РП ВД Тропинка к своему Я 1-4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
для обучающихся 1,4 классов

город Полевской, 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Тропинка к своему Я» для 1, 4 классов разработана в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(с изменениями и дополнениями), с учётом программы формирования
психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я».
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей,
учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные
навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе
повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам
реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой
которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению
большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического
равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования
психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и
потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами.
Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих,
идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с
миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем
мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей
самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои
задачи:
1. Введение в тему.
2. Развёртывание темы.
3. Индивидуализация темы.
4. Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные
занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения
и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают
ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.

№

Методика исследования

Цель

1 Исследование самооценки у
школьников по методике «Лестница»
(модификация ЛуговойВ.Ф.- Методика
Т.В. Дембо, использована модификации
С.Я Рубинштейн)

2 Методика «Кто Я?»
методики М.Куна)

Содержание

Изучение адекватности
Оцениваемые УУД:
самооценки детей младшего Самооценка (действие
школьного
смыслообразования)
возраста
- представление себя в
роли ученика;
осознание
своих
возможностей в
учении
на
основе
сравнения "Я" и"хороший
ученик"
Возраст: школьники 1 - 4
кл.

(модификация Выявление сформированности Оцениваемые
Я-концепции ребенка
УУД:
-действия, направленные
на определение своей
позиции в отношении
социальной роли
ученика и школьной
действительности;
действия,
устанавливающие
смысл учения.
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания:
фронтальный письменный
опрос.

3 Анкета для оценки уровня школьной Определение уровня учебной Оцениваемые УУД:
мотивации (1-4 кл.)
мотивации
-внутренняя позиция
методика Н. Г. Лускановой,
школьника
Возраст: школьники1-4 кл.
Форма оценивания:
индивидуальная или
групповая диагностика.
4 Проективная
методика
нравится в школе?»

«Что

мне Выявление
мотивационной Анализ детских рисунков
готовности
к
обучению,
отношение к школе.

Место курса в учебном плане
Программакурса рассчитана:
в 1 классе на 33 часов (1 раз в неделю, 33 учебные недели),
в 4 классе – на 34 часов (1 раз в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты
1 класс
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
 извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
 учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
 строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с
помощью учителя
 учиться исследовать свои качества и свои особенности
 учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
 учиться наблюдать
 моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
 учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
 учиться работать в паре и в группе
 выполнять различные роли
 слушать и понимать речь других ребят
 осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией.


4 класс
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением
 извлекать необходимую информацию из текста
 определять и формулировать цель в совместной работе
 учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
 осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
 реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
 планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
 соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
 наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
 обогатить представление о собственных возможностях и способностях
 учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
 оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости
 учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
 находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
 адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
 ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
 учиться контролировать свою речь и поступки
 учиться толерантному отношению к другому мнению
 учиться самостоятельно решать проблемы в общении
 осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
 формулировать своё собственное мнение и позицию
 учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Планируемые результаты реализации программы
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у
выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных
универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция
обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и

познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. В сфере
познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся
воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения
учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и
передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности
в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
•
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
•
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
•
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм;
•
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
•
установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
•
адекватного
понимания
причин
успешности/неспешности
учебной
деятельности;
•
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
•
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
•
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;

•
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том
числе контролируемом пространстве Интернета;
•
строить сообщения в устной и письменной форме;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
•
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач;
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
•
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
•
задавать вопросы;
•
контролировать действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
•
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
•
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;
•
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
•
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса

1 класс.
Тема 1. Я — школьник (15 ч)
Цели:
 сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые
необходимо освоить в адаптационный период;
 мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля.
ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. Я умею управлять собой.
Знакомство.
Беседа на тему: Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными?»,
«Нужно ли ученику умение управлять собой?»
Упражнения: «Я умею управлять собой», «Умею остановиться», «Умею выполнять
требования взрослых»
Творческая работа «Рисунок имени».
ЗАНЯТИЕ 2. Я умею преодолевать трудности.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Рассказ о подвиге адмирала Ф.Ф. Ушакова. Обсуждение.
Упражнения: «Вспомни и сделай», «Сумей понять».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 3. Я умею преодолевать трудности (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Вспомни и сделай», «Вопрос», «Тихо».
Работа со сказкой «Лопух и одуванчик». Обсуждение.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 4. Я умею слушать других.
Разминка «Ролевая гимнастика».
История про альпинистов. Обсуждение.
Упражнения: «Я умею справляться с трудностями», «Запомни ответ», «Диалог».
Творческая работа «Общий рисунок»
Работа со сказкой «Муравьишка Гришка». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 5. Я умею учиться у ошибки.
Разминка «Противоположности».
Работа со сказкой «Ошибка и Неошибка». Обсуждение. Творческая работа по сказке
«Чему может научить ошибка?»
Графический диктант
Работа со сказкой «Коля и Солнечный Зайчик». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 6. Я умею быть доброжелательным.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 7. Я умею быть доброжелательным (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнение: четыре испытания.
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 8. Я – доброжелательный.
Разминка «Ролевая гимнастика».

Упражнения: «Кому письмо?», «Качества доброжелательного человека», «Зачем
нужны качества?», «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся», «Желаем
добра».
Работа со сказкой «Сережа – Серый Волк». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 9. Я умею быть ласковым.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой «История про Павлика». Обсуждение.
Упражнения: «Ласковый взгляд», «Ласковое прикосновение», «Ласковые слова и
интонация»
Работа со сказкой «Волчонок Сеня». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 10. Я становлюсь сильным духом.
Я умею делать задание вместе с другими.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Творческая работа «Нарисуй страну».
ЗАНЯТИЕ 11. Я становлюсь сильным духом.
Я умею делать задание вместе с другими (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Что между странами?», «Как страны общаются?», «Общий рассказ».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 12. Я становлюсь сильным духом.
Я умею слышать мнение другого.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Упражнения: «Кто умеет слышать мнение другого?», «Оружие для защиты».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 13. Я учусь решать конфликты.
Разминка «Ролевая гимнастика».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Упражнение: «Это конфликт?»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 14. Я учусь решать конфликты (продолжение).
Разминка «Ролевая гимнастика».
Упражнения: «Придумай конфликт», «Инсценировка конфликта».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 15. Я умею разрешать конфликты.
Разминка «Почему подрались дети», «Испугаем по-разному».
Работа со сказкой. Обсуждение.
Упражнения: «Инсценируем конфликт», «Конфликт»
Графический диктант.
Тема 2. Мои чувства (18 ч)
Цели:
 рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха,
гнева;
 обучать распознанию и описанию своих чувств и чувств других людей;
 помочь детям осознать относительность оценки чувств;

 способствовать снижению уровня школьных страхов.
ЗАНЯТИЕ 16. Радость. Что такое мимика?
Разминка «Зайчик рассмеялся – зайчик испугался».
Упражнения: «Закончи предложения».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 17. Радость. Что такое мимика? (продолжение).
Разминка «Раз, два, три, позу за мной повтори».
Упражнение: «Зоопарк».
Творческая работа «Рисунок радости».
ЗАНЯТИЕ 18. Радость. Что такое жесты?
Разминка «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное».
Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 19. Радость. Что такое жесты? (продолжение).
Разминка «Превратись в животное», кричалка «Я очень хороший!»
Упражнения: «Радость можно выразить жестом», «Объясни задание».
Работа со сказкой. «Когда молочные зубы сменились постоянными». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 20 Радость. Как ее доставить другому человеку?
Разминка «Угадай, где я иду?»
Упражнения: «Как доставить радость другому человеку?», «Собираем добрые слова»,
«Скажи мишке добрые слова»
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 21. Радость. Можно передать прикосновением.
Разминка «Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», кричалка «Ура успешной
фотоохоте!».
Упражнения: «Радость можно передать прикосновением», «Котенок».
Работа со сказкой «О муравьишке, который пошел в школу». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 22. Грусть.
Разминка «Покажи профессию», «Скажи, да и нет».
Упражнения: «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил».
Работа со сказкой «Сказка по котенка Ваську». Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 23. Страх.
Разминка «Дотронься до…»
Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».
Работа со сказкой «Девочка с мишкой».
Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.
ЗАНЯТИЕ 24. Страх (продолжение).
Разминка «Дотронься до…»
Упражнения: «Мысленная картинка», «Покажи страшилку».
Работа со сказкой «Темноландия».
Творческая работа. Рисунок по иллюстрациям.
ЗАНЯТИЕ 25. Страх. Как его преодолеть.
Разминка «Неопределенные фигуры».
Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение».
Графический диктант.
ЗАНЯТИЕ 26. Страх. Как его преодолеть (продолжение).

Разминка «Неопределенные фигуры».
Упражнения: «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки»
ЗАНЯТИЕ 27. Гнев. С какими чувствами он дружит?
Разминка «Художник», «Попугай».
Работа со сказкой «О мальчике Сереже, который всего боялся, и потому дрался».
Обсуждение. Творческая работа.
ЗАНЯТИЕ 28. Гнев. С какими чувствами он дружит? (продолжение).
Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме».
Работа со сказкой «Как ромашки с васильками поссорились».
Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 29. Гнев и его польза.
Разминка «Черная рука – белая рука», «Разозлились – одумались», «Поссорились –
помирились».
Упражнение: «Закончи предложение»
Работа со сказкой «О путнике и его беде». Обсуждение Творческая работа по итогам
сказки.
ЗАНЯТИЕ 30. Обида.
Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет!».
Упражнения: «Закончи предложение», «Какая у меня обида».
Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 31.Обида (продолжение).
Разминка «Пусть всегда будет!», «Весеннее настроение».
Упражнения: «Закончи предложение», «Напрасная обида».
Работа со сказкой «Обида». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 32. Разные чувства.
Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум - бурум», «Море волнуется»,
«Волны».
Упражнение: «Закончи предложение».
Групповая работа «Ожившее чувство»
Творческая работа «Рисунок чувств».
ЗАНЯТИЕ 33. Итоговое.
Разминка.
Работа со сказкой.
Творческая работа.
4 класс
Тема 1. Кто я? Мои способности и возможности (12 ч)
Цели:
 привлечь внимание к процессу взросления;
 помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои
способности и возможности;
 внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его
ценность и уникальность.
ЗАНЯТИЕ 1. Как я изменился летом?
Разминка «Интервью», «Летом»
Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения»

Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 2. Кто я?
Разминка «Как я провел лето».
Упражнение: «Роли»
Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 3. Кто я? (продолжение)
Разминка «Летом я научился…».
Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и творческая работа
по сказке.
ЗАНЯТИЕ 4. Расту=Взрослею?
Разминка «Взрослое имя», «Сумка»
Беседа на тему «Детские качества»
Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 5. Мои способности.
Разминка «Способности моих друзей»
Беседа на тему: «Что такое способности?»
Упражнение: «Мой любимый герой»
ЗАНЯТИЕ 6. Мои способности (продолжение).
Разминка «Мои способности»
Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 7. Мои интересы.
Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?»
Упражнения: «Подарок», «Дискуссия»
Творческая работа «Плакат»
ЗАНЯТИЕ 8. Мой путь к успеху.
Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?», «Отгадай, кто
я?»
Упражнения: «Выбор пути»
Творческая работа «Мои способности в будущем»
ЗАНЯТИЕ 9. Мой внутренний мир.
Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача»
Упражнение: «Чужие рассказы»
Творческая работа «Маленький принц»
ЗАНЯТИЕ 10. Уникальность внутреннего мира.
Разминка «Рассмотри и придумай»
Творческая работа «Маленькая страна»
ЗАНЯТИЕ 11. Уникальность внутреннего мира (продолжение).
Разминка «Не выходя из комнаты»
Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 12. Мой внутренний мир и мои друзья.
Разминка «Не разбуди», «Штирлиц»
Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки»
Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по сказке.
Тема 2. Мой класс и мои друзья (13 ч)
Цели:

 предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них процесс
общения со сверстниками;
 помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями
взаимоотношений между полами;
 помочь понять свое место среди одноклассников.
ЗАНЯТИЕ 13. Мои друзья девочки и мальчики.
Разминка «Кто это?»
Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба»
Упражнения: «Улыбка и взгляд»
ЗАНЯТИЕ 14. Мои друзья девочки и мальчики (продолжение).
Разминка «Чьи руки?»
Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 15. Мой класс.
Разминка «Что я люблю?»
Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?»
ЗАНЯТИЕ 16. Мой класс (продолжение).
Разминка «Коллективный компьютер»
Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 17. Мои одноклассники.
Разминка «Что любит мой сосед?»
Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я»
Упражнение: «Копилка»
ЗАНЯТИЕ 18. Мои одноклассники (продолжение).
Разминка «Узнай товарища»
Упражнение: «Копилка»
Работа со сказкой «Друг Великана». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 19. Мои одноклассники – какие они?
Разминка «Раз, два, три»
Упражнения: «Незамеченное качество или фонарик», «Любимое блюдо»
ЗАНЯТИЕ 20. Мои одноклассники – какие они? (продолжение)
Разминка «Общие качества»
Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Обсуждение и
творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 21. Какие ученики мои одноклассники?
Разминка «Чей фильм длиннее»
Упражнения: «Контрольная работа», «Совет»
ЗАНЯТИЕ 22. Какие ученики мои одноклассники? (продолжение)
Разминка «Оживи предмет»
Упражнение «Картинки»
Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе».
Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 23. Лидерство в классе.
Разминка «Пальцы», «Выбор»
Беседа на тему: «Знак лидерства»
Упражнение: «Фломастеры»

ЗАНЯТИЕ 24. Конфликты в классе.
Разминка «Улыбнись, как…», «В ресторане»
Беседа на тему: «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…»
Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 25. Взаимопомощь в классе.
Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание»
Беседа на тему: «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание»
Упражнение: «Что нужно делать»
Тема 3. Мое прошлое, настоящее и будущее (9 ч)
Цели:
 подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый класс;
 способствовать повышению учебной и социальной активности.
ЗАНЯТИЕ 26. Мое детство.
Разминка «Повтори»
Упражнение: «Случай из детства»
ЗАНЯТИЕ 27. Мое детство (продолжение).
Разминка «Буратино, Шапокляк»
Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение и творческая работа
по сказке.
ЗАНЯТИЕ 28. Мое настоящее.
Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики»
Упражнения: «Тайная радость», «Общая радость»
Творческая работа «Коллаж»
ЗАНЯТИЕ 29. Мое будущее.
Разминка «Вместе хором», «Рисование в слепую»
Упражнения: «Взрослое имя», «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас»
ЗАНЯТИЕ 30. Мой будущий дом.
Разминка «Разведчик», «Стена»
Упражнения: «Дискуссия», «Погода в доме», «Девиз дома»
ЗАНЯТИЕ 31. Моя будущая профессия.
Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух»
Упражнения: «Дискуссия», «Профессии сотрудников школы»
ЗАНЯТИЕ 32. Мое близкое будущее – 5 класс.
Разминка «Кто наблюдательнее», «Рукопожатие»
Упражнения: «Готовность к переходу в 5 класс», «Если бы я был сейчас
первоклассником», «Спасибо»
ЗАНЯТИЕ 33. Что нового меня ждет в 5 классе.
Разминка «Домино», «Произнеси одновременно»
Упражнение: «Чей урок важнее?»
Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.
Игра-конкурс «Испытания»

Тематическое планирование
1 класс

№
п/п

Название раздела (блока)

1.
2.

Я - школьник
Мои чувства
Итого

Кол-во часов на
изучение раздела
(блока)
15
18
33

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
практ.раб.
контр.раб

4 класс
№
п/п
1.
2.
3.

Название раздела (блока)
Кто я? Мои способности и
возможности
Мой класс и мои друзья
Моё прошлое, настоящее и
будущее
Итого

Кол-во часов на
изучение раздела
(блока)
12
13
9
34

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
практ.раб.
контр.раб

№
урока

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Календарно-тематическое планирование
1 класс
Дата проведения
Количество
Тема урока
по
часов
по плану
факту
Я — школьник (15 ч.)
1а
1б
Знакомство. Я умею
1
управлять собой
1в
1г
1а
1б
Я умею преодолевать
1
трудности
1в
1г
1а
Я умею преодолевать
1б
1
трудности
1в
(продолжение)
1г
1а
1б
1
Я умею слушать других
1в
1г
1а
1б
Я умею учиться у
1
ошибки
1в
1г
1а
1б
Я умею быть
1
доброжелательным
1в
1г
1а
Я умею быть
1б
1
доброжелательным
1в
(продолжение)
1г
1а
1б
1
Я – доброжелательный
1в
1г
1а
1б
1
Я умею быть ласковым
1в
1г
Я становлюсь сильным
1а
духом.
Я
умею
делать
1
1б
задание вместе с
1в
другими

Примечание

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

1г
1а
Я становлюсь сильным
1б
духом. Я умею делать
задание вместе с
1в
другими(продолжение)
1г
1а
Я становлюсь сильным
1б
духом. Я умею слышать
1в
мнение другого
1г
1а
1б
Я учусь решать
конфликты
1в
1г
1а
Я учусь решать
1б
конфликты
1в
(продолжение)
1г
1а
1б
Я умею разрешать
конфликты
1в
1г
Мои чувства (8 ч.)
1а
1б
Радость. Что такое
мимика?
1в
1г
1а
1б
Радость. Что такое
мимика? (продолжение)
1в
1г
1а
1б
Радость. Что такое
жесты?
1в
1г
1а
1б
Радость. Что такое
жесты? (продолжение)
1в
1г
1а
Радость. Как ее
1б
доставить другому
1в
человеку?
1г
1а
Радость. Можно
1б
передать
прикосновением
1в

22.

1

Грусть

23.

1

Страх

24.

1

Страх (продолжение)

25.

1

Страх. Как его
преодолеть

26.

1

Страх. Как его
преодолеть
(продолжение)

27.

1

Гнев. С какими
чувствами он дружит?

28.

1

Гнев. С какими
чувствами он дружит?
(продолжение)

29.

1

Гнев и его польза

30.

1

Обида

31.

1

Обида (продолжение)

32.

1

Разные чувства

1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г
1а
1б
1в
1г

33.

1

Итоговое занятие

1а
1б
1в
1г

4 класс
Дата проведения
Тема урока
по
по плану
факту
Кто я? Мои способности и возможности (12 ч.)
4а
4б
Как я изменился летом?
4в
4г
4а
4б
Кто Я?
4в
4г
4а
4б
Кто Я? (продолжение)
4в
4г
4а
4б
Расту = Взрослею
4в
4г
4а
4б
Мои способности
4в
4г
4а
4б
Мои способности
(продолжение)
4в
4г
4а
4б
Мои интересы
4в
4г
4а
4б
Мой путь к успеху
4в
4г
4а
4б
Мой внутренний мир
4в
4г
4а
4б
Уникальность
внутреннего мира
4в
4г

№
урока

Количество
часов

1.

1

2.

1

3.

1

4.

1

5.

1

6.

1

7.

1

8.

1

9.

1

10.

1

Примечание

11.

1

12.

1

13.

1

14.

1

15.

1

16.

1

17.

1

18.

1

19.

1

20.

1

21.

1

4а
4б
4в
4г
4а
4б
Мой внутренний мир и
мои друзья
4в
4г
Мой класс и мои друзья (13 ч.)
4а
4б
Мои друзья девочки и
мальчики
4в
4г
4а
4б
Мои друзья девочки и
мальчики (продолжение)
4в
4г
4а
4б
Мой класс
4в
4г
4а
4б
Мой класс
(продолжение)
4в
4г
4а
4б
Мои одноклассники
4в
4г
4а
4б
Мои одноклассники
(продолжение)
4в
4г
4а
4б
Мои одноклассники –
какие они?
4в
4г
4а
Мои одноклассники –
4б
какие они?
4в
(продолжение)
4г
4а
4б
Какие ученики мои
одноклассники?
4в
4г
Уникальность
внутреннего мира
(продолжение)

22.

1

23.

1

24.

1

25.

1

26.

1

27.

1

28.

1

29.

1

30.

1

31.

1

32.

1

4а
4б
4в
4г
4а
4б
Лидерство в классе
4в
4г
4а
4б
Конфликты в классе
4в
4г
4а
4б
Взаимопомощь в классе
4в
4г
Мое прошлое, настоящее и будущее (9 ч.)
4а
4б
Мое детство
4в
4г
4а
4б
Мое детство
(продолжение)
4в
4г
4а
4б
Мое настоящее
4в
4г
4а
4б
Мое будущее
4в
4г
4а
4б
Мой будущий дом
4в
4г
4а
4б
Моя будущая
профессия
4в
4г
4а
4б
Мое близкое будущее –
5 класс
4в
4г
Какие ученики мои
одноклассники?
(продолжение)

33.

1

Что нового ждет меня в
пятом классе

34.

1

Итоговое

4а
4б
4в
4г
4а
4б
4в
4г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».