Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Веселые краски

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Весёлые краски»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 34);
 Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - приложение к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07
декабря 2018 г. № 3;
 Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года»;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. N 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Уставом МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»;
 Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по
дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО
«СОШ №18»;
 авторская программа Тумилович С.Г., учителя изобразительного искусства г.
Бикина Хабаровского края.
Ребенок - это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к
самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и
адаптации к окружающей среде. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной
художественной деятельности - это необходимо как для больших дарований, так и для
малых, необходимо всячески поощрять и поддерживать первоначальную познавательную
активность. Ребенок - субъект творчества. Занятия изобразительным искусством
помогают ребёнку обрести индивидуальность, помогают самовыражению, способности
увидеть и оценить красоту вокруг. Постоянный поиск новых форм и методов организации
учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более
разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для
кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет
ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного
сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность
удивиться и порадоваться миру. Также данная программа направлена на развитие у детей
изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на
воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры
личности.

1










Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных
решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством
приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
Цель:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным
открытиям через поисковую деятельность, через различные способы рисования.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые
умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитание внимания, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
-Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного и декоративноприкладного искусства, архитектуры и дизайна.
2. Планируемые результаты
Развитие интегративных качеств:
сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
изображают предметы по памяти;
используют цвет для создания различных образов;
создают композиции на листах бумаги разной формы;
передают настроение в творческой работе;
используют разные приёмы нетрадиционного рисования;
развёрнуто комментируют свою творческую работу.
2

3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Программа разделена на 2 уровня (начальный и продвинутый) и рассчитана для детей 7-10
лет.
Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса.
Начальный уровень программы рассчитан для группы 1 классов. Включает в себя 35
занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия составляет 1
час. Занимается 1 группа 1 классов.
Продвинутый уровень программы рассчитан для группы, прошедшей обучение по
начальному уровню программы. Включает в себя 35 занятий. Занятия проводятся 1 раз в
неделю. Длительность одного занятия составляет 1 час. Занимается 2 группы из детей 2,
3,4 классов.
Число
№
Число занятий
Направленность объединения
и продолжительность
п/п
в неделю
занятий в день
1

Художественная

1 по 40 мин

3

4. Учебный план дополнительной образовательной программы
«Веселые краски» 1 класс
N
п/
п
1
2

Учебные модули
Рисунок
Декоративно-прикладное
искусство
Итого

Количество часов
Всег
В том числе:
о
Теория
Практика
25
10

0,5
0,5

24,5
9.5

35

1

34

Формы аттестации/
контроля
Выставкипросмотры работ по
полугодиям (1 и 2)

«Веселые краски» 2,3,4 классы (1 группа)
N
п/п

Учебные модули

1

Рисунок

2

Декоративно-прикладное
искусство
Итого

Количество часов
Всег
В том числе:
о
Теория
Практика
20
0,5
19,5
15

0,5

14,5

35

1

34

Формы аттестации/
контроля
Годовая итоговая
работа (рисунок)
Годовая итоговая
работа (ДПИ)

Формы работы:
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Рассматривание репродукций картин.
Отслеживание результатов:
1.
выставки;
2.
конкурсы;
5.
беседы с детьми
3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Веселые краски (возраст 7-10 лет)
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения,
творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает
радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Программа кружка основана на принципах последовательности, наглядности,
целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать
окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную
память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их
восприятия цвета, формы, объема предметов. Ребёнку предлагаются различные виды
рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, воска.
На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец
выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и
внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных
наблюдений и воображения.
Главным результатом реализации программы является создание каждым
обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки
обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться,
способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми
секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

4

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. Начальный уровень. (1 классы)
№ п/п

дата

Занятие

Колво
часов

Форма
контроля

Вводное занятие. Список материалов. Пальцевая живопись
акварелью «Осеннее дерево»
Открытка/рисунок ко Дню Учителя

1

Рисунок

1

Рисунок

Рисунки по теме городского конкурса «Дорогами
добра»/Мозаика из пластилиновых шариков «Грибочек»
Работа с гербарием (рисунок «набрызгом» и аппликация).
Осенний букет.
Работа с гербарием (рисунок и аппликация). Пейзаж.

2
1

Рисунок
/ДПИ
Рисунок

1

Рисунок

1

Рисунок

1

Рисунок

2

Рисунок

1.

сентябрь

2.

сентябрь

3-4.

Сентябрь/
октябрь

5.

октябрь

6.

октябрь

7.

октябрь

8.

ноябрь

9-10.

ноябрь

Творческая работа ко Дню Народного Единства (вырезание из
бумаги, аппликация, раскраска)
Рисунок цветными карандашами «Сказка про осень»
(придумывать разные виды штриховки)
Творческая работа ко Дню матери.

11.

ноябрь

Рисунок восковыми мелками и акварелью «Вечерние огни».

1

Рисунок

12.

декабрь

Рисование отпечатком руки «Снегири прилетели»

1

Рисунок

13.

декабрь

Аппликация «Сказочная зима»

1

ДПИ

14.

декабрь

1

Рисунок

15.

декабрь

Рисунок гуашью и отпечатком скомканной бумаги «Зимний
лес»
Аппликация в смешанной технике «Новогодний салют»

1

Рисунок

16.

декабрь

Ажурная снежинка «Снеговичок»

1

ДПИ

17.

январь

1

Рисунок

18-19.

январь

Рисование по тонированной бумаге гуашью и ватными
палочками «Сова».
Пластилинография «Избушка»

2

ДПИ

20.

февраль

Конструирование из цветной бумаги «Сова»

1

ДПИ

21.

февраль

Акварельные иллюстрации. Влюбленные котята.

1

Рисунок

22.

февраль

Оригами «Солдатик»

1

ДПИ

23-24.

Рисунок пастелью по тонированной бумаге «Букет цветов»

2

Рисунок

25-26.

Февраль/м
арт
март

Витраж клеем ПВА и гуашью «Тюльпаны»

2

Рисунок

27.

март

Рисунок корректором-ручкой на цветном картоне «Цветы»

1

Рисунок

28-29.

Граттаж «Космические дали»

2

Рисунок

30-31.

Март/апре
ль
апрель

ДПИ «Пасха Красная»

2

ДПИ

32.

апрель

Рисунок ватными палочками «Букет сирени»

1

Рисунок

33.

май

Рисунок гуашью «Праздничный салют»

1

Рисунок

34.

май

Рисунок отпечатком губки «Бабочки»

1

Рисунок

35.

май

Бабочки из цветной бумаги (журнальных страниц)

1

Рисунок
5

ИТОГО

35

6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК. Продвинутый уровень. (2-4 классы)
№ п/п

дата

Занятие

Колво
часов

Форма
контроля

Вводное занятие. Список материалов. Рисунок осенних
листьев мелом по тонированной бумаге.
Открытка/рисунок ко Дню Учителя

1

Рисунок

1

Рисунок

2
1

Рисунок
/ДПИ
ДПИ

1.

сентябрь

2.

сентябрь

3-4.

Сентябрь/окт
ябрь

5.

октябрь

Рисунки по теме городского конкурса «Дорогами
добра»/ДПИ «Грибочек» (фольга, изолон или газеты, гуашь)
Работа с гербарием (рисунок и аппликация). Пейзаж.

6-7.

октябрь

Вышивальные картинки из картона

2

ДПИ

8.

ноябрь

2

ДПИ

9-10.

ноябрь

Волшебная мозаика из пластилиновых шариков «Осенний
лес»
Творческая работа ко Дню матери.

1

Рисунок

11.

ноябрь

Рисунок восковыми мелками и акварелью «Вечерние огни».

1

Рисунок

12.

декабрь

Аппликация в смешанной технике «Новогодние снежинки»

1

ДПИ

13-14.

декабрь

ДПИ из ниточных шаров «Снеговик»

2

ДПИ

15-16.

декабрь

Граттаж на новогоднюю тематику

2

Рисунок

17.

январь

Пластилинография «Сова»

1

ДПИ

18-19.

январь

Рисунок пастелью «Зимняя сказка»

2

Рисунок

20.

февраль

Декоративный скворечник из воздушного пластилина

1

ДПИ

21.

февраль

Рисунок ко Дню Защитников отечества

2

Рисунок

23-24.

Февраль/март

Рисунок пастелью по тонированной бумаге «Букет цветов»

2

Рисунок

25-26.

март

Коты из глины

2

ДПИ

27.

март

Графика «Кот»

1

Рисунок

28-29.

Март/апрель

Граттаж «Космические дали»

2

Рисунок

30-31.

апрель

ДПИ «Пасха Красная»

2

ДПИ

32-33.

апрель

Пластилинография «Ваза с букетом сирени»

2

ДПИ

34.

май

Рисунок ватными палочками «Одуванчики»

1

Рисунок

35.

май

Рисунок акварелью «Желтый ирис»

1

Рисунок

ИТОГО

35

6

7. Оценочные и методические материалы
Оценкой результативности освоения обучающимися дополнительной образовательной
общеразвивающей программы «Весёлые краски» являются текущий контроль и итоговая
аттестация обучающихся – рисунок и поделка (ДПИ).
Для оценки результатов освоения обучающимися ДОП используются следующие формы
текущего контроля: наблюдение, организация выставок к праздникам.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений имеется фонд
оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и итоговой
аттестации. Исследование развития детей в художественно-эстетической деятельности
проводится в начале и в конце каждого учебного года. Беседа с детьми проводится с
целью выявить степень заинтересованности детей художественной деятельностью.
Вопросы:
1. Любишь ли ты рисовать?
2. Есть ли у тебя дома краски, кисти, альбом?
3. Любишь ли ты лепить, вырезать? (Что ты любишь больше?)
4. Чем ты любишь рисовать больше всего? (краски, карандаши, мелки и т.д)
5. Создаете ли поделки вместе с мамой?
6. Как ты думаешь, для чего людям нужны картины?
Ответы заносятся в таблицу, опираясь на ответы детей в виде баллов, оценивающих
степень заинтересованности ребенка в художественной деятельности:
«1» - Низкий уровень. Поверхностный интерес к изодеятельности.
«2» - Средний уровень. Интерес к изодеятельности достаточно устойчив, но
характеризуется частым переключением внимания.
«3» - Высокий уровень. Интерес к изодеятельности глубокий и стойкий. Суждения и
оценки по поводу изодеятельности мотивированы, объективны, содержательны.
Самостоятельная изодеятельность систематическая и устойчивая.

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 класс:
альбом с плотными листами, не менее 40 листов
акварельные краски 12 цветов
гуашь 12 цветов
кисти белка или синтетика №3 и №6
простой карандаш, ластик
цветная бумага, ножницы, клей-карандаш
цветные карандаши и фломастеры 12 цветов
восковые мелки
сухая пастель и бумага для пастели А4 (5 листов)
Пластилин
Клей ПВА
Ватные палочки
Гербарий (засушенные листики, цветы)
2 – 4 класс:
альбом с плотными листами, не менее 40 листов
акварельные краски 12 цветов
гуашь 12 цветов
кисти белка или синтетика №3 и №6
простой карандаш, ластик
цветная бумага, ножницы, клей-карандаш
цветные карандаши и фломастеры 12 цветов
восковые мелки
пластилин
сухая пастель и бумага для пастели А4 (5 листов)
Гербарий (засушенные листики, цветы)

8

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Папка бумаги для акварели А3
Папка бумаги для акварели А4
Набор кистей
Краски акварель, гуашь 12 цветов
Цветные мелки для доски
Магниты для доски
Образцы работ учителя и обучающихся по темам
Набор цветной бумаги
Ножницы, клей-карандаш

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. РЭШ https://resh.edu.ru/
2. Онлайн видиоуроки. Изостудия «Увлечение» https://www.youtube.com/@uvlechenie
3. Сообщества ВК:
Высшая школа делового администрирования. Детские и профессиональные конкурсы
https://vk.com/graduate.school
Лисена. Поделки, игры, творчество
https://vk.com/li7ena
Гамма. Группа для творчества
https://vk.com/gammarussia

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».