Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Школьный театр

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьного
театр

«Ораторское

мастерство»

относится

к

программам

художественной

направленности.
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа школьного театра
«Ораторское мастерство» разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением
правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
СанПин

2.4.4.3172-14

содержанию

и

«Санитарно-эпидемиологические

организации

режима

работы

требования

к

образовательных

устройству,
организаций

дополнительного образования детей»;
Уставом МБОУ ПГО «СОШ №18»;
Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО «СОШ
№18».

Актуальность общеразвивающей программы
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
В

условиях

социально-экономических

и

политических

преобразований

российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители.
Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературнотворческих, становится одной из важнейших задач современной школы.
Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной
человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на
решение творческой задачи, и является результатом, критерием и формой развития.
Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные)
и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).
Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося
необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию
способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как
сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать
и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр «Ораторское мастерство». Одаренные
дети — это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче.
Постановка номеров к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных
литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников,
театральные (кукольные) постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, —
все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной
работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами
персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на
сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в
целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не
только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином
литературном произведении.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой

индивидуальности,

воспитательнообразовательной

работы

направлена
с

детьми,

на

основана

на

гуманизацию
психологических

особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает
условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования
содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в
коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления
к освоению нового опыта.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
В

программе

систематизированы

средства

и

методы

театрально-игровой

деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в
процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность

как

процесс

развития

творческих

способностей

ребенка

является

процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций,

процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка,
развивается

символическое

мышление,

двигательный

эмоциональный

контроль.

Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует
забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его
следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не
то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом
воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до
развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда
только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в
приложении к ребенку!"
Режим занятий.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 ак. часа, (68 ч)
Объем общеразвивающей программы – 68 часов, запланированных на 34 учебных
недель, необходимых для усвоения программы.
Срок освоения общеразвивающей программы рассчитан на 1 год.
Формы обучения - очная. Возможно использование дистанционных форм
обучения.

В

процессе

реализации

программы

используются

индивидуальная,

индивидуально - групповая, групповая формы обучения.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, репетиция, концертное выступление.
В дистанционном режиме: видеоуроки, ссылки на учебные материалы, так же игровые
формы
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно
и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского
мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы,
тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой, проведение
бесед об искусстве, работа с куклами. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей,
фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы
по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные
жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда
деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской
культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с
игровых упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев,
находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы
фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес
к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной
стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе
репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой
пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию
творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного
анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков
героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и
т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную
со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы
по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года по 2 занятия (по 40
мин.) с перерывом в 15 минут.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах;
участие в общешкольных, городских, региональных и всероссийских конкурсов.
Система поощрений:
 благодарственные письма кружковцам и их родителям;
 дипломы за актерское мастерство;

Учебный план.
Школьного театра «Ораторское мастерство».
Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы

в

т

с

е

п

е
г
о

о

р

р

а

и

к

я

т
и

инд
ивид
уаль
ные
заня Формы
тия и организации
конс занятий
ульт
ации

Формы
аттестаци
и,
диагности
ки,
контроля

к
а
1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1.1

Театр и жизнь. Что дает театральное 2
искусство в формировании личности.
История создания школьного театра,
виды театров традиции, знакомство,
фотографии летописи школьного
театра, видеосюжеты, планы.

2

Театральное искусство России.
Основы кукольного театра.

2

Театральные

2

1.2.

1.3.

профессии.

Фронтальная
(групповая)

Фронтальная
(групповая)
Фронтальная
(групповая)

Выдающиеся актеры.
1.4.

1.5.

Развитие творческой активности,
индивидуальности. Снятие зажимов,
раскрепощение.
Исполнительное искусство актера –
стержень театрального искусства.

2

Раздел 2 «Театральная игра»

2.1

Тренинг творческой психотехники
актера:

2

Фронтальная
(групповая)

1

1

Фронтальная
(групповая)

2

Фронтальная
(групповая)

Собеседо
вание

Презента
ция

развитие

навыков

рабочего

самочувствия;
развитие творческого восприятия;
развитие артистической смелости и
элементов характерности.
2.2.

Воображение и фантазия – источник

2

творческой духовности человека.
Упражнения на
воображения.
2.3.

(групповая)

развитие

Сценические этюды: одиночные – на

4

выполнение простого задания;
на

освоение

Фронтальная

Фронтальная
(групповая)

предлагаемых

обстоятельств;
парные – на общение в условиях
органического
молчания;
на
взаимодействие с партнером.

2.4.

«Ролевая
игра»
(упражнение).
Предлагаемые
обстоятельства,
события, конфликт, отношение.

2

(групповая)

3

Раздел 3 «Ритмопластика»

3.1.

Сценическое
движение
как
неотъемлемая часть сценического
театрализованного
действия.
Упражнение «Как вести себя на
сцене»
(мимика,
жесты,
телодвижения в игре). Работа с
куклами.

2

Работа актера над образом. Логика
действия: я – предмет; я – стихия; я –
животное; я – растение; внешняя
характерность; форма (выдержка и
законченность).

4

3.2.

4

Раздел 4 «Культура и техника речи»

Фронтальная

Фронтальная
(групповая)

Фронтальная
(групповая)

4.1.

4.2.

Тренинг по сценической речи
(артикуляционная
гимнастика,
дикционные упражнения).
Овладение техникой сценического

2

(групповая)
2

2

общения партнеров: материал для
общения

–

внутренние

Фронтальная

Фронтальная
(групповая)

чувства,

мысли;
объект общения (партнер, мысль);
средства, приемы общения – жест,
слово, мимика, взгляд;
форма общения – приспособление;
непрерывность общения;
совокупность
всех элементов
общения.
4.3.

4.4.

Работа с литературным текстом
(словесное действие, логика речи,
орфоэпия). Сценическая постановка
игры с куклами по литературному
произведению.
Словесные игры. Пластические
импровизации.

2

(групповая)

2

Фронтальная
(групповая)

5

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

5.1.

Многообразие

выразительных

Фронтальная

2

2

Фронтальная
(групповая)

средств в театре:
драматургия;
декорация;
костюм; свет;
музыкальное оформление; шумовое
оформление.
(Создание
декоративнохудожественного
оформления).
6

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

6.1.

Работа над спектаклем: как
создается спектакль;

4

6

Фронтальная
(групповая)

Исполнен
ие роли

знакомство со сценарием;
характеры и костюмы; чтение
по ролям, работа над дикцией;
разучивание ролей; вхождение
в образ; исполнение роли;
создание афиши и программки;
музыкальное оформление.

6.2.

6.3.

1

Фронтальная

Репетиция.

0

(групповая)

Показ театрального представления: в
школе для учащихся, родителей,
учителей; на районном смотре.

2

Фронтальная

Спектакл

(групповая)

ь

Развиваем

актерское

мастерство.

7

Раздел 7 «Подведение итогов»

7.1.

Мероприятие,
посвященное
международному дню театра.

2

Анализ
проделанной
работы.
Творческий
отчет.
Поощрение
лучших артистов.

2

Оформление
страниц
школьного театра».

2

7.2.

7.3.

Исполнен
ие роли

Фронтальная
(групповая)
Фронтальная
(групповая)

«Летописи

Творческ
ий отчет

Фронтальная

Летопись

(групповая)

школьног
о театра

Итого часов

68

Содержание изучаемого материала.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками
элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды
театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная

игра

направлена

не

столько

на

приобретение

ребенком

профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения,
эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться
со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и
специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в
школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на
мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность
анализировать различные ситуации с разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями.
Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических
условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых
обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим
действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо
знакомых небольших сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром,
развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций, к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче
выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные
пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или
последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и
образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания
и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,
разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры
со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры,
которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и

фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять
предложения

и

небольшие

сюжетные

рассказы.

Их

необходимо

связывать

со

специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми
предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения;
творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные

средства

в

театре.

Раздел

предполагает

знакомство

с

многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет,
музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно
создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя
знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:
-

выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;

-

деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;

-

работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом;

-

поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев;

-

создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;

-

переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;

-

работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен;

-

репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением;

-

репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;

-

назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

-

премьера спектакля;

-

повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,

выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито,
удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей
с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре
общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей
(быть

искусным

читателем,

зрителем

театра),

индивидуальную

диагностику

нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога
работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка.
Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке
работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение
необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Цель – воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие
новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их
досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в
области театрального искусства.
2. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование
речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом
индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической
литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской)
средствами любительского театра.
7. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания,
доверия, уважения друг к другу.
8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду,
искусству.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Школьного театра «Ораторское мастерство»
№
п/п

Месяц

Число

Колво Тема
занятия
часо

Место

в

я

Время
прове
дения
занят
ия

Форма
занятия

16-00

Вводное
занятие

Театр и жизнь. Что Кабинет
дает
театральное литератур
искусство
в ы
формировании
личности. История
создания
школьного театра,
виды
театров
традиции,
знакомство,
фотографии
летописи
школьного театра,
видеосюжеты,
планы.

Собеседовани

Час
открытия
нового
знания

Театральное
искусство России.
Основы кукольного
театра.

Презентация

–
перер
ыв
15мин

16-55
–

16-00
–
перер
ыв
15мин

16-55
–

проведени

Кабинет
литератур
ы

Форма
контроля

е.

16-00
–

Час
открытия
нового
знания

Театральные
профессии.
Выдающиеся
актеры.

Кабинет
литератур
ы

Тренинг

Развитие творческой
активности,
индивидуальности.
Снятие
зажимов,
раскрепощение.

Кабинет
литератур
ы

Час
открытия
нового
знания

Исполнительное
искусство актера –
стержень
театрального
искусства.

Кабинет
литератур
ы

перер
ыв
15мин

16-55
–

16-00
–
перер
ыв
15мин

16-55
–
16-00
–
перер
ыв
15мин

16-55
–

16-00

Тренинг

Тренинг творческой
психотехники

–

Кабинет
литератур
ы

актера:
перер

развитие

ыв

навыков

15мин

рабочего
самочувствия;

16-55

развитие

–

творческого
восприятия; развитие
артистической
смелости
и
элементов
характерности.

16-00

Тренинг

Воображение
и фантазия –

–

Кабинет
литератур
ы

источник творческой
перер

духовности человека.

ыв

Упражнения на
развитие
воображения.

15мин

16-55
–
16-00
–

Практикум

Сценические этюды:
одиночные

–

на
перер

выполнение

ыв

простого задания;

15мин

16-55
–

на
освоение
предлагаемых
обстоятельств;
парные – на
общение в
условиях
органического
молчания; на
взаимодействие с
партнером.

Кабинет
литератур
ы

16-00

Практикум

игра» Кабинет
литератур
(упражнение).
ы
Предлагаемые
обстоятельства,
события, конфликт,
отношение.

Практикум

Сценическое
Кабинет
движение
как литератур
неотъемлемая часть ы
сценического
театрализованного
действия. Упражнение
«Как вести себя на
сцене»
(мимика,
жесты, телодвижения
в игре). Работа с
куклами.

Практикум

Работа актера над Кабинет
образом.
Логика литератур
действия: я – предмет; ы
я – стихия; я –
животное;
я
–
растение;
внешняя
характерность; форма
(выдержка
и
законченность).

–
перер
ыв

«Ролевая

15мин

16-55
–

16-00
–
перер ыв
15мин

16-55
–

16-00
–
перер ыв
15мин

16-55
–

16-00

Тренинг

Тренинг
по
сценической речи
(артикуляционная
гимнастика,
дикционные
упражнения).

Час
открытия
нового
знания

Овладение техникой Кабинет
сценического
литератур
общения партнеров:
ы
материал для общения

–
перер ыв
15мин

Кабинет
литератур
ы

16-55
–

16-00
–
перер ыв
15мин

16-55
–

–
внутренние чувства,
мысли;
объект

общения

(партнер,

мысль);

средства,

приемы

общения

–

жест,

слово, мимика,
взгляд;
форма общения

–

приспособление;
непрерывность
общения;
совокупность
всех
элементов общения.

16-00

Практикум

Работа
с Кабинет
литературным
литератур
текстом
(словесное ы
действие, логика речи,
орфоэпия).
Сценическая
постановка игры с
куклами
по
литературному
произведению.

Практикум

Словесные

–
перер ыв
15мин

16-55
–

16-00

игры.

Пластические
импровизации.

–

Кабинет
литератур
ы

перер ыв
15мин

16-55
–

16-00
–

Комбиниро
ванное
занятие

Многообразие
выразительных
средств в театре:

перер ыв

драматургия;

15мин

декорация;
костюм; свет;

16-55
–

музыкальное
оформление; шумовое
оформление.
(Создание
декоративнохудожеств
енного оформления).

Кабинет
литератур
ы

16-00
–

Комбиниро
ванное
занятие

Работа
спектаклем:
как

перер ыв

над

Кабинет
литератур
ы

Исполнение
роли

Кабинет
литератур
ы

Исполнение
роли

создается

спектакль;

15мин

знакомство

со

сценарием;

16-55

характеры

–

и

костюмы; чтение по
ролям, работа над
дикцией; разучивание
ролей; вхождение в
образ; исполнение
роли; создание афиши
и программки;
музыкальное
оформление.

16-00
–

Комбиниро
ванное
занятие

Развиваем актерское
мастерство.
Репетиция.

Презентац
ия

Показ театрального

Школьная Спектакль

представления:

импрови

в

школе

для

учащихся, родителей,
учителей; на
районном смотре.

Праздник

Мероприятие,
посвященное
международному дню
театра.

зированна
я
сце
на,
ДК
Кабинет
литератур
ы

16-00

Обобщение

Анализ проделанной Кабинет
работы. Творческий литератур
отчет.
Поощрение ы
лучших артистов.

Творческий
отчет

Практикум

Оформление страниц
«Летописи школьного
театра».

Летопись
школьного
театра

–
перер ыв
15мин

16-55
–

16-00
–

Кабинет
литератур
ы

перер ыв
15мин

16-55
–

Организационно-педагогические условия
Материально-технические:
Кабинет литературы, актовый
зал учебно-методические:
Перечень оснащения
№ п/п

Количество
обучения одновременных
пользователей
(оборудование и расходный материал)
Состав

комплекта

средств

2

Ноутбук

30

3

Динамики

30

4

Микрофоны

6

5

Микшер

30

6

Микрофонные стойки

4

7

Флешносители

30

8

Ширма для кукольного театра

5

Определение результативности, промежуточная аттестация
Для оценки успеваемости обучающихся используется уровневая система оценок:

Высокий уровень - предполагает качественное исполнение литературного произведения, с
учетом его характера, стиля, образа, правильного темпа, точной динамики и
выразительного исполнения. Присутствует добросовестное отношение к предмету и
хорошая работа в классе. Обучающиеся принимают активное участие в концертной
жизни школы и города, участвуют в конкурсах различного уровня.
Средний уровень - старательное отношение к работе в классе, неплохое исполнение
литературных произведений, с учетом динамики, темпа, фразировки, характера, но с
небольшими погрешностями в исполнении. Обучающиеся принимают участие в
концертах учреждения и участвуют в городских конкурсах.
Низкий уровень - предполагает исполнение литературных произведений со
значительными погрешностями: маловыразительное чтение, неточная интонация, плохая
дикция, сбивчивость в тексте и пр. Обучающиеся принимают участие в концертах в
составе группы.
Формы подведения итогов.
- участие в мероприятиях школы: концерты к праздничным датам; - участие в городских,
областных, всероссийских конкурсах и фестивалях; - участие в областных и городских
мероприятия.

Планируемые результаты.
- Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок
- Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть
- Читать выразительно стихи, басни. Знать 2-3 стихотворения наизусть.
- Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание
произведений
- работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать
товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя
- Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические
произведения в рамках кружка.
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Предметные результаты. Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- 12 стульев;
- репетиционный зал (сцена);
- звуковое оборудование: 6 шнуровых микрофонов и 4 радиомикрофона, микшерский
пульт;
- стойки для микрофонов;
- компьютерная система; ноутбук;
- флеш носители;
- концертные костюмы, реквизит.
- Ширма для кукольного театра
Информационное обеспечение:
- видеофайлы с обучающими материалами;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий среднее
профессиональное образование, прошедший курсы повышения квалификации по
профилю программы.
Методические материалы.
- пособия (см. Список литературы),
- справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
- дидактический материал (сценарный отдел).

Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по
программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы
мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На
первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и
живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии
действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа,
отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение
для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и
генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у
кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и
ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш,
программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за
декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с
занавесом.
Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

- Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением
достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен
индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и
возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в
своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней
атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества,
тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Для получения эффективного результата при организации учебного процесса
используются следующие педагогические технологии:
Развивающее обучение: направлено на развитие координации движений, познавательных и
нравственных способностей.
Разноуровневое обучение дает возможность обучаться детям с разными индивидуальными
особенностями и возможностями.
Обучение в сотрудничестве: возможность совместного взаимодействия в решении
поставленных задач.

В программе используются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют
равномерно распределять время подачи учебного материала, чередовать мыслительную
деятельность с двигательной, что дает положительный результат в обучении.
В целях обеспечения максимального усвоения учебного материала, на занятиях
используются в сочетании пассивные и активные методы обучения.
В процессе обучения основными видами занятий являются:
- беседа (излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими
примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами);
- практические занятия
- занятие-постановка (постановка литературного номера);
- репетиция (отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности
детей);
-концертное выступление (проводится для самих детей, педагогов, гостей).
Формы аттестации/контроля и оценочные материала.
Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с
целью получения информации о достижении планируемых результатов.
Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты
овладения обучающимися обозначенными в программе.
В

процессе

обучения

используются

следующие

виды

контроля:

входной

(предварительный), текущий, промежуточный, итоговый.
Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у
обучающегося

знаний,

умений,

навыков

об

изучаемом

предмете,

уровне

сформированности способностей и развития личностных качеств. Проводится во время
вводного занятия в виде прослушивания.
Текущий контроль - организация проверки качества обучения по образовательной
программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии и по
окончании прохождения темы. Текущий контроль реализуется через наблюдение и
участие в играх и конкурсах внутри группы.
Итоговый контроль проводится по завершению реализации программы с целью получения
информации о степени ее освоения обучающимися.
Оценочные материалы
- пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися
планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5)

Список литературы для педагога.
1.Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2017.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ, 2013.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2017.
4. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2017.
5. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2016.
6. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 2020.
7. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2010.
8. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 2009.
9. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000.

Список литературы для учащихся.
1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 2020.
2.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2020.

Список литературы для родителей.
1.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 2020.
2.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2020.

Powered by TC PDF ( www.tc pdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».