МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского
округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»
РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры
учителей
гуманитарных
дисциплин
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 26.08.2024)
УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
для обучающихся 1х классов
город Полевской 2024
Пояснительная записка
Примерная программа внеурочной деятельности «Моя
художественная практика» разработана в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации
№ 286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей
программы
начального
общего
образования
«Изобразительное искусство» (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) .
Цель примерной программы — создание условий для
про- явления творческих способностей обучающихся в
процессе приобретения ими опыта практической работы в
различных видах художественно-творческой деятельности
.
Задачи программы:
• развитие эстетического восприятия природы,
произведений
изобразительного
искусства
и
детского творчества;
• формирование активного, ценностного отношения
к истории отечественной культуры, выраженной в
её архитектуре, изобразительном и народном
искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в
понимании красоты человека и природы;
• знакомство с многообразием видов художественной
деятельности
и
технически
доступным
разнообразием художественных материалов;
• овладение элементарной художественной грамотой
во
всех
основных
видах
визуальнопространственных
искусств
(собственно
изобразительных):
графики,
живописи
и
скульптуры, декоративно-прикладного и народного
искусства, архитектуры
• приобретение
собственной
художественнотворческой практики в процессе работы различными
художественными материалами .
Сроки освоения примерной программы: 1 года, по
часу в неделю. Всего: 1 класс — 33 ч
Примерная программа внеурочной
деятельности
построена на модульном принципе представления
содержания по годам обучения. Программа включает в
себя
относительно
самостоятельные
части
образовательной программы — модули, позволяющие
увеличить её гибкость и вариативность, организовать
образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и
способности обучающихся.
Модульный принцип построения учебного материала
допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей и принципам компоновки учебных тем.
Предполагается также возможность реализации одного
или нескольких модулей по выбору участников
образовательного процесса, при этом увеличивается
количество часов, отведённых на практическую работу .
Взаимосвязанное содержание тематических модулей
позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их
наполнение в зависимости от объёма и видов
практической деятельности, поэтому содержание одного
или нескольких модулей логически встраивается в
содержание других модулей, что является необходимым
условием достижения цели данной программы. Например,
модуль
«Восприятие
произведений
искусства»
интегрируются с такими модулями, как «Графика»,
«Живопись», «Скульптура», «Архитектура».
В соответствии с содержанием данной программы
основным видом деятельности является художественнотворческая практика, которая реализуется в системе
освоения тематических модулей и направлена на
достижение определённой цели, а именно — развитие
творческой личности обучающегося через освоение им
опыта работы в разных видах изобразительного
искусства, разнообразными техниками, материала- ми,
инструментами и средствами изображения . Таким
образом обучающийся должен овладеть практическими
навыками работы в каждом тематическом модуле:
«Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративноприкладное искусство»,
«Архитектура», «Восприятие произведений искусства».
Содержание программы внеурочной деятельности по
изобразительному искусству тесно связано с основным
образованием и
является
его
логическим
продолжением, неотъемлемой частью системы обучения,
созданной в образовательной организации.
В содержании программы есть задания на восприятие
произведений изобразительного искусства. Для этого
используются возможности как самого образовательного
учреждения (актовый
зал,
библиотека), так и
учреждения дополнительного образования и культуры .
Формы внеурочной деятельности обучающихся в
соответствии с данной программой следующие:
• художественно-творческая практика;
• творческие занятия;
• ворческий проект;
• выставка-конкурс;
• квест;
• пленэр и фотопленэр;
• мастер-класс;
• экскурсии;
• виртуальные путешествия и др .
Основным
видом
деятельности
на
занятиях
изобразительным искусством
является
практическая
художественно-творческая
деятельность
(индивидуальная, в парах и творческих группах,
коллективная), поэтому в программе максимальное
количество времени отводится для художественнотворческой практики как формы освоения основ
изобразительной грамоты.
Материал программы предполагаем межпредметную
связь с
такими
учебными
предметами,
как
«Литература», «Музыка», «История», «Технология»,
«Информатика».
Подведение итогов реализации примерной программы
осуществляется в следующих формах:
• выставки: внутри параллели, класса, общешкольные
районные, городские и т.д.;
• выставки-конкурсы (от общешкольных до
всероссийских и международных);
• защиты проектов.
Данная программа создана с учётом Примерной
рабочей
программы
воспитания.
Творчество,
художественно-творческая деятельность — важнейшие
средства решения проблем воспитания современных
школьников.
В
изобразительном
искусстве
сконцентрировано духовное богатство человечества,
творческий
опыт
личности,
поэтому
искусство
способствует формированию понимания таких ценностей,
как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура
и красота. Изобразительное искусство, своеобразие его
языка, содержание, социальная функция и способ
отражения действительности
— это возможность
воспитательного воздействия на обучающегося, условие
для проявления им творческих способностей, развития его
личности.
Содержание курса внеурочной
деятельности
«Творческая мастерская»
Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий.
Графические материалы, их свойства и особенности.
Графические техники изображения. Фотография, пленэр .
Графическая практика
Содержание. Рисование листьев растений разной
формы, веток дерева по материалам фотографий
пленэра «Осенние листья», «Эти разные
деревья».
Рисование
с
натуры:
листья и их форма,
декорирование поверхности листа, превращение листа в
дерево. Рисование животных, игра «Большие и
маленькие». Композиция из листьев в технике тиснения .
Техника аппликации (симметричное вырезывание) с
графической
прорисовкой
.
Техника
объёмной
аппликации (симметричное
вырезывание,
планы) .
Создание композиции из каракулей-путаниц из линий .
Персонажи для игры в тени: силуэты на трости
(деревянной шпажке) на примере сказок
«Теремок», «Колобок», «Репка» и т . д .
Виды деятельности. Познавательная,
игровая
деятельность и художественное творчество: упражнения
на освоение приёмов рисования линией, пятном,
штрихом (веток дерева, животных, птиц, рыб);
выполнение рисунка с натуры: разные листья и их
форма, декорирование поверхности листа, превращение
листа в дерево; композиция из листьев в технике
тиснения и аппликации (линия, пятно, силуэт);
создание композиции из каракулей-путаниц из линий;
рисунки для игры в тени; композиции в смешанной
технике; работа в технике объёмной аппликации.
Форма
организации.
Художественно-творческая
практика; игры «Каракули», «Большие и маленькие»,
«Волшебные тени»; коллективная работа; работа в
творческих группах; фотографирование на природе.
Модуль «живопись»
Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства
и особенности. Приёмы работы гуашью, акварелью.
Живописная практика
Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы
работы, мазки). Букет. Проект к празднику. Пейзаж в
живописи. Натюрморт в живописи. Сказочные образы
(люди, животные). Приёмы работы в нетрадиционной
технике.
Композиция. Цвет и настроение. Техника
монотипии.
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность и художественное творчество: отработка
техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно,
мазки, смешение цвета и др.); живописное изображение
по представлению и восприятию разных по цвету и
формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага);
передача с помощью контрастных цветов настроения в
пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники
монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж.
Форма организации. Художественно-творческая
практика; коллективная работа; художественный проект;
выставка творческих работ в медийном пространстве
(на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети)
или в реальном формате.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий.
Материалы, инструменты. Приёмы лепки, смешение
цветов.
Практика по лепке
Содержание. Пластилиновая композиция. Лепка
зверушек, овощей и фруктов из цельной формы по
фотоматериалам. Скульптурная композиция на
тему
человека и животного . Лепка сказочной игрушки и
игрушки, характерной для одно- го из наиболее
известных народных художественных
промыслов
(дымковская, каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов) .
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность и художественное творчество: лепка
фигурки
животного;
создание
пластилиновой
композиции «Овощи и фрукты»; работа над
скульптурной композицией «Человек и животное»;
освоение работы в материале (лепка из снега);
фотографирование.
Форма организации. Художественно-творческая
практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в
творческих группах; полевая творческая практика:
работа в материале; игра «В мастерской лепки»;
выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном
формате.
Модуль «декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий.
Мате- риалы, инструменты, техники исполнения . Техника
безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые
людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент
и форма посуды. Узор на крыльях бабочки. Декоративное
рисование. Игрушки из нехудожественных материалов.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки.
Создание воздушных
подвесок
для
оформления
интерьера. Замкнутый орнамент печенья «тетёрочки».
Виды деятельности. Познавательная,
игровая
деятельность и художественное творчество: работа над
переводом реальных объектов природы в декоративные
(листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки);
создание
декоративной
композиции
в
технике
аппликации;
выполнение
росписи
по
мотивам
хохломской,
городецкой
росписи;
декоративное
рисование; освоение техники оригами; фотографирование.
Форма организации. Мастер-класс; коллективная
работа и работа в творческих группах; выставка
творческих работ на сайте школы, в творческом блоге,
группе в соцсети или в реальном формате.
Модуль «архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий.
Материалы,
инструменты.
Техники
и
приёмы
конструирования, макетирования . Техника безопасности .
Практика конструирования и макетирования
Содержание. Проект домика из овощей или
фруктов, из
варежки или сапога для маленьких человечков. Здание в
тех-нике оригами по материалам фотографирования
на природе .
«В объективе — здание». Конструирование из бумаги по
материалам фотографий на темы «Вот моя улица (утром,
днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение
разно- образных архитектурных зданий в окружающем
мире (по фотографиям) . Макетирование (или аппликация)
пространствен- ной среды сказочного города из бумаги и
картона .
Виды деятельности. Познавательная,
игровая
деятельность и художественное творчество: создание
проекта домика из различных форм (природные, вещи и
др.); конструирование постройки из бумаги; выполнение
аппликации
«Город
сказочных
построек»
с
использованием объёмных элементов; конструирование
упаковки
для
подарков
(коробочки,
пакеты);
фотографирование.
Форма
организации.
Художественно-творческая
практика; коллективная работа; мастер-класс; игровой
проект «Много окон и дверей, полна горница людей»;
выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном
формате.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Практика восприятия и выставочная практика
Содержание. Восприятие произведений детского
творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального
содержания
детских
работ.
Художественное
наблюдение
окружающего
мира природы и
предметной среды жизни человека в зависимости от
поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки). Рассматривание иллюстраций
детской книги на основе содержательных установок
учителя в соответствии с изучаемой темой.
Виды деятельности. Познавательная деятельность и
художественное творчество: освоение зрительских
умений на основе получаемых знаний и творческих
практических задач; приобретение обучающимися
опыта
восприятия
и
оценка
эмоционального
содержания произведений; умение делиться своим
мнением и впечатлениями .
Форма организации. Выставка творческих работ на
сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в
реальном формате; беседа; занятие в школьной или
районной библиотеке.
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
на уровне начального общего
образования
Личностные результаты
Программа
призвана
обеспечить
достижение
обучающимися личностных результатов в области
патриотического, гражданского, духовно-нравственного,
эстетического, экологического и трудового воспитания.
Патриотическое воспитание осуществляется через
уважение и ценностное отношение к своей Родине —
России, через освоение школьниками содержания
традиций отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, декоративно-прикладном и
изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через
формирование ценностно-смысловых ориентиров и
установок,
отражающих
индивидуально-личностные
позиции и социально значимые личностные качества,
через коллективную творческую работу, которая создаёт
условие для разных форм художественно- творческой
деятельности и способствует пониманию другого
человека, становлению чувства личной ответственности,
раз- витию чувства личной причастности к жизни
общества.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем
художественного развития обучающегося. Творческие
задания направлены на развитие внутреннего мира,
воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы и помогают обрести социально значимые знания .
Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознанию себя как личности и члена
общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через
формирование
представлений
о
прекрасном
и
безобразном, о высоком и низком, через формирование
отношения к окружающим людям (стремление к их
пониманию), через отношение к семье, природе, труду,
искусству, культурному наследию, через развитие
навыков восприятия и художественной рефлексии
своих
наблюдений
в
художественно-творческой
деятельности.
Экологическое воспитание происходит в процессе
художественно-эстетического наблюдения природы, а
также через восприятие её образа в произведениях
искусства.
Формирование
эстетических
чувств
способствует
активному
неприятию
действий,
приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе
собственной художественно-творческой деятельности по
освоению художественных материалов, в процессе
достижения результата и удовлетворения от создания
реального, практического продукта.
Метапредметные результаты
1. Овладение
универсальными
познавательными
действиями Пространственные представления и
сенсорные способности: характеризовать форму
предмета, конструкции; выявлять доминантные черты
(характерные особенности) в визуальном образе;
находить ассоциативные связи между визуальными
образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе,
предмете, конструкции; анализировать пропорциональные
отношения частей внутри целого и предметов между
собой;
абстрагировать образ реальности при построении
плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в
пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие
цветовых отношений в пространственной среде и
плоскостном изображении.
Базовые
логические
и
исследовательские
действия:
проявлять исследовательские,
экспериментальные
действия в процессе освоения выразительных свойств
различных
художественных
материалов
при
самостоятельном выполнении художественно-творческих
заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия
на основе определённых учебных установок в процессе
восприятия произведений изобразительного искусства,
архитектуры и продуктов детского художественного
творчества;
анализировать и оценивать с позиций эстетических
категорий
явления
природы
и
предметнопространственную среду жизни человека;
использовать знаково-символические средства для
составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и
соответственно по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного
искусства по жанрам в качестве инструмента анализа
содержания произведений.
Работа с информацией:
осуществлять
виртуальные
путешествия
по
архитектурным
памятникам,
в
отечественные
художественные музеи и зарубежные художественные
музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем .
2. Овладение универсальными коммуникативными
действиями
Учащиеся должны
учиться
взаимодействовать,
сотрудничать
в
процессе
коллективной
работы,
принимать
цель
совместной
деятельности,
договариваться, ответственно относиться к своей задаче
по достижению общего результата.
3. Овладение
универсальными
регулятивными
действиями
Обучающиеся
должны
внимательно
относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать
последовательность учебных действий при выполнении
задания;
уметь организовывать своё рабочее место для
практической работы, бережно относиться к используемым
материалам;
контролировать свою деятельность в процессе
достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам
обучения на основе модульного построения содержания
курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности и отражают
сформированность умений в зависимости от содержания
программы внеурочной деятельности .
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств
простых
графических материалов в самостоятельной творческой
работе в условиях внеурочной деятельности .
Приобретать первичный опыт создания рисунка на
основе знакомства со средствами изобразительного языка
.
Приобретать опыт создания рисунка простого
(плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций,
визуально сравнивать пространственные величины .
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы гуашью .
Знать три основных цвета; обсуждать и называть
ассоциативные представления, которые рождает каждый
цвет.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования
результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой
на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска
выразительных образных объёмных форм в природе
(облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина,
приобретать представления о целостной форме в
процессе создания объёмного изображения.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Различать виды орнаментов по изобразительным
мотивам
(растительные,
геометрические,
анималистические).
Учиться использовать правила симметрии в своей
художественной практике.
Приобретать
опыт
создания
орнаментальной
декоративной композиции.
Приобретать представления о глиняных игрушках
народных художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом
местных
промыслов)
и
опыт
практической
художественной деятельности по мотивам игрушки
выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки
подготовки и оформления праздника.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы конструирования из бумаги,
складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования в
форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе
любого предмета и первичные навыки анализа строения
предмета.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать
детские рисунки с позиций их содержания и сюжета,
композиции
(расположения
на
листе),
цвета,
настроения, а также соответствия учебной задаче,
поставленной на занятии.
Осваивать новый опыт восприятия художественных
иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в
соответствии с учебной установкой.
Тематическое планирование
Тематическое планирование представлено по модулям, годам обучения и содержит
примерную тематику.
Модуль «графика»
№
п/
п
Модуль и
темы
Модуль
«Графика».
Графическая
практика
1
2
Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; графические
материалы, их свойства и особенности; графические
техники изображения; фотография, пленэр)
Линии и формы в природе
(рисование листьев растений разной формы, веток дерева
по материалам фотопленэра «Осенние листья», «Эти
разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья
и их форма, декорирование поверхности листа,
превращение листа в дерево; художественно-творческая
практика; фотопленэр)
Количество часов
Теори Практи
я
ка
0,5
9
0,5
Всег
о
9,5
0,5
1
1
3
4
5
6
7
8
«Кружатся листья», композиция из листьев
(композиция из листьев в технике тиснения и/или
аппликации (линия, пятно, силуэт); коллективная работа)
«Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в
смешанной технике
(техника аппликации (симметричное вырезывание) с
графической прорисовкой стволов, ветвей; коллективная
работа; фотографирование композиции)
«Ночь в зимнем лесу», мастер-класс
(техника объёмной аппликации: симметричное
вырезывание, планы; бумага чёрная и белая, белые
бумажные салфетки)
«Удивительный аквариум», композиция из линий
(игра в «каракули»; создание композиции из
каракулей-путаницы из линий; коллективная работа или
работа в творческих группах)
«Мой питомец», рисование линией
(рисование линией, пятном и штрихом животных, игра
«Большие и маленькие») .
«Наши пушистые друзья», коллективная работа
«Волшебные тени», рисунки персонажей
(рисунки персонажей для игры в тени на примере сказок
«Теремок»,
«Колобок», «Репка» или др .; силуэты на трости, т . е .
деревянной шпажке; работа в творческой группе)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Модуль «Живопись»
№
п/
п
Модуль и
темы
Модуль
«Живопись».
Живописная
практика
1
2
3
4
Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; живописные
материалы, их свойства и особенности; приёмы
изображения гуашью, акварелью; упражнения)
«Каждому цветку своё время», натюрморт
(создание букета на цветной бумаге, использование
основных цветов, изменение оттенков цветов
белой
краской, особенности мазков; работа для выставки)
«Букет для вас», проект
(художественный проект к празднику, например, ко
«Дню учителя»; работа в творческих группах или
коллективная работа)
«Осенняя природа», пейзаж
(приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа
для выставки, фотографирование готовых работ)
Количество часов
Теори Практи
я
ка
Всег
о
0,5
7,5
8
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
5
6
7
8
«Осень в фруктовых красках», натюрморт
(приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из
овощей и фруктов с использованием мятой бумаги;
работа для выставки, фотографирование готовых работ)
«Сказочный зимний лес», пейзаж
(рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и
кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа
для выставки, фотографирование готовых работ)
«Галерея сказочных героев»
(цвета тёплые и холодные; передача характера людей:
добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка,
Царевич, Кащей, Водяной, Стари-лесовичок, Леший,
Кикимора и др.) и животных (конь-огонь, ПетушокЗолотой гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка,
Синяя птица и др.); основные и составные цвета;
коллективная работа; использование музыкальных образов:
«Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова;
«Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В .
Свиридова; «Царевна- Лебедь» Н . А . Римского-Корсакова;
фотографирование готовых работ)
«Весеннее настроение», композиция
(создание весенней композиции в технике монотипии со
сгибом (отражение) по материалам фотопленэра
«Отражение в воде» и фотоматериалам; дополнение рисунка
изображениями по замыслу)
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
0
1
1
«Цветы распускаются», композиция
(создание композиции на тему первых весенних цветов;
использование материала фотопленэра и фотоматериала;
работа гуашью, акварелью на тонированной бумаге;
приём изображения «оттиск бумажным комочком»,
мазок; работа для выставки)
«Моё настроение», композиция
(создание образа настроения; использование цветового
пятна в передаче радости, веселья, грусти, гнева и др .;
индивидуальная работа )
«Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж
(коллективная работа; выставка творческих работ на
сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или
в реальном формате; восприятие и оценка
эмоционального содержания творческих работ (связь с
модулем «Восприятие произведений искусства»)
1
1
1
1
1
1
Модуль «Скульптура»
№
п/
п
Модуль и
темы
Модуль
«Скульптура».
Практика по
Количество часов
Теори Практи
я
ка
0,5
4,5
Всег
о
5
лепке
1
2
3
5
«
«М
4
Вводное занятие
(материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки,
смешения цветов пластилина)
«Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс
(освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры
овощей и фруктов; составление композиции;
фотографирование готовых композиций)
«Домашний любимец», композиция
(лепка фигурки животного по материалам фотографий на
тему
«Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука
цифровой графики»)
«Друзья всегда вместе», композиция
(создание скульптурной композиции, которая изображает
человека и животное; фотографирование готовых
композиций)
«Снеговик у ёлки», скульптура из снега
(лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой
группе; полевая творческая практика: работа в материале)
«Завертелась карусель», мастерская лепки
(игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки
по мотивам каргопольской игрушки, дымковской
игрушки (лошадка, барышня) или филимоновской
игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1
творческих группах; фотографирование готовых
композиций)
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
№
п/
п
Модуль и
темы
Модуль «Декоративно-прикладное искусство».
Декоративно-прикладная практика
1
Вводное занятие
(материалы, инструменты, техники работы; техника
безопасности)
«Волшебное превращение листьев», аппликация
(превращение листьев в элемент узора; силуэт,
симметричное вырезывание; аппликация; работа
в
творческих
группах;
фотографирование готовых
композиций)
Количество часов
Теори Практи
я
ка
Всег
о
1
5,5
6
0,5
0,5
1
2
3
4
5
6
«Рисуем бабочку нитью», мастер-класс
(декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью
приёмов не- традиционной техники изображения)
«Ювелиры», сюжетная игра
(создание в технике монотипии комплекта украшений
— бус, ожерелья, браслета, серёг — для мамы, сестры,
для героев любимых книг (добрых или злых) или для
времени года)
«Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами
(создание набора ёлочных игрушек в технике оригами
или создание игрушек для украшения ёлки приёмом
декорирования природных форм, например
декорирование сосновых шишек бусинами)
«Танцующие снежинки», воздушная подвеска
(создание украшения для класса; коллективная работа;
фотографирование готовых работ)
«Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка
(лепка печенья (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха,
конёчки, решето, околышки и т . д .) из элементов
замкнутого орнамента «тетёрочки»; фотографирование
готовых изделий)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Модуль «Архитектура»
№
п/
п
1
2
Модуль и
темы
Модуль
«Архитектура».
Практика конструирования и макетирования
Вводное занятие
(материалы, инструменты, техники работы; техника
безопасности)
«Много окон и дверей полна горница людей»,
игровой проект (проект домика для маленьких
человечков из овощей или фруктов, из варежки или
сапога, или из других предметов (вещей);
фотографирование проектов)
«Город сказочных построек», конструирование
(по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром,
днём, вечером)» или «Прогулка по городу»; избушка
лубяная, ледяная, на ку рьих ножках, ледяной дворец,
пряничный домик и др; конструирование, аппликация с
использованием объёмных элементов, симметричное
вырезывание, силуэт, коллективная работа;
фотографирование готовых работ)
Количество часов
Теори Практи
я
ка
Всег
о
0,5
2
2,5
0,5
1
1,5
1
1
Модуль «Восприятие произведений искусства»
№
п/
п
1
Модуль и
темы
Модуль «Восприятие произведений
искусства». Практика восприятия и
выставочная практика
Экскурсия по выставке детского творчества или фотовыставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном
формате (беседа, обсуждение, оценка, впечатление,
мнение)
Количество часов
Теори Практи
я
ка
Всег
о
1
1
1
1
Распределение часов
Название
модуля
Теория
Практи
ка
Всего
«Графика»
0,5
7
7,5
«Живопись»
0,5
10,5
11
«Скульптура»
0,5
4,5
5
«Декоративно-прикладное искусство»
0,5
5.5
6
«Архитектура»
0,5
2
2,5
1
1
30,5
33
«Восприятие произведений искусства»
Всего
2,5
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
дата
1
11.09.2024
Занятие
Вводное занятие
(материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности)
Колво
часов
Форма
контроля
1
дпи
1
Рисунок
1
Рисунок
/ДПИ
1
ДПИ
1
ДПИ
«Волшебное превращение листьев», аппликация
(превращение листьев в элемент узора; силуэт, симметричное вырезывание;
аппликация; работа в творческих группах; фотографирование готовых композиций)
2
18.09.2024
Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свойства и
особенности; графические техники изображения; фотография, пленэр)
Линии и формы в природе
(рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра
«Осенние листья», «Эти разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья и
их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево;
художественно-творческая практика; фотопленэр)
3
25.09.2024
Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свойства и
особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения)
«Каждому цветку своё время», натюрморт
(создание букета на цветной бумаге, использование основных цветов, изменение
оттенков цветов белой краской, особенности мазков; работа для выставки)
4
2.10.2024
5
9.10.2024
«Букет для вас», проект
(художественный проект ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или
коллективная работа)
Вводное занятие
(материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цветов
пластилина)
«Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс
(освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов;
составление композиции; фотографирование готовых композиций)
6
23.10.2024
«Кружатся листья», композиция из листьев
(композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, пятно,
силуэт); коллективная работа)
1
Рисунок
7
6.11.2024
«Осенняя природа», пейзаж
(приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выставки,
фотографирование готовых работ)
1
ДПИ
8
13.11.2024
«Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в смешанной технике
(техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой
стволов, ветвей; коллективная работа; фотографирование композиции)
1
дпи
9
20.11.2024
«Осень в фруктовых красках», натюрморт
(приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фруктов с
использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотографирование готовых
работ)
1
Рисунок
10
27.11.2024
«Кружатся листья», композиция из листьев
(композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (линия, пятно,
силуэт); коллективная работа)
1
ДПИ
11
4.12.2024
Вводное занятие
(материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности)
«Много окон и дверей полна горница людей», игровой проект (проект домика для
маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки или сапога, или из
других предметов (вещей); фотографирование проектов)
1
ДПИ
12
11.12.2024
1
дпи
«Снеговик у ёлки», скульптура из снега
«
(лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая
творческая практика: работа в материале)
13
18.12.2024
«Танцующие снежинки», воздушная подвеска
(создание украшения для класса; коллективная работа; фотографирование готовых
работ)
1
ДПИ
14
25.12.2024
«Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами
(создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание игрушек для
украшения ёлки приёмом декорирования природных форм, например декорирование
1
дпи
сосновых шишек бусинами)
15
15.01.2025
«Ночь в зимнем лесу», мастер-класс
(техника объёмной аппликации: симметричное вырезывание, планы; бумага
чёрная и белая, белые бумажные салфетки)
1
рисунок
16
22.01.2025
«Сказочный зимний лес», пейзаж
(рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование
холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ)
1
Рисунок
17
29.01.2025
«Город сказочных построек», конструирование
(по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или
«Прогулка по городу»; избушка лубяная, ледяная, ледяной дворец, пряничный
домик и др; конструирование, аппликация с использованием объёмных элементов,
симметричное вырезывание, силуэт, коллективная работа; фотографирование
готовых работ)
1
дпи
18
5.02.2025
«Волшебные тени», рисунки персонажей
(рисунки персонажей для игры в тени на примере сказок «Теремок»,
«Колобок», «Репка» или др .; силуэты на трости, т . е . деревянной шпажке; работа в
творческой группе)
1
рисунок
19
11.02.2025
«Галерея сказочных героев»
(цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые;
изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Старилесовичок, Леший, Кикимора и др.) и животных (конь-огонь, Петушок-Золотой
гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя птица и др.); основные и
составные цвета; коллективная работа; использование музыкальных образов:
«Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова;
«Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна- Лебедь» Н
. А . Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ)
1
Рисунок
20
19.02.2025
«Удивительный аквариум», композиция из линий
(игра в «каракули»; создание композиции из каракулей-путаницы из линий;
коллективная работа или работа в творческих группах)
1
Рисунок
21
5.03.2025
«Ювелиры», сюжетная игра
(создание в технике монотипии комплекта украшений — бус, ожерелья,
браслета, серёг — для мамы, сестры, бабушки)
1
ДПИ
22
12.03.2025
«Моё настроение», композиция
(создание образа настроения; использование цветового пятна в передаче радости,
веселья, грусти, гнева и др .; индивидуальная работа )
1
рисунок
23
19.03.2025
«Вьём весеннее печенье «тетёрочки», лепка
(лепка печенья (восьмёрочка, кудёрушка, курушка, вьюха, конёчки, решето,
околышки и т . д .) из элементов замкнутого орнамента «тетёрочки»;
фотографирование готовых изделий)
1
дпи
24
2.04.2025
«Мой питомец», рисование линией
(рисование линией, пятном и штрихом животных, игра «Большие ималенькие») .
«Наши пушистые друзья», коллективная работа
1
Рисунок
25
9.04.2025
«Весеннее настроение», композиция
(создание весенней композиции в технике монотипии со сгибом (отражение) по
материалам фотопленэра «Отражение в воде» и фотоматериалам; дополнение рисунка
изображениями по замыслу)
1
Рисунок
26
16.04.2025
«Завертелась карусель», мастерская лепки
(игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам каргопольской
игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня)или филимоновской игрушки;
сюжетная композиция «Карусель»; работа в творческих группах; фотографирование
готовых композиций)
1
дпи
27
23.04.2025
«Цветы распускаются», композиция
(создание композиции на тему первых весенних цветов; использование материала
фотопленэра и фотоматериала; работа гуашью, акварелью на тонированной бумаге;
приём изображения «оттиск бумажным комочком», мазок; работа для выставки)
1
рисунок
28
30.04.2025
1
29
7.05.2025
«Что нам дарит осень, зима, весна и лето?», коллаж
(коллективная работа; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом
блоге, в группе в соцсети или в реальном формате; восприятие и оценка
эмоционального содержания творческих работ (связь с модулем «Восприятие
произведений искусства»)
Экскурсия по выставке детского творчества или фото- выставка творческих работ
на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате
(беседа, обсуждение, оценка, впечатление, мнение)
30
14.05.2025
«Друзья всегда вместе», композиция
(создание скульптурной композиции, которая изображает человека иживотное;
1
1
фотографирование готовых композиций)
31
21.05.2025
«Рисуем бабочку нитью», мастер-класс
(декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов нетрадиционной
техники изображения)
1
32
1
33
1
Учебно-методическое обеспечение курса
Возможные технические средства обучения:
• мультимедийный проектор;
• экспозиционный экран;
• персональный компьютер для учителя (ноутбук);
• фото- и видеокамера (планшет, мобильный
телефон) .
Наглядные пособия:
• коллекция презентаций по темам занятий;
• коллекция презентаций с работами обучающихся;
• изделия декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов;
• муляжи для рисования;
• натюрмортный фонд (натура для изображения);
• электронные образовательные ресурсы по темам
занятий и др.
Оборудование,
материалы,
инструменты,
необходимые
для
художественно-творческих
занятий:
• графические материалы (простые карандаши
разной твёрдости и мягкости — от ТМ до 6М,
цветные карандаши, пастель, восковые мелки,
гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь);
• живописные материалы (гуашь, акварель);
• пластические материалы (пластилин, глина);
• декоративные художественные материалы
(аквагрим);
• бумага (цветная бумага, картон, бумага для
акварели, бумага для черчения, салфетки и др .);
• кисти круглые (кисти «пони» или «белка»,
номера от № 2 до 16; кисти плоские — сннтетика,
номера № 3, 4, 8; клей; ножницы; линейка; стеки;
доска для лепки и др;
• нехудожественные
материалы
(природные
материалы — шишки, жёлуди, листья и др,
нитки «Ирис»; бисер; бусины; пайетки; лоскутки
разноцветных тканей; узкая изоляционная лента или
малярный скотч; трубочки для сока, деревянные
шпажки; пластмассовая посуда — стаканчик,
бутылочки от молочных продуктов, ложки, вилки;
алюминиевая
фольга;
мягкая
металлическая
проволока; яичные лотки и др .);
•
•
•
•
материалы для макетирования, коллажа и др .;
классная доска с набором креплений для таблиц,
плакатов, иллюстраций, детских работ и т . д .;
ученические столы и стулья;
стол для учителя.