Рабочая программа курса внеурочной деятельности Учимся для жизни естественно-научная грамотность 6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Учимся для жизни»
(Естественно-научная грамотность)
для обучающихся 6 классов

Полевской 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа курса «Естественно
научная грамотность» для учащихся 6 классов (в том числе и для детей с
ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в инклюзивном режиме) на
уровне основного общего образования подготовлена основе рабочей программы по
функциональной грамотности «Естественно-научная грамотность» для 6 классов
автора Михайлович О.А., письма Министерства Просвещения Российской Федерации
от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся»; проекта «Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся»,
реализуемым
Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением Институтом стратегии развития
образования Российской академии образования при поддержке Министерства
Просвещения Российской Федерации,
программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования. В ней
учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного
общего образования (Образовательной программы подростковой школы как «Школы
Проб и Выбора»), преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Естественнонаучная
грамотность» составлена в соответствии с ФГОС ООО как составляющий блок курса
«Функциональная грамотность».
Основное направление данной программы внеурочной деятельности –
практико-ориентированное.
Программа нацелена на развитие:
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естественнонаучной грамотностью; способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания курса в основной общеобразовательной школе с учётом
методических традиций построения школьного курса, реализованных в большей части
входящих в Федеральный перечень УМК по естественнонаучной грамотности.

Содержание обучения учебного курса
6 класс
Строение вещества класс. (9 часов)
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления (9 часов)
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная (6
часов)
Представления о Вселенной. Модель Солнечной системы. Изучение и исследование
Луны. Исследования ближайших планет – Марса, Венеры.
Живая природа (10 часов)
Царства живой природы Проведение рубежной аттестации.
Планируемые результаты изучения курса
В результате прохождения программы внеурочной деятельности “
Естественнонаучная грамотность ” предполагается достичь следующих результатов:
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих предметных, личностных, метапредметных и предметных
образовательных
результатов. Они
формируются
во
всех
направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.
Предметные результаты:
6 класс: уровень понимания и применения – объясняет и описывает
естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.
Личностные результаты:
- формирование интереса к изучению природы
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического
сознания
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению
естественных наук.
· осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы;

· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
· проявление интереса к способам познания;
· стремление к самоизменению;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
· ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
· установка на активное участие в решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
· активное участие в жизни семьи;
· приобретение опыта успешного межличностного общения;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
·
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
·
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
·
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

·
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
- систематизировать и обобщать различные виды информации
- описывать собственные наблюдения или опыты, условия проведения,
полученные результаты
- использовать дополнительные источники информации
- соблюдать правила проведения в опасных ситуациях.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками

и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
·
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
·
способность к совместной деятельности;
·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·
владеть базовыми логическими операциями:
o сопоставления и сравнения,
o группировки, систематизации и классификации,
o анализа, синтеза, обобщения,
o выделения главного;
·
владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать
надежность
информации
по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Формы организации внеурочной деятельности:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• доклад;
• творческая работа: компьютерная презентация;
• ролевая игра;
• экскурсия;
• исследовательская работа;
• проект: групповой и индивидуальный.
Виды
деятельности:
познавательно-исследовательская,
игровая,
коммуникативная, регулятивная, экспериментальная, исследовательская.
Тематическое планирование – 6 класс (34 часа)
№ п/п
темы,
раздела
1.
2.
3.

Раздел, тема

Количество часов
общее
теория
практика

Строение вещества
Тело и вещество
Агрегатные состояния вещества

1
1
1

1
1
1

0
0
0

4.
5.
6.

Масса
Измерение массы тел
Строение вещества

1
1
1

1
1
0

0
0
1

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13

Строение атомов
Строение молекул
Модели атома
Тепловые явления
Тепловые явления
Тепловое расширение тел
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры
Плавление
Отвердевание
Испарение

1
1
1
1
1
1
1

1
1
0
1
1
1
1

0
0
1
0
0
0
0

1
1
1

0
0
0

1
1
1

14.
15.
16.

17.
18.

Конденсация
Кипение

1
1

0
1

1
0

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной
Изучение Луны
Исследование Луны
Модель Солнечной системы
Исследования ближайших планет – Марса, Венеры.
Живая природа
Царства живой природы
Уникальность планеты Земля
Условия для существования жизни на Земле
Свойства живых организмов
Разнообразие живых организмов
Царства живой природы
Разнообразие растений
Проведение рубежной аттестации
Проведение рубежной аттестации
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

1
1
1
0
0
1
0
1
1
0
0
0
0
0
1
1
20

0
0
0
1
1
0
1
0
0
1
1
1
1
1
0
0
14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».