РП ВД История родного края 1-2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«История родного края»
для обучающихся 1-2 классов

город Полевской, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса "История родного края " составлена для работы с
младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию
младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной
деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством
знакомства с историей родного края. Программа позволяет обеспечить
усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и
удовлетворить их любопытство, в свободном общении формировать у
обучающихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую
культуру.
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из
главных ступеней
духовно - нравственного развития ребёнка,
определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие
обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни. Изучение родного края необходимо уже на
начальном уровне образования, так как именно в этом возрасте
закладываются основные качества личности.
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей
любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает
формированию у младших школьников целостного представления о своём
крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных
достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Это способствует становлению обучающихся гражданской позиции по
отношению к окружающему миру, формированию толерантности и
толерантного поведения, укреплению семейных связей. Заинтересованность
содержанием курса не только обучающимися, но и родителями: изучение
истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и
дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы,
совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей,
семейные экскурсии.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

ВНЕУРОЧНОЙ

Программа курса «История родного края» формирует экологическую
культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности
окружающей
среды
как
среды
жизнедеятельности,
развивает
познавательные и интеллектуальные интересы, творческие способности.
Так же стимулирует стремление знать как можно больше о родном крае,
интерес обучающихся к краеведению через тематические акции, конкурсы.
Позволяет ориентироваться при решении вопросов дальнейшего
образования, выбора профессии и места работы, формировать способность
и готовность
использования
краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем
сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические
закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень
предшествующей подготовки.
По окончании курса учащиеся должны проявить следующие умения и
навыки:
 бережное отношение к прошлому, к памяти предков, к музейному
предмету - памятнику истории и культуры;
 навыки «музейного» поведения, самостоятельной ориентации в музее;
 иметь представление о традициях и обычаях наших предков;
 знать предметы быта уральцев, уметь пользоваться ими;
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ЦЕЛЬЮ программы является воспитание и поддержание у учащихся, юных
граждан России, чувства патриотизма, гражданского долга, общественных
интересов.
ЗАДАЧИ:
 накопление воспитанниками социокультурного опыта;
 освоение и принятие основных нравственных ценностей;
 личностное осмысление отношения к ближайшему природному и
социальному окружении, к духовно-нравственным ценностям своих
земляков;
 воспитание любви к родному краю, гордость за его прошлое и
настоящее, уважительного отношения к землякам старшего поколения;

 воспитание
качеств,
на
основе
которых
формируются
гражданственность, чувство ответственности за свою Родину.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной
деятельности «История родного края», – 34 часа (0,5 часа в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 17 ч, во 2 классе – 17 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Краеведение-наука о родном крае. Мой край на карте Родины. Свердловская
область-частица России. Символика края. Исторические корни нашего края.
Легенды и предания. Географические названия населенных пунктов нашей
местности. Моя улица. Наша школа. Знакомство с историей и традициями
нашей школы. Я и моя семья. Профессии моих родителей. Экскурсия в
Полевской городской краеведческий музей.
2 КЛАСС
Начало нашей истории. Полевской и Полевчане. Народы Свердловской
области. Игры, праздники. Элементы фольклора и народного творчества.
Люди нашего края. Полевские поэты, писатели и художники. Полевчане герои ВОв. Путешествие в глубь веков. Достопримечательности нашего
города. Храмы родного края. Родники родного края. Населенные пункты
Полевского городского округа. Труд людей нашего края. Культурное
развитие города. Экскурсия в Полевской городской краеведческий музей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные
действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут
сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:




Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам
решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;





Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”
как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за
общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства
культуры родного края, народа.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:








Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:





Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:








Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;



Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса «История родного края»
является формирование следующих умений:
 Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и
делать выводы;
 Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к
прошлому и настоящему своей малой Родины;
 Оценивать правильность поведения людей в природе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

1

Введение.

3

1

2

Мой край на карте
Родины.

7

1

3

Моя улица.

1

4

Наша школа.

2

1

5

Я и моя семья.

4

1

17

4

Итого

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
№
п/
п

Наименование
разделов программы

Количество часов
Всего

Контроль
ные
работы

Практич
еские
работы

1

Введение.

1

2

Народы Свердловской
области.

3

1

3

Люди нашего края.

3

1

4

Путешествие в глубь
веков.

5

6

Итого

Достопримечательности
нашего города.
Культурное развитие
города.

2

5

2

3

1

1

17

1

5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

1.

Введение. Краеведение-наука о
родном крае.

2.

Природа- наш второй дом.

3.

Источники краеведческих
знаний: карта как источник
информации и другие
источники.

4.

Мой край на карте
Родины.Свердловская областьчастица России. Символика
края.

5.

Символ России – берёза. Символ
Урала- рябина. Рисование
деревьев.

6.

Населенный пункт, в котором
живем.

7.

Знакомство с символикой
Полевского городского округа.

8.

Исторические корни нашего
края. Легенды и предания.

9.

Исторические корни нашего
края. Легенды и предания.

10.

Географические названия
населенных пунктов нашей
местности.

11.

Моя улица.
Экскурсии по улицам города.

Практичес
кая работа

1

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

12.

Наша школа.
Знакомство с историей и
традициями нашей школы.

13.

Экскурсия в школьный музей.

14.

Я и моя семья.

1

Профессии моих родителей.
15.

Творческий конкурс «Старая
фотография рассказала….»

16.

Экскурсия в Полевской
городской краеведческий музей.

17.

Викторина «Мой край».

1

2 КЛАСС
№
п/п

1.

Тема урока

Практичес
кая работа

Введение.
Начало нашей истории.
Полевской и Полевчане.

2.

Народы Свердловской
области.
Национальный состав
Свердловской области.

3.

Игры,
праздники.
Элементы фольклора и
народного творчества.

4.

Игры,
праздники.
Элементы фольклора и
народного творчества.

5.

Люди нашего края.
Полевские поэты и писатели.

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

6.

Полевские художники.

7.

Они сражались за Родину (беседа
о героях-полевчанах в ВОВ).

8.

Путешествие в глубь веков.

1

Храмы родного края.
9.

Родники родного края.

10.

Достопримечательности
нашего города
(Здания,
улицы, памятники).

11.

Достопримечательности нашего
города
(Здания, улицы,
памятники).

12.

Населенные пункты Полевского
городского округа.

13.

Населенные пункты Полевского
городского округа.

14.

Труд людей нашего края.

15.

Культурное развитие города.

1

1

Мы – будущее нашего города.
16.

Экскурсия в Полевской
городской краеведческий музей.

17.

Викторина «Мой край».

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обухов Л.А., Шкерин ВА., Шкребень Г.С. История Урала. Учебное пособие
для основной школы.- Екатеринбург: Изд-во «Сократ»,2005.
Литература для учителя:
1. Змеева Л.М. Край родной, Екатеринбург, Сократ, 2001
2. Чагин Н.Г. История Урала с древних времен по 21 век,
Екатеринбург, Сократ, 2005
3. Чагин Н.Г. Художественная культура Урала, Екатеринбург,
Сократ, 2002
4. Чагин Н.Г, Мурзина И.Я., Народы и культура Урала в 19 – 20 вв,
Екатеринбург, Сократ, 2002
5. Кулагина Т.А. История родного края, Екатеринбург, Сократ, 2002
6. Огоновская И.С. История Урала. Программа учебного курса,
Екатеринбург, Сократ,2000

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
HTTPS://POLEVSKOY24.RU/ISTORIYA-GORODA/
HTTPS://URALOVED.RU/POLEVSKOY
HTTPS://REGIONCULTURE.RU/БИБЛИОТЕКА «КРАЕВЕДЕНИЕ НА
УРАЛЕ» НА САЙТЕ СОУНБ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО
БИБЛИОТЕКА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА УРАЛА» НА САЙТЕ «НАШ
АДРЕС: УРАЛ. РОССИЯ»
ВИРТУАЛЬНЫЙ АТЛАС МУЗЕЕВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПУБЛИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
ВЫСТАВКИ ЦЕНТРА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УРАЛЬСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».