Аннотация к адаптированным рабочим программам адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» для детей с ОВЗ Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) (3-4 классы) Учебные предметы, учебные курсы, курсы внеурочной деятельности Обязательная часть Русский язык Чтение Аннотация Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Нормативно-правовое обеспечение данной программы соответствуют действующим законодательству РФ и локальными актами образовательной организации. Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся действий звукового анализа, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. Программный материал имеет практическую направленность и нацелен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени речевых навыков, на развитие и коррекцию речи. При работе над программой учтено, что школьникам не доступны абстрактные понятия, поэтому программа включает только те грамматические категории, для которых характерна научная дифференцированность. Практическая направленность обучения проявляется в том, что обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени усваивают некоторые темы на основе грамматических комментариев и посредством практических упражнений, выполняют задания стилистического характера, способствующие развитию правильной связной речи и преодолению неточностей употребления слов, повторения одних и тех же слов в предложениях. Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Формирование у обучающихся действий звукового анализа, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой анализ помогает также осознать обучающимся основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Речевая практика Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ЦЕЛЬ уроков речевой практики состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации. Математика Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ЦЕЛЬ: подготовка обучающихся к успешной социальной адаптации в условиях современной жизни путем овладения ими доступными профессионально-трудовыми навыками. Изучение предмета призвано решать следующие ЗАДАЧИ: Выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме предметов, пространственных и временных представлений учащихся. Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями в пределах 1 десятка, решением простых арифметических задач…) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. При изучении учебного материала применяется множество различных методов и приемов работы, например: практические действия с предметами, демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа. Для того, чтобы пробудить интерес к математике на уроке используются дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения, создание увлекательных ситуаций. Мир природы человека и Приоритетом начального специального коррекционного образования является поддержание, развитие и формирование позитивного отношения учащихся к самому себе, к учебной деятельности и к окружающему миру для более успешной адаптации в микросреде. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные ЗАДАЧИ: Уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные. Сформировать знания, учащихся о природе своего края. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе. Внеурочная деятельность Разговоры о важном Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения адаптированной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания; направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Приоритетная цель программы: - развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Достижение цели изучения учебного курса определяется решением следующих задач: - воспитание активной гражданской позиции, духовнонравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; - формирование культуры поведения в информационной среде. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающихся на уровне начального общего образования. Место курса в плане внеурочной деятельности Общее число часов для изучения учебного курса – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Направление курса внеурочной деятельности: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное. . Азбука нравственности Учусь играя Данная программа предназначена для обучающихся с легкой умственной отсталостью. Уже в младшем школьном возрасте духовно – личностного становления актуализируется задача ориентации обучающихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. ФГОС определяет в качестве приоритетной задачи современного образования становление личности, в процессе духовно – нравственного развития национальные российские ценности, общечеловеческие ценности в формировании идентичности гражданина России. Программа «Учусь играя» построена с учетом особых образовательных потребностей детей, испытывающих трудности в обучении, причиной которых являются тяжелые множественные нарушения развития. Коррекционная направленность программы обеспечивается через использование специальных методов и приемов, создание специальных условий, предполагающих включение различных анализаторов, смену видов деятельности, исходя из индивидуальных психофизических особенностей и уровня работоспособности обучающихся. Для обучения по данной программе характерны индивидуальный и дифференцированный подход, структурная простота содержания игр и упражнений, повторяемость материала при небольшом увеличении его уровня сложности. Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. В процессе выполнения каждой игры, упражнения у ребенка происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: - задания на развитие восприятия; - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на развитие мышления. Среди форм работы значительная роль отведена игровой деятельности, также представлена предметно-практическая деятельность. Школа добрых дел Целью данной программы является формирование личностных качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности. Программа основана на постепенном и последовательном формировании у воспитанников представлений обо всех сторонах общественной жизни. Программа рассчитана на 2 года. Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся в 1 раз в неделю, всего 36 часов в год для каждого класса. Темы занятий варьируются в зависимости от возраста обучающихся и степени сложности материала. В каждом блоке программы разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Программа циклична, учащийся осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в более старшем – более основательно. Логопедические занятия Курс «Логопедические занятия» относится к коррекционноразвивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в протоколах ПМПК и в указанных документах. Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов. Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 34индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 3540 минут (34 учебные недели). Психокоррекционны е занятия Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей c ЗПР. Программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2. Общая цельпсихокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации. Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 68 групповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 35-40 минут (34 учебные недели). Ритмика Коррекционный курс «Ритмика» относится к коррекционноразвивающей области и является обязательным для освоения. В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших школьников с ЗПР, что может способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности), так и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца. Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки. В соответствии с обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса: -развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности; коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения; -развитие общей и речевой моторики; развитие ориентировки в пространстве; формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии. Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание физического и психологического здоровья обучающихся. Курс «Ритмика » изучается с 3 по 4 класс из расчёта 1 ч в неделю -всего 34ч в год.