Курс Технология расчетно-экономических и правовых функций на предприятиях СО

MI4HII

C

TE

PC

TB O IIP O C B E IIIE H Ulfl' P O CC

IIfr

C

K

Ofr o n4n P AIII4I4

ceepAnorcrofi o6tacru
MranucrepcTBo O6pa:onaHvlfl.vlvtonoAdXnOfi UOlltTI{K}I

oMC Vupaenenue

a
o6paso BaHr4fl, lloJlescKoro fopoAcKofo oKpyf

MFOy IIf O " Cpe4nxx o6rqeo6pa3oBareilbHatr

P

rrrKoJla I{b

18

"

accruorpeHo Ha 3aceAaHLII'I

[peAMerHo-MeroAl4qecrcofi rcaQe4prr yuurenefi
ryMaHrlTapHbrx HayK

MBOY

II|O (COl[

(nporor>

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Технология расчетно-экономических
и правовых функций на предприятиях свердловской области» для обучающихся социальноэкономического профиля разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 в ред. с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015
г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом МБОУ
ПГО «СОШ №18» от 30.08.2023 № 530-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 30.08.2023 № 530-Д).
С формированием и развитием рыночных отношений роль экономического анализа, как
одной из важных функций управления и контроля, повышается. С помощью освоения функций
технологии расчетно-экономического и правового анализа изучаются тенденции развития,
изменения результатов деятельности предприятий различных сфер деятельности
Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка необходимо сформировать те базовые понятия
и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения,
для формирования собственной предпринимательской среды и возможность проводить анализ,
существующей деятельности бизнеса.
Учебная программа рассчитана на учащихся 10–11 классов и составлена с учётом
психологических особенностей подростков. Школьники 16–18 лет уже обладают необходимыми
знаниями, навыками, умениями и инструментарием, которые позволили бы правильно
воспринимать темы, предлагаемые им в рамках курса «Технология расчетно-экономических и
правовых функций на предприятии». Именно в выпускных классах можно изучать темы, которые
школьниками более раннего возраста не могут быть правильно поняты и уяснены. Кроме того,
школьники 11 класса после окончания школы фактически выходят в самостоятельную жизнь, в
которой знания о финансовых институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся
чрезвычайно важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного
финансового благополучия.
Предлагаемый курс предполагает раскрытие ключевых вопросов функционирования и
анализа деятельности предприятий различных форм собственности и усвоения базовых знаний
по месту Свердловской области в экономическом поле страны. В рамках курса рассматриваются
такие понятия, формы собственности предприятий. Понятие статистических и экономических
показателей деятельности предприятия, оценка рынка труда Свердловской области и правовые
инструменты воздействия на хозяйственную деятельность и пр.
ЦЕЛИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель обучения: формирование у учащихся 10–11 классов необходимых знаний, умений и
навыков для принятия рациональных финансовых и правовых решений в сфере управления
деятельностью предприятием.
Планируемые результаты обучения
Требования к личностным результатам освоения курса:
• понимание принципов функционирования производственной системы современного
государства и места Свердловской области в данной системе;
• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия
с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере правовых и финансовых решений по организации
собственного бизнеса.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
• владение умением решать практические финансовые задачи:
• владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к
собственным потребностям,
• определение стратегических целей в области управления финансами предприятия;
• постановка стратегических задач для достижения финансовых целей в бизнес среде;
• планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления финансами предприятия;
• подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
• владение коммуникативными компетенциями:
• нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения
задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками
финансовых отношений;
• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в
процессе своей жизнедеятельности.
Содержание курса. Тематический план.
Представленный далее тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из
которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая
составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания,
полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким
образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в
будущем стоящих перед ним задач. Однако представленная последовательность модулей курса
не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей
класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную
последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане
содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается
изучить выбранную тему и курс в целом.
Курс повышения грамотности в сфере технологии проведения расчетных экономических и
правовых функций на предприятии требует деятельного подхода к процессу обучения, т. е.
знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть.
Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Тематическое планирование для 10 класса
№
темы

Название темы

Модуль 1. Экономическая система государства
1.1
Виды и формы предприятий коммерческой деятельности
1.2
Основные финансовые показатели деятельности
предприятия
1.3
Место Свердловской области в экономике государства
Понятие статистических и экономических показателей
Оценка показателей Свердловской области в динамике
развития экономики государства
1.6
Презентация на тему: место Свердловской области в
Уральском федеральном округе.
Модуль 2. Экономические и правовые функции предприятия
1.4
1.5

Л/П
Л/П

6
1
1

Самостоятельная
работа
6
1
1

Л/П

1

1

Л/П
Л/П

1
1

1
1

Л/П

1

1

6

7

Форма
занятия

Колво час

Производственные ресурсы предприятия. Собственные и
заемные ресурсы.
2.2
Технология расчета основных показателей деятельности
предприятия
2.3
Трудовые ресурсы Свердловской области, динамика и
перспективы развития
2.4
Правовые функции предприятия области
2.5
Продукция предприятий Свердловской областистатистический анализ и инвестиционное
прогнозирование
2.6
Презентация на тему: как Свердловская область
обеспечена собственной продукцией для жизни
населения
Модуль 3. Бизнес планирование
3.1 Механизмы составления бизнес плана
3.2 Экономические и правовые задачи нового производства
3.3 Аналитическая деятельность на предприятии
3.4 Деловая игра: что необходимо знать молодому
предпринимателю
Итого:
2.1

Л/П

1

1

Л/П

1

1

Л/П

1

1

Л/П
Л/П

1
1

1
1

Л/П

1

2

Л/П
Л/П
Л/П
Л/П

5
1
1
2
1

4
1
1
1
1

34 час.

17

17

Тематическое планирование для 11 класса
№
темы

Название темы

Модуль 1. Экономическая система государства
1.1
Нормативное регулирование деятельности
производственных предприятий
1.2
Расчеты маркетинговой составляющей деятельности
предприятия
1.3
Технология расчетов оптимального ассортимента в
торговле и производстве
1.4
Расчеты стимулирования производства и выпуска
продукции
1.5
Презентация на тему: как продать то что производим
Модуль 2. Трудовые ресурсы и демография
2.1
Расчеты экономических показателей состояния
демографии в Свердловской области
2.2
Расчеты состояния рынка труда в Свердловской области
2.3
Безработица и новые профессии на рынке труда
2.4
Правовое регулирование рынка труда
Деловая игра: сколько стоит молодой специалист на
рынке труда
Модуль 3.Международные экономические отношения
3.1 Внешнеторговая деятельность предприятий Свердловской
области- статистика и динамика
3.2 Продукция на внешнем рынке предприятий области и
города- статистика и динамика
3.3 Расчеты валютной выручки.
2.5

Л/П

4
1

Самостоятельная
работа
6
1

Л/П

1

1

Л/П

1

1

Л/П

1

1

Форма
занятия

Колво час

Л/П

2

Л/П

4
1

5
1

Л/П
Л/П
Л/П

1
1
1

1
1
1

Л/П

1

Л/П

3
1

3
1

Л/П

1

1

Л/П

1

1

Модуль 4. Собственный бизнес: как создать и не потерять
4.1 Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
4.2 Расчет собственного бизнес-плана
Расчеты расходов и доходов в собственном бизнесе
Расчет налогообложения малого и среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен
4.6
Расчеты экономических и финансовых рисков
Итоговый контроль по курсу
Итого:
4.3
4.4
4.5

Л/П
Л/П

6
1
1

Л/П
Л/П
Л/П

1
1
1

Л / ПС
К

3
1
1

1
17

1
17

Используется система обозначений типов занятий: Л — лекция, ПС — проблемный семинар, П
— практикум, К — контроль, И — игра.
1

Список рекомендуемой литературы и источников
Основная литература
Печатные издания
1.Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. М.: Издательство Гревцова, 2021 2. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное
пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 366 c.
3. . Вайс, Е.С. Планирование на предприятии (организации). Учебное пособие / Е.С. Вайс. - М.:
КноРус, 2020.
Дополнительная литература
Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих
профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Издво Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАН- ХиГС, 2013. – 182 с.
Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград:
Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. –
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).
Интернет-ресурсы
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
www.cbr.ru - Центральный банк РФ.
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.
www.wto.ru – Всемирная торговая организация.
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.
www.imf.org – Международный валютный фонд.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».