АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности смысловое чтение Предметно- методическая кафедра начальных классов Уровень обучения НОО Классы: 3-4 г. Полевской, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Рабочая программа «Азбука нравственности» курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления разработана в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ ПГО «СОШ № 18»; - Учебным планом МБОУ ПГО «СОШ № 18». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Уже в младшем школьном возрасте духовно – личностного становления актуализируется задача ориентации обучающихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. ФГОС определяет в качестве приоритетной задачи современного образования становление личности, в процессе духовно – нравственного развития национальные российские ценности, общечеловеческие ценности в формировании идентичности гражданина России. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ На реализацию курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: Во 3 - 4 классах отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ . Предметные рузельтаты 3 КЛАСС Минимальный уровень: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); Достаточный уровень: уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 4 КЛАСС Минимальный уровень: осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); Достаточный уровень: уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные:УУД Регулятивные УУД уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; уметь самостоятельно работать с новым произведением; уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные УУД участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Личностные результаты: 1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя. 2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение. 4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия; Метапредметные результаты: 1. Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Освоение способов проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 5. Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. 6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАСС Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. 4 КЛАСС Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного). Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № Раздел, тема Русский народный фольклор Друзья детства О хороших людях О наших сверстниках О природе Книги о животных Русская литература Зарубежная литература Итого: 1 2 3 4 5 6 7 8 Количество часов 5ч 5ч 4ч 4ч 5ч 4ч 4ч 4ч 34ч 4 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел, тема Русский народный фольклор Друзья детства О хороших людях О наших сверстниках О природе Книги о животных Русская литература Зарубежная литература Итого: Количество часов 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 4ч 34ч ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 00 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема Резные лошади* Надувные дома О том , как змея стала ядовитой* Искусственный риф Розовые кролики* Самоцветы Сказка о глупой акуле* Как пугало было вороньим царём* Символ Франции Обезьяна и слон * Очень красивые лодки* Откуда пошли пельмени Замечательные часы Всякое ли молчание- золото? « Читать» людей. Тысяча глиняных горшков* « Тошу обижать не дам!» Как я кормила синичек и белочек* Необычная ёлка Сказка о пирожке* Одинокий мухомор* «Мы триста лет этим занимаемся» Колизей Памятник дереву Магниты в древности Бабушка огородника * Санта- Клаусы в разных странах Пришельцы. Лёгкий и прочный* У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий паучок. Гусеница , которая хотела летать* Первый микроскоп. Подходящий камень* Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя крепость» Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес* Ночной урок*. Итоги года 4 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 11 01 120 13 14 51 6 17 1 18 9 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема Резиновый мяч* Свитера В большом деле не без убытка* « Замените меня Васей - он умнее!» Самоочищающиеся окна Гонки на верблюдах Ушная раковина китайского императора Антиквариат Поплавать в воздухе Запах газа Пуантилизм и пиксель Большой автомобиль Ключ и замок Железная ложка Яд и лекарство Трескучие морозы Чей дом красивее?» Неожиданный результат* Обработка камня огнём Рыцари Красивый пустоцвет* Тамплиеры В космос по канату Терминатор По воде или по воздуху? Скидки и акции Удачное плавание* Паучок, который не знал, что такое осень* Зима- хлопотунья* Сказка о кролике и сахарных клёнах* Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад* В большом деле нужны разные люди. Такси - малютка* Богатый заяц* Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года