при решении своих
анализа данных;
учебно-познавательных задач и задач,
• о том, чем отличаются исследования в возникающих в культурной и социальной
гуманитарных областях от исследований в жизни;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Введение в
астрономию

Астрофизика

Небесная
механика

Строение
Солнечной
системы

естественных науках;
• об истории науки;
• о новейших разработках в области науки и
технологий;
• о правилах и законах, регулирующих
отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности
(патентное право, защита авторского права и
т. п.);
• о деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы
для проведения исследований и реализации
проектов
(фонды,
государственные
структуры, краудфандинговые структуры и т.
п.).
 воспроизводить сведения по истории
развития астрономии, о ее связях с физикой и
математикой;
— использовать полученные ранее знания для
объяснения устройства и принципа работы
телескопа
— воспроизводить определения терминов и
понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное,
летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения
високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным
глазом движения звезд и Солнца на
различных
географических
широтах,
движение и фазы Луны, причины затмений
Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на
небе определенных созвездий и звезд.
— воспроизводить исторические сведения о
становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и
понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет,
горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по
горизонтальному параллаксу, а их размеры —
по угловым размерам и расстоянию;
—
формулировать
законы
Кеплера,
определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел
Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам
с различным
эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения
приливов на Земле и возмущений в движении
тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и
маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
— формулировать и обосновывать основные
положения
современной
гипотезы
о
формировании всех тел Солнечной системы
из единого газопылевого облака;
— определять
и различать понятия
(Солнечная система, планета, ее спутники,

•использовать элементы математического
моделирования
при
решении
исследовательских задач;
• использовать элементы математического
анализа для интерпретации результатов,
полученных
в
ходе
учебноисследовательской работы.

 формулировать
научную
гипотезу,
ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной
нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
• восстанавливать контексты и пути
развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
• отслеживать и принимать во внимание
тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных
целей;
• оценивать ресурсы, в том числе и
нематериальные,
такие
как
время,
необходимые для достижения поставленной
цели;
•
находить
различные
источники
материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
• вступать в коммуникацию с держателями
различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с
целью
обеспечения
продуктивного
взаимовыгодного сотрудничества;
• самостоятельно и совместно с другими
авторами разрабатывать систему параметров
и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или
исследования на каждом этапе реализации и
по завершении работы;
• адекватно оценивать риски реализации
проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих
рисков;
•
адекватно
оценивать
последствия
реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ);
• адекватно оценивать дальнейшее развитие
своего проекта или исследования, видеть
возможные
варианты
применения
результатов.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Астрофизика и
звёздная
астрономия.
Млечный путь.
Галактики

планеты земной группы, планеты-гиганты,
кольца планет, малые тела, астероиды,
планеты-карлики,
кометы,
метеороиды,
метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять
причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия
природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и
Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу
атмосфер,
указывать
следы
эволюционных изменений природы этих
планет;
— объяснять механизм парникового эффекта
и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности
природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
— характеризовать природу малых тел
Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
— описывать явления метеора и болида,
объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу
планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю
крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной
опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
— определять и различать понятия (звезда,
модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
— характеризовать физическое состояние
вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и
способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на
Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления
солнечной активности и их влияние на
Землю;
— вычислять расстояние до звезд по
годичному параллаксу;
— называть основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр
— светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд
с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости
переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и
сверхновых;
— оценивать время существования звезд в
зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и
эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности
объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Строение и
эволюция
Вселенной

Современные
проблемы
астрономии

звезд и черных дыр.
— объяснять смысл понятий (космология,
Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры
Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— определять расстояние до звездных
скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные,
эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А.
Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели
Фридмана
результатами
наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на
основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе
постоянной Хаббла;
—
интерпретировать
обнаружение
реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды
эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об
ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной
энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
— систематизировать знания о методах
исследования и современном состоянии
проблемы
существования
жизни
во
Вселенной.

Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Мультимедийный проектор
Материально-техническое обеспечение
1. Телескоп.
2. Теллурий.
4. Модель небесной сферы.
5. Звездный глобус.
6. Подвижная карта звездного неба.
7. Глобус Луны.
8. Набор плакатов
Содержание учебного предмета
Введение в астрономию (1 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано
практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия,
математика и физика — их развитие в тесной связи друг с другом.
Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы
исследования астрономических объектов.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Астрометрия (5 ч)
Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой.
Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование
звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент
времени.
Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места
наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты
по измерению высоты звезд в момент их кульминации.
Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору.
Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение
года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах.
Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник.
Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц.
Синодический месяц — период полной смены фаз
Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные,
частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны.
Предвычисление будущих затмений.
Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и
поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков
времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль.
Небесная механика (4 ч)
Геоцентрическая система мира Аристотеля — Птолемея. Система эпициклов и
дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником
гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира.
Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение.
Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь
синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет.
Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим
орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления
механики. Третий закон — основа для вычисления относительных расстояний планет от
Солнца.
Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и
линейные размеры тел Солнечной системы. Подтверждение справедливости закона тяготения
для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы.
Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли.
Приливы и отливы.
Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы.
Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на
орбиту вокруг нее.
Строение Солнечной системы (7)
Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции
холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Краткие
сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности —
моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования
поверхности Луны и ее рельефа.
Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами.
Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне.
Перспективы освоения Луны.
Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и
средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия.
Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф
поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных
условий на Меркурии, Венере и Марсе.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в
атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее
время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе.
Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов.
Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция.
Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и
Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец.
Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера.
Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая
численность комет.
Кометное облако Оорта.
Астероидно-кометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения.
Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды).
Метеорныепотоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита.
Классификация метеоритов: железные, каменные, железокаменные.
Астрофизика и звездная астрономия. Млечный путь. Галактики (12 ч)
Источник энергии Солнца и звезд — термоядерные реакции. Перенос энергии внутри
Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона.
Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и
астрофизики.
Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки,
корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Магнитные бури, полярные сияния и
другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи.
Период изменения солнечной активности.
Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира
звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр
— светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст.
Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период —
светимость».
Затменно-двойные звезды.
Вспышки новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет»
— планет и планетных систем вокруг других звезд.
Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка
сверх-новой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые
карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры.
Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и
сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение
Галактики и проблема «скрытой» массы. Радиоизлучение
межзвездного вещества. Его состав.
Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь
звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек сверхновых звезд.
Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности,
размеры, масса, количество звезд. Сверх- массивные черные дыры в ядрах галактик.
Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и
сверхскопления галактик. Общая теория относительности. Стационарная
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной.
«Красное смещение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной. Гипотеза Г.
А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое
излучение.
Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и
звезд. Ускорение расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (2 ч)

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни.Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
Тематическое планирование
Общее количество времени 34 часа. Общая недельная нагрузка в 11 классе составляет 1 час.
№
п.п.

1
3
4
5

6
7

Название раздела (блока)

Кол-во
Кол-во часов на изучение раздела (блока)
часов на Лабораторные Практические Контрольные
изучение
работы
работы
работы
раздела
(блока)
Введение в астрономию
1
Астрометрия
5
Небесная механика
4
1
Строение
Солнечной
7
1
1
системы
Астрофизика и звездная
12
1
1
астрономия. Млечный путь.
Галактики
Строение
и
эволюция
3
Вселенной
Современные
проблемы
2
астрономии
Всего:
34
3
2
Календарно-тематическое планирование

№
урок
а

Колич
ество
часов

1

1

2
3
4
5

1
1
1
1

6

1

7

1

8-9

2

10

1

11

1

12

1

Тема урока

Дата
проведения
по
по
плану факту

Введение 1 час
Структура и масштабы Вселенной. Далёкие
глубины Вселенной
Астрометрия 5 часов
Звёздное небо. Небесные координаты
Видимое движение планет и Солнца
Движение Луны и затмения
Время и календарь
Практикум
«Практические
основы
астрономии».
Небесная механика 4часа
Система мира
Законы Кеплера движения планет
Практическая работа
Космические скорости и межпланетные
перелёты
Строение Солнечной системы 7 часов
Современные представления о строении и
составе Солнечной системы
Планета Земля.Планеты земной группы
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
3132
33
34

Луна и её влияние на Землю
Планеты-гиганты. Планеты- карлики.Малые
1
тела Солнечной системы
Современные
представления
о
1
происхождении Солнечной системы
Практическая работа с планом Солнечной
1
системы.
Контрольная работа «Строение Солнечной
1
системы».
Астрофизика и звёздная астрономия.Млечный путь. Галактики 12 часов
1
Методы астрофизических исследований
Солнце. Внутреннее строение и источник
1
энергии Солнца
1
Основные характеристики звёзд
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные
1
дыры. Двойные, кратные и переменные
звёзды
1
Новые и сверхновые звёзды.Эволюция звёзд
Практическая работа
1
«Две группы планет Солнечной системы».
Контрольная работа № 3 по теме «Солнце
1
и звезды».
1
Газ и пыль в Галактике
Рассеянные
и
шаровые
звёздные
1
скопления.Сверхмассивная чёрная дыра в
центре Млечного Пути
Классификация
галактикАктивные
1
галактики и квазары
1
Скопления галактик
Контрольная работа«Солнце и Солнечная
1
система».
Строение и эволюция Вселенной 3 часа
Конечность и бесконечность Вселенной.
1
Расширяющаяся Вселенная
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое
2
излучение
Современные проблемы астрономии 2 часа
Ускоренное расширение Вселенной и
1
тёмная энергия
Промежуточная
Обнаружение планет возле других звёзд
аттестация
–
1
Поиск жизни и разума во Вселенной
годовая отметка
1

Система оценки планируемых результатов
Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося,
решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической
работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
Промежуточная аттестация.В соответствии с учебным планом СОО МБОУ ПГО
«СОШ №18» на 2020 – 2021 учебный год формой промежуточной аттестации по предмету
астрономия является годовая отметка.
Учебные пособия для учащихся:
Астрономия 10-11 класс (базовый уровень): учебник/ В.М. ЧаругинМ: Просвещение 2018
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Литература для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
Основная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Примерные программы по учебным предметам. Физика. Астрономия 7-11 класс. Составители Коровин В.А., Орлов В.А. – Москва, «Дрофа», 2010г., авторская программа Е.П.
Левитана «Астрономия. 11 класс», 2010г
4. Учебник Астрономия. 10-11 класс. В.М. Чаругин, М.: Просвещение, 2018.
5. Внеурочная деятельность. Подготовка к олимпиаде по астрономии 5-11 класс., под ред.
М.А. Кунаш. Волгоград: Учитель.
6. И. Позднякова Любительская астрономия ООО «Издательство АСТ», 2018

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».