Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьного театр «Ораторское мастерство» относится к программам художественной направленности. Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа школьного театра «Ораторское мастерство» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПин 2.4.4.3172-14 содержанию и «Санитарно-эпидемиологические организации режима работы требования к образовательных устройству, организаций дополнительного образования детей»; Уставом МБОУ ПГО «СОШ №18»; Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО «СОШ №18». Актуальность общеразвивающей программы Актуальность программы обусловлена следующими факторами: В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературнотворческих, становится одной из важнейших задач современной школы. Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи, и является результатом, критерием и формой развития. Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей. Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей? Таким средством является школьный театр «Ораторское мастерство». Одаренные дети — это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче. Постановка номеров к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные (кукольные) постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, — все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, воспитательнообразовательной работы направлена с детьми, на основана на гуманизацию психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. Отличительные особенности общеразвивающей программы. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!" Режим занятий. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 ак. часа, (68 ч) Объем общеразвивающей программы – 68 часов, запланированных на 34 учебных недель, необходимых для усвоения программы. Срок освоения общеразвивающей программы рассчитан на 1 год. Формы обучения - очная. Возможно использование дистанционных форм обучения. В процессе реализации программы используются индивидуальная, индивидуально - групповая, групповая формы обучения. Виды занятий: беседа, практическое занятие, репетиция, концертное выступление. В дистанционном режиме: видеоуроки, ссылки на учебные материалы, так же игровые формы Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники. Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, работа с куклами. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игровых упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года по 2 занятия (по 40 мин.) с перерывом в 15 минут. - Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в общешкольных, городских, региональных и всероссийских конкурсов. Система поощрений: благодарственные письма кружковцам и их родителям; дипломы за актерское мастерство; Учебный план. Школьного театра «Ораторское мастерство». Количество часов № п/п Название раздела, темы в т с е п е г о о р р а и к я т и инд ивид уаль ные заня Формы тия и организации конс занятий ульт ации Формы аттестаци и, диагности ки, контроля к а 1 Раздел 1 «Основы театральной культуры» 1.1 Театр и жизнь. Что дает театральное 2 искусство в формировании личности. История создания школьного театра, виды театров традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. 2 Театральное искусство России. Основы кукольного театра. 2 Театральные 2 1.2. 1.3. профессии. Фронтальная (групповая) Фронтальная (групповая) Фронтальная (групповая) Выдающиеся актеры. 1.4. 1.5. Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. 2 Раздел 2 «Театральная игра» 2.1 Тренинг творческой психотехники актера: 2 Фронтальная (групповая) 1 1 Фронтальная (групповая) 2 Фронтальная (групповая) Собеседо вание Презента ция развитие навыков рабочего самочувствия; развитие творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. 2.2. Воображение и фантазия – источник 2 творческой духовности человека. Упражнения на воображения. 2.3. (групповая) развитие Сценические этюды: одиночные – на 4 выполнение простого задания; на освоение Фронтальная Фронтальная (групповая) предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. 2.4. «Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. 2 (групповая) 3 Раздел 3 «Ритмопластика» 3.1. Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). Работа с куклами. 2 Работа актера над образом. Логика действия: я – предмет; я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). 4 3.2. 4 Раздел 4 «Культура и техника речи» Фронтальная Фронтальная (групповая) Фронтальная (групповая) 4.1. 4.2. Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). Овладение техникой сценического 2 (групповая) 2 2 общения партнеров: материал для общения – внутренние Фронтальная Фронтальная (групповая) чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. 4.3. 4.4. Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия). Сценическая постановка игры с куклами по литературному произведению. Словесные игры. Пластические импровизации. 2 (групповая) 2 Фронтальная (групповая) 5 Раздел 5 «Выразительные средства в театре» 5.1. Многообразие выразительных Фронтальная 2 2 Фронтальная (групповая) средств в театре: драматургия; декорация; костюм; свет; музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративнохудожественного оформления). 6 Раздел 6 «Работа над спектаклем» 6.1. Работа над спектаклем: как создается спектакль; 4 6 Фронтальная (групповая) Исполнен ие роли знакомство со сценарием; характеры и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. 6.2. 6.3. 1 Фронтальная Репетиция. 0 (групповая) Показ театрального представления: в школе для учащихся, родителей, учителей; на районном смотре. 2 Фронтальная Спектакл (групповая) ь Развиваем актерское мастерство. 7 Раздел 7 «Подведение итогов» 7.1. Мероприятие, посвященное международному дню театра. 2 Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов. 2 Оформление страниц школьного театра». 2 7.2. 7.3. Исполнен ие роли Фронтальная (групповая) Фронтальная (групповая) «Летописи Творческ ий отчет Фронтальная Летопись (групповая) школьног о театра Итого часов 68 Содержание изучаемого материала. Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя. Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества. Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций, к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом. Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление. Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля: - выбор пьесы и обсуждение ее с детьми; - деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; - работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; - поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; - создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов; - переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей; - работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен; - репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением; - репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля; - назначение ответственных за смену декораций и реквизита; - премьера спектакля; - повторные показы спектакля. Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра. Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Цель – воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность. Задачи: 1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства. 2. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. 3. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи. 4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья. 5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству. 6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра. 7. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу. 8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях. 9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Школьного театра «Ораторское мастерство» № п/п Месяц Число Колво Тема занятия часо Место в я Время прове дения занят ия Форма занятия 16-00 Вводное занятие Театр и жизнь. Что Кабинет дает театральное литератур искусство в ы формировании личности. История создания школьного театра, виды театров традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы. Собеседовани Час открытия нового знания Театральное искусство России. Основы кукольного театра. Презентация – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 – перер ыв 15мин 16-55 – проведени Кабинет литератур ы Форма контроля е. 16-00 – Час открытия нового знания Театральные профессии. Выдающиеся актеры. Кабинет литератур ы Тренинг Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение. Кабинет литератур ы Час открытия нового знания Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства. Кабинет литератур ы перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 Тренинг Тренинг творческой психотехники – Кабинет литератур ы актера: перер развитие ыв навыков 15мин рабочего самочувствия; 16-55 развитие – творческого восприятия; развитие артистической смелости и элементов характерности. 16-00 Тренинг Воображение и фантазия – – Кабинет литератур ы источник творческой перер духовности человека. ыв Упражнения на развитие воображения. 15мин 16-55 – 16-00 – Практикум Сценические этюды: одиночные – на перер выполнение ыв простого задания; 15мин 16-55 – на освоение предлагаемых обстоятельств; парные – на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером. Кабинет литератур ы 16-00 Практикум игра» Кабинет литератур (упражнение). ы Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение. Практикум Сценическое Кабинет движение как литератур неотъемлемая часть ы сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре). Работа с куклами. Практикум Работа актера над Кабинет образом. Логика литератур действия: я – предмет; ы я – стихия; я – животное; я – растение; внешняя характерность; форма (выдержка и законченность). – перер ыв «Ролевая 15мин 16-55 – 16-00 – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 Тренинг Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения). Час открытия нового знания Овладение техникой Кабинет сценического литератур общения партнеров: ы материал для общения – перер ыв 15мин Кабинет литератур ы 16-55 – 16-00 – перер ыв 15мин 16-55 – – внутренние чувства, мысли; объект общения (партнер, мысль); средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд; форма общения – приспособление; непрерывность общения; совокупность всех элементов общения. 16-00 Практикум Работа с Кабинет литературным литератур текстом (словесное ы действие, логика речи, орфоэпия). Сценическая постановка игры с куклами по литературному произведению. Практикум Словесные – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 игры. Пластические импровизации. – Кабинет литератур ы перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 – Комбиниро ванное занятие Многообразие выразительных средств в театре: перер ыв драматургия; 15мин декорация; костюм; свет; 16-55 – музыкальное оформление; шумовое оформление. (Создание декоративнохудожеств енного оформления). Кабинет литератур ы 16-00 – Комбиниро ванное занятие Работа спектаклем: как перер ыв над Кабинет литератур ы Исполнение роли Кабинет литератур ы Исполнение роли создается спектакль; 15мин знакомство со сценарием; 16-55 характеры – и костюмы; чтение по ролям, работа над дикцией; разучивание ролей; вхождение в образ; исполнение роли; создание афиши и программки; музыкальное оформление. 16-00 – Комбиниро ванное занятие Развиваем актерское мастерство. Репетиция. Презентац ия Показ театрального Школьная Спектакль представления: импрови в школе для учащихся, родителей, учителей; на районном смотре. Праздник Мероприятие, посвященное международному дню театра. зированна я сце на, ДК Кабинет литератур ы 16-00 Обобщение Анализ проделанной Кабинет работы. Творческий литератур отчет. Поощрение ы лучших артистов. Творческий отчет Практикум Оформление страниц «Летописи школьного театра». Летопись школьного театра – перер ыв 15мин 16-55 – 16-00 – Кабинет литератур ы перер ыв 15мин 16-55 – Организационно-педагогические условия Материально-технические: Кабинет литературы, актовый зал учебно-методические: Перечень оснащения № п/п Количество обучения одновременных пользователей (оборудование и расходный материал) Состав комплекта средств 2 Ноутбук 30 3 Динамики 30 4 Микрофоны 6 5 Микшер 30 6 Микрофонные стойки 4 7 Флешносители 30 8 Ширма для кукольного театра 5 Определение результативности, промежуточная аттестация Для оценки успеваемости обучающихся используется уровневая система оценок: Высокий уровень - предполагает качественное исполнение литературного произведения, с учетом его характера, стиля, образа, правильного темпа, точной динамики и выразительного исполнения. Присутствует добросовестное отношение к предмету и хорошая работа в классе. Обучающиеся принимают активное участие в концертной жизни школы и города, участвуют в конкурсах различного уровня. Средний уровень - старательное отношение к работе в классе, неплохое исполнение литературных произведений, с учетом динамики, темпа, фразировки, характера, но с небольшими погрешностями в исполнении. Обучающиеся принимают участие в концертах учреждения и участвуют в городских конкурсах. Низкий уровень - предполагает исполнение литературных произведений со значительными погрешностями: маловыразительное чтение, неточная интонация, плохая дикция, сбивчивость в тексте и пр. Обучающиеся принимают участие в концертах в составе группы. Формы подведения итогов. - участие в мероприятиях школы: концерты к праздничным датам; - участие в городских, областных, всероссийских конкурсах и фестивалях; - участие в областных и городских мероприятия. Планируемые результаты. - Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок - Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть - Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть. - Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений - работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя - Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка. Личностные результаты. У учеников будут сформированы: ۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; ۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития; ۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; ۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.). Предметные результаты. Учащиеся научатся: ۰ выполнять упражнения актёрского тренинга; ۰строить этюд в паре с любым партнёром; ۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; ۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; ۰ сочинять этюды по сказкам; ۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); ۰правильно выполнять цепочки простых физических действий. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: ۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; ۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; ۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; ۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: ۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; ۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; ۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: ۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; ۰ обращаться за помощью; ۰ формулировать свои затруднения; ۰ предлагать помощь и сотрудничество; ۰ слушать собеседника; ۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; ۰ формулировать собственное мнение и позицию; ۰осуществлять взаимный контроль; . адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: - учебный кабинет; - 12 стульев; - репетиционный зал (сцена); - звуковое оборудование: 6 шнуровых микрофонов и 4 радиомикрофона, микшерский пульт; - стойки для микрофонов; - компьютерная система; ноутбук; - флеш носители; - концертные костюмы, реквизит. - Ширма для кукольного театра Информационное обеспечение: - видеофайлы с обучающими материалами; Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное образование, прошедший курсы повышения квалификации по профилю программы. Методические материалы. - пособия (см. Список литературы), - справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства), - дидактический материал (сценарный отдел). Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе: Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий. На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям. Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев. - Условия достижения наилучшего результата: Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир. Для получения эффективного результата при организации учебного процесса используются следующие педагогические технологии: Развивающее обучение: направлено на развитие координации движений, познавательных и нравственных способностей. Разноуровневое обучение дает возможность обучаться детям с разными индивидуальными особенностями и возможностями. Обучение в сотрудничестве: возможность совместного взаимодействия в решении поставленных задач. В программе используются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют равномерно распределять время подачи учебного материала, чередовать мыслительную деятельность с двигательной, что дает положительный результат в обучении. В целях обеспечения максимального усвоения учебного материала, на занятиях используются в сочетании пассивные и активные методы обучения. В процессе обучения основными видами занятий являются: - беседа (излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами); - практические занятия - занятие-постановка (постановка литературного номера); - репетиция (отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей); -концертное выступление (проводится для самих детей, педагогов, гостей). Формы аттестации/контроля и оценочные материала. Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов. Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в программе. В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный), текущий, промежуточный, итоговый. Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств. Проводится во время вводного занятия в виде прослушивания. Текущий контроль - организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии и по окончании прохождения темы. Текущий контроль реализуется через наблюдение и участие в играх и конкурсах внутри группы. Итоговый контроль проводится по завершению реализации программы с целью получения информации о степени ее освоения обучающимися. Оценочные материалы - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) Список литературы для педагога. 1.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2017. 2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ, 2013. 3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2017. 4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2017. 5. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2016. 6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 2020. 7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2010. 8. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 2009. 9. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000. Список литературы для учащихся. 1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 2020. 2.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2020. Список литературы для родителей. 1.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 2020. 2.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2020. Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)