РП право 10-11 класс (2022-2024 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
право

Предметно-методическая кафедра гуманитарного образования
Уровень обучения: среднего общее образование (углубленный)
Классы: 10-11 (СЭП)

г. Полевской, 2021
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету "Право" углубленного уровня изучения
разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями );
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с
изменениями и дополнениями);
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313-Д).
Рабочая программа составлена с учетом примерной программы по праву для 10-11
классов.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Порядковый номер
учебника
в
Федеральном
перечне,
код
учебника
в
издательстве
1.3.3.8.1.1

1.3.3.8.1.2

Автор/Авторский
коллектив

Название
учебника

Класс

Издатель
учебника

Нормативный
документ

Боголюбов
Л.Н.,
Лукашева
Е.А.,
Матвеев А.И. и др.
/Под
ред.
ЛазебниковойА.Ю.,
Лукашевой
Е.А.,
Матвеева А.И.
Боголюбов
Л.Н.,
Абова Т.Е., Матвеев
А.И. и др./ Под ред.
Лазебниковой А.Ю.,
Абовой
Т.Е.,
Матвеева А.И.

Право
(Углубленный
уровень)

10

ОА
Издательство
Просвещение

Федеральный
перечень учебников

Право
(Углубленный
уровень)

11

АО
Издательство
Просвещение

Общая характеристика учебного предмета
Изучение права на углубленном уровне направлено на достижение следующей цели:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры,
социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм
права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом
права и свободы, а также содействие развитию профессиональных склонностей;
Задачи:
 воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым институтам, правопорядку;
 освоение системы знаний о праве как науки, о принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы, правомерной реализации гражданской позиции, эффективной
реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной
юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
 овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения
обучения в системе профессионального образования;
 формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию
в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки
зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации
гражданской позиции и несению ответственности.
Содержание учебного предмета «право» на углубленном уровне обеспечивает
преемственность по отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

уровне основного общего образования путем изучения ранее изученных объектов, раскрытия
ряда вопросов на более высоком теоретическом уровне, введения нового содержания,
расширения понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной системой
знаний, умений и представлений в области наук о природе, обществе и человеке, сформировать
компетентности, позволяющие выпускникам осуществлять типичные социальные роли в
современном мире.
В рабочей программе по учебному предмету «Право» обеспечено оптимальное
соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых
навыков с целью достижения заявленных предметных результатов.
Изучение "Права" на углубленном уровне происходит в рамках обучения учащихся на
социально-экономическом профиле.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа предназначена для обучающихся социально-экономического профиля
на углубленном уровне: в 10классе – 68 часов в год (2 часа в неделю);в 11 классе - 68 часов в
год (2 часа в неделю). Общее число учебных часов за 2 года обучения – 136 часов.
Промежуточная аттестация в 10,11 классах социально-экономический профиля
предусмотрена в форме контрольной работы.
Планируемые результаты
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
1.1.Личностные результаты
1.1.Для 10 класса (первый обучения):
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания, и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважениексвоемународу,чувствоответственностипередРодиной,гордостизасвойкрай, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг,гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
- воспитаниеуваженияккультуре,языкам,традициямиобычаямнародов,проживающихв
Российской Федерации.
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественнойжизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без
нарушенияправ,исвободдругихлиц,готовностьотстаиватьсобственныеправаисвободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовностьобучающихсякконструктивномуучастиювпринятиирешений,затрагивающих
их
права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
1.2. Для 11 класса (второй год обучения):
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной
и других видах деятельности.
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки,готовностькнаучно-техническомутворчеству,владениедостовернойинформацией
о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всейжизни;сознательноеотношениекнепрерывномуобразованиюкакусловиюуспешной
профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участияврешенииличных,общественных,государственных,общенациональныхпроблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического
комфорта, информационной безопасности.
2. Метапредметные результаты
2.1. Для 10 класса (первый год обучения):
2.1.1. Коммуникативные
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
2.2. Для 11 класса (второй год обучения):
2.2.1. Коммуникативные
- умение осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
- умение подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- умение при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.); координировать и
выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться

10 класс (первый год обучения)
Право и
государство

– выделять содержание различных теорий
происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов
государственного механизма и их место в
общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского
общества и правового государства;

– проводить
сравнительный
анализ
различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности
государства
по
источнику
государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки
различных видов и способов толкования
права;
– оценивать
тенденции
развития
государства и права на современном
этапе;
– понимать необходимость правового
воспитания и противодействия
правовому нигилизму;

Форма и структура – применять знания о принципах, источниках, – классифицировать виды конституций
права
нормах, институтах и отраслях права, по форме выражения, по субъектам
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит возможность
научиться

Выпускник научится
необходимых для ориентации в российском
нормативно-правовом
материале,
для
эффективной реализации своих прав и
законных интересов;
– оценивать роль и значение права как
важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и
достоинства различных правовых систем
(семей);
– проводить сравнительный анализ правовых
норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и
взаимовлияние;

принятия, по порядку принятия и
изменения;
– толковать
государственно-правовые
явления и процессы;
– проводить
сравнительный
анализ
особенностей
российской
правовой
системы и правовых систем других
государств;

– характеризовать особенности системы
российского права;
– различать формы реализации права;
–
выявлять
зависимость
уровня
правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в
становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;

– описывать
этапы
становления
парламентаризма в России;
– сравнивать
различные
виды
избирательных систем;
– анализировать
с
точки
зрения
международного
права
проблемы,
возникающие
в
современных
международных отношениях;

Правотворчество и –
различать
соответствующие
виды
правореализация
правоотношений,
правонарушений,
юридической ответственности, применяемых
санкций,
способов
восстановления
нарушенных прав;
– целостно анализировать принципы и
нормы,
регулирующие
государственное
устройство
Российской
Федерации,
конституционный статус государственной
власти и систему конституционных прав и
свобод в Российской Федерации, механизмы
реализации и защиты прав граждан и
юридических лиц в
соответствии с
положениями
Конституции
Российской
Федерации;
–
характеризовать
правовой
статус
Президента Российской Федерации, выделять
его основные функции и объяснять их
внутри- и внешнеполитическое значение;
– характеризовать Правительство Российской
Федерации
как
главный
орган
исполнительной власти в государстве;
раскрывать
порядок
формирования
и
структуру
Правительства
Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного
процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделять особенности избирательного
процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного
самоуправления
как
одну
из
основ
конституционного
строя
Российской
Федерации;

– сравнивать воинскую обязанность и
альтернативную гражданскую службу;
– выявлять общественную опасность
коррупции для гражданина, общества и
государства;
– характеризовать систему органов
государственной
власти
Российской
Федерации в их единстве и системном
взаимодействии;
– дифференцировать функции Совета
Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
– характеризовать систему преступлений,
предусмотренных Уголовным кодексом
РФ;
– характеризовать судебную систему и
систему правоохранительных органов
Российской Федерации;

Становление и
развитие
отечественного
права

Право и личность

–

оценивать

социальную

значимость – оценивать роль Уполномоченного по

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Основы
конституционного
права РФ

Планируемые предметные результаты
Выпускник получит возможность
научиться

Выпускник научится
соблюдения прав человека;
– определять место международного права в
отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения
споров;
– сравнивать механизмы универсального и
регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав
человека;
–дифференцировать
участников
вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту
гражданских
объектов
и
культурных
ценностей; называть виды запрещенных
средств и методов ведения военных действий;

правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации;
– анализировать институт международноправового признания;
– выявлять особенности международноправовой ответственности;
– выделять основные международноправовые
акты,
регулирующие
отношения
государств
в
рамках
международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных
организаций в деятельности по защите
прав человека в условиях военного
времени;

–характеризовать
особенности
конституционного строя России;
– различать формы судебной власти;
– различать основания для приобретения
гражданства РФ;
– оценивать различные избирательные
системы.

– анализировать институт гражданство в
РФ;
– выявлять особенности избирательных
систем в РФ;

11 класс (второй год обучения)
Гражданское право – выделять структурные элементы системы
российского законодательства;
– анализировать различные гражданскоправовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
–
проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской
деятельности,
выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения
гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в
Российской Федерации;

– различать различные виды договоров;
–формулировать
особенности
страхования в Российской Федерации,
различать виды страхования;
– различать опеку и попечительство;
– составлять различные виды договоров;
– выявлять способы защиты гражданских
прав;
характеризовать
особенности
защиты
прав
на
результаты
интеллектуальной деятельности;

Семейное право

– анализировать условия вступления в брак,
характеризовать
порядок
и
условия
регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов
семьи;

– различать условия, запрещающие
вступление в брак
–
различать
виды
алиментных
обязательств (условия иформывыплаты
алиментов и основания прекращения
алиментных обязательств)
– рассчитывать размер алиментов

Правовое
регулирование
трудовых
отношений

– характеризовать трудовое право как одну из
ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников
трудовых правоотношений;
–
проводить
сравнительный
анализ
гражданско-правового
и
трудового
договоров;
– различать рабочее время и время отдыха,
разрешать трудовые споры правовыми
способами;

– находить
наиболее
оптимальные
варианты разрешения правовых споров,
возникающих в процессе трудовой
деятельности;
– определять
правовые
основы
социальной защиты и обеспечения

Административное –

характеризовать

административные –

проводить

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

сравнительный

анализ

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

Выпускник получит возможность
научиться

и уголовное право правонарушения;
– Характеризовать преступления , состав
преступления, виды преступлений;
–дифференцировать
уголовные
и
административные
правонарушения
и
наказание за них;

уголовного и административного видов
ответственности;
иллюстрировать
примерами
порядок
и
условия
привлечения
к
уголовной
и
административной
ответственности
несовершеннолетних;

Финансовое,
налоговое,
экологическое
право.
Международное
право

– целостно описывать структуру банковской
системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять
применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты
налоговых правоотношений;
–
соотносить
виды
налоговых
правонарушений с ответственностью за их
совершение;

– определять
применимость
норм
финансового
права
в
конкретной
правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность
по проведению проверки финансовой
отчетности;

Процессуальное
право

–
проводить
сравнительный
анализ
конституционного,
гражданского,
арбитражного,
уголовного
и
административного видов судопроизводства,
грамотно применять правовые нормы для
разрешения
конфликтов
правовыми
способами;
– давать на примерах квалификацию
возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
–
применять
правовые
знания
для
аргументации
собственной позиции
в
конкретных
правовых
ситуациях
с
использованием нормативных актов;

– определять судебную компетенцию,
стратегию и тактику ведения процесса.
– выявлять особенности и специфику
различных юридических профессий.

За курс обучения

-

-

-

-

-

-

выделять содержание различных теорий
происхождения государства;
сравнивать различные формы государства;
приводить примеры различных элементов
государственного механизма и их место в
общей структуре;
соотносить основные черты гражданского
общества и правового государства;
применять
знания
о
принципах,
источниках,
нормах,
институтах
и
отраслях
права,
необходимых
для
ориентации в российском нормативноправовом материале, для эффективной
реализации своих прав и законных
интересов;
оценивать роль и значение права как
важного социального регулятора и
элемента культуры общества;
сравнивать и выделять особенности и
достоинства различных правовых систем
(семей);
проводить
сравнительный
анализ
правовых норм с другими социальными
нормами, выявлять их соотношение,
взаимосвязь и взаимовлияние;
характеризовать особенности системы
российского права;
различать формы реализации права;
выявлять
зависимость
уровня

-

-

-

-

-

-

-

-

проводить сравнительный анализ
различных теорий государства и
права;
дифференцировать теории сущности
государства
по
источнику
государственной власти;
сравнивать достоинства и недостатки
различных
видов
и
способов
толкования права;
оценивать
тенденции
развития
государства и права на современном
этапе;
понимать необходимость правового
воспитания
и
противодействия
правовому нигилизму;
классифицировать виды конституций
по форме выражения, по субъектам
принятия, по порядку принятия и
изменения;
толковать государственно-правовые
явления и процессы;
проводить сравнительный анализ
особенностей российской правовой
системы и правовых систем других
государств;
различать
принципы
и
виды
правотворчества;
описывать
этапы
становления
парламентаризма в России;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

правосознания от уровня правовой
культуры;
оценивать собственный возможный вклад
в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
различать
соответствующие
виды
правоотношений,
правонарушений,
юридической
ответственности,
применяемых
санкций,
способов
восстановления нарушенных прав;
выявлять
общественную
опасность
коррупции для гражданина, общества и
государства;
целостно анализировать принципы и
нормы, регулирующие государственное
устройство
Российской
Федерации,
конституционный статус государственной
власти и систему конституционных прав и
свобод
в
Российской
Федерации,
механизмы реализации и защиты прав
граждан
и
юридических
лиц
в
соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации;
сравнивать воинскую обязанность и
альтернативную гражданскую службу;
оценивать роль Уполномоченного по
правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и
гражданина в Российской Федерации;
характеризовать
систему
органов
государственной
власти
Российской
Федерации в их единстве и системном
взаимодействии;
характеризовать
правовой
статус
Президента
Российской
Федерации,
выделять его основные функции и
объяснять
их
внутрии
внешнеполитическое значение;
дифференцировать
функции
Совета
Федерации и Государственной Думы
Российской Федерации;
характеризовать
Правительство
Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве;
раскрывать порядок формирования и
структуру Правительства Российской
Федерации;
характеризовать судебную систему и
систему правоохранительных органов
Российской Федерации;
характеризовать этапы законодательного
процесса и субъектов законодательной
инициативы;
выделять особенности избирательного
процесса в Российской Федерации;
характеризовать
систему
органов
местного самоуправления как одну из
основ
конституционного
строя
Российской Федерации;
определять место международного права в

Выпускник получит возможность
научиться
-

-

-

-

-

-

-

-

сравнивать
различные
виды
избирательных систем;
анализировать
с
точки
зрения
международного права проблемы,
возникающие
в
современных
международных отношениях;
анализировать
институт
международно-правового признания;
выявлять особенности международноправовой ответственности;
выделять основные международноправовые
акты,
регулирующие
отношения государств в рамках
международного
гуманитарного
права;
оценивать роль неправительственных
организаций в деятельности по защите
прав человека в условиях военного
времени;
формулировать
особенности
страхования в Российской Федерации,
различать виды страхования;
различать опеку и попечительство;
находить
наиболее
оптимальные
варианты
разрешения
правовых
споров, возникающих в процессе
трудовой деятельности;
определять
применимость
норм
финансового права в конкретной
правовой ситуации;
характеризовать
аудит
как
деятельность по проведению проверки
финансовой отчетности;
определять судебную компетенцию,
стратегию
и
тактику
ведения
процесса.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Выпускник получит возможность
научиться

отраслевой
системе
права;
характеризовать
субъектов
международного права;
различать способы мирного разрешения
споров;
оценивать
социальную
значимость
соблюдения прав человека;
сравнивать механизмы универсального и
регионального сотрудничества и контроля
в области международной защиты прав
человека;
дифференцировать
участников
вооруженных конфликтов;
различать защиту жертв войны и защиту
гражданских объектов и культурных
ценностей; называть виды запрещенных
средств и методов ведения военных
действий;
выделять структурные элементы системы
российского законодательства;
анализировать различные гражданскоправовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского
права;
проводить
сравнительный
анализ
организационно-правовых
форм
предпринимательской
деятельности,
выявлять их преимущества и недостатки;
целостно описывать порядок заключения
гражданско-правового договора;
различать формы наследования;
различать виды и формы сделок в
Российской Федерации;
выявлять способы защиты гражданских
прав;
характеризовать
особенности
защиты
прав
на
результаты
интеллектуальной деятельности;
анализировать условия вступления в брак,
характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
различать формы воспитания детей,
оставшихся без попечения родителей;
выделять права и обязанности членов
семьи;
характеризовать трудовое право как одну
из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников
трудовых правоотношений;
проводить
сравнительный
анализ
гражданско-правового
и
трудового
договоров;
различать рабочее время и время отдыха,
разрешать трудовые споры правовыми
способами;
дифференцировать
уголовные
и
административные правонарушения и
наказание за них;
проводить
сравнительный
анализ
уголовного и административного видов
ответственности;
иллюстрировать
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

-

-

-

-

-

-

-

Выпускник получит возможность
научиться

примерами
порядок
и
условия
привлечения
к
уголовной
и
административной
ответственности
несовершеннолетних;
целостно описывать структуру банковской
системы Российской Федерации;
в практических ситуациях определять
применимость
налогового
права
Российской Федерации; выделять объекты
и субъекты налоговых правоотношений;
соотносить
виды
налоговых
правонарушений с ответственностью за их
совершение;
применять
нормы
жилищного
законодательства
в
процессе
осуществления своего права на жилище;
дифференцировать права и обязанности
участников образовательного процесса;
проводить
сравнительный
анализ
конституционного,
гражданского,
арбитражного,
уголовного
и
административного
видов
судопроизводства, грамотно применять
правовые
нормы
для
разрешения
конфликтов правовыми способами;
давать на примерах квалификацию
возникающих в сфере процессуального
права правоотношений;
применять
правовые
знания
для
аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с
использованием нормативных актов;
выявлять особенности и специфику
различных юридических профессий.

Содержание учебного предмета
10 класс
Раздел I. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм в
древнем мире. Возникновение и развитие ранних форм права. Происхождение государства.
Связь государства и права.
Сущность права. Право как объективное явление, воздействующее на человеческую
деятельность. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права.
Наиболее общие признаки права. Определение права. Социальное назначение и ценность права.
Право - мера свободы и ответственности. Отличие права от закона. Роль права в защите и
совершенствовании демократии.
Сущность государства. Государство как публичная власть. Отличие государства от
негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарата как
способ осуществления публичной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Форма правления: монархия и
республика. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
Конфедерация. Формы политического режима. Политический режим: демократический,
антидемократический.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Функции государства. Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции
государства. Государственный механизм: структура и принципы. Социально значимые функции
государства.
Правовое государство. Правовое государство. Принципы правового государства.
Условия формирования правового государства.
Гражданское общество. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского
общества. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Роль гражданского
общества в развитии демократии и самоуправления.
Раздел II. Формы и структура права
Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм.
Право и другие социальные нормы. Право и мораль.
Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой
нормы. Основные виды юридических норм: регулятивные и правоохранительные.
Управомочивающая норма. Запрещающая норма. Обязывающая норма.
Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права.
Международный договор и международный обычай как традиционно сложившиеся источники
международного права.
Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы
права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Современная классификация отраслей
российского права. Три основные группы отраслей: базовые (конституционное право;
материальные и процессуальные отрасли); специальные; комплексные отрасли права. Частное и
публичное право.
Правовые системы современности. Понятия «система права» и «правовая система».
Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые
системы традиционного типа.
Раздел III. Становление и развитие отечественного права
Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского
права. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г.
Эволюция
советского
законодательства. Этапы
становления
советского
законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в советском
законодательстве. Советский суд.
Формирование права современной России. Становление современного российского
федерализма. Реформа системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и уголовнопроцессуальное право.
Раздел IV. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Понятие
правотворчества.
Основные
принципы
и
виды
правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии
законодательного процесса в Российской Федерации.
Реализация и толкование права. Формы реализации права. Применение права как особая
форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды, способы.
Правовые отношения. Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические
обязанности.
Субъекты
правоотношений.
Правоспособность,
дееспособность
и
деликтоспособность. Содержание правоотношений. Юридические факты.
Законность и правопорядок. Понятие законности. Основные принципы законности.
Правовой порядок. Гарантии законности и правового порядка. Механизм правового
регулирования. Виды и средства правового регулирования. Понятие механизма правового
регулирования. Элементы правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность
права.
Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение и
правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины роста правонарушений. Понятие
юридической
ответственности.
Виды
юридической
ответственности.
Презумпция
невиновности. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Преступление и наказание. Понятие и признаки преступления. Преступность как
социально-правовое явление. Состояние преступности в России. Организованная преступность.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Латентная преступность. Международный терроризм. Понятие наказания. Виды наказаний.
Цели наказания.
Органы охраны правопорядка. Виды государственных правоохранительных органов.
Полномочия и порядок деятельности суда, прокуратуры, полиции, Федеральной службы
безопасности. Деятельность адвокатуры и нотариата.
Правосознание. Понятие правосознания. Разновидности правосознания. Осознание
ценности естественного права, прав и свобод человека - ключевая черта правосознания.
Правовой нигилизм и его причины. Активная и пассивная формы правового нигилизма. Пути
преодоления правового нигилизма.
Правовая культура. Правовая культура - высшая ступень развития правосознания.
Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность
коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые
на государственном уровне.
Раздел V. Право и личность
Права человека: понятие, сущность, структура. Понятие и сущность прав человека.
Естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Развитие идеи прав человека в
истории правовой мысли. Поколения прав человека. Структура прав человека.
Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса. Юридические
основания правового статуса личности. Элементы правового статуса. Юридические права и
обязанности. Субъективные права. Различие правового статуса человека и гражданина.
Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Юридические механизмы
защиты.
Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Система
органов защиты прав человека в России. Юридические гарантии защиты прав человека. Защита
прав и свобод человека всеми способами, не запрещёнными законом.
Особенности социального государства. Необходимость социального государства.
Гуманистический смысл социального государства. Концепции социального качества.
Становление социального государства в России.
Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах
человека. Контроль за соблюдением международных договоров по правам человека. Главные и
вспомогательные органы ООН в области прав человека. Региональные организации в области
прав человека.
Раздел VI. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное
право
Российской
Федерации. Виды
конституций. Место
конституционного права в системе отраслей российского права. Предмет конституционного
права. Методы правового регулирования конституционного права. Конституционное право отрасль юридической науки. Верховенство Конституции в обществе и государстве.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Понятие конституционного
строя. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Народ как носитель суверенитета и
единственный источник власти. Правовые основы экономической системы. Правовые основы
социальной системы. Правовые основы политической системы. Федеративное государственное
устройство.
Система
органов
государственной
власти
Российской
Федерации. Понятие
государственного органа. Органы государственной власти в Российской Федерации. Правовой
статус и полномочия Президента РФ. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской
Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок
формирования, области деятельности, структура. Прокуратура в Российской Федерации.
Судебная власть. Понятие суда. Демократические принципы судопроизводства.
Правовой статус судьи в РФ. Профессиональный судья. Непрофессиональный судья
(присяжный заседатель).
Судебная система. Понятие и характеристики судебной системы. Типы судебных систем.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Суды
арбитражной юрисдикции.
Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Конституционный
статус личности. Конституционные права и свободы. Конституционные права.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства.
Приобретение и основания прекращения гражданства. Многогражданство и безгражданство.
Граждане иностранных государств.
Избирательное право. Выборы, их значение и разновидности. Сущность избирательного
права. Принципы проведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.
Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Избирательный процесс в
Российской Федерации. Выборы. Референдум. Система органов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.
11 класс
Гражданское право
Общие
положения
гражданского
права
:
предмет,
метод,
источники,
принципы. Гражданское право как частное право. Понятие гражданского права. Источники
гражданского права. Гражданское законодательство. Предмет и метод гражданского права.
Цели и принципы гражданского права.
Гражданско-правовые отношения. Понятие и виды гражданского правоотношения.
Возникновение и прекращение гражданских правоотношений. Содержание гражданского
правоотношения
Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды
юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Предпринимательская деятельность и её регламентация. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности. Правовые средства государственного
регулирования предпринимательства Право собственности. Виды правомочий собственника.
Формы собственности.
Сделки в гражданском праве. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция.
Гражданско-правовой договор. Понятие и значение договора. Порядок заключения
договора: оферта и акцепт. Исполнение договора. Обеспечение исполнения договоров.
Отдельные виды договоров.
Наследование и его правовая регламентация. Понятие наследования и наследуемого
имущества. Наследование и наследник. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
Принятие наследства и отказ от наследства Страхование и его виды.
Право интеллектуальной собственности. Роль интеллектуальной собственности в
современном мире. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права.
Отдельные институты интеллектуальной собственности.
Авторское право. Субъекты и объекты авторского права. Личные неимущественные и
имущественные
права
авторов.
Авторский
договор.
Нарушение
авторских
прав. Ответственность за нарушение авторских прав. Права, смежные с авторскими правами
Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве. Защита прав
потребителей. Убытки и вред в гражданском праве. Условия привлечения к ответственности в
гражданском праве. Непреодолимая сила. Право на результаты интеллектуальной деятельности:
авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау.
Семейное право.
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое
регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака.
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность
родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приёмная семья.
Правовое регулирование трудовых правоотношений.
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и
время отдыха. Сверхурочная работа. Время отдыха. Виды времени отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда и правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная
ответственность. Материальная ответственность сторон трудового договора
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Способы защиты прав работников. Охрана труда. Защита трудовых прав и интересов
работников профессиональными союзами. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и
разрешения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты
и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Понятие и виды
трудового(страхового) стажа.
Административное право
Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственные
служащие.
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Понятие административно-правового статуса гражданина. Права граждан как
элементы административно-правового статуса. Юридические гарантии прав граждан.
Признаки и виды административного правонарушения. Признаки административных
правонарушений.
Административная
ответственность
и
административные
наказания. Виды
административных наказаний. Производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовное право
Принципы и источники уголовного права. Понятие уголовного права. Основные
принципы применения уголовного закона. Действие уголовного закона во времени.
Действие уголовного закона в пространстве
Преступление. Признаки, виды и состав преступления. Формы вины. Основные стадии
преступления. Соучастие в преступлении. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Уголовная ответственность.
Виды наказаний в уголовном праве. Цели наказания. Смягчающие и отягчающие
обстоятельства. Освобождение от уголовной ответственности Уголовная ответственность
несовершеннолетних.
Финансовое право.
Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы
РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Налоговое право.
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов.
Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения.
Экологическое право
Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную
окружающую
среду.
Способы
защиты
экологических
прав.
Экологические
правонарушения. Роль права в обеспечении экологической безопасности. Экологическая
культура и право.
Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного
права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров.
Источники и основания международно-правовой ответственности. Виды международных
преступлений. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека.
Право на благоприятную окружающую среду. Права ребёнка.
Нарушения
прав
человека.
Международные
договоры
о
защите
прав
человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединённых
Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде
по правам человека.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Международное гуманитарное право.. Источники и принципы международного
гуманитарного права. Международный комитет Красного Креста. Участники вооружённых
конфликтов. Ограничения на ведение военных действий. Нарушение международного
гуманитарного права.
Процессуальное право
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии
гражданского процесса. Понятие гражданского процесса. Категории дел в гражданском суде.
Участники гражданского процесса. Средства установления истины.
Прохождение дела в суде. Исковое заявление. Стадии судебного процесса. Обжалование
судебных решений. Исполнение судебных решений.
Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных
действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие конституционного судопроизводства.
Компетенция Конституционного суда РФ. Основные принципы конституционного
судопроизводства. Право на обращение в Конституционный суд РФ. Стадии конституционного
судопроизводства.
Тематическое планирование
10 класс
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Название раздела (блока)

Кол-во
часов на
изучение
раздела
(блока)

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор.
практ.
сочинен. контр.
раб.
раб.
раб.

Право и государство
Форма и структура права
Становление
и
развитие
отечественного права
Правотворчество
и
правореализация
Право и личность
Основы
конституционного
права РФ
Итоговая контрольная работа
Анализ
работ.
Итоговое
обобщение по изученным
темам
Итого :

14
10
4

7
4
1

1

17

7

1

7
12

2
3

2
2

2

68

24

2

6

11 класс
№
п/п

1

Название раздела (блока)

Повторение.

Кол-во
часов на
изучение
раздела
(блока)
2

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор.
практ. сочинен. контр.
раб.
раб.
раб.
2

Входная контрольная работа
2

Гражданское право

20

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

9

3

Семейное право

4

2

4

Трудовое право

10

3

5

Административное право

6

3

6

Уголовное право

8

3

7

Другие отрасли права

8

2

8

Процессуальное право

8

4

9

Итоговая контрольная
работа
Анализ работ. Итоговое
обобщение по изученным
темам
Итого :

2

10

2

2

2

2

2

68

26

8

Календарно-тематическое планирование
10класс
№
Коли
урока чество
часов

1-2
3-4
5-6
8-8
9-10
11-12
13-14

2
2
2
2
2
2
2

15-16
17-18
19-20
21-22
23
24

2
2
2
2
1
1

25

1

26
27-28

1
2

Тема урока

Дата
Примечан
проведения
ие
по
по
плану факту

Право и государство 14 ч
Происхождение права и государства
Сущность права
Сущность государства
Формы государства
Функции государства
Правовое государство
Гражданское общество
Форма и структура права 10 ч
Право в системе социальных регуляторов
Нормы права
Источники права
Система права
Правовые системы современности
Контрольная работа по теме : "Право и
государство. Форма и структура права"
Становление и развитие отечественного права 4 ч
Формирование
и развитие русского права
Эволюция советского законодательства
Формирование права современной России
Правотворчество и правореализация17ч
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

29-30
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39

2
2
2
2
2
2

40-41
42
43
44

2
1
1
1

45

1

46-47
48-49

2
2

50
51

1
1

52

1

53

1

54

1

55
56
57

1
1
1

58-59

2

60-61
62-63
64-65

2
2
2

66
67-68

1
1

Правотворчество
Реализация и толкование права
Правовые отношения
Законность и правопорядок
Механизм правового регулирования
Правонарушение
и
юридическая
ответственность
Преступление и наказание
Органы охраны правопорядка
Правосознание и правовая культура
Контрольная
работа
по
теме:
«Становление и развитие отечественного
права.
Правотворчество
и
правореализация"
Право и личность7ч
Права человека : понятие, сущность,
структура
Правовой статус человека и гражданина
Юридические механизмы защиты прав
человека в Российской Федерации
Особенности социального государства
Международная защита прав человека
Основы конституционного права Российской Федерации16ч
Конституционное право Российской
Федерации
Основы конституционного строя
Российской Федерации
Система органов государственной власти
Российской Федерации
Судебная власть
Судебная система
Система конституционных прав и свобод в
Российской Федерации
Институт гражданства. Гражданство
Российской Федерации
Избирательное право
Избирательный процесс
Контрольная работа в рамках
промежуточной аттестации

Промежуто
чная
аттестация

Анализ работ и работа над ошибками
Итоговое обобщение по изученным темам
11 класс

№
Коли
урока чество
часов
1-2

2

Тема урока

Дата
Примечани
проведения
е
по
по
плану факту

Повторение.
Входная контрольная работа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16

2
2
2
2
2
2
2

17-18
19-20
21-22

2
2
2

23-24
25-26

2
2

27-28
29-30
31-32
33
34
35-36

2
2
2
1
1
2

37-38
39-40

2
2

41-42

2

43-44
45-46
47-48
49-50

2
2
2
2

51
52
53

1
1
1

54
55-56
57-58

1
2
2

59
60-61

1
2

62
63-64

1
2

Гражданское право 20 ч
Общие положения гражданского права
Гражданско-правовые отношения
Субъекты и объекты гражданского права
Предпринимательская деятельность
Сделки в гражданском праве
Гражданско-правовой договор
Наследование
и
его
правовая
регламентация
Право интеллектуальной собственности
Авторское право
Защита
гражданских
прав
и
ответственность в гражданском праве
Семейное право 4 ч
Семейное право как отрасль права
Прав, обязанности и ответственность
членов семьи
Правовое регулирование трудовых отношений 10 ч
Трудовые правоотношения
Трудоустройство и занятость
Дисциплина труда
Защита трудовых прав работников
Правовые основы защиты и обеспечения
Контрольная работа по теме "Частные
отрасли права : Гражданское, семейное и
трудовое право"
Административное право6 ч
Административно-правовые отношения
Административно-правовой
статус
гражданина
Административные
право-нарушения.
Административная ответственность.
Уголовное право 8 ч
Уголовный закон
Преступление
Наказание
Контрольная
работа
по
теме
:
"Публичные
отрасли
права
Административное и уголовное право"
Другие отрасли права.8 ч
Международное право
Международное гуманитарное право
Международное гуманитарное право в
условиях вооруженного конфликта
Финансовое право.
Налоговое право.
Экологическое право
Процессуальное право8 ч
Гражданский процесс
Гражданский
процесс.
Стадии
гражданского процесса
Конституционное судопроизводство
Уголовный процесс
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

65-66

2

Контрольная
работа
рамкахпромежуточной аттестации

в

67
68

1
1

Анализ работ и работа над ошибками
Итоговое обобщение по изученным
темам

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Промежуточ
ная
аттестация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».