Пояснительная записка Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа студии эстрадного вокала «Звук» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 3. Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 « Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; 5. Уставом МБОУ ПГО «СОШ №18»; 6. Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным образовательным (общеразвивающими) программам МБОУ ПГО «СОШ №18». Направленность дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа студии эстрадного вокала «Звук» относится к программам художественной направленности. Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность Ввиду популярности эстрадного пения среди детей и молодежи, программа актуальна и непосредственно применима для обучения в студии эстрадного вокала. Спецификой курса эстрадного вокала является его комплексность, проявляющаяся в интеграции таких составляющих как постановка голоса и сценическое мастерство (сценическая речь и сценическое движение). Цель и задачи Цель: воспитать культуру эстрадного исполнительства у начинающих певцов, максимально раскрыть вокальный и творческой потенциал личности обучающегося. Задачи: 1.Образовательные: сформировать вокальные навыки у обучающихся (основы физиологии голосового аппарата, музыкальная и вокальная грамотность, правильное и естественное звукообразование, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, чистая интонация); дать представление о приемах сценического движения и актерского мастерства; обучить приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля. 2. Воспитательные: сформировать навык выстраивании межличностных отношений и развитии коммуникативных навыков; сформировать навыки эмоционального включения в творческий процесс (верная мотивация, поддерживать желание достичь поставленную цель). 3. Развивающие: приобщить к концертной деятельности (участие в концертах, конкурсах и фестивалях детского творчества и т. д.); расширить кругозор (знакомство детей с образцами мировой вокальной музыки); развить чувство ритма и координацию движений; развить творческий потенциал ученика. Участники студии вокального ансамбля «Друзья» В вокальный ансамбль могут быть зачислены дети с 11 до 18 лет, при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, хорошего музыкального слуха, хорошей музыкальной памяти, хорошего чувства ритма, намечающейся художественной выразительности. Занятия первого месяца следует считать испытательными, определяющими целесообразность пребывания учащихся в студии. Выпускники не старше 18 лет на начало учебного года могут посещать занятия ансамбля. Сроки реализации, продолжительность образовательного процесса Курс вокального кружка проходит в виде групповых и индивидуальных занятий. Учащиеся распределены в ансамбли по возрасту и году обучения: Первая группа ансамбля - дети 11 -14 лет, первый год обучения. Режим занятий: вокал 3 раза в неделю по 1 ак. часу, (108 ч) Вторая группа ансамбля - учащиеся 14 – 18 лет, второй год обучения. Режим занятий: вокал 3 раза в неделю по 1 ак. часу, (108 ч) Планируемые результаты За курс обучающийся должен освоить следующее: - знать основы физиологии голосового аппарата, быть музыкально и вокальнограмотным, петь по возможности правильно и естественно, иметь хорошую артикуляцию и четкую дикцию, чисто интонировать; - уметь самостоятельно работать; - уметь работать в коллективе; - по возможности участвовать в концертах и конкурсах. Способы определения результативности – сложность качественно исполняемых произведений, удачные выступления на концертах и конкурсах. Ожидаемые результаты: обучающийся, закончивший курс должен иметь сформированный комплекс духовно-нравственных качеств и эстетический вкус. Он должен обладать исполнительскими навыками, уметь грамотно выразительно исполнять вокальное произведение, обладать артистизмом и иметь собственное отношение к исполняемому произведению. I год обучения Цель – постановка голоса, воспитание певческой культуры Задачи: 1. Постановка вокального (диафрагмального) дыхания. 2. Формирование полноценной тембральной окраски. 3. Создание вокально-речевого слова. 4. Выравнивание музыкальной интонации. 5.Расширение вокального диапазона. 6. Сценическое движение. II год обучения Цель: постановка голоса и работа в коллективе, продолжение работы над задачами первого года обучения. Задачи: 1. Обучение навыкам работы с микрофоном; 2. Поиск оптимального эстрадного стиля и манеры исполнения; 3. Работа над музыкальным материалом; 4. Работа над двухголосием. III год обучения: Цель: постановка голоса, творческое развитие, продолжение работы над задачами первого и второго года обучения, Задачи: 1. Расширение вокального диапазона; 2. Сценическое мастерство; 3. Работа над многоголосием; 4. Импровизация Учебный план. Ансамбли. № п/п Тема занятий Количествово часов Всего Теория Практика Модуль. Ансамбль «Друзья» I год обучения 1. Вокально-интонационные 36 упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 2. Создание вокально-речевого 20 слова 3. Сценическое движение 10 4. Работа над произведениями 42 Итого: 108 Модуль. Ансамбль «Друзья» II год обучения 1. Вокально-интонационные 36 упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 2. Обучение навыкам работы с 10 микрофоном 3. Работа над произведениями 20 4. Работа над двухголосием 42 Итого: 108 Формы аттестации/ контроля 2 34 Прослушивание 4 16 Наблюдение 2 8 16 8 34 92 Наблюдение Концерт 2 34 Прослушивание 2 8 Концерт 4 8 16 16 34 92 Концерт Наблюдение СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА I год обучения Цель – постановка голоса, воспитание певческой культуры Задачи: 1. Постановка вокального (диафрагмального) дыхания. 2. Формирование полноценной тембральной окраски. 3. Создание вокально-речевого слова. 4. Выравнивание музыкальной интонации. 5.Расширение вокального диапазона. 6. Сценическое движение. II год обучения Цель: постановка голоса и работа в коллективе, продолжение работы над задачами первого года обучения. Задачи: 1. Обучение навыкам работы с микрофоном; 2. Поиск оптимального эстрадного стиля и манеры исполнения; 3. Работа над музыкальным материалом; 4. Работа над двухголосием. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Вокального ансамбля «Друзья» (1й год обучения) N Месяц п/п 1 сентябрь Форма занятия Беседа Кол- Тема занятия Место во проведения часов 3 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной Форма контроля 201каб наблюдение интонации. 2 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 3 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб На торжественной линейке, посвященной дню Знаний. 201каб наблюдение 201каб Прослушивание 201каб наблюдение интонации. 4 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 5 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 6 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 7 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб наблюдение Акт зал наблюдение 201каб Прослушивание интонации. 8 октябрь Выступление на концерте, посвященному «Дню учителя» 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 9 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 10 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 11 Репетиция 2 Сценическое движение 201каб наблюдение 12 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 13 Репетиция 2 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 14 Участие в конкурсе «Уральский хоровод» 1 выступление ЦРТ им П.П. Бажова наблюдение 15 Репетиция 2 Работа над 201каб наблюдение произведениями Репетиция 16 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб Выступление на концерте к Дню Матери 201каб наблюдение интонации. 17 ноябрь Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 18 Репетиция 2 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 19 Репетиция 2 Сценическое движение 201каб наблюдение 20 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 21 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 22 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб Прослушивание 23 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 24 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Выступление на Новогодних праздниках 25 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 1 Выступление/ концертная деятельность 201каб наблюдение 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, 201каб Прослушивание 26 декабрь Выступление на концерте, посвященному Дню матери 27 Репетиция выравнивание музыкальной интонации. 28 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение интонации. 29 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 30 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 31 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 32 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 33 Репетиция 2 Создание вокально- речевого слова Выступление на новогодних утренниках 1 Концертная деятельность 201каб наблюдение Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 36 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 37 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 38 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Прослушивание 39 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 40 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 41 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 42 февраль Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб Концерт к 8 Марта 43 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 44 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 45 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение 34 35 Январь интонации. 46 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 47 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 48 Выступление на концерте, посвященному Дню защитника Отечества. 1 Концертная деятельность Ак зал наблюдение 49 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Прослушивание 51 Концерт, посвященный 8 марта 2 Выступление Акт зал наблюдение 52 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 53 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 54 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 55 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 56 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 57 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 58 Апрель Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 59 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 60 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 61 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 62 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 63 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 64 Репетиция 1 Создание вокально- 201каб наблюдение 50 март речевого слова 65 Репетиция 1 Сценическое движение 201каб наблюдение 66 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение концерт 1 Работа над произведениями. КОНЦЕРТ. Актовый зал Концерт «Песни военных лет» 68 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 69 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 70 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 71 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 72 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 73 Репетиция 1 Сценическое движение 201каб Наблюдение 74 Репетиция 1 Сценическое движение 201каб Наблюдение 75 Концерт 2 Работа над произведениями. КОНЦЕРТ Актовый зал Отчетный концерт 67 май КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Вокального ансамбля «Друзья» (2й год обучения) N Месяц п/п 1 сентябрь Форма занятия Беседа Кол- Тема занятия Место во проведения часов 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 201каб Форма контроля наблюдение 2 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 3 Выступление 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб Выступление на торжественной линейке, посвященной «Дню знаний» 201каб наблюдение 201каб Прослушивание 201каб наблюдение 201каб наблюдение Акт зал наблюдение интонации. 4 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 5 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 6 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 7 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 8 октябрь Выступление на концерте, посвященному 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка «Дню учителя» диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. Репетиция 9 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб Прослушивание интонации. 10 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 11 Репетиция 2 Сценическое движение 201каб наблюдение 12 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 13 Репетиция 2 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 14 Участие в конкурсе «Уральский хоровод» 1 выступление ЦРТ им П.П. Бажова наблюдение 15 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 16 Репетиция 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб Выступление на концерте к Дню Матери 201каб наблюдение интонации. 17 ноябрь Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 18 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 19 Репетиция 2 Сценическое движение 201каб наблюдение 20 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 21 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 22 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Прослушивание 23 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 24 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Выступление на Новогодних праздниках 25 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 1 Выступление/ концертная деятельность 201каб наблюдение 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб Прослушивание 201каб наблюдение 201каб наблюдение 26 декабрь Выступление на концерте, посвященному Дню матери 27 Репетиция интонации. 28 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 29 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. Репетиция 30 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение интонации. Репетиция 31 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. Репетиция 32 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 33 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 34 Выступление на новогодних утренниках 2 Концертная деятельность 201каб наблюдение Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 36 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 37 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 38 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Прослушивание 39 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 40 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 35 Январь 41 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 42 февраль Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Концерт к 8 Марта 43 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 44 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 45 Репетиция 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной 201каб наблюдение 201каб наблюдение 201каб наблюдение интонации. Репетиция 46 1 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. Репетиция 47 2 Вокальноинтонационные упражнения, постановка диафрагмального дыхания, выравнивание музыкальной интонации. 48 Выступление на концерте, посвященному Дню защитника Отечества. 1 Концертная деятельность Ак зал наблюдение 49 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб Прослушивание Концерт, посвященный 2 Выступление Акт зал наблюдение 50 51 март 8 марта 52 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 53 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 54 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 55 Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 56 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 57 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 58 Апрель Репетиция 2 Работа над произведениями 201каб наблюдение 59 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 60 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 61 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 62 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 63 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение 64 Репетиция 1 Создание вокальноречевого слова 201каб наблюдение 65 Репетиция 1 Сценическое движение 201каб наблюдение 66 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб наблюдение концерт 1 Работа над произведениями. КОНЦЕРТ. Актовый зал Концерт «Песни военных лет» 68 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 69 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 70 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 71 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 67 май 72 Репетиция 1 Работа над произведениями 201каб Наблюдение 73 Репетиция 1 Сценическое движение 201каб Наблюдение 74 Репетиция 2 Сценическое движение 201каб Наблюдение 75 Концерт 2 Работа над произведениями. КОНЦЕРТ Актовый зал Отчетный концерт Организационно-педагогические условия Материально-технические: Кабинет музыки, актовый зал учебно-методические: Перечень оснащения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Состав комплекта средств обучения (оборудование и расходный материал) Фортепиано Ноутбук Динамики Микрофоны Микшер Микрофонные стойки Флешносители Количество одновременных пользователей 30 30 30 6 30 4 30 Определение результативности, промежуточная аттестация Для оценки успеваемости обучающихся используется уровневая система оценок: Высокий уровень - предполагает качественное исполнение музыкального произведения, с учетом его характера, стиля, образа, правильного темпа, точной динамики и выразительного исполнения. Присутствует добросовестное отношение к предмету и хорошая работа в классе. Обучающиеся принимают активное участие в концертной жизни школы и города, участвуют в конкурсах различного уровня. Средний уровень - старательное отношение к работе в классе, неплохое исполнение вокальных произведений, с учетом динамики, темпа, фразировки, характера, но с небольшими погрешностями в исполнении. Обучающиеся принимают участие в концертах учреждения и участвуют в городских конкурсах. Низкий уровень - предполагает исполнение вокальных произведений со значительными погрешностями: маловыразительное пение, неточная интонация, плохая дикция, сбивчивость в тексте и пр. Обучающиеся принимают участие в концертах в составе ансамбля. Формы подведения итогов. - участие в мероприятиях школы: КОНЦЕРТЫ к праздничным датам; - участие в городских, областных, всероссийских конкурсах и фестивалях; - участие в областных и городских мероприятия. Мероприятия и концерты, предполагаемые для участия эстрадной студии «Звук» № Название мероприятия/ концерта Планируемая Примечания 1 2 День знаний (выступления на школьных линейках, посвященных дню знаний) Поздравительные выступления на «День учителя» дата 1 сентября 5 октября Конкурс патриотической песни (муниципальный этап) Международный конкурс «Я могу!» Ноябрь-декабрь 5 Концерт, посвященный дню матери 30 ноября 6 Новогодние поздравительные выступления. декабрь 7 Международный фестивальконкурс в рамках проекта «КИТ», «Край любимый сердцу снится». Участие в фестивале-конкурсе «Зимние узоры» Всероссийский конкурс «Берега Надежды» Участие в концерте для защитников Отечества. Областной конкурс «Новая Весна», г.Ревда Участие в концерте, посвященному международному женскому дню. Участие в муниципальном конкурсе вокалистов «Голос» Участие в муниципальном фестивале-конкурсе хоров «Песни Крылатова» Участие в областном конкурсе «Уральский Калейдоскоп» декабрь Участие в линейке, посвященной «Последнему звонку» Участие в выпускных мероприятиях 4х,9х,11 кл май 3 4 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 23 ноября Возможна запись номеров для дистанционного участия Возможна запись номеров для дистанционного участия Возможна запись номеров для дистанционного участия Возможна запись номеров для дистанционного участия. Возможна запись номеров для дистанционного участия Возможна запись номеров для дистанционного участия январь Январь-февраль февраль Март Март Март – апрель Апрель Отменили. Апрель - май Возможна запись номеров для дистанционного участия Май - июнь Возможна запись номеров для дистанционного участия