Курс внеурочной деятельности Учимся профессии (профессиональные пробы) в сфере педагогики

MrrHr4CTEpcTBo rrPocBEIrIEHutA

P

occrlfr cKofr on4EPAUr4r4

MuuucrepcrBo o6pasonanufl,vrMoJroAex{noft nolnrvrKu CnepAnoecr uas 2023 r.)

PAEOIIAfl IIPOTPAMMA
Kypca BHeypoqHofi AeqreJrbHocrl{ <>

4nx o6y.ralorll4xc.g 10-1 1 KJIaccoB

r. flo.rrencKofi, 2023 r.

T.f.,

2023

r

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учимся профессии
(профессиональные пробы) в сфере педагогики» для учащихся профильных
классов СОО МБОУ «Средней общеобразовательной школы №18» разработана в
соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями
от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря
2020 г., 12 августа 2022 г.
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв.
приказом МБОУ ПГО «СОШ №18» от 30.08.2023 № 530-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2023 №
530-Д).
- на основе программы И.В. Гордиенко «Основы педагогики» и авторских
учебников по педагогике и психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев,
И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, Н.Е. Щурковой и др.).
- с учётом рекомендаций инструктивно-методического письма «Об основных
направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в
рамках реализации ФГОС на 2023 - 2024 учебный год».
Планирование рабочей программы рассчитано на 54 часа практикумов
9профессиональных проб) в каникулярный период (весенние и летняя смены
школьного лагеря дневного пребывания).
Программа внеурочной деятельности «Учимся профессии в сфере
педагогики» является по типу образовательной программой по конкретному виду
внеурочной деятельности, направление – социальное.
Формы организации деятельности: встречи, беседы, праздники, акции,
конкурсы, викторины, написание сочинений.
Планирование рабочей программы ориентировано на использование учебнометодического комплекта:
−
программа «И.В. Гордиенко. Основы педагогики. 10 класс. Н.В.
Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин,
Н.Е. Щурковой и др..- М.: Просвещение, 2004г.
Программа представляет собой профориентационный курс педагогического
образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие
представления о педагогической деятельности, необходимые для осознанного
выбора педагогических профессий по окончании школы. В Концепции поддержки
развития педагогического образования указано, что «новые требования к качеству
школьного образования, утверждение профессионального стандарта педагога
предполагают необходимость изменения в организации, содержании, технологиях

и масштабе подготовки педагогов».
Рабочая программа направлена на достижение цели: создание условий,
обеспечивающих целенаправленную профессионально-педагогическую ориентацию
обучающихся, формирование базы начальных знаний, умений и навыков
педагогической деятельности.
Задачи:
✓ сформировать представление о значении, характере и специфических
особенностях педагогических профессий;
✓ познакомить с основами теории и практики выдающихся педагогов;
✓ обучить элементам практической педагогики и психологии;
✓ формировать навык исследования личности и детского коллектива;
✓ познакомить с современными образовательными технологиями,
инновационными методами и приемами обучения и воспитания школьников;
✓ способствовать овладению основными методами и приёмами работы с
детьми различных возрастных групп;
✓ формировать опыт групповой и коллективной работы.
Задачи Развития:
развивать интерес к педагогическим профессиям;
развивать коммуникативные и организаторские способности обучающихся;
развивать умения: выявлять проблему, собирать информацию, проводить
наблюдение и эксперимент, анализировать, обобщать;
развивать способности к саморазвитию, самообразованию, самоопределению
и самореализации.
Задачи Воспитания:
воспитывать
лидерские
качества
личности:
целеустремленность,
инициативность, дисциплинированность, ответственность, решительность,
уверенность в себе.
Предполагаемый результат Устойчивый интерес к педагогическим
профессиям и целенаправленная профессионально-педагогическая ориентация
школьников.
Сформированность представления о педагогических профессиях.
Наличие первоначальных знаний педагогической деятельности в работе с
детьми различных возрастных групп.
Наличие первоначальных навыков в практической педагогике и психологии.
Сформированность представления о современных образовательных
технологиях, инновационных методах и приемах обучения и воспитания
школьников.
Проявление коммуникативных и лидерских качеств, организаторских
способностей обучающихся.
Стремление к саморазвитию и самообразованию; готовность к осознанному
самоопределению и самореализации.

Рабочая программа предполагает активизацию у обучающихся процесса
личностного, жизненного и профессионального самоопределения раскрывает
основные направления деятельности учителя.
Целесообразность рабочей программы заключается в том, что школьники
научатся решать теоретические и практические психолого-педагогические задачи,
в процессе они научатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать,
делать выводы, выяснять закономерности. Основными ценностями, на
осуществление которых направлена реализация настоящей программы, являются
доброта, любовь, нравственная ответственность за судьбу родного края, школы;
свободное самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической
деятельности; личная ответственность обучающихся за построение собственной
жизни.
Отличительной особенностью программы является индивидуализация
образовательного процесса, которая ориентирована на интересы, активность,
инициативность конкретного ученика, учет его индивидуальных способностей и
потребностей, на формирование комплекса умений самосовершенствования
обучающегося (от самопознания до самореализации). Дифференциация
образовательного процесса, с опорой на интересы, способности и возможности
старшеклассников, позволяет сориентировать их на выбор той или иной
педагогической профессии.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
1. Требования к знаниям и умениям обучающихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать/понимать:
• историю возникновения и развития педагогической профессии;
• выдающихся педагогов прошлого;
• роль и сущность педагогической профессии;
• особенности педагогической деятельности;
• требования, предъявляемые к личности педагога;
• стили и модели педагогического общения;
• особенности межличностного общения;
• закономерности становления и развития личности, индивидуальнопсихологические особенности человека;
• основные понятия возрастной психологии;
• нормативно-правовые акты в сфере образования и Федеральный
государственный образовательный стандарт общего образования;
• особенности дошкольного и дополнительного образования детей;
• современные педагогические технологии, инновационные методы и приемы
обучения и воспитания;
• основы методики воспитательной работы;
• методику подготовки, организации и проведения коллективно-творческих
дел;

• особенности организации и жизнедеятельности детского лагеря с дневным
пребыванием детей;
• этапы, методы и правила организаторской работы;
• права и обязанности в получении профессионального образования;
• правила поступления в педагогическое учебное заведение.
Уметь:
• применять методику анализа к анализу свою деятельность;
• организовать жизнь и деятельность детей;
• разработать технологическую карту урока (занятия), сценарий
воспитательного мероприятия под руководством педагога;
• разработать и провести урок (занятие), воспитательное мероприятие под
руководством педагога;
• применять методы психологического исследования к изучению детского
коллектива, познанию внутреннего мира младших школьников и к самопознанию;
• владеть основами оформительства;
• иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения,
самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой.
2. Личностные результаты.
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, самообразованию, самоопределению и самореализации;
сформированность лидерских качеств личности: целеустремленность,
инициативность, дисциплинированность, ответственность, решительность,
уверенность в себе;
наличие опыта групповой и коллективной работы.
3. Метапредметные результаты.
• уметь ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной
деятельности под руководством педагога;
• уметь планировать пути достижения целей под руководством педагога;
• уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки; анализировать собственную
деятельность;
• уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
педагогом, младшими школьниками и сверстниками;
• уметь выстраивать коммуникации в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, проектно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
• владеть устной и письменной речью;
• развивать компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.

В результате освоения курса внеурочной деятельности
«Учимся профессии в сфере педагогики учащиеся:
1) получат представление:
- о мировой и отечественной педагогической науке;
- о современной педагогике: теоретическом и практическом опыте многих
поколений педагогов, государственной политике в области образования стран
мира;
- о типах образовательных учреждений;
- об элементарных знаниях по педагогике, ознакомительной и учебной
практиках.
2) научатся:
- ориентироваться и продуктивно использовать технологии, соответствующие
возрастным особенностям учащихся;
- работать с профессиограммами педагогических профессий;
3) получат возможность:
- принимать участие в педагогическом процессе;
- выполнять рефлексию и осмысление значения воспитания в практической
педагогической деятельности;
- оценивать собственные возможности.
В содержание входят темы, раскрывающие социальное значение и характер
педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники имели
представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя.
Большое внимание уделяется анализу психолого-педагогических ситуаций и
решению, и решению педагогических задач как средствам формирования
профессионально-педагогической направленности.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Учимся профессии (профессиональные пробы): в сфере педагогики
Кол-во
часов

№

1
2
3
4
5
6
7
8

1
1
1
1
1
1
1
1

9 1
10 1

Тема занятий

Педагогика как наука. Предмет и функции педагогики
Профессиональная этика педагога
Педагогическое общение и взаимодействие
Педагогическое общение и взаимодействие
Сущность, особенности и основные закономерности процесса обучения в
современной школе
Сущность, особенности и основные закономерности процесса обучения в
современной школе
Сущность, особенности и основные закономерности процесса воспитания в
современной школе
Сущность, особенности и основные закономерности процесса воспитания в
современной школе
Разработка сценария классного часа
Разработка сценария урока

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Разработка сценария урока
Мастер-класс "Мой первый урок"
Дополнительное образование детей в современной системе образования
Дополнительное образование детей в современной системе образования
Игровые технологии в работе педагога
Разработка мероприятия с использованием игровой технологии
Практикум. Игры на сплочение
Практикум. Подвижные игры
Практикум: интеллектуальные мероприятия
Практикум. Спортивные состязания
Практикум. Ролевая игра
Практикум. Познавательная игра.
Практикум. Квесты
Практикум. Настольные игры.
Практикум. Творческий конкурс.
Практикум. Прикладное искусство
Педагогика. Учитель начальных классов
Педагогика. Учитель дополнительного образования
Педагогика. Педагог-организатор
Мастер-класс с педагогом-наставником
Мастер-класс с педагогом-наставником
Мастер-класс с педагогом-наставником
Педагогика. Вожатый.
Лагерь дневного пребывания. Как организовать работу с детьми
Разработка плана мероприятий лагеря.
Разработка сценария открытия лагерной смены
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Игровые технологии в лагере
Практикум. Организация и проведение творческих конкурсов
Практикум. Организация и проведение творческих конкурсов
Практикум. Организация и проведение творческих конкурсов
Практикум. Организация и проведение спортивных состязаний
Практикум. Организация и проведение спортивных состязаний
Разработка сценария закрытия лагерной смены
Аналитическая работа педагога
Дневник вожатого/ воспитателя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».