Дополнительная общеобразовательная программа турстско-краеведческой направленности Актив школьного музея

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школьный краеведческий
музей » разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. 34),
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07 декабря 2018 г. № 3
 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
 Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018
г. N 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
 Уставом МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»;
 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО «СОШ
№18».
Направленность дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма
у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно
изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей
неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к
предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у
школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности,
Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в
ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный краеведческий музей.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм».
Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается
собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих
развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или
художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного
обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к
культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия
окружающего мира.
Образовательная общеразвивающая программа «Школьный краеведческий музей» имеет
социальную направленность и ориентирована на развитие детей среднего школьного возраста 12
– 15 лет. Данная программа может рассматриваться как неотъемлемая часть всего воспитательного
процесса в школе.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через
занятия
дополнительного образования
«Школьный краеведческий музей»
в рамках учебновоспитательного процесса.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов
отечественной культуры и образования. Они в течение сравнительно короткого времени получили
широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и
воспитания. В музее школы учащиеся занимаются хранением, изучением и систематизацией
подлинных материалов, связанных с историей школы.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся
проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом
и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа
предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в
общественной жизни школы, города, округа.
Актуальность программы. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного
образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения
задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является
дополнительное образование.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 72 часа, 5-9 классы- 72 часа,2 часа в неделю.
Возраст обучающихся: от 11-12 лет.
Количество обучающихся в группе: -15 человек.
Цель:
- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению,
возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной
работы.
Задачи:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся
- развивать творческие способности
- приобщать школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать чувства
любви к родному краю
- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм
- привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края
- формировать и пополнять музейные коллекции, обеспечивать сохранность экспонатов, учет
фонда школьной музейной комнаты.
Постоянное увеличение потока информации познавательного процесса, при котором учащиеся
параллельно с освоением определённого запаса знаний, удовлетворяют потребности в
самостоятельном «написании» истории.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные результаты.
В рамках когнитивного компонента:

- укрепиться устойчивое отношение к жизни людей в разные эпохи, труду, традициям, культуре,
семье, школе, родного села, республики, России как основополагающим ценностям;
- активизируется гражданская позиция по изучению, сбережению и популяризации истории села
Александровка.
- формируется потребность в самовыражении и самореализации через общественно значимую
деятельность.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого
в своей жизни.
В рамках эмоционального компонента:
- укрепиться любовь к Родине, чувство гордости и ответственности за свою страну;
- проявиться более осознанное отношение к истории, культурным и историческим памятникам,
героическому прошлому страны и малой родины.
- укрепиться уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, признательное отношение к людям старшего поколения, заслуженным землякам,
ветеранам войны и труда.
- проявиться осознанное отношение к ценностям семьи, ее истории, реликвиям, традициям.
Коммуникативные результаты:
- умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умение вести экскурсии, интервьюирование.
Познавательные результаты:
- расширится кругозор и познавательные интересы в области музееведения;
- сформируются представление о музееведение как о науке;
- усвоятся основы музейного дела, элементарная музейная терминология;
- реализуются отдельные навыки проектно-исследовательской деятельности;
- сформируются умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов музея, библиотек и Интернета, экспедиций.
- разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление;
- сформируются отдельные навыки оформления документов, художественного компьютерного
оформления экспозиций.

Формы работы в школьном музее
Учебная работа:
- практическая работа на местности;
- учебные экскурсии вне музея;
- уроки в музее;
- экскурсии в музее;
- самостоятельное изучение.

Воспитательная работа:
- кружки, экскурсии, походы;
- туристические поездки;
- встречи, читательские конференции
вне музея;
- встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее

В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью которого является:

научить учащихся самостоятельно учиться;

помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно
социализироваться в современном мире.
В ходе реализации программы используются технологии проектного обучения, интерактивных
технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся не
только осуществлять поисковую и исследовательскую работу, но совершать виртуальные
экскурсии во многие музеи России, которые посмотреть воочию им не предоставляется
возможности.

Учебный план
5-9класс, 2 часа в неделю, 72 часа, 36 недель
№

Разделы

Количество
часов

1.

Введение. Цели, задачи музейного дела.
Формы участия в туристско-краеведческой
деятельности школьного музея.

2

2.

Организация работы школьного музея.
Планирование деятельности.

Формы
аттестации/контроля

2

Знакомство с
краеведческими объектами;
фиксирование
исторических событий;
запись воспоминаний;
работа с
первоисточниками;
каталогами

3.

Комплектование и учёт фондов школьного
музея, работа с архивами.

4

Знакомство с
краеведческими объектами;
фиксирование
исторических событий;
запись воспоминаний;
работа с
первоисточниками;
каталогами

4.

Учёт и описание музейных предметов

5

Работа с экспонатами
музея

5.

Экскурсионная работа в школьном музее.
Разработка экскурсий. Подготовка
экскурсоводов.

3

Составление текстов
экскурсий. Проведение
экскурсий

4

Составление экспозиций

Экспозиции школьного музея, их виды.
6.

Экспозиционная работа, её особенности
Родной край в истории Государства

7.

Российского.

3

Работа с историческими
источниками.

8.

Летопись школы.

3

Пополнение летописи
школы

9.

Моя семья в истории малой родины

3

Сбор родословных

10.

Военная слава земляков.

4

11.

Подготовка и проведение музейных
тематических часов

3

Сбор информации
Составление текстов
музейных тематических
часов, экскурсий.

12.

Исследовательская деятельность юного

4

краеведа

Сбор информации о
родном крае, ветеранах и
тружениках тыла
Великой Отечественной
войны.
Работа в электронных
архивах Свердловской
области. Пополнение
музейной страницы в
ВКонтакте

13.

Виртуальный музей

4

14.

История кино-, видео- и фонозаписей

3

Знакомство с историей
кино-, видео-, и
фонозаписей

15. Бумага XVIII-XIX вв.

2

Подготовка
растительного сырья,
изготовление бумаги по
рецепту XVIII в.;

16. Машинопись

2

Печать на оригинальной
печатной машинке

Цианотипия

2

Изготовление
химического раствора,
фотопечать цианотипа,
тонирование
фотоотпечатков;

18. Диапозитивы

2

Запуск оригинального
диапроектора, заправка и
просмотр рулонных и
покадровых дипозитивов,
методы проверки
фотоплёнки на
взрывоопасность;

19. Музей звукозаписи города Екатеринбурга

2

Экскурсия по экспозиции
музея; прослушивание

17.

записей голосов Т.
Эдисона, Л. Толстого, А.
Блока и других
известных людей.
20. Систематизация документов архива

2

Составление схемы
систематизации архива
своей семьи и его разбор

21. Оцифровка архива

2

Оцифровка текстовых,
фото-, фоно- и
видеодокументов
семейного архива

22. Сохранность архива

2

Создание условий для
обеспечения сохранности
документов на
традиционных носителях
и их цифровых копий

23. 3D – реконструкции истории

2

Просмотр 3D –
архитектурная
реконструкции
дореволюционного
Екатеринбурга (студия
«Наутилус»), прогулка
по интерактивному туру
Античной Греции
Assassin's Creed

24. История в дополненной реальности

2

Создание VR для
фотографий школы и
видов посёлка
Совхозный

25. Цифровая реставрация архивных документов

2

Цифровая реставрация
документа с угасающим
текстом;

26. Индивидуальный проект

3

Подготовка
индивидуальных
проектов по выбранной
теме в рамках
пройденного курса

Итого

72

Содержание программы
Введение
Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности
школьного музея.
Организация работы школьного музея. Планирование деятельности
Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы
исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета
школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды,
музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация
учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в
фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном
музее.
Учёт и описание музейных предметов
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных
предметов и вспомогательные картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.
Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка
экскурсоводов
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными
средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с
использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов
музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение
материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.
Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий,
проведение экскурсий
Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы

экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила
составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Родной край в истории Государства Российского.
Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства.
Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в
истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства,
строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края
с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности
родного края. Население края - главное его богатство.
Материальные и духовные объекты культурного наследия.
Летопись школы.
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы,
их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись
школы.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.
Моя семья в истории малой родины
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные
события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.
Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и
реликвий. Представление и обсуждение собранных материалов.
Военная слава земляков.
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий.
Книга Памяти школы. Тыл в годы войны. Строительство оборонительного рубежа на территории
Свердловской области в 1941 году. Работа на сайтах Министерства обороны «Мемориал» и
«Подвиг народа»

Подготовка и проведение тематических музейных
Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны.
Исследовательская деятельность юного краеведа
Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны,
работа над рефератами, участие в районных научных конференциях, форумах, участие в
конкурсах гуманитарно-экологических проектов, конкурсах ,интеллектуальных играх и
конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях.
Виртуальный музей
Работа в электронных архивах Свердловской области.
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ,
практикум, исследование, проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и
тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
5-9 класс
№
п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

1

40 минут

Занятие
– теория

2

40 минут

Количество
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма контроля

Введение. Цели и
задачи музейного
дела.
Занятие
2
Формы участия в
– теория
туристическокраеведческой
деятельности
школьного музея
Организация работы школьного музея

музей

Устный опрос

музей

Устный опрос

музей

Устный опрос

музей

Устный опрос

музей

Устный опрос

Введение
1

3

40 минут

Занятие
–теория

2

4

40 минут

Занятие
–теория

3

5

Комплектование и учет фондов школьного музея
40 минут
Занятие2
Знакомство с
теория
комплектованием
школьного музея.

6

40 минут

Занятиетеория

3

Учет фондов
школьного музея

музей

беседа

7

40 минут

Занятиетеория

2

Работа с
первоисточниками

музей

Работа с
историческими
источниками

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

8

40 минут

9

40 минут

10

40 минут

11

40 минут

Организация
работы школьного
музея
Планирование
деятельности

Учет и описание музейных предметов
2
Работа по учету и
Занятие
описанию
–
музейных
практика
экспонатов.
Работа по учету и
описанию
музейных
экспонатов
3
Работа по учету и
Занятие
описанию
–
музейных
практика
экспонатов
Экскурсионная работа в школьном музее
2
Разработка
Занятие
текстов
–
Занятие
–
практика

3

практика

10

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

тематических
экскурсий
40
Занятие
3
Разработка
минут
–
текстов
практика
тематических
экскурсий
2
Разработка
40 минут
Занятие
текстов
–
тематических
практика
экскурсий
Экспозиции школьного музея
3
Экспозиции
40 минут
Занятие
школьного музея,
–
их виды
практика
Занятие–
2
Экспозиционная
40 минут
практика
работа, ее
особенности
Занятие2
Экспозиционная
40 минут
практика
работа, ее
особенности
Родной край в истории государства Российского
Занятие–
1
Родной край в
40 минут
практика
истории
государства
Российского
Занятие–
2
Работа с
40 минут
практика
историческими
источниками
Занятие–
3
Работа с
40 минут
практика
историческими
источниками
Летопись школы
Занятие
2
История нашей
40 минут
–
школы
практика
Занятие
2
Основные
40 минут
–
события и
практика
педагоги нашей
школы
Занятие
2
Выпускники
40 минут
–
нашей школы
практика
Моя семья в истории малой Родины
Занятие
2
Моя семья в
40 минут
–теория
истории малой
Родины
Занятие
2
Моя семья в
40 минут
–
истории малой
практика
Родины
Занятие
2
Составление
40 минут
–
родословной
практика
Военная слава земляков
40 минут
Занятие
2
Наши земляки в
–теория
годы Великой
Отечественной
Войны

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Устный опрос

музей

Устный опрос

музей

Самостоятельная
работа

музей

Устный опрос

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

Музей

Устный опрос

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Самостоятельная
работа

музей

Устный опрос

11

28

29

30

31

32

33

34

Занятие
2
Военная слава
музей
–
земляков
практика
Подготовка и проведение музейных тематических часов
Занятие
2
Подготовка и
музей
40 минут
–
проведение
практика
музейных
тематических
часов
Занятие
2
Подготовка и
музей
40 минут
–
проведение
практика
музейных
тематических
часов
40 минут
Занятие2
Подготовка и
музей
практика
проведение
музейных
тематических
часов
Исследовательская деятельность юного краеведа
Занятие
2
Сбор информации
музей
40 минут
–теория
о родном крае,
ветеранах и
тружениках тыла
Великой
Отечественной
войны
Занятие
2
Сбор информации
музей
40 минут
–
о родном крае,
практика
ветеранах и
тружениках тыла
Великой
Отечественной
войны
Виртуальный музей
Занятие
2
Работа в
музей
40 минут
– теория
электронных
архивах
Свердловской
области.
40 минут
Занятие2
Работа по
музей
практика
пополнению
страницы музея в
социальных сетях
40 минут

27

.

Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Устный опрос

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».