МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей гуманитарных дисциплин МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 26.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Творческая мастерская» для обучающихся 1х классов город Полевской 2024 Пояснительная записка Примерная программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) . Цель примерной программы — создание условий для про- явления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности . Задачи программы: • развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества; • формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы; • знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов; • овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуальнопространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры • приобретение собственной художественнотворческой практики в процессе работы различными художественными материалами . Сроки освоения примерной программы: 1 года, по часу в неделю. Всего: 1 класс — 33 ч Примерная программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе представления содержания по годам обучения. Программа включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы — модули, позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем. Предполагается также возможность реализации одного или нескольких модулей по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество часов, отведённых на практическую работу . Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и видов практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких модулей логически встраивается в содержание других модулей, что является необходимым условием достижения цели данной программы. Например, модуль «Восприятие произведений искусства» интегрируются с такими модулями, как «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура». В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности является художественнотворческая практика, которая реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно — развитие творческой личности обучающегося через освоение им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материала- ми, инструментами и средствами изображения . Таким образом обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в каждом тематическом модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративноприкладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства». Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью системы обучения, созданной в образовательной организации. В содержании программы есть задания на восприятие произведений изобразительного искусства. Для этого используются возможности как самого образовательного учреждения (актовый зал, библиотека), так и учреждения дополнительного образования и культуры . Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие: • художественно-творческая практика; • творческие занятия; • ворческий проект; • выставка-конкурс; • квест; • пленэр и фотопленэр; • мастер-класс; • экскурсии; • виртуальные путешествия и др . Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественнотворческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты. Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика». Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах: • выставки: внутри параллели, класса, общешкольные районные, городские и т.д.; • выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных); • защиты проектов. Данная программа создана с учётом Примерной рабочей программы воспитания. Творчество, художественно-творческая деятельность — важнейшие средства решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура и красота. Изобразительное искусство, своеобразие его языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности — это возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им творческих способностей, развития его личности. Содержание курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Графические материалы, их свойства и особенности. Графические техники изображения. Фотография, пленэр . Графическая практика Содержание. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья». Рисование с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево. Рисование животных, игра «Большие и маленькие». Композиция из листьев в технике тиснения . Техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой . Техника объёмной аппликации (симметричное вырезывание, планы) . Создание композиции из каракулей-путаниц из линий . Персонажи для игры в тени: силуэты на трости (деревянной шпажке) на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и т . д . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: упражнения на освоение приёмов рисования линией, пятном, штрихом (веток дерева, животных, птиц, рыб); выполнение рисунка с натуры: разные листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и аппликации (линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей-путаниц из линий; рисунки для игры в тени; композиции в смешанной технике; работа в технике объёмной аппликации. Форма организации. Художественно-творческая практика; игры «Каракули», «Большие и маленькие», «Волшебные тени»; коллективная работа; работа в творческих группах; фотографирование на природе. Модуль «живопись» Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью. Живописная практика Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки). Букет. Проект к празднику. Пейзаж в живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы (люди, животные). Приёмы работы в нетрадиционной технике. Композиция. Цвет и настроение. Техника монотипии. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки, смешение цвета и др.); живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных цветов настроения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж. Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; художественный проект; выставка творческих работ в медийном пространстве (на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети) или в реальном формате. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Приёмы лепки, смешение цветов. Практика по лепке Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка зверушек, овощей и фруктов из цельной формы по фотоматериалам. Скульптурная композиция на тему человека и животного . Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одно- го из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов) . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка из снега); фотографирование. Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в творческих группах; полевая творческая практика: работа в материале; игра «В мастерской лепки»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Мате- риалы, инструменты, техники исполнения . Техника безопасности . Декоративно-прикладная практика Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное рисование. Игрушки из нехудожественных материалов. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Создание воздушных подвесок для оформления интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки». Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное рисование; освоение техники оригами; фотографирование. Форма организации. Мастер-класс; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования . Техника безопасности . Практика конструирования и макетирования Содержание. Проект домика из овощей или фруктов, из варежки или сапога для маленьких человечков. Здание в тех-нике оригами по материалам фотографирования на природе . «В объективе — здание». Конструирование из бумаги по материалам фотографий на темы «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение разно- образных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям) . Макетирование (или аппликация) пространствен- ной среды сказочного города из бумаги и картона . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание проекта домика из различных форм (природные, вещи и др.); конструирование постройки из бумаги; выполнение аппликации «Город сказочных построек» с использованием объёмных элементов; конструирование упаковки для подарков (коробочки, пакеты); фотографирование. Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; мастер-класс; игровой проект «Много окон и дверей, полна горница людей»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате. Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой. Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач; приобретение обучающимися опыта восприятия и оценка эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями . Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» на уровне начального общего образования Личностные результаты Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания. Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественно- творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, раз- витию чувства личной причастности к жизни общества. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания . Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества. Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно-творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Метапредметные результаты 1. Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном выполнении художественно-творческих заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметнопространственную среду жизни человека; использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений. Работа с информацией: осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем . 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам; контролировать свою деятельность в процессе достижения результата. Предметные результаты Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности . Модуль «Графика» Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях внеурочной деятельности . Приобретать первичный опыт создания рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка . Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры. Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины . Модуль «Живопись» Осваивать навыки работы гуашью . Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет. Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом. Модуль «Скульптура» Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.). Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в процессе создания объёмного изображения. Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам (растительные, геометрические, анималистические). Учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике. Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции. Приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления праздника. Модуль «Архитектура» Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел. Приобретать опыт пространственного макетирования в форме коллективной игровой деятельности. Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа строения предмета. Модуль «Восприятие произведений искусства» Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, композиции (расположения на листе), цвета, настроения, а также соответствия учебной задаче, поставленной на занятии. Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой. Тематическое планирование Тематическое планирование представлено по модулям, годам обучения и содержит примерную тематику. Модуль «графика» № п/ п Модуль и темы Модуль «Графика». Графическая практика 1 2 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свойства и особенности; графические техники изображения; фотография, пленэр) Линии и формы в природе (рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; художественно-творческая практика; фотопленэр) Количество часов Теори Практи я ка 0,5 9 0,5 Всег о 9,5 0,5 1 1 3 4 5 6 7 8 «Кружатся листья», композиция из листьев (композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, пятно, силуэт); коллективная работа) «Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в смешанной технике (техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой стволов, ветвей; коллективная работа; фотографирование композиции) «Ночь в зимнем лесу», мастер-класс (техника объёмной аппликации: симметричное вырезывание, планы; бумага чёрная и белая, белые бумажные салфетки) «Удивительный аквариум», композиция из линий (игра в «каракули»; создание композиции из каракулей-путаницы из линий; коллективная работа или работа в творческих группах) «Мой питомец», рисование линией (рисование линией, пятном и штрихом животных, игра «Большие и маленькие») . «Наши пушистые друзья», коллективная работа «Волшебные тени», рисунки персонажей (рисунки персонажей для игры в тени на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» или др .; силуэты на трости, т . е . деревянной шпажке; работа в творческой группе) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «Живопись» № п/ п Модуль и темы Модуль «Живопись». Живописная практика 1 2 3 4 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения) «Каждому цветку своё время», натюрморт (создание букета на цветной бумаге, использование основных цветов, изменение оттенков цветов белой краской, особенности мазков; работа для выставки) «Букет для вас», проект (художественный проект к празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или коллективная работа) «Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выставки, фотографирование готовых работ) Количество часов Теори Практи я ка Всег о 0,5 7,5 8 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 5 6 7 8 «Осень в фруктовых красках», натюрморт (приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фруктов с использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Сказочный зимний лес», пейзаж (рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Стари-лесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных (конь-огонь, ПетушокЗолотой гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); основные и составные цвета; коллективная работа; использование музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова; «Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна- Лебедь» Н . А . Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ) «Весеннее настроение», композиция (создание весенней композиции в технике монотипии со сгибом (отражение) по материалам фотопленэра «Отражение в воде» и фотоматериалам; дополнение рисунка изображениями по замыслу) 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 0 1 1 «Цветы распускаются», композиция (создание композиции на тему первых весенних цветов; использование материала фотопленэра и фотоматериала; работа гуашью, акварелью на тонированной бумаге; приём изображения «оттиск бумажным комочком», мазок; работа для выставки) «Моё настроение», композиция (создание образа настроения; использование цветового пятна в передаче радости, веселья, грусти, гнева и др .; индивидуальная работа ) «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж (коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка эмоционального содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие произведений искусства») 1 1 1 1 1 1 Модуль «Скульптура» № п/ п Модуль и темы Модуль «Скульптура». Практика по Количество часов Теори Практи я ка 0,5 4,5 Всег о 5 лепке 1 2 3 5 « «М 4 Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цветов пластилина) «Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс (освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов; составление композиции; фотографирование готовых композиций) «Домашний любимец», композиция (лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой графики») «Друзья всегда вместе», композиция (создание скульптурной композиции, которая изображает человека и животное; фотографирование готовых композиций) «Снеговик у ёлки», скульптура из снега (лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале) «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня) или филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 творческих группах; фотографирование готовых композиций) Модуль «Декоративно-прикладное искусство» № п/ п Модуль и темы Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладная практика 1 Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «Волшебное превращение листьев», аппликация (превращение листьев в элемент узора; силуэт, симметричное вырезывание; аппликация; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций) Количество часов Теори Практи я ка Всег о 1 5,5 6 0,5 0,5 1 2 3 4 5 6 «Рисуем бабочку нитью», мастер-класс (декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов не- традиционной техники изображения) «Ювелиры», сюжетная игра (создание в технике монотипии комплекта украшений — бус, ожерелья, браслета, серёг — для мамы, сестры, для героев любимых книг (добрых или злых) или для времени года) «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами (создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание игрушек для украшения ёлки приёмом декорирования природных форм, например декорирование сосновых шишек бусинами) «Танцующие снежинки», воздушная подвеска (создание украшения для класса; коллективная работа; фотографирование готовых работ) «Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето, околышки и т . д .) из элементов замкнутого орнамента «тетёрочки»; фотографирование готовых изделий) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «Архитектура» № п/ п 1 2 Модуль и темы Модуль «Архитектура». Практика конструирования и макетирования Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «Много окон и дверей полна горница людей», игровой проект (проект домика для маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки или сапога, или из других предметов (вещей); фотографирование проектов) «Город сказочных построек», конструирование (по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу»; избушка лубяная, ледяная, на ку рьих ножках, ледяной дворец, пряничный домик и др; конструирование, аппликация с использованием объёмных элементов, симметричное вырезывание, силуэт, коллективная работа; фотографирование готовых работ) Количество часов Теори Практи я ка Всег о 0,5 2 2,5 0,5 1 1,5 1 1 Модуль «Восприятие произведений искусства» № п/ п 1 Модуль и темы Модуль «Восприятие произведений искусства». Практика восприятия и выставочная практика Экскурсия по выставке детского творчества или фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оценка, впечатление, мнение) Количество часов Теори Практи я ка Всег о 1 1 1 1 Распределение часов Название модуля Теория Практи ка Всего «Графика» 0,5 7 7,5 «Живопись» 0,5 10,5 11 «Скульптура» 0,5 4,5 5 «Декоративно-прикладное искусство» 0,5 5.5 6 «Архитектура» 0,5 2 2,5 1 1 30,5 33 «Восприятие произведений искусства» Всего 2,5 Календарно-тематическое планирование № п/п дата 1 11.09.2024 Занятие Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) Колво часов Форма контроля 1 дпи 1 Рисунок 1 Рисунок /ДПИ 1 ДПИ 1 ДПИ «Волшебное превращение листьев», аппликация (превращение листьев в элемент узора; силуэт, симметричное вырезывание; аппликация; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций) 2 18.09.2024 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свойства и особенности; графические техники изображения; фотография, пленэр) Линии и формы в природе (рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; художественно-творческая практика; фотопленэр) 3 25.09.2024 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения) «Каждому цветку своё время», натюрморт (создание букета на цветной бумаге, использование основных цветов, изменение оттенков цветов белой краской, особенности мазков; работа для выставки) 4 2.10.2024 5 9.10.2024 «Букет для вас», проект (художественный проект ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или коллективная работа) Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цветов пластилина) «Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс (освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов; составление композиции; фотографирование готовых композиций) 6 23.10.2024 «Кружатся листья», композиция из листьев (композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, пятно, силуэт); коллективная работа) 1 Рисунок 7 6.11.2024 «Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выставки, фотографирование готовых работ) 1 ДПИ 8 13.11.2024 «Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в смешанной технике (техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой стволов, ветвей; коллективная работа; фотографирование композиции) 1 дпи 9 20.11.2024 «Осень в фруктовых красках», натюрморт (приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фруктов с использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотографирование готовых работ) 1 Рисунок 10 27.11.2024 «Кружатся листья», композиция из листьев (композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, пятно, силуэт); коллективная работа) 1 ДПИ 11 4.12.2024 Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) «Много окон и дверей полна горница людей», игровой проект (проект домика для маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки или сапога, или из других предметов (вещей); фотографирование проектов) 1 ДПИ 12 11.12.2024 1 дпи «Снеговик у ёлки», скульптура из снега « (лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале) 13 18.12.2024 «Танцующие снежинки», воздушная подвеска (создание украшения для класса; коллективная работа; фотографирование готовых работ) 1 ДПИ 14 25.12.2024 «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами (создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание игрушек для украшения ёлки приёмом декорирования природных форм, например декорирование 1 дпи сосновых шишек бусинами) 15 15.01.2025 «Ночь в зимнем лесу», мастер-класс (техника объёмной аппликации: симметричное вырезывание, планы; бумага чёрная и белая, белые бумажные салфетки) 1 рисунок 16 22.01.2025 «Сказочный зимний лес», пейзаж (рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ) 1 Рисунок 17 29.01.2025 «Город сказочных построек», конструирование (по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу»; избушка лубяная, ледяная, ледяной дворец, пряничный домик и др; конструирование, аппликация с использованием объёмных элементов, симметричное вырезывание, силуэт, коллективная работа; фотографирование готовых работ) 1 дпи 18 5.02.2025 «Волшебные тени», рисунки персонажей (рисунки персонажей для игры в тени на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» или др .; силуэты на трости, т . е . деревянной шпажке; работа в творческой группе) 1 рисунок 19 11.02.2025 «Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Старилесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных (конь-огонь, Петушок-Золотой гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); основные и составные цвета; коллективная работа; использование музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова; «Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна- Лебедь» Н . А . Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ) 1 Рисунок 20 19.02.2025 «Удивительный аквариум», композиция из линий (игра в «каракули»; создание композиции из каракулей-путаницы из линий; коллективная работа или работа в творческих группах) 1 Рисунок 21 5.03.2025 «Ювелиры», сюжетная игра (создание в технике монотипии комплекта украшений — бус, ожерелья, браслета, серёг — для мамы, сестры, бабушки) 1 ДПИ 22 12.03.2025 «Моё настроение», композиция (создание образа настроения; использование цветового пятна в передаче радости, веселья, грусти, гнева и др .; индивидуальная работа ) 1 рисунок 23 19.03.2025 «Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка (лепка печенья (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето, околышки и т . д .) из элементов замкнутого орнамента «тетёрочки»; фотографирование готовых изделий) 1 дпи 24 2.04.2025 «Мой питомец», рисование линией (рисование линией, пятном и штрихом животных, игра «Большие ималенькие») . «Наши пушистые друзья», коллективная работа 1 Рисунок 25 9.04.2025 «Весеннее настроение», композиция (создание весенней композиции в технике монотипии со сгибом (отражение) по материалам фотопленэра «Отражение в воде» и фотоматериалам; дополнение рисунка изображениями по замыслу) 1 Рисунок 26 16.04.2025 «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня)или филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций) 1 дпи 27 23.04.2025 «Цветы распускаются», композиция (создание композиции на тему первых весенних цветов; использование материала фотопленэра и фотоматериала; работа гуашью, акварелью на тонированной бумаге; приём изображения «оттиск бумажным комочком», мазок; работа для выставки) 1 рисунок 28 30.04.2025 1 29 7.05.2025 «Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж (коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка эмоционального содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие произведений искусства») Экскурсия по выставке детского творчества или фото- выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оценка, впечатление, мнение) 30 14.05.2025 «Друзья всегда вместе», композиция (создание скульптурной композиции, которая изображает человека иживотное; 1 1 фотографирование готовых композиций) 31 21.05.2025 «Рисуем бабочку нитью», мастер-класс (декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов нетрадиционной техники изображения) 1 32 1 33 1 Учебно-методическое обеспечение курса Возможные технические средства обучения: • мультимедийный проектор; • экспозиционный экран; • персональный компьютер для учителя (ноутбук); • фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон) . Наглядные пособия: • коллекция презентаций по темам занятий; • коллекция презентаций с работами обучающихся; • изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; • муляжи для рисования; • натюрмортный фонд (натура для изображения); • электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др. Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих занятий: • графические материалы (простые карандаши разной твёрдости и мягкости — от ТМ до 6М, цветные карандаши, пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь); • живописные материалы (гуашь, акварель); • пластические материалы (пластилин, глина); • декоративные художественные материалы (аквагрим); • бумага (цветная бумага, картон, бумага для акварели, бумага для черчения, салфетки и др .); • кисти круглые (кисти «пони» или «белка», номера от № 2 до 16; кисти плоские — сннтетика, номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка; стеки; доска для лепки и др; • нехудожественные материалы (природные материалы — шишки, жёлуди, листья и др, нитки «Ирис»; бисер; бусины; пайетки; лоскутки разноцветных тканей; узкая изоляционная лента или малярный скотч; трубочки для сока, деревянные шпажки; пластмассовая посуда — стаканчик, бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки; алюминиевая фольга; мягкая металлическая проволока; яичные лотки и др .); • • • • материалы для макетирования, коллажа и др .; классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и т . д .; ученические столы и стулья; стол для учителя.