Аннотации к рабочим программам Внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования (10 –11 классы) 2023 – 2024 учебный год курс ВД Функциональная грамотность: учимся для жизни (читательская компетентность) Функциональная грамотность: учимся для жизни (цифровая компетентность) Аннотация к рабочей программе Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть суммарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудом. Новая государственная программа обучения ориентирует на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении родному языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Данный курс разработан для учащихся 11-х классов, соответствует запросам учащихся, направлен на формирование функциональной грамотности. Изучение основ цифровой грамотности на уровне основного общего образования способствует формированию основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, раскрывает достижения научно-технического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, формированию понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества. Способствует формированию и развитию компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося. На изучение курса на ступени среднего общего образования отводится 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Основы военной службы Учимся профессии (профессиональные пробы) в сфере конструирования и моделирования Содержание курса внеурочной деятельности «Основы военной службы» направлено на формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания программы «Основы военной службы», адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье в условиях образовательного пространства с учетом экономических, этнических, природно-климатических, географических, исторических особенностей региона. Курс предусматривает: занятия по подготовке подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии; воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине; формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу; воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам; физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков; совершенствование ценностноориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности На изучение курса на ступени среднего общего образования отводится 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Программа курса внеурочной деятельности «Учимся профессии (профессиональные пробы) в области конструирования и моделирования» детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Приоритетной целью курса профессиональных проб является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Курс «Учимся профессии (профессиональные пробы) в области конструирования и моделирования» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженернотехнических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к Учимся профессии (профессиональные пробы) в сфере педагогики Учимся профессии (профессиональные пробы) в сфере банковского дела самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. На изучение курса на ступени среднего общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе. Программа внеурочной деятельности «Учимся профессии в сфере педагогики» является по типу образовательной программой по конкретному виду внеурочной деятельности, направление – социальное. Формы организации деятельности: встречи, беседы, праздники, акции, конкурсы, викторины, написание сочинений. Программа представляет собой профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для осознанного выбора педагогических профессий по окончании школы. В Концепции поддержки развития педагогического образования указано, что «новые требования к качеству школьного образования, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения в организации, содержании, технологиях и масштабе подготовки педагогов». Целесообразность рабочей программы заключается в том, что школьники научатся решать теоретические и практические психолого-педагогические задачи, в процессе они научатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Основными ценностями, на осуществление которых направлена реализация настоящей программы, являются доброта, любовь, нравственная ответственность за судьбу родного края, школы; свободное самоопределение личности в ценностном пространстве педагогической деятельности; личная ответственность обучающихся за построение собственной жизни. Программа рассчитана на 54 часа практикумов (профессиональных проб) в каникулярный период (весенние и летняя смены школьного лагеря дневного пребывания) для обучающихся 10-11 классов Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социальнозначимый раздел обучения. Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Технология производства на промышленных предприятиях: физические процессы Технология производства на промышленных предприятиях: химический анализ Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система профориентации в образовательном учреждении. На изучение курса на ступени среднего общего образования отводится 68 часов: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю). Физика - одна из самых древних наук о природе, содержащая как фундаментальные знания о существовании и развитии материального мира, так и наиболее простые и общие представления об окружающей действительности. Основной принцип реализации программы профильного обучения – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их профессиональное самоопределение. Данный курс внеурочной деятельности - профориентационный. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах и вызывающие познавательный интерес учащихся. Курс "Технология производства на промышленных предприятиях: физические процессы" поможет ученику старшей школы увидеть многообразие видов деятельности на производстве. Связанных с законами физики, оценить собственные знания предмета, определить свои профильные склонности и интересы и соотнести их с реальными потребностями регионального и местного рынка труда. Программа позволяет старшекласснику построить индивидуальную образовательную траекторию. На рабочую программу курса «Технология производства на промышленных предприятиях: физические процессы» для обучающихся 10 класса технологического профиля отводится 34 часа (1 час в неделю) В школьном курсе рассматриваются не очень подробно химические производства металлов, неорганических и органических соединений, высокомолекулярных соединений, мало внимания уделяется научным принципам химического производства, энергетике химической промышленности. В современном химическом производстве реализуются теоретические и тесно связанные с ними прикладные науки. Благодаря быстрым темпам развития науки в кратчайшие сроки меняется характер производства — непрерывно возникают новые технологические процессы, старые совершенствуются, а многие из них отмирают. Наряду со специализацией химических производств идет процесс их сближения на основе механизации и автоматизации, применения электроэнергии, общих принципов организации производства, контроля и планирования. Создается наука о закономерностях управления химическим производством — химическая кибернетика. Поэтому данный курс должен вооружать учащихся знанием общих закономерностей химической технологии и умением использовать эти знания для решения большого круга вопросов, и прежде всего для определения оптимальных условий управления производственными процессами. Необходимо отметить, что для изучения теоретических основ химической технологии требуются глубокие знания по физике и химии и владение более или менее сложным математическим аппаратом. В результате изучения курса у учащихся должно сформироваться представление о целях, методах, возможностях, своеобразии химической технологии, о месте этой науки среди других наук, об ее связях с фундаментальными теоретическими науками и прикладными. Знакомя с современным состоянием технологии, нельзя пренебрегать ее историей. Учащиеся должны увидеть производственную жизнь в движении, что особенно важно для понимания перспектив развития технологии. На изучение курса на ступени среднего общего образования отводится 34 часа: 10 класс – 17 часов (1 час в две недели); 11 класс – 17 часов (1 час в две недели).