РП география 10-11 классы (2022-2024 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география

Предметно- методическая кафедра гуманитарного образования
Уровень обучения: среднее общее образование (базовый уровень)
Классы : 10 – 11 (СЭП)

г. Полевской, 2022

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «география» 10-11 классов разработана
в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями );
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с
изменениями и дополнениями);
-Концепция развития географического образования в Российской Федерации (утв. в
2018 г.);
-Основная образовательная программа среднего
общего образования (утв.
приказом МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313Д).
Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы «География.
Предметная линия учебников под ред. О.А.Бахчиева. 10-11 классы: М.: Вентана-Граф,
2015». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет
гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
номер учебника
в Федеральном
перечне
1.3.3.4.1.1

Автор/Авторский
коллектив

Название
учебника

Класс

Издатель
учебника

Нормативный
документ

О.А.Бахчиева

География.
Экономическая и
социальная
география мира.

10-11

М.:ООО «ВентанаГраф»-2015
учебник»

ФПУ,
утвержденный
приказом
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 28
декабря 2018 г. N
345

Общая характеристика учебного предмета
Главная цель курса – формирование представления о социально-экономической
составляющей географической картиной мира. Познакомиться с закономерностями
воспроизводства и размещения населения, этапами формирования мирового хозяйства и
географического
разделения
труда,
принципами
социально-экономического
районирования мира.
География – уникальная наука, которая использует свой интеграционный
потенциал, объясняет происходящие в современном обществе процессы. Возможные
варианты решения экономических и социальных проблем находятся на границе между
отдельными отраслями научного знания.
Программа по географии на базовом уровне ориентируется, на формирование
общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и
развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию
предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и
комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине
мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и
природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о
современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников
познавательный интерес к другим народам и странам.
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические
принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на
различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с
возрастными особенностями развития учащихся.
Цель программы - сохранение единого образовательного пространства,
предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к
построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению
учащимися прочными и осознанными знаниями.
Место учебного предмета в учебном плане
География как учебный предмет занимает важное место в формировании общей
картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни,
навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в
воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению
к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География
формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных,
экономических, социальных реалий.
География изучается в социально-экономическом профильном классе на базовом
уровне в объеме - 10 класс – 35 часов в год, в 11 классе – 34 часа в год; всего за 2 года
обучения – 69 часов.
Промежуточная аттестация проводится в 10 классе в форме годовой отметки, в 11
классе в форме контрольной работы (ВПР) по графику Министерства просвещения РФ.
Планируемые результаты
ФГОС СООО устанавливает требования к результатам освоения учебного
предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты
1.1. Для 10 класса (шестой год обучения):
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-делать свой выбор в учебных ситуациях отношения к личности и поведению
разных людей и отвечать за свой выбор, а так же моделирующих основы общественных
отношений в социальной сфере, экономике и политике;
-договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций);
-решать учебно-жизненные задачи в моделях межличностного общения в
соответствии с моральными нормами.
1.2. Для 11 класса (седьмой год обучения):
- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);
-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее
месте и роли в современном мире;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
2. Метапредметные результаты
2.1. Для 10 класса (шестой год обучения):
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
-владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
-гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности
следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной
деятельности;
-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями.
2.2. Для 11 класса (седьмой год обучения):
-умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях
бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением
различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо,
заявление и т. п.;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Планируемые предметные результаты
Тематический
Выпускник получит
блок/модуль
Выпускник научится
возможность научиться
10 класс (шестой год обучения)
Введение. Политическое -знать многообразие стран современного мира -составлять
развернутый
план
устройство мира
доклада,
сообщения,
строить
и их типы
диаграммы, таблицы, графики на
основе статистических данных и
делать на их основе выводы;
составлять презентации;
-участвовать
в
обсуждении
проблемных вопросов.
География
мировых -находить и сопоставлять
-определять и сравнивать по разным
природных ресурсов
особенности размещения основных видов источникам
информации
природных ресурсов и масштабы их географические тенденции развития

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться

использования, их главные месторождения и
территориальные сочетания, обеспеченность
природными ресурсами.,
-знать рациональное и нерациональное
природопользование
и
причины
и
последствия загрязнения окружающей среды
и пути решения экологических проблем.

природных, социально-экономических
и
геоэкологических
объектов,
процессов и явлений; оценивать и
объяснять
ресурсообеспеченность
отдельных стран и регионов мира.

-определять
численность
и
динамику
населения мира, отдельных регионов и стран,
их этногеографическую специфику; различия
в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций;
проблемы современной урбанизации; ареалы
распространения мировых религий.

-определять и сравнивать по разным
источникам информации тенденции
демографического
развития
отдельных регионов мира
-оценивать
и
объяснять
демографическую ситуацию, уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения.

мировое -знать черты развития и этапы НТР
-определять географические особенности
отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещение его основных
отраслей.

-оценивать
и
объяснять
территориальную
концентрацию
производства, степень природных,
антропогенных
и
техногенных
изменений отдельных территорий.
-составлять
комплексную
географическую
характеристику,
таблицы, карты – схемы, диаграммы,
простейшие
карты,
модели,
отражающие
географические
закономерности различных явлений и
процессов,
их
территориальные
взаимодействия.
НТР и мировое хозяйство

География
отраслей -определять географические особенности
мирового хозяйства
отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещение его основных
отраслей.

-оценивать
и
объяснять
территориальную
концентрацию
производства, степень природных,
антропогенных
и
техногенных
изменений отдельных территорий.
-составлять
комплексную
географическую
характеристику,
таблицы, карты – схемы, диаграммы,
простейшие
карты,
модели,
отражающие
географические
закономерности различных явлений и
процессов,
их
территориальные
взаимодействия.
НТР и мировое хозяйство

Население мира

НТР
и
хозяйство

11 класс (седьмой год обучения)
Регионы и страны мира

-описывать
и
сравнивать
культурно- -составлять презентацию;
исторические центры мира, крупнейшие -участвовать
в
обсуждении
цивилизации мира и их особенности.
проблемных вопросов, включаться в
дискуссию;
-работать с различными видами
текста,
содержащими
географическую информацию.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит
возможность научиться

Выпускник научится

Зарубежная Европа

-определять
ресурсообеспеченность
отдельных стран Зарубежной Европы, их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных
изменений
отдельных
территорий.

-составлять
комплексную
географическую
характеристику стран Зарубежной
Европы:
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и
процессов
их
территориальное
взаимодействие.

Зарубежная Азия

-определять
и
составлять
формирования политической карты
формы правления, государственный
типологию стран на политической
мира.
-показывать страны на карте.

этапы
мира,
строй,
карте

-составлять
комплексную
географическую
характеристику стран Зарубежной
Азии:
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и
процессов
их
территориальное
взаимодействие.

Северная Америка

-определять
ресурсообеспеченность
отдельных
стран
региона,
их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных
изменений
отдельных
территорий

-составлять
комплексную
географическую
характеристику
стран
Северной
Америки:
таблицы, картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и
процессов
их
территориальное
взаимодействие.

Латинская Америка

-определять
ресурсообеспеченность
отдельных стран Латинской Америки, их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных
изменений
отдельных
территорий.

-составлять
комплексную
географическую
характеристику стран Латинской
Америки:
таблицы, картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и
процессов
их
территориальное
взаимодействие.

Австралия и Океания

-определять
ресурсообеспеченность
отдельных
стран
региона,
их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных изменений.

-составлять
комплексную
географическую
характеристику
Австралии
и
Океании:
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и
процессов
их
территориальное
взаимодействие.

Африка

-определять
ресурсообеспеченность
отдельных
стран
региона,
их
демографическую
ситуацию,
уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных
изменений
отдельных
территорий.

-составлять
комплексную
географическую
характеристику
стран
Африки:
таблицы, картосхемы, диаграммы,
простейшие
карты,
модели,
отражающие
географические
закономерности различных явлений и
процессов
их
территориальное

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться
взаимодействие.

Россия и мир

-определять ресурсообеспеченность страны,
их демографическую ситуацию, уровни
урбанизации
и
территориальной
концентрации населения и производства,
степень природных, антропогенных и
техногенных
изменений
отдельных
территорий.

-составлять
комплексную
географическую
характеристику России: таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие
карты,
модели,
отражающие
географические
закономерности
различных явлений и процессов их
территориальное взаимодействие.

География (полный курс – понимать значение географии как науки и
обучения)
объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
– определять количественные и качественные
характеристики географических объектов,
процессов, явлений с помощью измерений,
наблюдений, исследований;
– составлять
таблицы,
картосхемы,
диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
– сопоставлять
и
анализировать
географические карты различной тематики
для выявления закономерностей социальноэкономических,
природных
и
геоэкологических процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между
собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции
развития
социально-экономических
и
экологических процессов и явлений на основе
картографических
и
статистических
источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи
природно-хозяйственных
явлений
и
процессов;
– выделять и объяснять существенные
признаки
географических
объектов
и
явлений;
– выявлять и объяснять географические
аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
– описывать
изменения
геосистем
в
результате природных и антропогенных
воздействий;
– решать задачи по определению состояния
окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию,
процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
– объяснять
состав,
структуру
и
закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;

– характеризовать
процессы,
происходящие в географической
среде; сравнивать процессы между
собой, делать выводы на основе
сравнения;
– переводить один вид информации в
другой
посредством
анализа
статистических
данных,
чтения
географических карт, работы с
графиками и диаграммами;
– составлять
географические
описания населения, хозяйства и
экологической обстановки отдельных
стран и регионов мира;
– делать
прогнозы
развития
географических систем и комплексов
в
результате
изменения
их
компонентов;
– выделять
наиболее
важные
экологические,
социальноэкономические проблемы;
– давать
научное
объяснение
процессам,
явлениям,
закономерностям, протекающим в
географической оболочке;
– понимать
и
характеризовать
причины возникновения процессов и
явлений, влияющих на безопасность
окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия
деятельности
человека
и
компонентов природы в разных
географических условиях с точки
зрения
концепции
устойчивого
развития;
– раскрывать
сущность
интеграционных
процессов
в
мировом сообществе;
– прогнозировать
и
оценивать
изменения политической карты мира
под
влиянием
международных
отношений;
– оценивать
социальноэкономические
последствия
изменения
современной
политической карты мира;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится
– рассчитывать численность населения с
учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять
закономерности
размещения
отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– приводить
примеры,
объясняющие
географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному
из
уровней
экономического
развития,
используя показатель внутреннего валового
продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и
регионов при помощи различных источников
информации в современных условиях
функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и
регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом
хозяйстве,
системе
международных
финансово-экономических и политических
отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем
человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.

Выпускник получит
возможность научиться
– оценивать геополитические риски,
вызванные
социальноэкономическими
и
геоэкологическими
процессами,
происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой
структуры отдельных стран и
регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран
и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать
региональную
политику
отдельных
стран
и
регионов;
– анализировать
основные
направления
международных
исследований
малоизученных
территорий;
– выявлять
особенности
современного геополитического и
геоэкономического
положения
России, ее роль в международном
географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и
устанавливать соотношения между
государственной
территорией
и
исключительной
экономической
зоной России;
– давать оценку международной
деятельности,
направленной
на
решение
глобальных
проблем
человечества.

Содержание учебного предмета
Экономическая и социальная география мира
10 класс
Введение (1ч)
Экономическая и социальная география в системе географических наук. Развитие
экономической географии.
Политическое устройство мира(4 ч)
Страны на политической карте мира. Политическая карта мира как историческая
категория.
Практическая работа № 1 «Государственный строй и административнотерриториальное устройство»
География мировых природных ресурсов (8ч)
Географическая среда и человек. Изменение географической среды. Мировые
ресурсы Земли и природопользование. Природные ресурсы. Обеспеченность природными
ресурсами. География минеральных природных ресурсов. Перспективы разработки
минеральных ресурсов. Размещение отдельных видов минеральных ресурсов. Земельные
и лесные ресурсы мира. Мировые водные ресурсы. Ресурсы пресной воды. Ресурсы
Мирового океана. География неисчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные
ресурсы. Климатические ресурсы. Экологические проблемы мира. Отдельные

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

экологические проблемы и пути их решения. Объекты и регионы экологических
катастроф.
Практическая работа № 2 «Оценка обеспеченности человечества основными
видами природных ресурсов
Практическая работа № 3 «Анализ карт природопользования с целью выявления
районов острых геоэкологических ситуаций»
Население мира(7)
Численность населения мира и демографическая политика. Изменение численности
населения мир. Динамика численности населения мира. Демографическая политика
государств мира. Возрастной, половой и социальный состав населения мира. Социальная
структура народонаселения. Расовый и этнический состав населения. Равноценность
национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Религии мира и
религиозный состав населения. Буддизм. Христианство. Ислам. Национальные религии.
Размещение и расселение населения мира. Миграционные процессы. Городские и
сельские поселения. Проблемы населения современного мира. Демографическая
проблема. Проблема разоружения и сохранения мира.
Практическая работа № 4 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни
населения»
НТР и мировое хозяйство (3 ч)
Научно- техническая революция: основные этапы становления. .История развития
мирового хозяйства.
Практическая работа № 5 «Выявление неравномерности хозяйственного освоения
разных территорий»
Мировое хозяйство и география основных отраслей (12ч)
Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Структура мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда. Научно-техническая революция и ее
роль в становлении мирового хозяйства. Научно-технический прогресс. Характерные
черты современной НТР. Нанотехнологии. Факторы размещения и территориальная
структура мирового хозяйства. Основные модели территориальной структуры мирового
хозяйства. Топливная промышленность и энергетика мира. Первичные энергоносители.
Нефтедобывающая
промышленность.
Газовая
промышленность.
Угольная
промышленность. Электроэнергетика. Энергетическая стратегия мира. Мировая
металлургия. Черная металлургия. Цветная металлургия. Алюминиевая промышленность.
Медная промышленность и производство благородных металлов. Машиностроение мира.
Общее машиностроение. Станкостроение. Тяжелое машиностроение. Транспортное
машиностроение. Электротехническое машиностроение. Электронная промышленность.
Мировая химическая промышленность. Горнохимическая промышленность. Основная
химия. Химия органического синтеза. Высокотехнологичные отрасли. Производство
строительных материалов и лесная промышленность. Легкая и пищевая промышленность.
Сельское хозяйство. Растениеводство мира. Типы сельского хозяйства. Биотехнологии в
сельскохозяйственном производстве. Зерновое хозяйство. Технические культуры.
Животноводство мира. Сельское хозяйство и окружающая среда. Перспективы развития
животноводства. Мировой транспорт. Виды транспорта. Мировая торговля и и сфера
услуг. Мировая торговля. Финансово-кредитные отношения. Международная торговля
услугами. Международный туризм. Международная специализация и интеграция стран и
регионов мира.
Практическая работа № 6 «Определение международной специализации
крупнейших стран и регионов мира»
Практическая работа № 7 «Установление взаимосвязей между размещением
населения, хозяйства и природными условиями»
11 класс

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Регионы и страны мира (2 часа)
Регионалистика и страноведение. Понятие о географическом регионе. Региональное
деление мира.
Зарубежная Европа ( 4 часа)
Особенности территории зарубежной Европы. Особенности населения зарубежной
Европы. Географические особенности хозяйства зарубежной Европы. Субрегиональные и
районные различия зарубежной Европы. Франция. Польша.
Практическая работа №1 «Составление сравнительных характеристик 2-х стран (по
выбору учителя) с учётом природной, социально-экономической специфики на основе
различных источников информации»
Зарубежная Азия (6 часов)
Зарубежная Азия: история формирования региона, природные условия и
ресурсы. Практическая работа № 2 «Размещение средней плотности населения двух
стран» Население зарубежной Азии. Хозяйство зарубежной Азии и развитие отдельных
отраслей. Япония – лидер азиатской экономики. Китай – экономическое чудо зарубежной
Азии. Индия – стран традиций.
Северная Америка (5 часов)
Территория и население Северной Америки. США: история формирования
государства, географическое положение и ресурсы. Промышленность США. Сельское
хозяйство и транспорт США. Канада и её место в мировом хозяйстве. Интеграционная
группировка НАФТА.
Латинская Америка ( 6 часов)
Латинская Америка: состав и общая характеристика региона. Вест- Индия ( островная
часть Мезоамерики). Континентальная часть Мезоамерики (Центральная Америка).
Мексика. Природно-ресурсный потенциал и население Южной Америки. Экономическое
пространство Южной Америки. Бразилия.
Австралия и Океания ( 2 часа)
Географические особенности Австралии и Океании как единого региона. Динамика
развития хозяйства Австралии и Океании.
Африка (5 часов)
Особенности территории и населения Африки. Природные предпосылки и развитие
первичных отраслей хозяйства Африки. Специализация субрегионов Африки. Проблемы
преодоления отсталости развивающихся стран.
ЮАР.
Россия в современном мире (5 часов)
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве. Отрасли международной
специализации России. Определение основных направлений развития внешнеэкономических
связей России.
Практическая работа № 4 «Анализ особенностей геополитического и
геоэкономического положения России».
Практическая работа № 5 « Определение основных направлений внешних
экономических связей России с наиболее развитыми странами мира».
Практическая работа № 6 «Географические взаимосвязи приоритетных глобальных
проблем человечества»
Тематическое планирование
№
п/п

Название раздела

10 класс
Кол-во
Из них кол-во часов, отведенных на
часов на
практическую часть и контроль
изучение
лабор. практ. сочинен.
контр.
раздела
раб.
раб.
раб.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1.
2.
3.
4.
5.

Введение.
Политическое
устройство мира
География
мировых
природных ресурсов
Население мира

5

1

8

2

7

1

НТР и мировое хозяйство
География
отраслей
мирового хозяйства
ИТОГО

3
12

1
2

35

7

11 класс
№
п/п

Название раздела

Регионы и страны мира
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия и Океания
Африка
Россия и мир
ИТОГО

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Кол-во
часов на
изучение
раздела
2
4
6
5
6
2
4
5
34

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор.
практ.
сочинен.
контр.
раб.
раб.
раб.
1
1
1

3
6

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
Коли
урока чество
часов

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

Тема урока

Дата
проведения
по
по
плану факту
Введение. Политическое устройство мира ( 5 часов)
Введение. Входной контроль
Современные методы географической
информации.
Источники
географической информации
Многообразие стран современного
мира и их типы
Современная политическая карта
мира. Этапы формирования
Современные
особенности
политической
карты
мира.
Практическая
работа
№
1
Государственный
строй
и
административно-территориальное
устройство
География культуры и цивилизаций

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

География мировых природных ресурсов ( 8 часов)
6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11
12

1
1

13

1

14

Взаимодействие
человечества
и
природы, изменения окружающей
среды,
рациональное
и
нерациональное природопользование
Основные виды природных ресурсов.
Природно-ресурсный
потенциал.
Ресурсообеспеченность
Основные виды природных ресурсов.
Практическая работа № 2 Оценка
обеспеченности
человечества
основными
видами
природных
ресурсов
География минеральных природных
ресурсов
Земельные и лесные ресурсы мира

1

15
16

1
1

17
18
19
20

1
1
1
1

21

1

22
23

1
1

Мировые водные ресурсы
География неисчерпаемых природных
ресурсов
Экологическая проблема – глобальная
проблема
человечества
.
Практическая работа №3 Анализ карт
природопользования
с
целью
выявления
районов
острых
геоэкологических ситуаций.
Население мира( 7 часов)
Изменение численности населения
мира и воспроизводство населения
Состав населения
Этнический и религиозный состав
населения мира
Расовый состав мира
Размещение и миграции населения
Городское и сельское население
Проблемы населения современного
мира.
Практическая работа №4 Оценка
основных показателей уровня и
качества жизни населения.
НТР и мировое хозяйство
(3 часа)
Мировое хозяйство, этапы его
развития
НТР и мировое хозяйство
Факторы
размещения,
территориальная структура мирового
хозяйства. Практическая работа №5
Выявление
неравномерности
хозяйственного освоения разных
территорий.
География отраслей мирового хозяйства (12 часов)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

24
25
26
27
28

1
1
1
1
1

29

1

30

1

31

1

32
33

1
1

34

1

35

1

Топливная промышленность
Энергетика мира
Мировая металлургия
Машиностроение
Мировая химическая
промышленность
Промышленность строительных
материалов. Лесная промышленность
Лёгкая и пищевая промышленность
мира
Сельское хозяйство. Растениеводство
Животноводство мира. Сельское
хозяйство и окружающая среда
Мировой транспорт
Мировая торговля и сфера услуг.
Практическая работа №6 Определение
международной
специализации
крупнейших стран и регионов мира
Международная специализация и
интеграция стран и регионов мира.
Обобщение по курсу . «Общий обзор
современного мира». Практическая
работа
№7
Установление
взаимосвязей между размещением
населения, хозяйства и природными
условиями. Итоговый контроль

Промежуточная
аттестация
–
годовая отметка

11 класс
№
Коли
урока чество
часов

1

1

2

1

3

1

Тема урока

Дата
проведения
по
по
плану факту

Регионы мира(2 часа)
Становление и регионы мира. Входной
контроль.
Международные
отношения
и
геополитика.
Социальноэкономические показатели уровня
жизни населения мира. Практическая
работа № 1 Характеристика политикогеографического положения страны,
изменение во времени
Зарубежная Европа (4 часа)
Особенности территории и населения
Зарубежной Европы

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

9

1

10

1

11
12

1
1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

Географические
особенности
хозяйства Зарубежной Европы .
Практическая работа
№ 2. Составление сравнительной
характеристики двух промышленных
районов зарубежной Европы
Субрегиональные
и
районные
различия Зарубежной Европы.
Сравнительная
характеристика Франции и Польши
Зарубежная Азия (6 ч)
Население и природные ресурсы
Зарубежной Азии.
Практическая работа №3
Сравнение
средней
плотности
населения двух стран
(по выбору)
Многоликое
экономическое
пространство Зарубежной Азии
Сравнительная
характеристика
отдельных субрегионов
Япония – один из лидеров азиатской
экономики
Китай – новый лидер зарубежной Азии
Индия - страна традиций и новаций.
Северная Америка ( 5 часов)
Территория и население Северной
Америки
Природно-ресурсный потенциал и
добывающие отрасли Канады и США
Сравнительная
характеристика
обрабатывающих
отраслей
промышленности США и Канады
Особенности фермерского сельского
хозяйства США и Канады
Транспорт и внешние экономические
связи США и Канады
Латинская Америка (6 часов)
Состав региона Латинская Америка.
Вест- Индия
Континентальная часть Мезоамерики
(Центральная Америка)
Природно- ресурсный потенциал и
население Южной Америки
Экономическое пространство Южной
Америки
Сравнительная
характеристика
субрегионов Ю. Америки
Бразилия.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

24

1

25

1

26

1

27

1

28
29

1
1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

Австралия и Океания ( 2 часа)
Географические
особенности
Австралии и Океании как единого
региона
Динамика развития хозяйства
Австралии и Океании
Африка ( 5 часов)
Особенности территории и населения
Африки
Природные предпосылки и развитие
первичных
отраслей
хозяйства
Африки
Специализация субрегионов Африки
ЮАР
Россия и мир (5 часов)
Социально-экономические показатели
уровня жизни населения мира
Россия
в
современном
мире
Практическая работа №4 Анализ и
объяснение
особенностей
современного геополитического и
геоэкономического положения России
Практическая работа №5 Определение
основных
направлений
внешних
экономических связей России с
наиболее развитыми странами мира
Современный мир и глобальные
проблемы человечества.
Современный мир и глобальные
проблемы человечества.
Пр. работа №6 Географические
взаимосвязи
приоритетных
глобальных проблем человечества

Промежуточная
аттестация в форме
контрольной
работы
(ВПР)по
графику
Министерства
просвещения РФ

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ







Критерии оценивания
Контроль знаний учащихся, проводимый в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
Виды контроля:
Вводный
Текущий
Тематический
Рубежный
Итоговый
Формы контроля:
практическая работа; проверочная работа; тестовый контроль; индивидуальный устный
опрос; фронтальный опрос; фронтальная письменная работа; индивидуальные

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

разноуровневые задания; географический диктант; проверка географической
номенклатуры; работа с контурными картами; заполнение таблиц.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,
логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает
учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять
главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами,
фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и
истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст
учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать
на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и
опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко
исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами,
чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие
ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при
воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из
наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой
ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей
письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя
восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения
понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов,
опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач
различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в
подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие
важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя,
допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков
работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в
пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может
исправить даже при помощи учителя;
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ
ответа, объявляется мотивированная оценка.
Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение
оценки.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или
допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть
выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. не приступал к выполнению работы;
2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена
нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10
правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических работ по географии
Отметка "5"
1.Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали
необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые
для
проведения
практических работ
теоретические
знания,
практические умения и навыки.
2.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма
фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
1.Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее
на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при
характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
2. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа,
таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и
небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
1.Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома).
2. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
1.Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к
выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
2.Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых
умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся
неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их
использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или
характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и
формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление
результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности
в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте
Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и
учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с
последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии
градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для
ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или
меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять
обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания
(избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу
по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в
работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за
работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более
баллов).
Правила работы с контурной картой

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты,
статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки
отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков
расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны
перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но
четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной
работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты!
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».