Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности Школьный пресс-центр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школьный пресс-центр»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 34),
 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года».
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
 Уставом МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»;
 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО
«СОШ №18».
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность
В связи со стремительным изменением и развитием информационной структуры
общества требуется новый подход к формам работы с детьми. Активно начали развиваться
средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные
телефонные сети. Современные информационные технологии должны стать инструментом
для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия
от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного
слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях,
высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим
образом связаны и дополняют друг друга в программе «Школьный пресс-центр». Данная
программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их
единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по
развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему
средств массовой коммуникации общества.
Практика работы показывает, что если работа по созданию школьной газеты грамотно
спланирована и хорошо организована, если имеется необходимая техника и подобраны
квалифицированные кадры, то школьная газета может стать важным органом школьного
самоуправления, надежным помощником педагогического коллектива в воспитании
учащихся, визитной карточкой школы.
Занятия по данной программе заинтересовывают и увлекают детей своей
необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных
приемов и способов выражения своих мыслей, творчески общаться друг с другом.
Обучающиеся овладевают умением отбора словесного материала, целесообразно его
использовать его в своих творческих работах, учатся постигать технику выпуска газеты,
постигают секреты мастеров. А это в конечном итоге способствует художественнотворческому развитию детей.

1

Цель и задачи
Цель: Привлечение молодежи и школьников для ознакомления и получения первоначальных
навыков и умений профессии журналиста.
Школьная газета создается в целях повышения результативности учебно-воспитательного
процесса, организации на её базе различных форм образовательной деятельности учащихся и
развития их личностных качеств.
Задачи:
- изучение основ журналистского творчества;
- получение знаний и умений по созданию печатного издания;
- освоение обучающимися знаний, умений, навыков информационно-компьютерных
технологий;
- развитие творческих способностей учащихся, их творческой индивидуальности;
- развитие навыков установления межпредметных связей;
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением
приобретённых знаний на практике; как профессии, играющей специфическую роль в жизни
общества;
- формирование активной жизненной позиции;
- формирование представления о журналистике;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, самореализации.
Отличительные особенности программы
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать
навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в
систему средств массовой коммуникации общества.
Занятия по программе «Школьный пресс-центр» развивают такие важные личностные
качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность
речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяют максимально проявить
учащимися свои возможности в избранной области деятельности и даже сказываются на
профессиональном самоопределении.
Создание школьного репортажа позволит обеспечить более эффективное использование
современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися
открываются широкие возможности во внеклассной деятельности.
Возраст участников программы, сроки реализации, продолжительность
образовательного процесса
Возраст учащихся 11 – 18 лет (включительно). Срок реализации - 1 год. Занятия
проводятся в одной возрастной группе по 6 часу в неделю, всего 36 учебных дней, что
составляет 216 часа в год.
Формы организации образовательного процесса
Методика подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе,
который складывается из взаимодействия словесных, наглядных и практических методов
обучения и воспитания.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения
занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции,
экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску
школьной газеты в творческой лаборатории.
Формы работы: групповые и индивидуальные.
Методы и приёмы: словесные (лекции, семинары, эвристические беседы); наглядные; анализ,
сообщение, систематизация материалов периодических печатных изданий; практические
2

(создание, издание и распространение школьной газеты или журнала); проблемный,
диалоговый, игровой, лабораторные работы, экскурсии.
Рекомендуемая структура занятия (1 академический час):
Разминка (упражнения для настроя) – 5 мин.
Завязка (проблемная ситуация) – 5 мин.
Основная часть (изучение теории)- 10 мин.
Актуализация (практические навыки) – 10 мин.
Основная часть (выполнение творческого задания) - 20 мин.
Подведение итогов – 5 мин.
Способы проверки реализации программы заключаются в издании школьного
репортажа, информационном обеспечении школьных семинаров и т.д.
Для текущего контроля качества образовательного процесса используется
тестирование, анализ творческих работ обучающихся, анкеты.
Планируемые результаты
- понимание структуры создания журналистских материалов (статей, видеосюжетов,)
- умение работать с фото и художественными материалами,
работе с оргтехникой
- умение мыслить творчески, четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге;
умение слаженно взаимодействовать в группе
- освоение особенностей журналистики и издательского дела как профессии общественного
типа, включая ее просветительские возможности в деле приобщения, учащихся школы к
средствам массовой информации
- знание жанров литературного творчества, типов редакционных изданий
- выбор правильных средств передачи информации с сохранением нравственных ориентиров
журналистики как профессии
- способность приобщить к школьной культуре обучающихся путем школьных СМИ
№
п/п

Темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего Теория Практика
1.

Организация работы. Вводное
занятие. Обсуждение рубрик и
тем газеты

18

6

12

Наблюдение

2.

Средства массовой
информации.
Подбор статей из газет.

18

6

12

Анализ материалов газет

Заметка. Заметка
20
информационного характера.
Заметки на темы, связанные с
оценкой поступков. Заметка на
дискуссионную тему.

8

12

Написание статьи

8

12

Наблюдение/анализ

3.

4.

Интервью и
интервьюирование.

20

3

5.

6.

Деловая игра «Мое первое
интервью».
Понятие слова тренинг

20

8

12

Наблюдение

Тренинг «Как взять интервью»
Культура письменной речи
24

10

14

Самостоятельная работа

7.

Актуальность журнального
материала. Актуальность
тематики публикации
школьного издания

26

10

16

Анализ материалов газеты

8.

Самые распространённые
ошибки журналиста

20

8

12

Наблюдение/анализ

9.

Основные жанры
публицистического стиля
(повторение)

20

8

12

Тестирование/зачёт

Написание корреспонденции. 30
Статья. Передовая статья.
Проблемная статья. Написание
статьи. Репортаж по итогам
года.

14

16

Создание полноценного
репортажа

ИТОГО

86

130

10.

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Журналистика как вид деятельности и профессия
Понятие о различных видах прессы. Представление о профессиональной этике журналиста.
Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Культура
поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты.
2.
Школьная пресса
Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной
газеты. Источники информации. Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и
ребусов. Юмористический рассказ. Фельетон. Понятие о юмористической рубрике в газете.
Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки.
Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.
3.
Основные жанры журналистики
Основные жанры журналистики. Специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила
подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно
заданные вопросы. Подготовка личностного интервью с интересным человеком. Обсуждение
особенностей интервью. Вступление к интервью, концовка. Нетрадиционные формы
написания интервью. Обработка добытой путем интервью информации и подготовка
материала для печати. Обработка полученного материала и оформление. Создание заметки.
Портретный очерк. Путевые заметки.
Понятие о газетной заметке и статье. Структура текста: заголовок, смысловые части,
иллюстрации.
Значение заголовка и его виды. Как ориентироваться в разнообразии тем журналистских
материалов.
4

Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Как расположить к себе людей.
Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники
информации и ссылка на них в тексте. Сбор информации для журналистской публикации.
Создание журналистского текста.
4.
Искусство оформления и моделирования в печати и возможности
компьютерного дизайна
Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности. Фиксирование
информации от руки. Работа с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном,
фотоаппаратом, видеокамерой.
Работа за компьютером (Corel Video Studio, Word, Publisher: монтаж видеофильма, набор
текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Анализ
периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление
заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с
выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных
результатов.
5.
Фотокорреспонденция в школьной прессе
Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль
и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. Анализ заметок, репортажей,
периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки,
репортажа. Фоторепортаж на заданную тему.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
N Месяц
п/п

Время
Форма
проведени занятия
я

Кол-во Тема занятия
часов
1

Форма
контроля

1

Октябрь

Понедельн Беседа
ик

2

Октябрь

Понедельн Занятие- 1
ик
дискуссия

Подбор статей из газет. Центр
Анализ
Анализ статей.
детских работы
инициат
ив
(ЦДИ)

3

Октябрь

Понедельн Беседа,
1
ик
дискуссия

Занятие теоретического и
практического
плана.
Создание и обсуждение
заметки.

4

Октябрь

Понедельн Занятиеик
игра

1

Устная и письменная работа Центр
Наблюден
детских
с текстом
ие, анализ
инициат
ив
(ЦДИ)

5

Ноябрь

Понедельн Практиче 1
ик
ская
работа

Составление заметки на сайт Центр
Наблюден
детских
школы
ие, анализ
инициат
ив
(ЦДИ)

6

Ноябрь

Понедельн Занятиеик
игра

Деловая игра «Мое первое Центр
детских
интервью».

1

Организация
работы.
Вводное
занятие.
Обсуждение рубрик и тем
газеты

Место
проведе
ния

Центр
Наблюден
детских ие
инициат
ив
(ЦДИ)

Центр
Наблюден
детских ие, анализ
инициат материала
ив
(ЦДИ)

Наблюден
ие, анализ

5

инициат
ив
(ЦДИ)
7

Ноябрь

Понедельн Беседа,
ик
круглый
стол

1

Анализ образцов интервью, Центр
Наблюден
взятых из газет и журналов. детских ие, анализ
инициат
Интервью-зарисовка.
ив
(ЦДИ)

8

Ноябрь

Понедельн Тренинг
ик

1

Тренинг
интервью»

9

Декабрь

Понедельн Работа в 1
ик
группах

Работа с текстом

10

Декабрь

Понедельн Работа в 1
ик
группах

Умение выделять
Центр
части текста. Составление детских
тезисов и конспекта
инициат
ив
(ЦДИ)

11

Декабрь

Понедельн Занятие – 1
ик
дискуссия

Актуальность журнального Центр
Устный
детских опрос
материала
инициат
ив
(ЦДИ)

12

Декабрь

Понедельн Круглый
ик
стол

Актуальность
публикации
издания

13

Декабрь

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Подготовка
репортажа. Центр
Подбор
материалов. детских
инициат
Анкетирование.
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

14

Январь

Понедельн Круглый
ик
стол

1

Подготовка
репортажа. Центр
Подбор
материалов. детских
инициат
Анкетирование.
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

15

Январь

Понедельн Тренинг
ик

1

Подготовка
репортажа. Центр
Подбор
материалов. детских
инициат
Анкетирование.
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

16

Январь

Понедельн Работа в 1
ик
группах

Умение описывать события Центр
по наблюдениям
детских

Устный
опрос,

1

«Как

взять Центр
Наблюден
детских ие, анализ
инициат
ив
(ЦДИ)
Центр
Наблюден
детских ие, анализ
инициат
ив
(ЦДИ)
Устный
опрос,
тестирован
ие
по
итогам
пройденно
го
материала

тематики Центр
Устный
школьного детских опрос
инициат
ив
(ЦДИ)

6

инициат тестирован
ив
ие
(ЦДИ)
17

Февраль

Понедельн Беседа
ик

1

Основные
жанры
публицистического стиля
(повторение). Лексические и
синтаксические
нормы
публицистического стиля

Центр
детских
инициат
ив
(ЦДИ)

18

Февраль

Понедельн Занятиеик
игра

1

Умение
использовать Центр
Тестирован
детских ие
особенности стиля.
инициат
ив
(ЦДИ)

19

Февраль

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Написание
корреспонденции.
Передовая
Проблемная
Написание статьи.

20

Март

Понедельн Дискусия 1
ик

Подбор
проблемы

21

Март

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Статья
–
«Проблемы
жизни».

22

Март

Понедельн Лекция
ик

1

Умение правильно строить Центр
Тестирован
детских
сочинение – рассуждение.
ие
инициат
ив
(ЦДИ)

23

Март

Понедельн Лекция
ик

1

Работа над языком статьи.
Лексика. Отбор материала

24

Март

Понедельн Мастерик
класс

1

Умение
использовать Центр
Тестирован
средства художественной детских ие, устный
инициат опрос
выразительности.
ив
(ЦДИ)

25

Апрель

Понедельн Работа в 1
ик
группах

Редактирование текста.
Работа
совершенствованию
написанного.

26

Апрель

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Навыки работы с текстом

Центр
Статья. детских
статья. инициат
ив
статья.
(ЦДИ)

Наблюден
ие,
обсуждени
е,
тестирован
ие

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

актуальной Центр
Тестирвоан
детских ие
инициат
ив
(ЦДИ)
рассуждение Центр
школьной детских
инициат
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

Центр
Анализ
детских материала
инициат
ив
(ЦДИ)

Центр
по детских
инициат
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

Центр
Тестирован
детских ие
инициат

7

ив
(ЦДИ)
27

Апрель

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Репортаж. Основные навыки Центр
съемки. Постановка кадра. детских
инициат
ив
(ЦДИ)

28

Апрель

Понедельн Круглый
ик
стол

1

Видеомонтаж. Знакомство с Центр
Тестирован
программами по обработке детских ие/зачёт
инициат
фото и видеофайлов
ив
(ЦДИ)

29

Май

Понедельн Лекция
ик

1

Видеомонтаж. Знакомство с Центр
программами по обработке детских
инициат
фото и видеофайлов
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

30

Май

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Подготовка итоговой статьи Центр
детских
по итогам года
инициат
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

31

Май

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Подготовка материалов к Центр
видео репортажу по итогам детских
инициат
года
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

32

Май

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Подготовка материалов к Центр
видео репортажу по итогам детских
инициат
года
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

33

Май

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие

Подготовка материалов к Центр
видео репортажу по итогам детских
инициат
года
ив
(ЦДИ)

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

34

Май

Понедельн Практиче 1
ик
ское
занятие.
Дискусси
я.

Выпуск видеорепортажа по Центр
итогам года, промежуточная детских
аттестация
инициат
ив
(ЦДИ)

Создание
полноценн
ого
репортажа

Устный
опрос,
наблюдени
е, анализ
материала

8

Организационно-педагогические условия
Материально-технические:
Перечень оснащения
№ п/п
1
2
3
4
5
5

Количество
Состав
комплекта
средств
обучения
одновременных
(оборудование и расходный материал)
пользователей
Магнитная доска
1 шт.
Проектор
1шт.
Компьютер
1шт.
Фотокамера
1шт
Видеокамера
1шт
Ноутбук
1 шт

Оценка качества освоения программы, промежуточная аттестация
№п/п

Контролируемые знания и умения

1.

Первый год обучения
Актуальность продукта

2
3

Формы
работы

и

приемы Сроки проведения

Написание статьи

Октябрь

Основные
жанры
написания Самостоятельная
Февраль
публикаций
работа
Создание полноценного репортажа
Самостоятельное
Май
создание
готового
продукта
(газеты,
видеоролика)
Промежуточная
аттестация

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».