АРП ВД УО Смысловое чтение 3-4 кл

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
смысловое чтение

Предметно- методическая кафедра начальных классов
Уровень обучения НОО
Классы: 3-4

г. Полевской, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для обучающихся с легкой
умственной отсталостью.
Рабочая программа «Азбука нравственности» курса внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
МБОУ ПГО «СОШ № 18»;
- Учебным планом МБОУ ПГО «СОШ № 18».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Уже в младшем школьном возрасте духовно – личностного становления
актуализируется задача ориентации обучающихся на традиционные
духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном
процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.
ФГОС определяет в качестве приоритетной задачи современного
образования становление личности, в процессе духовно – нравственного
развития национальные российские ценности, общечеловеческие ценности в
формировании идентичности гражданина России.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
На
реализацию
курса
внеурочной
деятельности
по
общеинтеллектуальному направлению:
Во 3 - 4 классах отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа
(34 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
.
Предметные рузельтаты
3 КЛАСС
Минимальный уровень:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
Достаточный уровень:

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
4 КЛАСС
Минимальный уровень:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
Достаточный уровень:

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные:УУД
Регулятивные УУД

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной
деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои
результаты.
Познавательные УУД

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию
из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;





высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и

т. д.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания
окружающего мира и самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой
культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей
и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной
культуры и мировосприятия;
Метапредметные результаты:
1.
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
3.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
4.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
5.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,
отнесение к известным понятиям.
6.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь
свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие
содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение
(культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения,
чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру
общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и
выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации,
темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения
вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с
использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные
впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел,
передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления
художественного произведения): текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по
картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств
языка художественного произведения, научно-популярного текста;
воссоздание картины жизни, представленной автором; установление
причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование
библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора
содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает
формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса
ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в
области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для
восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших

школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью
ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах
литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе
литературных произведений)» является ведущим элементом содержания
начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности
воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется
созданию различных форм интерпретации текста.
4 КЛАСС
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие
содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение
(культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).
Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения,
чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру
общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и
выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации,
темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения
вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с
использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные
впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел,
передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение
обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления
художественного произведения): текста-повествования, текста-описания,
текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по
картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с
разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих
аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств
языка художественного произведения, научно-популярного текста;
воссоздание картины жизни, представленной автором; установление

причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении;.
Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с
книгой как источником различного вида информации и формирование
библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора
содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает
формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса
ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в
области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для
восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших
школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг
литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью
ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах
литературы, о средствах выразительности языка.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№

Раздел, тема
Русский народный фольклор
Друзья детства
О хороших людях
О наших сверстниках
О природе
Книги о животных
Русская литература
Зарубежная литература
Итого:

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество часов
5ч
5ч
4ч
4ч
5ч
4ч
4ч
4ч
34ч

4 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел, тема
Русский народный фольклор
Друзья детства
О хороших людях
О наших сверстниках
О природе
Книги о животных
Русская литература
Зарубежная литература
Итого:

Количество часов
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
34ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
00
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема
Резные лошади*
Надувные дома
О том , как змея стала ядовитой*
Искусственный риф
Розовые кролики*
Самоцветы
Сказка о глупой акуле*
Как пугало было вороньим царём*
Символ Франции
Обезьяна и слон *
Очень красивые лодки*
Откуда пошли пельмени
Замечательные часы
Всякое ли молчание- золото?
« Читать» людей.
Тысяча глиняных горшков*
« Тошу обижать не дам!»
Как я кормила синичек и белочек*
Необычная ёлка
Сказка о пирожке*
Одинокий мухомор*
«Мы триста лет этим занимаемся»
Колизей
Памятник дереву
Магниты в древности
Бабушка огородника *
Санта- Клаусы в разных странах
Пришельцы. Лёгкий и прочный*
У каждого мастера есть свои секреты*. Неуклюжий паучок.
Гусеница , которая хотела летать*
Первый микроскоп. Подходящий камень*
Сказка про кошку и собаку.* « Мой дом - моя крепость»
Кошки , которые полюбили груши*.Бобры и лес*
Ночной урок*. Итоги года

4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
11
01
120
13
14
51
6
17
1
18
9
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тема
Резиновый мяч*
Свитера
В большом деле не без убытка*
« Замените меня Васей - он умнее!»
Самоочищающиеся окна
Гонки на верблюдах
Ушная раковина китайского императора
Антиквариат
Поплавать в воздухе
Запах газа
Пуантилизм и пиксель
Большой автомобиль
Ключ и замок
Железная ложка
Яд и лекарство
Трескучие морозы
Чей дом красивее?»
Неожиданный результат*
Обработка камня огнём
Рыцари
Красивый пустоцвет*
Тамплиеры
В космос по канату
Терминатор
По воде или по воздуху?
Скидки и акции
Удачное плавание*
Паучок, который не знал, что такое осень*
Зима- хлопотунья*
Сказка о кролике и сахарных клёнах*
Сказка о космических городах*. Арбузный лимонад*
В большом деле нужны разные люди. Такси - малютка*
Богатый заяц*
Почему на асфальте появляются ямы. Итоги года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».