РП обществознание 10-11 классы (2022-2024 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
обществознание

Предметно-методическая кафедра гуманитарного образования
Уровень обучения: среднее общее образование (базовый)
Классы: 10 - 11

г. Полевской, 2022

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для уровня среднего общего
образования (10 - 11 классы) /базовый уровень/ разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями );
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с изменениями и дополнениями);
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом МБОУ
ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313-Д).
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы по обществознанию для 10-11
классов.
Рабочая программа ориентирована на нижеуказанные учебники:
Порядковый номер учебника
в Федеральном
перечне,
код учебника
в издательстве
1.3.3.9.1.1

1.3.3.9.1.2

Автор/
Авторский коллектив

Название учебника

Клас
с

Издатель
учебника

Нормативный документ

Боголюбов Л.Н.,
Лазебникова А.Ю.,
Матвеев А.И. и др. / Под
ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю.
Боголюбов Л.Н.,
Городецкая Н.И.,
Лазебникова А.Ю. и др. /
Под ред. Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю.

Обществознание

10

АО Издательство
Просвещение

Федеральный перечень учебников

Обществознание

11

АО
Издательство Просвещение

Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «обществознание» знакомит обучающихся с основами жизни общества, с
комплексом социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах; является интегративным, включает достижения различных наук (философии, экономики, социологии,
политологии, социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет представить знания
о человеке и обществе не односторонне с позиции какой-либо одной науки, а комплексно. Данный
подход способствует формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «обществознание» на базовом уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «обществознание» на уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее изученных
объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
Целью изучения обществознания на уровне среднего общего образования является развитие
личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)
информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего
общего образования являются:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

– формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские
позиции
в
деятельности,
правосознания,
экологической
культуры,способностиставитьцелиистроитьжизненныепланы,способностикосознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
– формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер институтов;
– овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
– овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
– формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;
– формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
–
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
–
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
«Обществознание» - учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни - обусловливают интегративный характер
обществознания; акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение обществознания в старшей школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков
людей,
реализации
и
защиты
прав
человека
и
гражданина,осознанноговыполнениягражданскихобязанностей,сознательногонеприятия анти-общественного
поведения.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общегообразованияобеспечиваетпреемственностьпоотношениюксодержаниюучебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования путем изучения ранее изученных объектов, раскрытия
ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения
понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой знаний, умений и
представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном мире.
В рабочей программе по учебному предмету «Обществознание» обеспечено оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков
с целью достижения заявленных предметных результатов.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Обществознание» входит в обязательную часть учебного плана, изучается
на уровне среднего общего образования на базовом уровне во всех профильных классах в объеме: в
10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе - 68 часов (2 часа в неделю); всего 136 часа за два
года обучения.
Промежуточная аттестация в 10,11 классах: социально-экономический профиль – контрольная работа, технологический, естественно-научный профиль – годовая отметка.
Планируемые результаты
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1.1.Личностные результаты
1.1.Для 10 класса :
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважениексвоемународу,чувствоответственностипередРодиной,гордостизасвойкрай, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитаниеуваженияккультуре,языкам,традициямиобычаямнародов,проживающихв Российской
Федерации.
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушенияправ,исвободдругихлиц,готовностьотстаиватьсобственныеправаисвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации; готовностьобучающихсякконструктивномуучастиювпринятиирешений,затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
1.2. Для 11 класса
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компеМБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

тентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки,готовностькнаучно-техническомутворчеству,владениедостовернойинформацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира иобщества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всейжизни;сознательноеотношениекнепрерывномуобразованиюкакусловиюуспешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, осознанный
выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участияврешенииличных,общественных,государственных,общенациональныхпроблем;
потребность
трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2. Метапредметные результаты
2.1. Для 10 класса :
2.1.1. Коммуникативные
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности;
 владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
2.2. Для 11 класса :
2.2.1. Коммуникативные
 умение осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
 умение подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать
и выполнять работу в условиях реального, виртуального
 и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Планируемые предметные результаты
Тематический
блок/модуль
Выпускник научится

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит возможность
научиться
10 класс

Человек в обще-– характеризовать общество как целостную
стве
развивающуюся (динамическую) систему в
единстве и взаимодействии его основных
сфер и институтов;
– выявлять,
анализировать,
систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить
примеры
прогрессивных
и
регрессивных
общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы.

– выражать собственную позицию по вопросу

Общество
как – выделять черты социальной сущности
мир культуры
человека;
– определять роль духовных ценностей в
обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики
религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на
основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и
деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить
примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и
результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и
последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную
истины;
– иллюстрировать конкретными примерами
роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлятьсвязьнаукииобразования,анализироватьфактысоциальнойдейст
вительности в контексте возрастания роли
образования и науки в современном обществе;
– выражать
и
аргументировать
собственное
отношение
к
роли

– использовать полученные знания о соци-

познаваемости мира и аргументировать ее.

– устанавливать причинно-следственные связи
между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов,
процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
альных ценностях и нормах в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух
миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения.

образования

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

и самообразования в жизни

Тематический
блок/модуль
Выпускник научится

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит возможность
научиться

Правовое регули-– сравнивать правовые нормы с другими
рование
обще- социальными нормами;
ственных отноше-– выделять основные элементы системы
права;
ний
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и
«права гражданина», ориентироваться в
ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами
своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами
и обязанностями человека и гражданина,
выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения
норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических
прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах
гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения
гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов
семейного права, применять знания основ
семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной
жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекатьианализироватьинформациюпозаданнойтемевадаптированныхисточниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК
РФ, АПК РФ, УПКРФ);
– объяснять основные идеи международных
документов, направленных на защиту
прав человека.

– действовать в пределах правовых норм для
успешного решения жизненных задач в
разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого
процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских
правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

– применять знание основных норм права в
ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия
закону;
– характеризовать основные направления
деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать
роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

11 класс
Экономика

– раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

– выделять и формулировать характерные
особенности рыночных структур;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль
Выпускник научится

Планируемые предметные результаты

– конкретизировать примерами основные
факторы производства и факторные доходы;
– объяснятьмеханизмсвободногоценообразования,приводитьпримерыдействиязаконов
спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из
источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские
издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи,
функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе
РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции
для экономики в целом и для различных
социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения
на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о
направлениях государственной политики
в области занятости;
– объяснять
поведение
собственника,
работника,
потребителя
с
точки
– анализировать практические ситуации,
связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– высказывать обоснованные суждения о
различных направлениях экономической
политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их
роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Социальная сфера – Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию
из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

Выпускник получит возможность
научиться
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка
в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования
малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения
о противоречивом влиянии процессов глобализациинаразличныесторонымировогохозяйстваинациональныхэкономик;давать
оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

зрения экономической рациональности, анализир

– выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

– высказывать обоснованное суждение о
факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль
Выпускник научится

Планируемые предметные результаты

– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли
юношества;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения
конфликтов;

– конкретизировать примерами виды социальных норм;

– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать
санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных
норм;
– различать виды социальной мобильности,
конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы
национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты
семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризоватьсемьюкаксоциальныйинститут,раскрыватьрольсемьивсовременном
обществе;
– высказывать обоснованные суждения о
факторах, влияющих на демографическую
ситуацию встране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного
общества, объяснять сущность свободы
совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций
толерантности.
Политическая
жизнь общества

–

выделять субъектов политической
деятельности и объекты политического воздействия;
–
различать политическую власть и
другие виды власти;

Выпускник получит возможность
научиться
условиях;

– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к
людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе
анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления
отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и
динамику ее изменений в мире и в России.

– находить, анализировать информацию о
формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль
Выпускник научится
–

Планируемые предметные результаты

устанавливатьсвязимеждусоциальнымиинтересами,целямииметодамиполитической
деятельности;
–
высказывать
аргументированные
суждения о соотношении средств и целей в
политике;
–
раскрывать роль и функции политической системы;
–
характеризовать государство как
центральный институт политической системы;
–
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном
развитии;
–
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии)демократии;
–
характеризовать
демократическую
избирательную систему;
–
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
–
устанавливатьвзаимосвязьправовогогосударстваигражданскогообщества,раскрывать ценностный смысл правового государства;
–
определять роль политической элиты
и политического лидера в современном обществе;
–
конкретизировать примерами роль
политической идеологии;
–
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
–
формулироватьсуждениеозначениимногопартийностииидеологическогоплюрализма в современном обществе;
–
оценивать роль СМИ в современной
политической жизни;
–
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
–
различать и приводить примеры
непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Выпускник получит возможность
научиться
кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в
избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Содержание учебного предмета
10 класс
Человек в обществе
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и
деятельность.Мотивациядеятельности,потребностииинтересы.Свободаинеобходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного
познания. Особенности социального познания. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного
развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный
регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессыглобализации.Основныенаправленияглобализации.Последствияглобализации. Общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI века.
Общество как мир культуры
Духовная культура общества. Понятие, культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие культур. Духовный мир личности. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его виды. Мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм. Наука и ее функции
в обществе. Этика науки. Образование. Типы образовательных организаций. Религия. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религиозные организации. Искусство и его функции. Массовая культура. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Источники права. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на
результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационноправовые формы предприятий.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса.
Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
11 класс
Экономика:
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции,
облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковскаясистема.ЦентральныйбанкРоссийскойФедерации,егозадачи,функцииироль в банковской сиМБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

стеме России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда.
Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль
государства в экономике.
Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги,
уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежнокредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели.
Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.
Социальная сфера:
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и
брак. Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в РоссийскойФедерации.РелигиозныеобъединенияиорганизациивРоссийскойФедерации.
Политическая сфера:
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы
избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания.
Гражданское общество и правовое государство.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие,
признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.
Тематическое планирование
(10 – 11 классы)
№

Название раздела (блока)

Кол-во

Из них, кол-во часов, отведенных
на практическую часть и контроль
Практические
Контрольные раработы
боты

10 класс
1
2
3

Человек в обществе
Общество как мир культуры
Правовое регулирование общественных отношений
Итого :

20
17
31
68
11 класс

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1
1
5

1
1
1

7

5

Повторение.
Входная контрольная работа
Экономическая жизнь общества
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Итого :

1
2
3
4

№
урока

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19
20

21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35
36

37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50

2

2

26

2

2

18
22

2
2

2
2

68

6

8

Календарно-тематическое планирование
10 класс
Количество
Тема урока
Дата провеПримечание
часов
дения
по
по
плану факту
Человек в обществе (20 часов)
2
Что такое общество
2
Общество как сложная система
2
Динамика общественного развития
2
Социальная сущность человека
2
Деятельность - способ существования
людей
2
Познавательная деятельность
2
Свобода и необходимость в деятельности человека
2
Современное общество
Глобальная угроза международное
терроризма
1
Практикум по теме "Человек в обществе"
1
Контрольная работапо теме "Человек
в обществе"
Общество как мир культуры (17 часов)
2
Духовная культура общества
2
Духовный мир личности
2
Мораль
2
Наука и образование
2
Религия и религиозные организации
2
Искусство
2
Массовая культура
1
Практикум по теме "Общество как
мир культуры"
1
Контрольная работа по теме "Общество как мир культуры"
Правовое регулирование общественных отношений (31 час)
2
Современные подходы к пониманию
права
2
Право в системе социальных норм
2
Источники права
2
Правоотношения. Правомерное поведение.
2
Гражданин РФ
2
Гражданское право
2
Правовые основы социальной защиты
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

51-52

2

53-54
55-56
57-58
59-60
61-62

2
2
2
2
2

63

1

64

1

65-66

2

67
68

1
1

и социального обеспечения
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Семейное право
Экологическое право
Процессуальные отрасли права
Международная защита прав человека
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
Контрольная работа по теме "Правовое регулирование общественных отношений"
Повторение. Подготовка к итоговой
контрольной работе.
Итоговая контрольная работа

Промежуточная
аттестация: СЭП –
контрольная работа;
ТП и ЕНП – годовая
отметка.

Анализ работ и работа над ошибками
Итоговое обобщение по изученным
темам
11 класс

№
урока

Количество
часов

Тема урока

Дата проведения
по
по
плану факту

Введение ( 2 часа)
1-2

2

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

27-28

2

29-30
31-32

2
2

Повторение.
Входная контрольная работа
Экономическая жизнь общества(26 часов)
Роль экономики в жизни общества
Экономика : наука и хозяйство
Экономический рост и развитие
Рыночные отношения в экономике
Фирма в экономике
Финансовый рынок
Экономика и государство
Финансовая политика государства
Занятость и безработица
Мировая экономика
Экономическая культура
Практикум по теме "Экономическая
жизнь общества"
Контрольная работа по теме "Экономическая жизнь общества"
Социальная сфера (18 часов)
Социальная структура общества
Социальные нормы и отклоняющееся поведение

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

33-34

2

35-36
37-38
39-40
41-42

2
2
2
2

43-44

2

45-46

2

47-48
49-50
51-52

2
2
2

53-54
55-56

2
2

57-58

2

59-60
61-62
63-64

2
2
2

65-66

2

67

1

68

1

Нации и межнациональные отношения
Семья и брак
Гендер как научное понятие
Молодежь в современном обществе
Демографическая ситуация в современной России
Практикум по теме "Социальная
сфера"
Контрольная работа по теме "Социальная сфера"
Политическая жизнь общества (22 часа)
Политика и власть
Политическая система
Гражданское общество и правовое
государство
Демократические выборы
Политические партии и партийные
системы
Политическая элита и политическое
лидерство
Политическое сознание
Политическое поведение
Политический процесс и культура
политического участия

Практикум по теме "Политическая
жизнь общества"
Контрольная работа по теме "Политическая жизнь общества"
Анализ работ. Итоговое обобщение
по изученным темам

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Промежуточная
аттестация: СЭП –
контрольная работа; ТП и ЕНП –
годовая отметка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».