МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 5224135) Мир профессий для обучающихся 1-3 классов Город Полевской, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПРОФЕССИЙ" Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе. В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию. В соответствии с федеральным проектом предусматривается обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ. В школе учебный план не предусматривает выделение часов на профориентационную работу с обучающимися, хотя именно школа является главным звеном процесса профессионального самоопределения учащихся. Поэтому возникла необходимость создания программы по внеурочной деятельности для начальной школы «Мир профессий». Актуальность разработанной программы заключается в отсутствии теоретического и практического материала для ознакомления с профессиями и предприятиями своей малой родины. Необходимо, начиная с начальной школы, знакомить детей на практике с трудом их родителей, чтобы выпускники старших классов смогли сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Всем известно, чтобы познакомить ребенка с определенной профессией недостаточно рассказать о ней, необходимо чтобы ребёнок увидел предприятие, сам попробовал что-то сделать. Для этого в старших классах проводятся профессиональные пробы. В начальных же классах мы можем уже многое сделать: учащиеся 1-3 классов могут посетить местные предприятия горной промышленности и сельского хозяйства, на пришкольном участке и в школьной теплице, провести практические занятия. Через игру, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность, совместную работу с родителями учащиеся начальной школы познакомятся с основными профессиями. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПРОФЕССИЙ" Цель создание образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность. Задачи: Создать профориентационную среду, с привлечением родителей. Познакомить обучающихся с особенностями различных видовпрофессий родного края; Способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий; Способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПРОФЕССИЙ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ в 1 классе на 33 часов (1 раз в неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классе на 34 часов (1 раз в неделю, 34 учебные недели) 1. 2. 3. 4. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПРОФЕССИЙ" Различные виды и формы игровой деятельности Беседы о профессиях Работа индивидуально, в парах, в малых группах. Практические виды деятельности СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "МИР ПРОФЕССИЙ" 1 КЛАСС Все работы хороши (3 ч.) Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее», «Угадай профессию» В. Маяковский «Кем быть?» Чтение текста. Чтение текста по ролям. Обсуждение текста. Азбука профессий (2 ч.) Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель. Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?», «Расскажи о профессии». Профессии в моей семье. Закрепление знаний детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра «Расскажи о профессии своих родителей». Наши помощники (4ч.) Люди отважных профессий. Знакомство с профессиями полицейский, пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на работу», «Чей инструмент» Специализированная техника. Знакомство со специализированной техникой (пожарный, спасатель), Экскурсия на пожарную часть п. Карагайлинский. «Я б в полицейские пошел…»». Встреча с инспектором ДПС, Дидактическая игра «Соотнеси картинку». Просмотр м/ф по произведению С. Михалков «Дядя Степа- милиционер». Обсуждение поступков главных героев Мы - строители (2ч.) Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры «Что нужно строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу». Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка». Мы - продавцы (3ч) Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру «Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее» Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец». Мы идем в магазин. Беседа с игровыми элементами. Дидактические игры «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Мы – медики (3 ч) Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека». Экскурсия в Бурлаковскую амбулаторию. Чтение текста с обсуждением. Театрализованная игра отрывка из произведения. «Профессия повар» (3ч) Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар. Дидактическая игра «Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей». Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей). Я – швея (3 ч.) Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы», «Оденем куклу». Экскурсия в швейный отдел ателье с. Бурлаки. Встреча с работниками ателье. Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы – модельеры». Парикмахер (2 ч.) Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер». Мастер – класс от родителей «Учимся делать прически». Профессия – водитель. (2 ч.) Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта», Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход». Практическое занятия «Мы и дорога». Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители». «Есть такая профессия – Родину защищать» (5 ч.) Военные профессии. Знакомство с военными профессиями и специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о военных профессиях. «Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно пограничнику для службы», «Собери картинку». «Я – моряк». Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку». «Я – десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы», «Соотнеси картинку и составь рассказ». «Я – танкист». Дидактические игры «Что нужно танкисту», «Составь целое». Игровой час (1 ч.) Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию» 2 КЛАСС Мастерская удивительных профессий (2ч.). Удивительные профессии – какие они? Дидактические игры «Назови профессии», «Какого цвета эти профессия?», «Дополни пословицу», «Бюро находок». Рабочая одежда. Упражнение на соответствие «Мастерская удивительных профессий». Строим дом (3ч.). Инструменты для стройки дома. Отгадывание кроссворда, работа с пословицей. Дидактические упражнения «Что надо для строительства дома?», «Кто работает на стройке?», «Из чего строят дома?», «Части дома», «Игровой лабиринт». Практическое занятие «Строим дом». Дачный домик (2ч.). Практическое занятие «Строим дачный домик». Моя профессия (1ч.). Моя профессия. Игра- викторина. Профессия «Врач» (2ч.). Профессия «Врач». Отгадывание ребусов, дидактическая игра «Назови качества» Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра «Больница». Доктор «Айболит» (1ч.). Просмотр мультфильма «Айболит». Разучивание отрывка стихотворения. «Кто нас лечит» (2ч.). Экскурсия в медицинский кабинет школы. Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Подведение итогов. «Добрый доктор Айболит» (1ч.). Профессия – ветеринар. Дидактические игры «Доскажи и допиши словечко», «Какими инструментами пользуется ветеринар?» «Парикмахерская» (3ч.). Мы в парикмахерской. Разгадывание загадок. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Конкурс причесок. «Все работы хороши – выбирай на вкус!» (4ч.). Все работы хороши. Чтение стихотворений. Работа с толковым словарем. Дидактическая игра «Найди профессию». Обсуждение проблемной ситуации «Согласен ли ты с Петей»». Игра «Путаница», Рисование «Моя будущая профессия». Мини-сочинение «Я хотел бы стать…» Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (3 ч.). Чтение произведения с обсуждением Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла». Просмотр мульфильма «Чем пахнут ремесла». Профессия «Строитель» (2ч.). Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Определить названия профессий. Соотнеси инструменты. Строительная техника. Строительный поединок (2ч.). Совместное мероприятие с родителями «Строительный поединок» - играсоревнование. Практическое занятие «Построй дом из коробков» Путешествие по кондитерской (3 ч.). Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Разгадывание кроссворда. Дидактическая игра «Что нужно кондитеру?» Аппликация «Украсим торт». «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Дидактические игры. 3 КЛАСС Профессия, должность, специальность (2ч.). Знакомство с понятиями: профессия, должность, специальность. Работа с пословицами. Игра «Угадай профессию». Классификация профессий. Игра «Доскажи словечко». У кого мастерок, у кого молоток (2ч.). История происхождения орудия труда. Игра «Кому это нужно». Знакомство с понятием «инструмент». Разгадывание ребуса. Истоки трудолюбия (2ч.). Истоки трудолюбия. Познакомься со старинными, исчезнувшими профессиями. Раскрашивание рисунка. Разгадывание ребуса. Домашний помощник (3ч.). Домашний помощник. Сказка о том, как опасна лень. «У всех должны быть свои обязанности». Отгадывание загадок. Мир профессий (2ч.). Мир профессий. Игры «Соотнеси картинку», «Опиши профессию». Письмо другу. Угадай профессию (2ч.). Игра «Угадай профессию». «Вырежи и наклей». Вкладыш №1. Игры на соответствие. Какие бывают профессии (2ч.). Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог. Куда уходят поезда (2ч.). Куда уходят поезда. Разгадывание ребусов. История возникновения паровозов. Работа с рисунком. Моя профессия (2ч). Моя будущая профессия. Игра «Что умею? Что могу?». Классификация профессий по группам. Визитная карточка. Немного о себе. Заполнение визитной карточки и анкеты Наши друзья - книги (2ч.). Наши друзья книги. Тест. История профессии. Библиотекарь. Работа с хронологической таблицей. Откуда сахар пришел (2ч.). Откуда сахар пришел. Разгадывание ребуса. Расшифровка анаграмм. Кто такой агроном. Отгадывание загадок. Работа с пословицами. «Турнир профессионалов» (2ч.). «Турнир профессионалов». Игра «Профессии». Азбука профессий. Профессии кинематографа. Игры «Кто? Что делает?», «Эмиции», «Угадай героев мульфильма», «Назови предметы». История профессии. Режиссёр. Игры «Назови тень», «В чем разница». Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.). Все профессии нужны, все профессии важны. Игра «Назови профессии». Кем ты можешь стать. Твой талант. Объясни пословицу. Игра «Трудолюбие и талант». «Вырежи и наклей» игра «Мои таланты». Стройка (3ч.). Стройка. Рисование «Дом мечты». Игра «Кто? Что делает?». Виды строительных профессий. Игра «Это чьё?». История профессии. Архитектор. Игра «Строительные материалы». «Цветы в нашей жизни» (3ч.). Кто ухаживает за цветами. Профессия флорист. Разгадывание ребуса. Раскрашивание. Игра «Продолжи фразу». «Операция – цветок на подоконнике» трудовой десант. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У ученика будут сформированы: положительное отношение к различным видам профессий; уважения к своему и труду сверстников, взрослых У ученика могут быть сформированы: стремление к саморазвитию, желание открывать новые профориентационные знание, готовность преодолевать затруднения и умение самооценивание своих действий умение работать в команде; толерантное отношение. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД: При работе с иллюстрациями уметь высказывать свою мысль отталкиваясь на предложенный учителем план; При ознакомлении с новым материалом использовать технологию проблемного диалога; Учить совместно с другими учениками и учителем давать эмоциональную оценку деятельности используя технологию оценивания учебных успехов. Познавательные УУД: При совместной групповой работе уметь использовать полученную информацию и делать выводы; Уметь составлять рассказы на основе простейших схематических рисунков, различных схем, простейших моделей. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других, доносить свою позицию, оформлять это в устной и письменной речи, используя технологию проблемного диалога; Умение работать в группе, подгруппе, принимать на себя различные роли (лидера, исполнителя, критика). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Наименование № разделов и тем п/п программы 1 «Давайте поиграем» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 33 33 Основное содержание формирование элементарных представлений о профессии через игровую деятельность. Электронные Основные (цифровые) виды образовательные деятельности ресурсы 2 КЛАСС Наименование № разделов и тем п/п программы 1 «Путешествие в мир профессий» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 34 34 Основное содержание расширение представлений детей о мире профессий. Электронные Основные (цифровые) виды образовательные деятельности ресурсы 3 КЛАСС Наименование № разделов и тем п/п программы 1 «У меня растут года…» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов 34 34 Основное содержание формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественнополезному труду. Электронные Основные (цифровые) виды образовательные деятельности ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Все работы хороши 2 2 В. Маяковский «Кем быть?» 1 3 Азбука профессий 2 4 Наши помощники 4 5 Мы строители 2 6 Мы - продавцы 3 7 Мы - медики 3 8 «Профессия повар» 3 9 «Я – швея» 3 10 Парикмахер 2 11 Водитель 2 12 «Есть такая профессия – Родину защищать» 5 13 Игровой час 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 2 КЛАСС № п/ п Количество часов Тема урока Всег о 1 Мастерская удивительных профессий 2 2 Строим дом 3 3 Дачный домик 2 4 Моя профессия 1 5 Профессия «Врач» 2 6 Больница 2 7 Доктор «Айболит» 1 8 «Кто нас лечит» 2 9 «Добрый доктор Айболит» 1 10 «Парикмахерская » 3 11 «Все работы хороши – выбирай на вкус!» 4 12 Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 3 13 Профессия «Строитель» 2 14 Строительный поединок 2 15 Путешествие по кондитерской 3 16 «Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Контрольны е работы 0 Практически е работы 0 Электронные цифровые образовательны е ресурсы 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Профессия, должность, специальность 2 2 У кого мастерок, у кого молоток 2 3 Истоки трудолюбия 2 4 Домашний помощник 3 5 Мир профессий 2 6 Угадай профессию 2 7 Какие бывают профессии 2 8 Куда уходят поезда 2 9 Моя профессия 2 10 Наши друзья книги 2 11 Откуда сахар пришел 2 12 «Турнир профессионалов» 2 13 Все профессии нужны, все профессии важны 3 14 Стройка 3 15 «Цветы в нашей жизни» 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Контрольные работы Практические работы 0 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы