АРП УО Чтение 3-4 класс

АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
чтение

Предметно- методическая кафедра начальных классов
Уровень обучения НОО
Классы: 3-4

г. Полевской, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является адаптированной для обучения
обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Данная
программа
составлена
на
основе
действующего
законодательства РФ и локальных актов образовательной организации.
Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся
действий звукового анализа, дать качественную характеристику каждому
звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает
основы лингвистического образования и будущего грамотного письма,
предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой
анализ помогает также осознать обучающимся основные принципы русской
графики, что способствует формированию навыка слогового чтения.
ЦЕЛЬ обучения состоит в том, чтобы заложить основы формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое
развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Изучение предмета призвано решать следующие ЗАДАЧИ:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей
действительности и овладение на этой основе языковыми единицами (звук,
буква, слово, предложение);
― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями
и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.
На уроках используются различные методы обучения: объяснительное
чтение, специальное упражнение для выработки у детей правильного чтения,
наблюдения учащихся за чтением друг друга, комбинированное чтение.
В данной программе прослеживаются межпредметные связи с такими
предметами как история, живой мир, окружающий мир, русский язык.
Знания и умения учащихся, полученных на уроках чтения, проверяются
на обобщающихся уроках с помощью вопросов, викторин, дидактических
игр, в конце и начале года проходит техника проверки чтения, конкурс
чтецов.
2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Чтение – сложный процесс, представляющий большую трудность для
детей с ограниченными возможностями в развитии. Он требует от
обучающихся с умственной отсталостью легкой степени умения соотносить
звук и букву, узнавать буквенный состав слова, сливать звуки в слоги,
правильно произносить и осмысливать прочитанное слово, устанавливать его
связи с другими словами, интонационно правильно передавать смысл
читаемых слов и предложений. Поэтому формирование таких качеств, как
беглость, правильность, выразительность, сознательность у обучающихся с
умственной отсталостью легкой степени протекает специфично, идет через
преодоление целого ряда затруднений и недостатков.
Ребёнок, обучаясь чтению, должен пройти трудный путь от умения
читать по слогам короткие тексты до умения читать сознательно, правильно,
бегло, выразительно, вслух.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного,
эстетического и экологического воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие
обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, расширяются их
представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о
природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых
объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления.
Расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже
известных школьникам слов.
Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс
Количество часов
Год
3
4 часа в неделю
136
4
4 часа в неделю
136

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета
«Чтение» относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями
Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе,
своему городу, народу, России;
2)
формирование
средствами
литературных
произведений
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов:
- готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
3)
овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному
коллективу
4)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия; 5) способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности:
Способность критически оценивать свои поступки и
окружающих;
Освоение доступных социальных ролей;
Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения
7)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравниваться поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
8)
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы:
Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках
людей.

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей:
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
Неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе;
Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым
организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей; - Элементарные представления об окружающем мире в
совокупности его природных и социальных компонентов;
Сформированность бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.

5

Предметные результаты в 3 классе предполагают два уровня
овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень
Достаточный уровень
1 читать по слогам отдельные слова и 1читать по слогам короткие тексты;
наизусть
2-3
коротких
предложения из текста, соотносить их с 2знать
стихотворений, отчётливо читать их
предметами и картинками;
2 слушать небольшую сказку, рассказ, передклассом;
3 отвечать на вопросы по содержанию
стихотворение,загадку;
3 по вопросам учителя и по иллюстрациям прочитанного и по иллюстрациям к
тексту;
рассказывать, о чём читали или слушали.
4 знать наизусть 1 – 2 коротких
стихотворений, отчётливо читать их перед
классом

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» на конец обучения в 4 классе:
Минимальный уровень:
осознанное и правильное
чтение текста вслух по слогам и целыми
словами;
пересказ содержания
прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной
работе по оценке поступков героев и
событий;
выразительное чтение
наизусть 5-7 коротких стихотворений.
-

Достаточный уровень:
чтение текста после
предварительного анализа вслух целыми
словами (сложные по семантике и
структуре слова ― по слогам) с
соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по
прочитанному тексту;
определение основной мысли
текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с
выполнением заданий учителя;
определение главных
действующих лиц произведения;
элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с
использованием некоторых средств устной
выразительности
(после предварительного разбора); пересказ текста по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
выразительное чтение
наизусть 7-8 стихотворений.
-

Характеристика базовых ученых действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые
содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной
активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Регулятивные
базовые Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения).
учебные действия
Формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Пользоваться учебной мебелью.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
Работать с учебными принадлежностями (инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников.
Выделять существенные, общие и отличительные свойства
Познавательные базовые
предметов.
учебные действия
Устанавливать видо - родовые отношения предметов.
Делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.
Пользоваться знаками, символами,
предметамизаместителями.
Читать.
Наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных, и других
носителях).
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–
Коммуникативные
базовые учебные действия ученик ученик–ученик, ученик–класс, учитель – класс).
Использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем
Договариваться и изменять свое поведение с учетом
поведения других участников спорной ситуации.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
1. Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции
звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к
чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со
знаками препинания.
2. Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с
рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте
предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
3. Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным
переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений,
чтение их перед классом.
4. Внеклассное чтение
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в
чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние
книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

9

4 КЛАСС
Содержание чтения (круг чтения).
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских
и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о
народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре
поведения, об историческом прошлом. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Жанровое разнообразие.
Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки,
потешки, песни, былины.
Навык (техника) чтения.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами вслух и про себя.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона, голоса, чтение по ролям и драматизация разнообразных
диалогов).
Формирование навыков умения и самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом
Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на законченные по
смыслу части по данным заглавиям, коллективное составление плана и определение
основной мысли под руководством учителя. Выделение главных действующих лиц.
Оценка их поступков. Выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события,
картины природы. Самостоятельный полный или выборочный пересказ.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений.
Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по картинному плану.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет,
журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по
содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. Отчет о прочитанной
книге.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Количество
часов

«Здравствуй школа»

10

«Осень наступила»
«Учимся трудится»

14
12

«Ребятам о зверятах
«Чудесный мир сказок»

14

«Ой ты, зимушка-зима»

10
21

«Так нельзя, а так можно»
«Весна в окно стучится»
«Веселые истории»

11

«Родина любимая»
«Здравствуй, Лето»
Всего

9
7

20
8

136 ч

4 КЛАСС
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Тема
«Школьная жизнь»
«Время листьям опадать»
«Делу – время, потехе – час»
«В мире животных»
«Жизнь дана на добрые дела»
«Зима наступила»
«Весёлые истории»
«Полюбуйся, весна наступает…»
«В мире волшебной сказки»
«Родная земля»
«Лето пришло»
Всего

Количество часов
12
17
7
14
9
24
9
13
10
10
11
136 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

Дата

Кол-во
часов

Название раздел темы
урока

Характеристика
деятельности учащихся
Здравствуй школа! (10 ч.)

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Сентябрь» М.
Садовский
Правильное
чтение
рассказа
«Веселая
улица»
по
В.Воскобойникову
Выразительное чтение
стихотворения
«1 Сентября»
В. Берестов
Выразительное
чтение
Рассказа «Завтра в
школу»
по В.Драгунскому
Правильное
чтение
рассказа «Пятерки»
По Э. Шиму
Чтение
по
ролям
рассказа
«Кто
лучшим будет» В.
Бирюков

Повторяют
изученныебуквы.
Слушают чтение учителя.Читают по слогам.
Чтение цепочкой, хоровоечтение.
Выразительное чтение. Слушают образец чтенияучителем.
Отвечают на вопросы. Соотносят картину стекстом.

7

1

8

9
10

1
1

Правильное
чтение
рассказа «Обида» по
В.Хомченко
Правильное
чтение
рассказа
«Наша
учительница»
А.Аксенова
Школьные загадки
Проверь
себя!
Итоговый урок
Осень наступила. (14 ч.)

11

1

12

1

Выразительное
чтение стихотворения
О. Высоцкой «Осень»
Правильное
чтение
рассказа «Последний
лист» по Ю.Ковалю

13

14

15

16

1

1

1

1

Выразительное
чтение стихотворения
«Обсыпается
весь
наш бедный сад»
А. Толстой
Чтение по ролям
рассказа «Сентябрь на
дворе»
по
Н.
Сладкову
Выразительное
чтение стихотворения
«Воробей»
В.Степанов
Правильное
чтение
рассказа «Лето на
веревочке»
по

Читают и работают по
слоговой таблице.
Слушают образец чтения
учителем.
Отвечают на вопросы.
Объясняют
непонятных слов.

смысл

Читают цепочкой, хором.
Работают по иллюстрации
к рассказу.
Читают,

пробуютпересказывать

13

А.Баркову
Выразительное
чтение стихотворение
«Улетают, улетели»
Е.Благининой

17

1

18

1

Правильное
чтение
рассказа «За кормом
для
птиц»
по
Л.Воронковой

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

24

1

Выразительное
чтение стихотворения
«В
октябре»
Г.Ладонщикова
Правильное
чтение
рассказа «Страшный
невидимка»
по
Н.Сладкову
Выразительное
чтение стихотворения
«Осень
наступила»А.Плещеев
Выразительное
чтение сказки «Сказка
об осеннем ветре» по
Н.Абрамцевой
Осенние загадки Н.
Майданник
Проверь
себя!
Итоговый урок
Учимся трудиться (12ч.)

25

1

Выразительное
чтение стихотворения
«Все
для
всех»
14

26

1

27

1

28

1

1

30

1

31

1

32

1

33

1

34

1

Ю.Тувим
Выразительное
чтение
рассказа
«Работа» по Д. Габе
Выразительное
чтение стихотворения
«Мои помощники» В.
Орлов
Выразительное чтение
рассказа
«Бабушка и внучка»
по А.Потаповой.
Выразительное чтение
стихотворения
«Повора» Б. Заходер
Выразительное
чтение
рассказа
«Сюрприз»
по
М.Дружининой
Выразительное
чтение стихотворения
«Маргаритка»
О.Высоцкая
Выразительное
чтение
рассказа
«Пуговица» В.Осеева
Выразительное
чтение рассказа «Как
я помогал маме мыть
пол» по В. Голявкину
Выразительное
чтение
по
ролям
рассказа «Как Алешке

Проводят совместно с
учителем
речевую
зарядку.
Слушают образец чтения
учителем. Отвечают навопросы.
Работают по иллюстрации учебника.
Объясняют, слушаютответы одноклассников,принимают участие в их обсуждении.

15

35

1

36

1

37

1

38

1

учиться надоело» по
С.Бороздину
Выразительное
чтение стихотворения
«Чем пахнут ремесла»
Д.Родари
Итоговый
урок
Проверь себя!
Ребятам о зверятах (14 ч.)

3
9

40

4
1

42

1

1

1

1

Правильное
чтение
рассказа «Лисята» по
Е.Чарушину
Выразительное
чтение стихотворения
«Заяйц»
Е.Тараковская
Правильное
чтение
рассказа «Еж» по М.
Пришвину
Правильное
чтение
рассказа
«Материнская забота»
по А.Баркову
Правильное
чтение

Делают артикуляционную гимнастику.
Предварительное чтениеслов.
Рассматривают картинки кстихотворению
Чтение по образцуучителя.
Отвечают на вопросы. Читают.

ирассказу.

рассказа «Белек» по
Г.Снегиреву
Выразительное чтение
стихотворения
«Пин
и
Гвин»
В.Приходько

16

43

1

44

1

45

1

46

1

47

1

48

1

49

50

51

1

1

1

Правильное
чтение
рассказа «Галка» по
Б.Житкову
Правильное
чтение
рассказа
«Куринный
воспитанник»
по
В.Гаранжину
Правильное
чтение
рассказа «Добрый волк»
по
М.Тарловскому
Выразительное чтение
рассказа
«Живая шляпа» по
Н.Носову
Правильное
чтение
рассказа «Котята» по
Н.Павловой
Выразительное чтение
стихотворения
«Кошкин
щенок»
В.Берестов
Выразительное чтение
рассказа
«Сердитый дог Буль»
по М.Пляцковскому
Итоговый
урок
Проверь себя!
Чтение
русской
народной
сказки
«Лиса и журавль»

Чудесный мир сказок (10ч.)
Повторяют
изученныебуквы.
Слушают чтение учителя.Читают по слогам.

17

52

1

53

54

1

55

1

56

1

57

1

58

1

Выразительное чтение
русской
народной
сказки
«Храбрый баран»

Чтение цепочкой, хоровоечтение.
Выразительное чтение. Слушают образец чтенияучителем.
Отвечают на вопросы.Соотносят
картину
текстом.

Выразительное чтение
русской
народной
сказки
«Лиса и тетерев»
Выразительное
чтение
украинской
народной
сказки
«Овечка и волк»
Выразительное чтение
башкирской
народной
сказки
«Медведь и пчелы»
Выразительное чтение
таджикской
народной
сказки
«Тигр и лиса»
Правильное
чтение
французской народной
сказки
«Лиса и куропатка»
Выразительное чтение
абхазской
народной
сказки
«Куцый хвост»
18

с

59

1

60

1

Выразительное чтение
удмурдской
народной
сказки
«Глупый котенок»
Итоговый
урок
Проверь себя!
Зимушка, зима (21ч.)

61

1

62

1

63

1

64

1

65

1

66

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Ой, ты зимушка,
зима» слова народные
Чтение рассказа по
ролям «Заяц, Косач,
Медведь и Дед
Мороз» по В.Бианки
Выразительное чтение
стихотворения
«Декабрь»
М.Садовский
Правильное
чтение
рассказа «Как елку
наряжали» по Л.
Воронковой
Выразительное чтение
стихотворения
«В новогоднюю ночь»
С.Попов
Выразительное чтение
рассказа «КакДед
Мороз сделал
себе помощников» по
А.Усачеву

Читают и работают послоговой таблице.
Слушают образец чтенияучителем.
Отвечают на вопросы.
Объясняют

смыслнепонятных слов.

Читают цепочкой, хором.
Работают по иллюстрациик рассказу.
Читают,

пробуютпересказывать

19

67

1

68

1

69

1

70

1

71

1

72

1

73

1

74

1

75

1

Правильное
чтение
рассказа «Такой вот
герой»
по
А.Потаповой
Выразительное чтение
стихотворения
«Зима» С.Есенин
Выразительное чтение
стихотворения
«подарок»
С.Суворова
Выразительное чтение
рассказа «У
Ники новые лыжи» по
В.Голявкину
Выразительное чтение
стихотворения
«С
прогулки»
И
Шевчук
Выразительное чтение
рассказа
«Неудачная находка»
по М.Быковой
Выразительное чтение
стихотворения
«Детство» И.Суриков
Правильное
чтение
рассказа
«Что
за
зверь» по Е.Чарушину
Чтение по ролям
рассказа «Не стучать,
все спят» по Э.Шиму
20

76

1

77

1

78

1

79

1

8
0
81

8
2

1

1

1

83

1

84

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Зайка» В.Степанов
Правильное
чтение
рассказа
«Еловая
каша» по Н. Сладкову
Выразительное чтение
стихотворения
«Снежок»
З.Александрова
Правильное
чтение
рассказа
«Коллективная печка»
по С.Бороздину
Доскажи
словечко
(Зимние
загадки)
В.Аникин
Итоговый
урок
Проверь себя!
Так нельзя, а так можно (11ч.)
Правильное
чтение
рассказа «Снегирь и
сеничка»
по
А.Ягафоровой
Чтение
по
ролям
рассказа
«Птица
–
синица»
по
В.Хомченко
Выразительное чтение
Делают артикуляционную гимнастику.
стихотворения
Предварительное чтениеслов.
«Дельный
совет»
Рассматривают картинки кстихотворению
Г.Ладонщиков

ирассказу.

21

85

1

86

1

87

1

88

1

89

1

90

1

91

1

92

1

Объяснительное чтение
рассказа
«Косточка»
по
Л.Толстому
Правильное
чтение
рассказа
«Праздничный стол»
по С.Георгиева
Выразительное чтение
стихотворения
«За
игрой»
В.Берестов
Выразительное чтение
стихотворения
«Бревно» С.Бороздин
Правильное
чтение
рассказа
«Как
Артемка
котенка
спас» А.Седугин
Объяснительное чтение
рассказа
«Подвиг»
по
В.Осеевой
Правильное
чтение
рассказа
«Лесные
доктора»
по
В.Бирюкову»
Итоговый
урок
Проверь себя!

Чтение по образцуучителя.
Отвечают на вопросы. Читают.

Весна в окно стучится (20ч.)

22

93

94.

1

1

95

1

96

1

97

1

98

1

99

1

100

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Зима
не
даром
злится» Ф.Тютчев
Выразительное чтение
рассказа
«Весенняя песня» по
В.Бирюкову
Выразительное чтение
украинской
народной
песни
«Веснянка»
Выразительное чтение
рассказа
«Сосулька»
по
Э.Шиму
Выразительное чтение
стихотворения
«Выгляни солнышко»
слова народные
Правильное
чтение
рассказа
«Мамин
портрет» С.Вербова
Выразительное чтение
стихотворения
«Рзноцветный
подарок»
П.Синявский
Чтение рассказа по
ролям
«Тихо-тихо»
А.седугин

Повторяют

изученныебуквы.

Слушают чтение учителя.Читают по слогам.
Чтение цепочкой, хоровоечтение.
Выразительное чтение.

Слушают образец чтенияучителем.
Отвечают на вопросы.
Соотносят

картину

стекстом.

23

101

1

102

1

103

1

104

1

105

1

106

1

107

1

108

1

109

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Лицом к весне»
Р.Сев.
Выразительное
чтение стихотворения
Ледоход» С.Вербова
Правильное
чтение
рассказа
«Сон
медвежонка»
по
Р.Фархади
Правильное
чтение
стихотворения
«Медведь проснулся»
Г.Ладошщиков
Правильное
чтение
рассказа «Зайяц на
дереве» по В.Бьянки
Выразительное чтение
стихотворения
«Наша
гости»
С.Погореловский
Правильное
чтение
рассказа
«Скворушка»
По
Г.Скребицкому
Выразительное чтение
стихотворения
«Весенняя
гостья»
И.Белоусов
Правильное
чтение
рассказа «Пчеоки на
разведках»
по
24

110

1

111

1

112

1

К.Ушинскому
Правильное
чтение
рассказа «Тюльпаны»
по А.Баркову
Доскажи
словечко
(Весенние
загадки)
Е.Савельева
Итоговый
урок.
Проверь себя!
Веселые истории (8 ч.)

113

1

114

1

115

1

116

1

117

1

118

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Перепутаница»
Р.Фархади
Выразительное чтение
рассказа
«Эхо» по Г.Остеру
Выразительное чтение
стихотворения
«Кто кем становится»
А.Шибаев
Выразительное чтение
стихотворения
«Волшебный
барабан» А.Усачев
Выразительное чтение
рассказа
«Шишки»
М.Пляцковский
Правильноечтение
рассказа
«Портрет»
по Ю.Степанову

Повторяют
изученныебуквы.
Слушают чтение учителя.Читают по слогам.
Чтение цепочкой, хоровоечтение.
Выразительное чтение. Слушают образец чтенияучителем.
Отвечают на вопросы. Соотносят картину стекстом.

25

119

1

120

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Булочная песенка»
М.Бородицкая
Итоговый
урок
проверь себя!
Родина любимая (9ч.)

121

1

122

1

123

1

124

1

125

1

126

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Скворец
на
чужбине»
Г.Ладонщиков
Правильное
чтение
рассказа
«Наша
Отечество»
по
К.Ушинскому
Объяснительное чтение
рассказа «ФлагРоссии»
по
Т.Кудрявцевой
Правильное
чтение
рассказа
«Главный
город
страны»
М.Ильин
Выразительное чтение
стихотворения
«Песня» В.Степанов
Выразительное чтение
стихотворения
«День
победы»
Усачев. А.

Проводят совместно сучителем речевуюзарядку.
Слушают образец чтенияучителем. Отвечают на

вопросы.
Работают по иллюстрации учебника.
Объясняют, слушаютответы одноклассников,принимают участие в их обсуждении.

26

127

1

128

1

129

1

130

131

132

1

1

1

133

1

134

1

Объяснительное чтение
рассказа
«Страшный клад» по
С.Баруздину
Правильное
чтение
рассказа
«Тульские
пряники»
по
С.Алексееву
Итоговый
урок
Проверь себя!
Выразительное чтение
стихотворения
«Что такое лето?»
А.Усачев
Объяснительное чтение
рассказа «Чтосказала
бы мама?»
по Л.Воронковой
Выразительное чтение
стихотворения
«Земляника»
М.Дружининой
Правильное
чтение
рассказа «Куда исчез
гриб?»
по
В.Хомченко
Правильное
чтение
рассказа
«Еж
спаситель»
по
В.Бьянки

Здравствуй, Лето (7 ч.)
Повторяют
изученныебуквы.
Слушают чтение учителя.Читают по слогам.
Чтение цепочкой, хоровоечтение.
Выразительное чтение.
Слушают образец чтенияучителем.
Отвечают на вопросы.
Соотносят

картину

стекстом.

27

135

1

136

1

Выразительное чтение
стихотворения
«Жарко» Р.Фархади
Правильное
чтение
рассказа
«Верное
время» по Э.Шиму

28

4 КЛАСС
№
п/п

Дата

Кол-во
уроков

Тема урока

Характеристика учебной деятельности
«Школьная жизнь» (12 ч)

1

1

Снова в школу

Составляют рассказ по иллюстрации. Определяют эмоциональное состояния героя
рассказа. Находят в тексте ответы на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Устанавливают смысловые
связи между поступками героев; эмоциональном состоянием героя и причинами, его
вызвавшими.
Составляют устный рассказ на тему, близкую теме прочитанного произведения.
Заучивают стихотворение наизусть.
Устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев.

2

1

Жил – был Учитель. Э.
Мошковская

3

1

4

1

5

1

6

1

7

1

Чему учат в школе. М.
Пляцковский
Поздравление. По Ю.
Ермолаеву.
Как Маруся дежурила. Находят в тексте ответы на вопросы, представленные в учебнике. Устанавливают
По Е. Шварцу.
причинноследственные связи между поступками героев; эмоциональном состоянием
героя и причинами, его вызвавшими. Составляют устный рассказ на тему, близкую теме
прочитанного произведения.
Шум и Шумок. По Е.
Находят в тексте ответы на вопросы, представленные в учебнике. Устанавливают
Ильиной.
причинноследственные связи между поступками героев. Пересказывают текст по
картинному плану.
Почему сороконожки Находят ответ на вопрос в тексте стихотворения. Выразительно читают диалог с
интонацией, соответствующей знакам препинания. Рассматривают иллюстрации:
опоздали на урок. В.
подбирают к иллюстрациям отрывок из текста или составляют к ним предложения.
Орлов.

8

1

Три желания Вити. Л.
Каминский.

9

1

Читалочка. В. Берестов

Устанавливают причинно-следственные связи между поступками героев. Объясняют
образные выражения. Определяют (коллективно) идеи произведения (основную мысль) с
опорой на вопросы учителя.
Составляют элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений.
Определяют тон голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния
персонажей стихотворения.

Зарубите на носу. По
М. Бартеневу.
Загадки

10

1

11

1

12

1

Обобщающий урок по
разделу.

13

1

Жёлтой краской ктото… Н. Антонова.

14

1

15

1

Осенняя сказка. По Н.
Абрамцевой.
Подарки осени. Е.
Благинина.

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

Объясняют смысл образных выражений с опорой на текст. Пересказывают отрывок из
текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
Соотносят иллюстрированный материал (предметные картинки) и содержание загадок.
Находят в тексте слова, определяющие признаки предмета.
Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
«Время листьям опадать» (17 ч)
Определяют признаки времени года по иллюстрации. Уточняют название перелетных и
зимующих птиц. Выразительно читают с интонацией, соответствующей настроению
стихотворения.
Определяют содержание сказки по иллюстрации и названию. Делят текст на части по
представленному плану.
Самостоятельно подбирают название к предметным картинкам. Рисуют по
представлениям или на основе иллюстраций учебника.

Лесные подарки. По Л.
Воронковой.

Объясняют образные сравнения на основе имеющихся представлений. Подбирают
отрывки из текста, соответствующих содержанию сюжетных картинок. Делят текст на
части с опорой на картинный план.
Лес осенью. А.
Объясняют прямое и переносной значение выражений с опорой на иллюстрации и на
Твардовский.
текст. Учат стихотворение наизусть.
В осеннем лесу. По В.
Объясняют слова и образные выражения с опорой на содержание текста и имеющихся
Путилиной.
представлений.
Славная осень!.. Н.
Определяют настроение автора: подтверждая вывод строчками из стихотворения.
Некрасов.
Выразительно читают. Заучивают наизусть.
Отчего Осень грустна. Отвечают своими словами на вопросы по содержанию текста.
По Э. Шиму.
Осень. К. Бальмонт
Определяют настроение автора; подтверждают вывод строчками из стихотворения.
Определяют собственной эмоциональное отношение к картине природы, описываемой в
стихотворении. Выразительно читают стихотворение.

30

22

1

23

1

24

1

25

1

26

1

27

1

28

1

29

1

30

1

31

1

32

1

33
34
35

1
1
1

Три сойки. По Ю.
Ковалю
Холодная зимовка. По
Н. Сладкову.
"Скучная картина" А.
Плещеев
"Сказка про маленького
жучка" По О. Иваненко
"Пчёлы и мухи" По К.
Ушинскому
"Время листьям
опадать..." По Г.
Граубину
Загадки.

Объясняют слова с опорой на материал учебника и текста. Выбирают из текста отрывки,
подтверждающие суждения.
Называют птиц, изображённых на иллюстрации. Отвечают на вопросы словами из текста.
Объясняют слова с опорой на материал учебника и текста. Рисуют картины природы,
изображенных в стихотворении. Учат наизусть.
Отвечают на вопросы своими словами. Выбирают отрывок из текста, соответствующий
содержанию вопроса.
Сопоставляют поведение разных персонажей; оценивают поведение персонажей с опорой
на текст и личный опыт.
Отвечают на вопросы своими словами. Пересказывают текст своими словами.

Соотносят иллюстрированный материал (предметные картинки) и содержание загадок.
Находят в тексте слова, определяющие признаки предмета.
Обобщение по разделу Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
"Время
листьям Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
опадать"
«Делу – время, потехе – час» (7 ч)
"Пекла
кошка
- определяют тему и главную мысль произведения;
пирожки..." Русская
- участвуют в диалоге
потешка
при обсуждении прочитанного;
"Сенокос". Чешская
-читают по ролям;
потешка
-используют полученные знания для выбора книг;
"Карусели" По Л.
-анализируют мотивы поведения героев.
Пантелееву
"Прятки". По Н. Носову
Считалки.
"Жмурки" По М.
Булатову
31

36

1

37

1

38

1

39

1

40

1

41

1

42

1

43

1

44

1

45

1

46

1

47

1

48

1

Обобщение
по
разделу
"Делу
время, потехе - час"

Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).

"В мире животных" (14 ч)
- читают осознанно и правильно текст;
"Бодливая корова" По
К.
-отвечают на вопросы по прочитанному;
Ушинскому
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
"Упрямый котёнок" По - составляют рассказ по серии картинок;
В. Бирюкову
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
"Пушок" По В.
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
Гаранжину
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.
"Томка" По Е.
Чарушину
"Охотник и собаки" По
Б. Житкову
"Чук заболел" По Л.
Матвеевой
"Хитрый бурундук" Г.
Снегирёв
"Барсучья кладовая" По
А. Баркову
"Гостья" По А.
Дорохову
"Игрушки лисят" Г.
Корольков
"Лиса" По Ю.
Дмитриеву
Загадки.

32

49

1

Обобщение по разделу
"В мире животных"

50

1

Внеклассное чтение.
"Хитрюга". Н. Носов

51

1

52

1

53

1

54

1

55

1

56

1

57
58

1
1

59

1

60

1

61

1

Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о
своих любимых книгах (автор, тема, основные события).

"Жизнь дана на добрые дела" (9 ч)
- читают осознанно и правильно текст;
"Миша - мастер" Г.
Ладонщиков
-отвечают на вопросы по прочитанному;
"Пичугин мост" По Е.
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
Пермяку
- составляют рассказ по серии картинок;
"Михаськин сад" В.
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
Хомченко
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
"Когда люди радуются" - отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.
По С. Баруздину
"Про каникулы и
полезные дела" По
Е. Ермолаеву
"Котёнок" Е.
Благинина
"Птичка" В. Голявкин
Обобщение
по Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
разделу "Жизнь дана Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
на добрые дела"
Внеклассное чтение.
"Вот какая история" К.
Киршина
"Зима наступила" (24 ч)
- читают осознанно и правильно текст;
По Л. Воронковой
"Снег идёт"
-отвечают на вопросы по прочитанному;
А. Слащёв
33

62

1

63
64
65
66
67

1
1
1
1
1

68

1

69

1

70

1

71

1

72

1

73

1

74

1

75

1

76

1

"Снегурочка"
А. Слащёв
"Снегурочка"
И. Суриков "Зима"
С. Маршак "Декабрь"
По В. Сутееву "Ёлка"
По В. Сутееву "Ёлка"
По
Л.
Клавдиной
"Вечер под Рождество"
М. Садовский "Где
лежало "спасибо"?
По Н. Носову "На
горке"
По Н. Носову "На
горке"
"Лисичка-сестричка и
волк"
(русская
народная сказка)
"Лисичка-сестричка и
волк"
(русская
народная сказка)
А. Бродский. "Как
Солнце с Морозом
поссорилось"
П. Головкин. "Зимняя
сказка"
Г. Скребицкий.
"Митины друзья"
Г. Скребицкий.
"Митины друзья"

- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
- составляют рассказ по серии картинок;
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами;

- находить признаки зимы, описанные в рассказе.

читают осознанно и правильно текст;
-отвечают на вопросы по прочитанному;
высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
составляют рассказ по серии картинок;
объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы. - отвечают
на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами; - находить признаки
зимы, описанные в рассказе.
-

34

77

1

78

1

79

1

80

1

81

1

82

1

83

1

84

1

85

1

86

1

87

1

88

1

В. Бирюков. "Снежная
шапка"
По А. Тумбасову. "В
шубах и шапках"
Н. Некрасов. "Не ветер
бушует над бором..."
По В. Бианки.
"Находчивый медведь"
По А. Спирину "Зимние
приметы"
Загадки. Обобщение по Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
разделу "Зима
наступила"
Внеклассное
чтение.
"Старый
Мороз и молодой
Морозец"
(литовская сказка)
"Весёлые истории" (9 ч)
читают
осознанно и правильно текст;
По Н. Носову "Как
Винтик и Шпунтик
-отвечают на вопросы по прочитанному;
сделали пылесос"
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
Г. Остёр. "Одни
- составляют рассказ по серии картинок;
неприятности"
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
М. Пляцковский.
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
"Однажды утром"
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.
В. Бирюков. "Почему
комары кусаются"
С. Маршак. "Вот какой
рассеянный" (отрывок).
35

89

1

90

1

91

1

92

1

93
94

1
1

95

1

96
97

1
1

98

1

99
100

1
1

101

1

102

1

По О. Кургузову. "Две
лишние коробки"
Г. Чичинадзе.
"Отвечайте, правда ли?"
(отрывки)
Обобщение по разделу Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
"Весёлые истории"
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
Внеклассное чтение. В.
Лёвин. "Чудеса в
авоське"
"Полюбуйся, весна наступает..." (13 ч)
- читают осознанно и правильно текст;
В. Алфёров. "Март"
По М. Фроловой.
-отвечают на вопросы по прочитанному;
"Восьмое марта"
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
По
М.
Фроловой. - составляют рассказ по серии картинок;
"Восьмое марта"
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
Е. Благинина. "Забота" - пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
По А. Соколовскому.
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.
"Бабушкина вешалка"
По В. Бианки.
"Последняя льдина"
А. Плещеев. "Весна"
По А. Баркову.
"Скворцы прилетели"
По Э. Шиму. "Всему
свой срок"
И. Никитин.
"Полюбуйся, весна
наступает..."
36

103

1

104

1

105

1

106

1

107

1

108

1

По Ю. Ковалю.
"Весенний вечер"
По Ю. Дмитриеву.
"Опасная красавица"
Обобщение
по
разделу "Полюбуйся,
весна наступает..."

Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
"В мире волшебной сказки" (10 ч)

109

1

110

1

111

1

112

1

"Хаврошечка" (русская
народная сказка)
"Хаврошечка" (русская
народная сказка)
"Сказка о серебряном
блюдечке
и
наливном яблочке"
(русская
народная
сказка)
"Сказка
о
серебряном
блюдечке
и
наливном яблочке"
(русская
народная
сказка)
А.
Пушкин.
"У
лукоморья
дуб
зелёный"
По Ш. Перро.
"Подарки феи"
Братья Гримм.
"Горшочек каши"

- читают осознанно и правильно текст;

-отвечают на вопросы по прочитанному;
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
- составляют рассказ по серии картинок;
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.

37

113

1

114

1

115

1

116

1

117

1

118

1

119

1

120

1

121

1

122
123

1
1

124

1

125

1

По В.
Порудоминскому.
"Наши сказки"
Обобщение по разделу Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
"Волшебные сказки"
Обобщение по разделу
"Волшебные сказки"
"Родная земля" (10 ч)
- читают осознанно и правильно текст;
М. Ильин.
"Царьколокол"
-отвечают на вопросы по прочитанному;
С. Васильева. "Город
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
на Неве"
- составляют рассказ по серии картинок;
Д. Павлычко. "Где
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
всего прекрасней на
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
земле"
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.
С. Вербова.
"Сочинение на тему"
По Л. Кассилю. "Какое
это слово?"
По Б. Никольскому.
"Главное Дело"
У. Усачёв. "Защита"
По Л. Кассилю. "Никто
не знает, но помнят
все"
Т. Белозёров. "День
Победы"
Обобщение по разделу Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
"Родная земля"
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).
"Лето пришло" (11 ч)
38

126
127
128

1
1
1

129

1

130

1

131

1

132

1

133

1

134

1

136

1

С. Козлов. "Ливень"
Г. Граубин. "Тучка"
Н. Павлова. "Хитрый
одуванчик"
Е. Благинин.
"Одуванчик"
По А. Дорохову.
"Встреча со змеёй"
А. Бродский. "Летний
снег"
В. Голявкин. "После
зимы будет лето"
О. Тарнопольская.
"Хозяюшка"
По А. Спирину.
"Летние приметы."
Обобщение по разделу
"Лето пришло".

- читают осознанно и правильно текст;

-отвечают на вопросы по прочитанному;
- высказывают своё отношение к поступку героя, событию;
- составляют рассказ по серии картинок;
- объясняют смысл образных выражений с опорой на текст;
- пересказывают отрывок из текста с опорой на иллюстрацию и вопросы.
- отвечают на вопросы своими словами; - пересказывают текст своими словами.

Определяют общую тему раздела с опорой на темы отдельных произведений.
Рассказывают о своих любимых книгах (автор, тема, основные события).

39

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методический комплект
Ильина С.Ю. Чтение для 3-4 класс в 2 частях. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»,
2018.
Печатные пособия:
Печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных
картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды
словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых
произведений; репродукции картин художников в соответствии с тематикой
читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги
разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения.
Оборудование:
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука
(общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический
раздаточный материал (карточки с заданиями).
Наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».