Аннотация к рабочим программам АОП НОО УО (ИН)

Аннотация
к адаптированным рабочим программам адаптированной образовательной программы
начального общего образования МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»
для детей с ОВЗ Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения)
(3-4 классы)
Учебные предметы,
учебные курсы,
курсы внеурочной
деятельности
Обязательная часть
Русский язык

Чтение

Аннотация

Рабочая программа является адаптированной для обучения
обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
Нормативно-правовое
обеспечение
данной
программы
соответствуют действующим законодательству РФ и локальными актами
образовательной организации.
Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся действий
звукового анализа, дать качественную характеристику каждому звуку
(гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает
основы лингвистического образования и будущего грамотного письма,
предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой
анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы
русской графики, что способствует формированию навыка слогового
чтения.
Программный материал имеет практическую направленность и нацелен на
формирование у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени
речевых навыков, на развитие и коррекцию речи.
При работе над программой учтено, что школьникам не доступны
абстрактные понятия, поэтому программа включает только те
грамматические
категории,
для
которых
характерна
научная
дифференцированность.
Практическая направленность обучения проявляется в том, что
обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени усваивают
некоторые темы на основе грамматических комментариев и посредством
практических упражнений, выполняют задания стилистического характера,
способствующие развитию правильной связной речи и преодолению
неточностей употребления слов, повторения одних и тех же слов в
предложениях.
Рабочая программа является адаптированной для обучения
обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Формирование у обучающихся действий звукового анализа, дать
качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий

согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического
образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности
пропуска букв, их перестановки. Звуковой анализ помогает также осознать
обучающимся основные принципы русской графики, что способствует
формированию навыка слогового чтения.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие
обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, расширяются их
представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о
природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых
объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления.
Расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже
известных школьникам слов.
Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся.
Речевая практика

Рабочая программа является адаптированной для обучения обучающихся с
умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
ЦЕЛЬ уроков речевой практики состоит в том, чтобы заложить основы
формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и
речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика»
обусловлено несовершенством речевой практики школьников с нарушением
интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения,
затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Математика

Рабочая программа является адаптированной для обучения
обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым
обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
ЦЕЛЬ: подготовка обучающихся к успешной социальной адаптации в
условиях современной жизни путем овладения ими доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Изучение предмета призвано решать следующие ЗАДАЧИ:
Выявление, уточнение и развитие понятий о размерах, форме
предметов, пространственных и временных представлений учащихся.
Овладение
началами
математики
(понятием
числа,
вычислениями в пределах 1 десятка, решением простых арифметических
задач…)
Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
Развитие способности использовать некоторые математические
знания в жизни.
Коррекция и развитие познавательной деятельности и
личностных
качеств,
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их
индивидуальных возможностей;

Формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности,
настойчивости,
трудолюбия,
самостоятельности,
терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
При изучении учебного материала применяется множество различных
методов и приемов работы, например: практические действия с предметами,
демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, самостоятельная
работа.
Для того, чтобы пробудить интерес к математике на уроке
используются дидактические игры, игровые приемы, занимательные
упражнения, создание увлекательных ситуаций.
Мир природы
человека

и

Приоритетом начального специального коррекционного образования
является поддержание, развитие и формирование позитивного отношения
учащихся к самому себе, к учебной деятельности и к окружающему миру для
более успешной адаптации в микросреде.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Мир природы и человека» заключается
в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы
и человека.
Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционнообразовательные и воспитательные ЗАДАЧИ:
Уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой
природе, дать новые знания об основных ее элементах.
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их,
составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и
опытных работ, отмечать фенологические данные.
Сформировать знания, учащихся о природе своего края.
Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной
деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности на
уровне начального общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения адаптированной программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания;
направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся
достижение планируемых результатов освоения программы начального
общего образования с учетом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Приоритетная цель программы:
- развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре, формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Достижение цели изучения учебного курса определяется решением
следующих задач:
- воспитание активной
гражданской позиции,
духовнонравственное и
патриотическое воспитание на основе национальных
ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и
коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками,
становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной
деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающихся на уровне начального общего
образования.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Общее число часов для изучения учебного курса – 135 часов: в 1 классе –
33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные
недели), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Направление курса внеурочной деятельности: гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное.
.
Азбука
нравственности

Учусь играя

Данная программа предназначена для обучающихся с легкой
умственной отсталостью.
Уже в младшем школьном возрасте духовно – личностного становления
актуализируется задача ориентации обучающихся на традиционные духовные
ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе
общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. ФГОС
определяет в качестве приоритетной задачи современного образования
становление личности, в процессе духовно – нравственного развития
национальные российские ценности, общечеловеческие ценности в
формировании идентичности гражданина России.
Программа «Учусь играя» построена с учетом особых образовательных
потребностей детей, испытывающих трудности в обучении, причиной
которых являются тяжелые множественные нарушения развития.
Коррекционная направленность программы обеспечивается через

использование специальных методов и приемов, создание специальных
условий, предполагающих включение различных анализаторов, смену видов
деятельности, исходя из индивидуальных психофизических особенностей и
уровня работоспособности обучающихся. Для обучения по данной
программе характерны индивидуальный и дифференцированный подход,
структурная простота содержания игр и упражнений, повторяемость
материала при небольшом увеличении его уровня сложности.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному.
В процессе выполнения каждой игры, упражнения у ребенка
происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз
акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания
условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие восприятия;
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие мышления.
Среди форм работы значительная роль отведена игровой
деятельности, также представлена предметно-практическая деятельность.
Школа добрых дел

Целью данной программы является формирование личностных
качеств обучающихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и
миром в целом в процессе социальной деятельности.
Программа основана на постепенном и последовательном
формировании у воспитанников представлений обо всех сторонах
общественной жизни. Программа рассчитана на 2 года. Сроки определяются
календарным годом. Занятия проводятся в 1 раз в неделю, всего 36 часов в
год для каждого класса. Темы занятий варьируются в зависимости от
возраста обучающихся и степени сложности материала.
В каждом блоке программы разработаны темы теоретических и
практических занятий, которые реализуются в течение всего периода
реализации программы. Программа циклична, учащийся осваивает ее
дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в более
старшем – более основательно.

Логопедические
занятия

Курс «Логопедические занятия» относится к коррекционноразвивающей области. Он направлен на исправление различных
недостатков речевого развития у школьников, получающих образование
в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП обучающихся
с ЗПР, вариант 7.2. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на
удовлетворение
их
особых
образовательных
потребностей,
обозначенных в протоколах ПМПК и в указанных документах.
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного
для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным
нововведением в содержание образования младших школьников
указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что

она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного
общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения,
лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило,
смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся
часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести
элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о
недоразвитии фонематических процессов.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на
34индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 3540 минут (34 учебные недели).
Психокоррекционны
е занятия

Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной
составной частью комплексного сопровождения обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР).
Курс «Психокоррекционные занятия» направлен на исправление различных
типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в
совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей
детей c ЗПР.
Программа отражает содержание психокоррекционных занятий, подобранное
с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, получивших
рекомендацию обучения по варианту 7.2.
Общая цельпсихокоррекционных занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или
ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию
недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 68
групповых занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 35-40 минут
(34 учебные недели).

Ритмика

Коррекционный курс «Ритмика» относится к коррекционноразвивающей области и является обязательным для освоения. В рамках
данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших
школьников с ЗПР, что может способствовать как их познавательному
развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности),
так и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем
воздействии музыки и танца.
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной
активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки. В
соответствии с обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми
образовательными
потребностями
определяются
общие
задачи
коррекционного курса:
-развитие двигательных качеств и устранение недостатков
физического развития;
 развитие выразительности движений и самовыражения;

 развитие мобильности;

коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой,
познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и
движения;
-развитие общей и речевой моторики;
 развитие ориентировки в пространстве;
 формирование навыков здорового образа жизни и укрепление
здоровья
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно
включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является
необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость,
недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства,
проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в
ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся
воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать
веселые и спокойные мелодии), усваивают метроритм и пр. Благодаря этому
развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память,
эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем
психологическом развитии.
Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов
«Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные
занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни, направленной на поддержание физического и психологического
здоровья обучающихся.
Курс «Ритмика » изучается с 3 по 4 класс из расчёта 1 ч в неделю -всего 34ч
в год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».