АРП УО Русский язык 3-4 кл

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Учебного предмета
Русский язык

Предметно- методическая кафедра начальных классов
Уровень обучения НОО
Классы: 3-4

г. Полевской, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является адаптированной для обучения
обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствуют
действующим законодательству РФ и локальными актами образовательной
организации.
Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся
действий звукового анализа, дать качественную характеристику каждому
звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает
основы лингвистического образования и будущего грамотного письма,
предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой
анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы
русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.
ЦЕЛЬ уроков русского языка состоит в том, чтобы заложить основы
формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и
речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Изучение предмета призвано решать следующие ЗАДАЧИ:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми единицами (звук,
буква, слово, предложение);
― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и
развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.
Данная программа составлена в соответствии с действующим
законодательством РФ и локальными актами образовательной организации.
Данная дисциплина реализуется через такую форму организации как
урок.
Используются
различные
методы
обучения:
организация
дидиактических игр и игровых упражнений, заучивание с голоса учителя
коротких стихотворений, загадок, скороговорок; артикуляционные
упражнения для губ, языка, щек, неба и т.д.; звукобуквенный анализ,
составление слогов и слов, использование наглядных методов обучения и т.п.

На уроках прослеживается межпредметная связь: дидактические игры
–чтение, составление описательных рассказов – речевая практика.
В конце каждой темы проводятся самостоятельные и словарные
работы. По итогам триместра и в конце учебного года учащиеся выполняют
контрольную работу, диктант.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление
уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,
средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского
народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в
процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые
во многом определяют достижения человека практически во всех областях
жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
Коррекционная направленность программного материала проявляется в
области речевого развития обучающихся с умственной отсталостью легкой
степени.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков
всех сторон речи, обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
На уроках корригируются дефекты произношения, формируются фонетико –
фонематические представления. На уроках устраняются неправильность
употребления грамматических форм, синтаксических конструкций,
неточность и бедность словаря.
Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические
периоды. В течение этих периодов у обучающихся с умственной отсталостью
легкой степени коррегируются недостатки прошлого опыта, готовят их к
усвоению последующих разделов программы.
Программный материал имеет практическую направленность и нацелен
на формирование у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени
речевых навыков, на развитие и коррекцию речи.
При работе над программой учтено, что школьникам не доступны
абстрактные понятия, поэтому программа включает только те
грамматические
категории,
для
которых
характерна
научная
дифференцированность.
3

Практическая направленность обучения проявляется в том, что
обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени усваивают
некоторые темы на основе грамматических комментариев и посредством
практических упражнений, выполняют задания стилистического характера,
способствующие развитию правильной связной речи и преодолению
неточностей употребления слов, повторения одних и тех же слов в
предложениях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс
Количество часов
Год
3
3 часа в неделю
102 часов
4
3 часа в неделю
102 часов

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы следующих предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета
«Русский язык» относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями
положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему
городу, народу, России;
положительное отношение к урокам русского языка;
2) формирование средствами литературных произведений уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов:
уважительное отношение к русскому языку как родному языку
русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых
духовных
традициях русского народа;
3) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному
коллективу
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
3)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
Способность критически оценивать свои поступки и окружающих;
Освоение доступных социальных ролей;
Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения
6)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;

воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы:
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей:
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе;
Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым
организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
Сформированность бережного отношения к материальным и духовным
ценностям
7)

6

Предметные результаты в 3 к л а с с е имеют два уровня
овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
1
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и
безударных согласных звуков; оппозиционных согласных позвонкостиглухости, твёрдости-мягкости;
2
деление слов на слоги для переноса;
3
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и
печатного текста с орфографическим проговариванием;
4
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4
слова) с изученными орфограммами;
5
обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на
письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной
отработки);
6
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы,
действия, признаки;
7
составление предложений, восстановление в них нарушенного
порядка слов с ориентацией на серию сюжетных
картинок;
8
выделение из текста предложений на заданную тему;
9
участие
в
обсуждении
темы
текста
и
выбора
заголовка
к нему.
Достаточный уровень:
1
различение звуков и букв;
2
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на
образец и опорную схему;
3
списывание рукописного и печатного текста целыми словами
с орфографическим проговариванием;
4
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами;
5
дифференциация и подбор слов различных категорий по
вопросу и грамматическому значению (название предметов,
действий и признаков предметов); 6 деление текста на предложения;
7 самостоятельная запись 3-4 предложений.

Предметные результаты в 4 классе имеют два уровня овладения:
минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов по учебному предмету «Русский язык»
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных
звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных
согласных
по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми
словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких
предложений
(2-4 слова) с
изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме гласными
буквами
и
буквой
Ь
(после
предварительной
отработки);
дифференциация
и
подбор
слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
составление
предложений,
восстановление в них нарушенного порядка
слов с ориентацией на серию сюжетных
картинок;
выделение
из
текста
предложений на заданную тему; участие в
обсуждении темы текста и выбора
заголовка к нему.
-

Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных
звуков с опорой на образец и опорную
схему;
списывание рукописного и печатного
текста
целыми
словами
с
орфографическим проговариванием;
запись
под
диктовку
текста,
включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов
различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название
предметов,
действий
и
признаков
предметов);
составление
и
распространение
предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка
знаков препинания в конце предложения
(точка,
вопросительный
и
восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет
речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная
запись 3-4
предложений из составленного текста
после его анализа.
-

Универсальные учебные действия
3 КЛАСС
Коммуникативные
учебные действия.

Коммуникативные
учебные
действия
включают
следующие умения: вступать в контакт и работать в
коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–
класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем; обращаться за помощью и принимать
помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми; договариваться и
изменять своё поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные
учебные действия.

Регулятивные учебные действия включают следующие
умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.); принимать цели и произвольно
включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников; соотносить свои
действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом
предложенных
критериев,
корректировать
свою
деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные
учебные действия.

К познавательным учебным действиям относятся
следующие умения: выделять некоторые существенные,
общие и отличительные свойства хорошо знакомых
предметов; устанавливать видо-родовые отношения
предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать
на
наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметамизаместителями;
читать;
писать;
выполнять
арифметические действия; наблюдать под руководством
взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать
с
несложной
по

содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных
на бумажных, электронных и других носителях).

10

4 КЛАСС
1. Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
Регулятивные
помещения).
базовые
учебные
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ
действия
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
3. Пользоваться учебной мебелью.
4. Адекватно использовать
ритуалы школьного
поведения
5. (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
6. Работать с учебными принадлежностями (инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.
7. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем
темпе.
8. Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников.
1. Выделять существенные, общие и отличительные свойства
Познавательные
предметов.
базовые
учебные
2. Устанавливать видо - родовые отношения предметов.
действия
3. Делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.
4. Пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями.
5. Читать.
6. Наблюдать;
работать
с
информацией
(понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных, и других носителях).
1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–

Коммуникативные
базовые учебные
действия

ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель – класс).
2. Использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем.
3. Договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Предложение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной
форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос
части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь
перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,
щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных
формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого?
чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая
буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?,
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое?
какие?;
-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение
их к словам, обозначающим предметы;
-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета
по ряду признаков (качеств),
-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый,
а вата мягкая);
-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог.
Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с
помощью учителя)

Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?),
родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?),
предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа
(кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение
закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Расположение двух-трёх коротких предложений в последовательном порядке( по
картинкам или после устного разбора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трёх сюжетных картинок.
Повторение
Повторение пройденного за год.

13

4 КЛАСС
Раздел
Предложение (повторение)

Кол-во
часов
8

Звуки и буквы

48

Слово

26

Краткое содержание раздела
Практическое
построение
простого
предложения. Составление предложений с
употреблением слов в косвенных падежах по
вопросам, из слов, данных в начальной форме;
заканчивание предложений; восстановление
нарушенного порядка слов в предложении.
Практические грамматические упражнения и
развитие речи.
Гласные и согласные. Согласные твердые и
мягкие. Согласные глухие и звонкие в конце и
середине слов. Проверка написания путем
изменения формы слова и подбора (по образцу)
родственных слов. Ударение. Различение
ударных
и безударных гласных.
Правописание
безударных
гласных путем изменения формы слова (водá
—
вóды) или подбора по образцу родственных
слов
(водá — вóдный). Обозначение мягкости
согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов.
Алфавит.
Различение основных категорий слов (названия
предметов, действий, качеств) в тексте по
вопросам, правильное употребление их в связи
друг с другом. Слова с уменьшительноласкательными
суффиксами. Имена
собственные.
Большая буква в названиях географических
объектов.
«Слова-друзья».
«Слова-враги».
Предлог.
Предлоги до, без, под, над, около, перед.
Раздельное написание предлогов с другими
славами.
Составление
предложений
с
предлогами.

Предложение

12

Повторение
Всего

8
102

Главные
и
второстепенные
члены
предложений:
подлежащее,
сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без
деления на виды).
Повествовательные,
вопросительные
и
восклицательные предложения.
Распространение предложений с опорой на
предметную
картинку
или
вопросы.
Установление связи между словами в
предложениях по вопросам.
Работа с деформированными предложениями.
Работа с диалогами.
Итоговое повторение за год.

15

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№

Кол-во

Дата

п/п

Тема урока

Характеристика учебной

уроков

деятельности
Повторение (11ч)

1

1

Вводное занятие

Выполняют простейшие инструкции учителя, развиваютслуховое и

2

1

Правила написания предложение

зрительное восприятие.

3

1

Предложение и его схема.

Пишут, отвечают на вопросы. Составляют предложения.

4

1

Предложение-вопросы и

Применяют изученные правила.Учатся писать по образцу.

предложение ответы.
5

1

Завершение начатого
предложения.

6

1

Различие набора слов и
предложение.

7

1

Порядок слов в предложении.

8

1

Списывание текста

9

1

Повторение

10

1

Проверочная работа.

11

1

Работа над ошибками
Звуки и буквы (15 ч)

12

1

Знакомство с алфавитом

Правильно держать ручку.

13

1

Гласные и согласные звуки

Выделяют звуки, списывают.Работают с учеб. принадлежности.

14

1

Ударение

Воспроизводят заданнымучителем образец.

15

1

Ударные и безударные гласные

Интонационного выделениезвука в слове.

16

1

Выделение ударной гласной

17

1

Повторение

18

1

Картинный диктант

19

1

Деление слов на слоги

20

1

Гласные буквы е,ё,ю,я в началеслова или
слога

21

1

Написание слов с гласнымибуквами
в начале слова

22

1

Контрольное списывание

23

1

Перенос слов

24

1

Перенос части слова при письме

25

1

Диктант

26

1

Работа над ошибками
Согласные звуки и буквы (8ч)

27

1

Различение твердых и мягких согласных
перед гласными.

28

1

Оказывают помощь друг другу.Запоминают правила.
Характеризуют звуки, обосновывают собственноемнение.

Обозначение мягкости согласных на
письме буквами и,е,ё,ю,я.

29

1

Упражнение в написании слов с твердыми
и мягкими согласными

17

30

1

Мягкий знак на конце слова

31

1

Мягкий знак в середине слова

32

1

Написание слов с мягким знаком

33

1

Различение твердых и мягких
согласных

34

1

Практическая работа
Гласные после шипящих согласных
ш,ж,ч,щ (7ч)

35

1

Написание жи-ши

36

1

Написание ча-ща

37

1

Написание чу-щу

38

1

Повторение изученных правил

39

1

Картинный диктант

40

1

Диктант на тему: написание жи-

Включаются в групповую работу , связанную с общением.
Объясняют правила написание слов.

щи, ча-ща, чу-щу.
41

1

Работа над ошибками
Парные звонкие и глухие
согласные (17ч)

42

1

Составление пар звонких и
глухих согласных

43

1

Различение б-п

44

1

Различение в-ф

Участвуют в учебном диалоге. Оценивают результаты своей
работы. Составляют текст по серии сюжетных картинных. Пишут
с образцу учителя.
Отвечают на вопросы.

18

45

1

Различение д-т

46

1

Различение г-к

47

1

Различение ж-ш

48

1

Различение з-с

49

1

Звонкие и глухие согласные на
конце слова

50

1

Правописание звонких , глухих
согласных на конце слова.

51

1

Проверка написание звонких
глухих согласных на конце слова

52

1

Списывание текста

53

1

Повторение

54

1

Упражнение в написании слов со звонкими
и глухими согласными

55

1

Правила правописание в словах

56

1

Закрепление

57

1

Диктант на тему :звонкие и
глухие согласные

58

1

Работа над ошибками
Словарь (2ч)

59

1

Знакомство со словарем

60

1

Написание слов из словаря

Записывают, читают,
заполняют словарные слова

19

Название предметов (9ч)
61

1

Название предметов

62

1

Обобщающее название для

Классификация слов в соответствии с их значением.Учатся
правильно ставить вопросы и слова.

группы однородных предметов
63

1

Письмо по памяти

64

1

Выделение названии предмета из
предложения

65

1

Повторение

66

1

Большая буква в именах, отчествах,
фамилиях людей.

67

1

Большая буква в кличках животных

68

1

Упражнения в написании слов с большой
буквы

69

1

Проверочная работа
Названия действия (9ч)

70

1

Различение названии действии
по вопросам: что делает? Что делают

71

1

Слушают ответы одноклассников, принимают участие в
обсуждении. Играют,учатся использовать полученные знания.

Различение названий действий по вопросам
что делал?, что делали?, что сделал?, что
сделала?

72

1

Различают названий действий по
вопросам что делали?, что сделали?

20

73

1

Списывание текста.

74

1

Повторение

75

1

Различение названий действий
по вопросам что сделать? Что сделают?

76

1

Постановка вопросов к названием действий

77

1

Подбор названий действий к названием
предметов.

78

1

79

1

80

1

81

1

82

1

83

1

84

1

85
86
87

1
1
1

Словарный диктант.
Названия предметов (6ч)
Строят предложения. Проявляют самостоятельностьпри
Определение признака предметапо
вопросам Какой? Какая?
выполнении работы.
Какие?
Оценивают свои действии.Учатся правильно ставить вопросы к
словам.
Различие предметов по ихпризнакам.
Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.
Выделение названий признаковпредмета из
предложения.
Названия предметов, действий и
признаков.
Упражнение в написанииСловпредметов
Слов- признаков
Слов –действий
Предлоги (8ч)
Предлоги в,на,с,из,у
Предлоги к,по сос словами
Предлог от со словами

Учатся правильно ставить вопрос. Пишут по образцу.
Рассматриваются иллюстрациив учебнике.

21

88
89
90

1
1
1

91
92

1
1

93

1

94

1

95
96
97
98
99
100
101
102

1
1
1
1
1
1
1
1

Предлоги над, под словами
Предлог щ со словами
Упражнение в написаниипредлог
со словами.
Диктант на тему : Предлоги
Работа над ошибками
Предложение (10ч)
Выделение предложения изтекста
Законченное и не законченное
предложение
Распространение предложении
Схема предложении
Слова в предложении
Порядок слов в предложении
Составление предложении
Годовой диктант
Работа над ошибками
Повторение

Самостоятельно применяют изученные правила. Пишут, читают
предложения.
Отвечают на вопросы учителя с опорой на иллюстративный
материал.

22

4 КЛАСС
№
п/п

Дата

Кол-во
уроков

Тема урока

Характеристика учебной деятельности

1

1

2

1

Повторение (8ч)
Предложение. Выделение из текста.
Учатся выделять из текста предложение. Находить границы
предложения в тексте.
*Предлоги В, НА,С, ИЗ, У
Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.
Предложение законченное и незаконченное. Различают предложение законченное и незаконченное.
*Предлоги К, ПО со словами
Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.

3

1

Завершение начатого предложения.
*Предлог ОТ со словами.

4

1

5

1

6

1

7

1

8

1

Предложение и его схема.

Заканчивают мысль в предложениях данного диалога с опорой на
сюжетную картинку.
Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.
Составлять предложение по схеме.

*Предлоги НАД, ПОД со словами
Порядок слов в предложении

Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.
Называют порядок слов в предложении

*Предлоги О со словами
Составление предложений по предметной
картинке
*Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со
словами
Составление предложений по сюжетной
картинке
*Запись предлогов в предложении
Контрольное списывание по теме:
"Повторение"

Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.
Составляют предложения по предметной картинке
Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.

Составляют и записывать предложения по сюжетной картинке
Записывают, запоминают, вставляют предлоги в предложения.
Самостоятельно применяют изученные правила

9

1

10

1

11

1

12

1

13

1

14

1

15
16
17

1
1
1

18

1

19

1

20
21
22
23
24
25
26

1
1
1
1
1
1
1

27

1

Звуки и буквы (38 ч)
Алфавит. Расположение слов по алфавиту.
Гласные буквы и звуки. Соотнесения
количества гласных и слогов в слове.
Ударные и безударные гласные.
Одинаковое написание гласных в ударной и
безударной позиции.
Проверка безударных гласных в слове.

Восстанавливают в памяти порядок букв в алфавите.
Определяют роль гласных в образовании слогов.
Выделяют ударного гласного по образцу.
Проверяют безударный гласный в слове.

Учатся способу проверки безударных гласных по данному образцу
рассуждения.
Проверяемые и непроверяемые безударные Накапливают словарь по теме, приводят примеры слов с
гласные.
проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Контрольный диктант
Самостоятельно применяют изученные правила
Работа над ошибками
Твердые и мягкие согласные
Различают на слух и четко произносят твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости согласных на
письме буквами и, е, ё, ю, я.
Буква мягкий знак (ь) на конце и в Наблюдают за правописанием слов с мягким знаком на конце и в
середине слова.
середине слова.
Различие твердых и мягких согласных.
Учатся различать слова с мягкими и твердыми согласными.
Написание жи – ши в словах.
Восстановливают в памяти написание сочетания букв жи – ши, ча
Написание ча – ща в словах.
– ща, чу – щу в словах, пополнить словарь по теме.
Написание чу – щу в словах.
Различение правил правописания в словах.
Самостоятельно применяют изученные правила
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Разделительный мягкий знак перед
Наблюдают за написанием разделительного мягкого знака в словах.
гласными и, е, ё, ю, я.
Упражняются в умении слышать, правильно произносить и

24

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

35
36

1
1

37

1

38

1

39

1

40

1

41

1

Перенос слова с разделительным мягким
знаком (ь) и без него.
Правило правописания слов с
разделительным мягким знаком (ь)
Различие сходных по буквам слов с
разделительным мягким знаком (ь)
Различие сходных по буквам слов без
разделительного мягкого знака (ь)
Мягкий знак (ь) для обозначения мягких
согласных.
Разделительный мягкий знак (ь)
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине
слова. Закрепление знаний.

записывать слова с разделительным мягким знаком. Учатся
доказывать правильность написания данных слов. Усваивают
правила переноса таких слов. Накапливают словарь. Учатся
сравнивать слова с мягким знаком и слова с разделительным мягким
знаком.

Контрольный диктант
Работа над ошибками
Звонкие и глухие согласные. Их различие в
ловах.
Наблюдение за парными согласными на
конце слова.
Наблюдение за парными согласными в
середине слова.

Самостоятельно применяют изученные правила
Различают звонкие и глухие согласные зрительно и на слух.
Сравнивают, как они произносятся и как пишутся на конце слова.
Закрепляют умение доказывать правильность написания парных
согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Учатся
различать правила проверки парных согласных и безударных в
словах.

Проверка написания звонких согласных на
конце слова.
Проверка написания глухих согласных на
конце слова.

25

42

1

43

1

44

1

45

1

46

1

Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.
Различие
правил
проверки
парных
согласных и безударных гласных
Правила правописания в слове.
Закрепление знаний.
Контрольный диктант
Самостоятельно применяют изученные правила
Работа над ошибками

47

1

48

1

49

1

50

1

51

1

52

1

53

1

Слово (36)
Названия предметов, действий и признаков Четко различают название предметов, действий и признаков
предмета.
предмета по значению и по вопросам.
Названия предметов. Различие их по Различают название предметов по вопросам кого? чего? кому?
вопросам кто? что?
чему? чем? кем? о ком? о чем? Выделяют в предложении названия
Различие названий предметов по вопросам предметов, данных в разных формах. Учатся составлять
предложения по схеме, меняя форму слов по вопросам, данные в
кого? чего?
Различие названий предметов по вопросам схеме.
кому? чему?
Различие названий предметов по вопросам
кем? чем?
Различие названий предметов по вопросам
о ком? о чем?
Выделение название предметов в
предложении

54

1

Большая буква в
фамилиях людей.

55

1

именах,

отчествах, Знакомятся с понятием «имена собственные». Применяют опыт
написания с большой буквы имён, фамилий и кличек на названия
городов, сёл, деревень, улиц. Учатся различать и правильно писать
Большая буква в кличкам животных.

26

56
57
58
59
60

1
1
1
1
1

61

1

62

1

63

1

64

1

65

1

66

1

67

1

68

1

69

1

70
71

1
1

Большая буква в названиях городов, сёл.
Большая буква в названиях деревень, улиц.
Название предметов. Закрепление знаний.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Название признаков предмета. Определение
их по вопросам какой? какая?

похожие названия предметов и имена собственные (молодые
петушки – деревня Петушки).
Самостоятельно применяют изученные правила

Различают названия признаков по вопросам. Подбирают слова,
обозначающие ряд признаков одного предмета. Определяют
предмет по его признакам. Ставят вопросы к словам в предложении.
Название признаков предмета. Определение Распространяют предложение словами, обозначающими предметы и
признаки предмета, по вопросам.
их по вопросам какое? какие?
Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.
Различие признаков, обозначающих цвет,
форму, величину, материал, вкус предмета.
Подбор слов, обозначающих ряд признаков
одного предмета.
Определение предмета по его признакам
Различие названий предметов, действий,
признаков.
Постановка вопросов к словам в
предложении
Распространение предложений словами,
обозначающими предметы и признаки
предмета, по вопросам.
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.

Самостоятельно применяют изученные правила

27

72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Предлоги под, о, в, на со словами.
Предлоги по, к, от, над со словами.
Предлог из со словами.
Предлог за со словами.
Предлог без со словами.
Предлог до со словами.
Предлог про со словами.
Предлоги. Закрепление знаний.
Правила записи предложения
Контрольный диктант.
Работа над ошибками.

Знакомятся с новыми предлогами. Отрабатывают умение выбирать
или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании
или предложении. Развивают способность составлять разные по
смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием.

Самостоятельно применяют изученные правила

Предложение (12ч)
83
84
85
86
87
88

1
1
1
1
1
1

89

1

90
91
92
93
94

1
1
1
1
1

Выделение предложения из текста.
Деление текста на предложения.
Завершение начатого предложения.
Порядок слов в предложении
Упражнение в составлении предложении.
Связь слов в предложении
Предложения-вопросы и
предложенияответы
Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Разные по интонации предложения
Контрольный диктант
Работа над ошибками

Закрепляют умение выделять предложение из текста, делить текст
на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении.
Учатся связывать слова в предложении, изменяя форму слов.
Знакомятся с разными по интонации предложениями:
повествовательными, вопросительными и восклицательными.
Учатся сравнивать их, выделяя видимые признаки (восклицания или
вопросительные слова в начале предложений, знаки препинания в
конце предложений). Тренируются в выразительном чтении таких
предложений.
Самостоятельно применяют изученные правила

28

Повторение (8ч)
Правописание согласных букв в слове.
Правописание гласных букв в слове.

95

1

96

1

97

1

98

1

Название предметов.
Название действий предмета.

99
100
101
102

1
1
1
1

Название признаков предмета.
Предложение.
Контрольный диктант
Работа над ошибками

Восстанавливают в памяти порядок букв в алфавите.
Учатся способу проверки безударных гласных по данному образцу
рассуждения.
Учатся записывать слова, обозначающих предмет и составлять с
ними предложения

Самостоятельно применяют изученные правила

29

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно-методический комплект
1.
Якубовская Э.В. Русский язык, 3-4 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – М.:
Просвещение, 2018.
2.
Якубовская Э.В. Русский язык, 3-4 класс: тетради . для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова – М.:
Просвещение, 2018.
3.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в
специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов
/ А.К. Аксенова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
4.
Аксенова Н.К. Сборник диктантов для вспомогательной школы
(1-4 классы) /Н.К.Аксенова, Э.В.Якубовская. – М.: Просвещение, 1998.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
1.
Ундзенкова А.В. Русский – с увлечением! Сборник
занимательных упражнений и игр по русскому языку для младших
школьников / А.В.Ундзенкова, О.В. Сагирова. – Екатеринбург: АРД ЛДТ,
2004.
2.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение: кн. Для учителей /
В.В. Волина. – М.: Просвещение, 2002.
3.
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по
отдельным темам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».