РП русский язык 10-11 классы (2022-2024 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
русский язык

Предметно- методическая кафедра гуманитарного образования
Уровень обучения: среднее общее образование (базовый уровень)
Классы: 10-11

г. Полевской, 2022-2023

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями );
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с
изменениями и дополнениями);
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313-Д).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый
номер учебника в
Федеральном
перечне
1.3.1.1.2.1.

Автор/Авторский
коллектив

Название
учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный
документ

Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.

10

Москва «Русское
слово» 2020)

Федеральный
перечень
учебников

1.3.1.1.2.1.

Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В.

Русский
язык
(базовый
уровень)
часть1
Русский
язык
(базовый
уровень)
часть2

11

Москва «Русское
слово» 2020)

Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык
Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения.
Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании
единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской
идентичности у ее граждан.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной
литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться
успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность
выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального
образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне
среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты),
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне
среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется
совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую
деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего
образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета
«Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с
требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий
о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского
литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

-овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение
к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в
степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего
самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия
языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и
речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с основной образовательной программой
основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу.
Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой
модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем
теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования
изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не
с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о
языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В
то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение
ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи»,
посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику
того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при
изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности
выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в
письменной, но и в устной форме.
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка.Взаимосвязь различных единиц и уровней
языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в
Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в
межнациональном общении. Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности,
жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических
высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой
сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и
неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой,
публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые
средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического,
официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья,тезисы,конспект,
рецензия,выписки,реферат и др.), публицистического (выступление, статья,интервью,
очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды
сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с
точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический.Коммуникативная целесообразность,
уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных
качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за
собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели,
поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности
речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических
и пунктуационных умений и навыков.Соблюдение норм литературного языка в речевой
практике.Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники;
их использование.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» изучается на базовом уровне и рассчитан на 2 года
обучения. Предмет изучается во всех профильных классах на базовом уровне в объеме 2
часа в неделю, в 10 классе-70 часов в год, 11 класс- 68 часов в год. Все за 2 года изучения
–138 часов.
Промежуточная аттестация в 10 и 11 классах проводится в форме контрольной
работы.
Планируемые результаты

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения
учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты
1.1. Для 10класса (шестой год обучения):
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, к культурам других народов;
1.2. Для 11 класса (седьмой год обучения):
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность
мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции,
социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Метапредметные результаты
2.1. Для 10 класса (шестой год обучения):
Регулятивные:
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- умении самостоятельно определять проблему, цели, задачи, составлять планы,
структурировать материал, осуществлять, оценивать, контролировать, корректировать
урочную и внеурочную деятельность, выдвигать гипотезу, определять сферу своих
интересов;
- умении подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать
выводы;
- умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
Познавательные:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Коммуникативные:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
2.2. Для 11 класса (седьмой год обучения):
Регулятивные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.
Познавательные:
-умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
-анализировать и обрабатывать информацию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную
деятельность
- взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли
- сотрудничать с учителем и со сверстниками.
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Предметные результаты освоения учебного предмета
Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится

Выпускник получит
возможность научиться

10 класс (шестой год обучения)


Лексика. Фразеология.
Лексикография.

-использовать знания о формах русского
языка (литературный язык, просторечие,
народные
говоры,
профессиональные
разновидности, жаргон) при создании текстов
-опознавать
лексические
средства
выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение);
-проводить лексический анализ слова;

-анализировать при оценке
собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с
точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
-использовать основные
нормативные словари и справочники
для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых
средств;
-использовать
этимологические
данные для объяснения правописания
и лексического значения слова.



Фонетика. Графика.
Орфоэпия.

- проводить фонетический и орфоэпический
анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические
правила русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из
орфоэпических словарей и справочников;
использовать
её
в
различных
видахдеятельности.
- классифицировать и группировать звуки
речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
- членить слова на слоги и правильно их
переносить;

- опознавать основные
выразительные средства фонетики
(звукопись);
- выразительно читать прозаические
и поэтические тексты;
- извлекать необходимую
информацию из мультимидийных
орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в
различных видах деятельности.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

- определять место ударного слога,
наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи
слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами.


Морфемика и
словообразование.

-опознавать морфемы и членить слова на -характеризовать
морфемы
на
основе
смыслового, словообразовательные цепочки
грамматического и словообразовательного словообразовательные гнезда;
анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с
опорой на его морфемный состав;
-проводить
морфемный
и
словообразовательный анализ слов



Морфология,
орфография.

-опознавать самостоятельные части речи и их
формы, а также служебные части речи и
междометия;
-проводить морфологический анализ слова;

и

-совершенствовать орфографические
умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного
языка;

11 класс (седьмой год обучения)


Синтаксис и пунктуация -опознавать основные единицы синтаксиса
(словосочетание, предложение, текст);
-анализировать
различные
виды
словосочетаний и предложений с точки
зрения
их
структурно-смысловой
организации
и
функциональных
особенностей;
-находить
грамматическую
основу
предложения;
-распознавать главные и второстепенные
члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные,
предложения осложненной структуры;
-проводить
синтаксический
анализ
словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в
устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный,
словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
-опираться на грамматико-интонационный
анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;



Речь. Речевое общение.
Культура речи.

-соблюдать основные языковые нормы в
устной и письменной речи;
-участвовать
в
диалогическом
и
полилогическом общении, создавать устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности
в
зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого
этикета;

-совершенствовать пунктуационные
умения и навыки на основе знаний о
нормах русского литературного
языка;

-анализировать
речевые
высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и
успешности
в
достижении
прогнозируемого
результата;
понимать
основные
причины
коммуникативных неудач и уметь
объяснять их;
-оценивать собственную и чужую
речь с точки зрения точного,
уместного
и
выразительного
словоупотребления;
-опознавать
различные
выразительные средства языка;
-писать конспект, отзыв, тезисы,
рефераты, статьи, рецензии, доклады,

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

интервью, очерки, доверенности,
резюме и другие жанры;
-осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей
деятельности;


-владеть различными видами аудирования (с
Стилистика.
пониманием,
с
пониманием
Функциональные стили. полным
основного содержания, с выборочным
извлечением
информации)
и
информационной
переработки
текстов
различных функциональных разновидностей
языка;
-адекватно понимать, интерпретировать и
комментировать
тексты
различных
функционально-смысловых
типов
речи
(повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
-участвовать
в
диалогическом
и
полилогическом общении, создавать устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной
направленности
в
зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого
этикета;
-создавать и редактировать письменные
тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы,
цели,
основной мысли,
основной и
дополнительной
информации,
принадлежности
к
функциональносмысловому типу речи и функциональной
разновидности языка;

-писать конспект, отзыв, тезисы,
рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности,
резюме и другие жанры;
- аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и
интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
систематизировать научные знания о
родном языке; осознавать
взаимосвязь его уровней и единиц;
освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного
языка;
-понимать литературные
художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные
традиции;
- овладеть процедурами смыслового
и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных
отличий литературного
художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п.,
уметь воспринимать, анализировать,
критически оценивать и
интерпретировать прочитанное,
осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления



За курс обучения

-сознательно использовать изобразительновыразительные средства языка при создании
текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
-использовать при работе с текстом разные
виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное)
и аудирования (с полным пониманием текста,
с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
-анализировать текст с точки зрения наличия
в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
-извлекать необходимую информацию из
различных источников и переводить ее в

-распознавать уровни и единицы
языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;
-анализировать
при
оценке
собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с
точки зрения правильности, точности
и уместности их употребления;
-комментировать
авторские
высказывания на различные темы (в
том
числе
о
богатстве
и
выразительности русского языка);
-отличать
язык
художественной
литературы
от
других
разновидностей
современного
русского языка;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

текстовый формат;
-преобразовывать текст в другие виды
передачи информации;
-выбирать тему, определять цель и подбирать
материал для публичного выступления;
-соблюдать культуру публичной речи;
-соблюдать
в
речевой
практике
основныеорфоэпические,
лексические,грамматические,
стилистические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
русского
литературного языка;
-оценивать собственную и чужую речь с
позиции соответствия языковым нормам;
-использовать
основные
нормативные
словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.

-использовать
синонимические
ресурсы русского языка для более
точного
выражения
мысли
и
усиления выразительности речи;
-иметь
представление
об
историческом развитии русского
языка
и
истории
русского
языкознания;
-выражать согласие или несогласие с
мнением собеседника в соответствии
с правилами ведения диалогической
речи;
-дифференцировать
главную
и
второстепенную
информацию,
известную
и
неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
-проводить самостоятельный поиск
текстовой
и
нетекстовой
информации,
отбирать
и
анализировать
полученную
информацию;
-сохранять стилевое единство при
создании
текста
заданного
функционального стиля;
-владеть умениями информационно
перерабатывать
прочитанные
и
прослушанные тексты и представлять
их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
-создавать отзывы и рецензии на
предложенный текст;
-соблюдать
культуру
чтения,
говорения, аудирования и письма;
-соблюдать культуру научного и
делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать
нормы
речевого
поведения в разговорной речи, а
также
в
учебно-научной
и
официально-деловой
сферах
общения;
-осуществлять
речевой
самоконтроль;
-совершенствовать орфографические
и пунктуационные умения и навыки
на основе знаний о нормах русского
литературного языка;
-использовать
основные
нормативные словари и справочники
для расширения словарного запаса и
спектра используемых языковых
средств;
-оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной
литературы).

Содержание учебного предмета
10 класс (70 часов)
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Введение (1 ч.)Слово о русском языке. Русский язык среди языков мира. Богатство
и выразительность русского языка. Литературный язык как высшая форма существования
национального языка.
Лексика. Фразеология. (10 ч.)Слово и его значение. Однозначные и
многозначные слова.Изобразительно-выразительные средства русского языка.Синонимы,
антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями.Происхождение
лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая
ограниченную сферу употребления.Фразеология. Фразеологические единицы и их
употребление.Лексический анализ текста с решением тестовых задач.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. (4 ч.)Основные понятия фонетики, графики,
орфоэпии. Звуки и буквы. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и
согласных звуков. Ударения. Орфоэпические нормы современного русского языка.
Орфоэпический диктант.
Морфемика и словообразование.Состав слова (6 ч.)Состав слова. Система
морфем русского языка.Словообразование. Морфологические и неморфологические
способы словообразованияСловообразовательный разбор слова. Формообразование.
Орфография (10 ч.)Принципы русской орфографии.Правописание безударных
гласных в корне слова.
Правописание чередующихся гласных в корне
слова.Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и
двойных согласных.Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание
приставок пре-при-.Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление
Ъ и Ь.Употребление прописных букв. Правила переноса.
Морфология (34 ч.)
Имя существительное (5 ч.)Имя существительное как часть речи. Правописание
падежных
окончаний
существительных.
Морфологические
нормы
существительного.Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных
имён существительных.
Имя прилагательное (6ч.)Имя прилагательное как часть речи. Морфологический
разбор
прилагательного.
Правописание
окончаний
имён
прилагательных,
суффиксов,сложных имен прилагательных .
Имя числительное (3 ч.)Имя числительное как часть речи.Правописание,
склонение и употребление числительных.
Местоимение (2 ч.)Местоимение как часть речи.Правописание местоимений,
употребление в речи.
Глагол и его формы (10 ч.)Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний
глагола.Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий Н и НН в
причастиях и отглагольных прилагательных.Деепричастие как глагольная форма.
Наречие (5 ч.)Наречие как часть речи.Слитное, раздельное и дефисное написание
наречий.Слова категории состояния.
Служебные части речи (10 ч.)Понятие служебных частей речи, их отличие от
знаменательных частей речи.Предлог. Правописание производных предлогов.Союз.
Правописание союзов.Частицы. Правописание частиц.Частицы НЕ и НИ. Их значение и
употребление. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
Итоговое повторение и контроль (2 ч.)
11 КЛАСС (68 часов)
Введение (4 часа)
Синтаксис и пунктуация (51 час)
Словосочетание (2)
Простое предложение (10 часов)Виды предложений по цели высказывания. Виды
предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и
отрицательные.Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
Соединительное тире. Интонационное тире.Порядок слов в простом предложении.
Инверсия.Синонимия разных типов простого предложения.Простые осложненное и
неосложненное предложения.Синтаксический разбор простого предложения.Однородные
члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки
препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при
однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах,
соединенных повторяющимися и парными союзами.Обобщающие слова при однородных
членах. Знаки препинания при обобщающих слова.Обособленные члены предложения.
Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и
необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.
Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены
предложения.
-Параллельные синтаксические конструкции.
-Знаки препинания при сравнительном обороте.
-Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки
препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях,
утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение( 1 1 )
Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы
придаточных предложений.
Сложносочиненное предложение.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор
сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими
придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного
предложения. С
несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие
в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложное синтаксическое целое и абзац.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложение с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки
препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (3 часа)
Сочетание знаков препинания. Вопросительные и восклицательные знаки. Запятая
и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания.
Кавычки и другие знаки препинания.
Авторская пунктуация.
Культура речи (2 часа).
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и
чистоту речи.
Правильность речи.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Нормы
литературного
языка:
орфоэпические,
акцентологические,
словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность,
богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Стилистика (8 часов).
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а
также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официальноделовой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи:
повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Тематическое планирование
10 класс
№

1
2
3
4
5

6
7
8

Название раздела /блока

Количе Из них количество часов, отведённых на
ство
практическую часть и контроль
часов
Лаборат Практиче сочинен Контроль
орная
ская
ие
ная
работа
работа
работа
Введение.
1
Лексика.Фразеология.
10
1
1
1
Входная контрольная работа
2
2
в форме ЕГЭ
Фонетика. Графика.
4
1
Морфемика
и
6
1
1
словообразование.
Состав слова
Орфография
10
3
1
Морфология
34
3
2
Итоговое
повторение
и
3
1
1
контроль
ИТОГО
70
9
1
9
11 класс

№

Название раздела /блока

1

Введение

2
3
4
5

Словосочетание
Простое предложение
Простое осложнённое
предложение
Обособленные члены в

Количе Из них количество часов, отведённых на
ство
практическую часть и контроль
часов
Лаборат Практич сочинени Контроль
орная
еская
е
ная
работа
работа
работа
4
Синтаксис и пунктуация (51 час)
2
1
10
2
9
8

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1

1
1

простом предложении
Слова и конструкции,
5
грамматически несвязанные с
предложением
7 Сложное предложение
11
2
Предложение с чужой речью (3 часов)
8 Способы передачи чужой
1
речи. Знаки препинания при
прямой речи.
9 Знаки препинания при
1
диалоге.
10 Цитирование
1
Употребление знаков препинания (1 час)
11 Употребление знаков
1
1
препинания
6

1

2

Стилистика. (8 часа)
Функциональные стили
8
Повторение и систематизация изученного (4 часов)
Повторение и систематизация
1
2
2
изученного
Итоговая контрольная работа
2
Анализ контрольной работы.
1
ИТОГО
68
6
4

1

Речь. Речевое общение. Культура речи (2 часа)
12 КУЛЬТУРА РЕЧИ
2

13
17
18
19

2
7

Календарно-тематическое планирование по русскому языку
10 класса
№ Колич
ество
часов

1

1

2

1

3-4
5

2
1

6

1

7

1

Тема урока

Дата
проведения
По
По
плану
факту

Введение (1 часа)
Русский язык среди языков мира. Богатство и
выразительность русского языка.
Литературный язык как высшая форма
существования национального языка.
Лексика и фразеология(10 часов)
Основные понятия и основные единицы
лексики и фразеологии. Слово и его
значение.Однозначные
и
многозначные
слова.
Входная контрольная работа.
Изобразительно-выразительные
средства
русского языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и
их употребление в речи.
Происхождение
лексики
современного
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

примечание

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

25
26

1
1

27

1

28
29

1
1

30
31

1
1

русского языка.
Лексика общеупотребительная и лексика,
имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и
их употребление.
Контрольная работа №1 (тест)по теме
«Лексика, фразеология, лексикография».
Анализ контрольной работы.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.(4 часа)
Основные понятия фонетики, графики,
орфоэпии. Звуки и буквы. Орфоэпические
нормы
современного
русского
языка.
Орфоэпический диктант.
Орфоэпия. Основные правила произношения
гласных и согласных звуков. Ударения.
Орфоэпические
нормы
современного
русского языка. Орфоэпический диктант
Контрольная
работа №2 по теме
«Орфоэпические нормы русского языка»
Анализ контрольной работы.
Морфемика и словообразование. Состав слова (6 часов)
Основные
понятия
морфемики
и
словообразования. Состав слова. Корневые и
аффиксальные морфемы.
Словообразование.
Основные
способы
словообразования.
Формообразование.
Основные
способы
формообразования в русском языке.
Проверочная
работа
по
теме
«Словообразование и формообразование».
Контрольная
работа
№3
по
теме:
«Морфемика и словообразование»
Анализ контрольной работы
Орфография.(10 часов)
Принципы
русской
орфографии.Правописание
безударных
гласных
в
корне
слова(проверяемые,
непроверяемые)
Правописание чередующихся гласных в
корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц.
Правописание звонких, глухих и двойных
согласных.
Правописание гласных и согласных в
приставках. Правописание приставок препри-.
Буквы ы-и после приставок.
Употребление прописных букв. Правила
переноса.
Употребление Ъ и Ь.
Контрольная
работа
№4
по
теме:
«Орфография»
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

32

1

33

1

34

1

35
36

1
1

37

1

38

1

39

1

40

1

41

1

42

1

43

1

44

1

45
46

1
1

47

1

48

1

49

1

50

1

51

1

52

2

53

1

54

1

55

1

Анализ контрольной работы.
Морфология (34 часа)
Существительное (5 часов)
Имя
существительное
как
часть
речи.Морфологические
нормы
имен
существительных.
Правописание падежных окончаний имен
существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание
сложных
имён
существительных.
Морфологические
нормы
имен
существительных.
Имя прилагательное (6 часов)
Имя прилагательное как часть речи.
Морфологический разбор прилагательного.
Правописание
окончаний
имён
прилагательных
Правописание
суффиксов
имён
прилагательных
Правописание
сложных
имён
прилагательных.
Контрольная работа №5 по теме: «имя
прилагательное»
Анализ контрольной работы.
Имя числительное (3 часа)
Числительное
как
часть
речи.
Морфологический разбор числительного.
Правописание и склонение числительных.
Употребление числительных в речи.
Местоимение (2 часа)
Местоимение
как
часть
речи.
Морфологический разбор местоимения.
Правописание местоимений, употребление в
речи.
Глагол (2 часа)
Глагол как часть речи. Морфологический
разбор глагола.
Правописание личных окончаний глаголов.
Спряжение глагола.
Причастие (3 часа)
Причастие как форма глагола. Образование
причастий.
Правописание суффиксов причастий. Н и НН
в
причастиях
и
отглагольных
прилагательных.
Деепричастие (4 часа)
Деепричастие
как
глагольная
форма.Образование деепричастий.
Правописание деепричастий. Синтаксические
нормы употребления деепричастий.
Сочинение-рассуждение
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

56

1

57

1

58

1

59
60

1
1

61

1

62

1

63

1

64

1

65
66

1
1

67

1

68

1

69

2

70

1

Анализ сочинения-рассуждения.
Наречие (5 часа)
Наречие как часть речи. Правописание
наречий.
Слитное,раздельное, дефисное написание
наречий.
Слова категории состояния.
Контрольная
работа
№5
по
теме:
«Самостоятельные части речи»
Анализ контрольной работы.
Служебные части речи (10 часов)
Предлог как служебная часть речи.
Употребление предлогов
Правописание производных предлогов и
омонимичных частей речи.
Союз
как
служебная
часть
речи.
Правописание
союзов,
их
роль
в
предложении.
Союзы и союзные слова.
Частица как служебная часть речи.
Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ, их значение и
употребление.
Междометия как особый разряд слов.
Звукоподражательные слова.
Контрольная работа в рамках промежуточной
аттестации
Анализ контрольной работы. Обобщение по
изученным темам

Промежуточна
я аттестация

11 класс
№

Кол
ичес
тво
часо
в

Тема урока

Дата
проведения
По
По
плану
факту
Введение (4).

1

1

Знакомство с демоверсией текущего года

2-3

2

Входная диагностическая работа.

4

1

Анализ диагностической работы.
Синтаксис и пунктуация (51 часа)

5

1

Основные принципы русской пунктуации.
Словосочетание (2).

6

1

7

1

Словосочетание как синтаксическая единица.
Классификация словосочетаний
Виды
синтаксической
связи
в
словосочетаниях. Синтаксический разбор
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

примечание

словосочетаний.
Простое предложение (10)
Предложение как синтаксическая единица.
Классификация предложений.
Виды предложений по цели высказывания, по
эмоциональной окраске.
Утвердительные
и
отрицательные
предложения.
Двусоставные и односоставные предложения

8

1

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

Виды
предложений
по
второстепенных членов.
Полные и неполные предложения.

14

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

15

1

Постановка тире в простом предложении.

16

1

17

1

Контрольная
работа
по
«Словосочетание и предложение».
Анализ контрольной работы

наличию

теме

Простое осложнённое предложение (9часа)
18

1

1920

2

21

1

Простое
предложение,
осложнённое
однородными членами.
Знаки препинания при однородных членах,
соединённых
повторяющимися,
неповторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах.

22

1

Однородные и неоднородные определения.

23

1

Однородные и неоднородные приложения.

24

1

25

1

26

1

Повторение темы. Подготовка к контрольной
работе.
Контрольная работа по теме «Простое
осложнённое приложение».
Анализ контрольной работы.
Обособленные члены в простом предложении (8).

2728
2930

2

31

1

3233
34

2

2

1

Обособленные
и
необособленные
определения и приложения.
Обособленные обстоятельства и дополнения.
Уточняющие,
пояснительные
и
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительных
оборотах.
Контрольная работа в форме ЕГЭ (тестовая
часть)
Анализ контрольной работы
Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением (5).

35

1

Знаки препинания при обращении.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

36

1

Вводные слова и вставные конструкции.

37

1

38

1

39

1

Междометия.
Утвердительные,
отрицательные,
вопросительновосклицательные слова.
Контрольная работа в форме теста по теме
«Осложнённое предложение».
Анализ контрольной работы.
Сложное предложение (11)

40

1

41

1

42

1

43

1

4445

2

46

1

47

1

4849
50

2
1

Понятие о сложном предложении. Виды
сложных предложений.
Сложносочинённое предложение и знаки
препинания в нём.
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка с запятой в
бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие
в
бессоюзном
сложном
предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Контрольная работа в форме ЕГЭ по теме
«Сложное предложение»
Анализ контрольной работы.
Предложения с чужой речью (3)

51

1

52

1

Способы передачи чужой речи. Прямая и
косвенная речь.
Знаки препинания при диалоге.

53

1

Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (1)

54

1

Сочетание знаков препинания. Авторская
пунктуация.
Речь. Речевое общение. Культура речи (2).

55

1

56

1

Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Речевое общение
Типы норм литературного языка. Культура
публичной речи.
Стилистика. Функциональные стили (8).

57

1

58

1

Классификация функциональных стилей.
Разговорный и книжные стили речи.
Научный и официально-деловой стили.

59

1

Публицистический стиль.

60

1

Сочинение по тексту публицистического
стиля.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

61

1

Язык художественной литературы.

6263
64

2

Сочинение по тексту художественного стиля.

1

Анализ сочинения. Текст. Типы речи.
Повторение и систематизация изученного (4).

65

1

Трудные случаи пунктуации. пунктуация.

6667
68

2

Итоговая работав рамках промежуточной
аттестации.
Анализ контрольной работы. Обобщение
изученных тем.

1

Промежуточна
я аттестация

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 10-11 класс
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку призваны
обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому
языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами
русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности,
языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются
требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают
к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного
языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям,
что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных
положений данной темы, но:

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный
во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью
сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
• разнообразие словаря и грамматического строя речи;
• стилевое единство и выразительность речи;
• число речевых недочетов.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность
замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую
оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то
при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на
одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится
при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во
внимание.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и
негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. Грамотность
оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразие используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе
допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета. Грамотность: допускается 1
орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в
работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых
недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в
работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок ( в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки),
а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со
слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
ошибок.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы). При оценке обучающихся работ
учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные
ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том
случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом
выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется
степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а
также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов
объем диктантов при оценке «4» допустимо 2 исправления. Первая и вторая работа как
классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка
проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы,
выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по
нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение
применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями:
1. полнота и правильность ответа;
2. степень осознанности, понимания изученного;
3. языковое оформление ответа.
Оценка «5» Критерии.
Ученик
1. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
2. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4»
Критерии. Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3».
Критерии. Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но:
1. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
2. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2»
Критерии . Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».