ВД РП Тропинка к своему я 4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры учителей начальных классов
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 28.08.2024)

УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 4630122)
Тропинка к своему Я
для обучающихся 4-х классов

Город Полевской, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я"
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе
направлена на формирование и сохранение психологического здоровья
младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к
познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы
преодоления
трудностей,
формирует
коммуникативные
навыки,
способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в
комплексе
повышает
ресурсы
психологического
противостояния
негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного
развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства
ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия
между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования
психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к
социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой
работы с младшими школьниками, которая включает три основных
компонента:
аксиологический
(связанный
с
сознанием),
инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными
объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности
себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми
объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как
средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом
себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у
ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к
последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели.
Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого
занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается
акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет
свои задачи:
1. Введение в тему.
2. Развёртывание темы.
3. Индивидуализация темы.
4. Завершение темы
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
№

1

2

3

4

Методика исследования

Цель

Содержание
Оцениваемые УУД:
Самооценка (действие
смыслообразования)
Исследование самооценки у
- представление себя в
школьников по методике
Изучение адекватности
роли ученика;
«Лестница» (модификация
самооценки
детей осознание
своих
ЛуговойВ.Ф.Методика
младшего школьного
возможностей в
Т.В. Дембо, использована
возраста
учении
на
основе
модификации
С.Я
сравнения
"Я"
Рубинштейн)
и"хороший ученик"
Возраст: школьники 1 - 4
кл.
Оцениваемые
УУД:
-действия, направленные
на определение своей
позиции в отношении
социальной роли
Методика
«Кто
Я?» Выявление
ученика и школьной
(модификация
методики сформированности
действительности;
М.Куна)
Я-концепции ребенка
действия,
устанавливающие
смысл учения.
Возраст: 9—10 лет.
Метод оценивания:
фронтальный
письменный опрос.
Оцениваемые УУД:
-внутренняя позиция
Анкета для оценки уровня
школьника
школьной мотивации (1-4 Определение
уровня Возраст: школьники1-4
кл.)
учебной мотивации
кл.
методика Н. Г. Лускановой,
Форма оценивания:
индивидуальная или
групповая диагностика.
Выявление
Проективная методика «Что мотивационной
Анализ детских рисунков
мне нравится в школе?»
готовности к обучению,
отношение к школе.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я"
Привлечь внимание к процессу взросления;
Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои
способности и возможности;
Внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и
уникальность
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа курса рассчитана:
в 4 классе – на 34 часов (1 раз в неделю, 34 учебные недели)
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я"
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и
индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для
отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по
тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к.
помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я
4 КЛАСС
Тема 1. Кто я? Мои способности и возможности (12 ч)
Цели:
привлечь внимание к процессу взросления;
• помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать
свои способности и возможности;
• внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать
его ценность и уникальность.
ЗАНЯТИЕ 1. Как я изменился летом?
Разминка «Интервью», «Летом»
Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные
изменения»
Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 2. Кто я?
Разминка «Как я провел лето».
Упражнение: «Роли»
Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 3. Кто я? (продолжение)
Разминка «Летом я научился…».
Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и
творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 4. Расту=Взрослею?
Разминка «Взрослое имя», «Сумка»
Беседа на тему «Детские качества»
Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая
работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 5. Мои способности.
Разминка «Способности моих друзей»
Беседа на тему: «Что такое способности?»
Упражнение: «Мой любимый герой»
ЗАНЯТИЕ 6. Мои способности (продолжение).
Разминка «Мои способности»
Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
•

ЗАНЯТИЕ 7. Мои интересы.
Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?»
Упражнения: «Подарок», «Дискуссия»
Творческая работа «Плакат»
ЗАНЯТИЕ 8. Мой путь к успеху.
Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?»,
«Отгадай, кто я?»
Упражнения: «Выбор пути»
Творческая работа «Мои способности в будущем»
ЗАНЯТИЕ 9. Мой внутренний мир.
Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача»
Упражнение: «Чужие рассказы»
Творческая работа «Маленький принц»
ЗАНЯТИЕ 10. Уникальность внутреннего мира.
Разминка «Рассмотри и придумай»
Творческая работа «Маленькая страна»
ЗАНЯТИЕ 11. Уникальность внутреннего мира (продолжение).
Разминка «Не выходя из комнаты»
Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа
по сказке.
ЗАНЯТИЕ 12. Мой внутренний мир и мои друзья.
Разминка «Не разбуди», «Штирлиц»
Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки»
Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
Тема 2. Мой класс и мои друзья (13 ч)
Цели:
• предоставить ребятам возможность обсудить значимый для
них процесс общения со сверстниками;
• помочь осознать и проявить чувства, связанные с
изменениями взаимоотношений между полами;
• помочь понять свое место среди одноклассников.
ЗАНЯТИЕ 13. Мои друзья девочки и мальчики.
Разминка «Кто это?»
Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба»
Упражнения: «Улыбка и взгляд»
ЗАНЯТИЕ 14. Мои друзья девочки и мальчики (продолжение).
Разминка «Чьи руки?»

Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа
по сказке.
ЗАНЯТИЕ 15. Мой класс.
Разминка «Что я люблю?»
Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?»
ЗАНЯТИЕ 16. Мой класс (продолжение).
Разминка «Коллективный компьютер»
Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 17. Мои одноклассники.
Разминка «Что любит мой сосед?»
Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я»
Упражнение: «Копилка»
ЗАНЯТИЕ 18. Мои одноклассники (продолжение).
Разминка «Узнай товарища»
Упражнение: «Копилка»
Работа со сказкой «Друг Великана». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 19. Мои одноклассники – какие они?
Разминка «Раз, два, три»
Упражнения: «Незамеченное качество или фонарик», «Любимое блюдо»
ЗАНЯТИЕ 20. Мои одноклассники – какие они? (продолжение)
Разминка «Общие качества»
Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Обсуждение и
творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 21. Какие ученики мои одноклассники?
Разминка «Чей фильм длиннее»
Упражнения: «Контрольная работа», «Совет»
ЗАНЯТИЕ 22. Какие ученики мои одноклассники? (продолжение)
Разминка «Оживи предмет»
Упражнение «Картинки»
Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной
мухе». Обсуждение и творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 23. Лидерство в классе.
Разминка «Пальцы», «Выбор»
Беседа на тему: «Знак лидерства»
Упражнение: «Фломастеры»
ЗАНЯТИЕ 24. Конфликты в классе.

Разминка «Улыбнись, как…», «В ресторане»
Беседа на тему: «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…»
Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 25. Взаимопомощь в классе.
Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание»
Беседа на тему: «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание»
Упражнение: «Что нужно делать»
Тема 3. Мое прошлое, настоящее и будущее (9 ч)
Цели:
• подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый
класс;
• способствовать повышению учебной и социальной
активности.
ЗАНЯТИЕ 26. Мое детство.
Разминка «Повтори»
Упражнение: «Случай из детства»
ЗАНЯТИЕ 27. Мое детство (продолжение).
Разминка «Буратино, Шапокляк»
Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение и
творческая работа по сказке.
ЗАНЯТИЕ 28. Мое настоящее.
Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики»
Упражнения: «Тайная радость», «Общая радость»
Творческая работа «Коллаж»
ЗАНЯТИЕ 29. Мое будущее.
Разминка «Вместе хором», «Рисование в слепую»
Упражнения: «Взрослое имя», «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю
сейчас»
ЗАНЯТИЕ 30. Мой будущий дом.
Разминка «Разведчик», «Стена»
Упражнения: «Дискуссия», «Погода в доме», «Девиз дома»
ЗАНЯТИЕ 31. Моя будущая профессия.
Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух»
Упражнения: «Дискуссия», «Профессии сотрудников школы»
ЗАНЯТИЕ 32. Мое близкое будущее – 5 класс.
Разминка «Кто наблюдательнее», «Рукопожатие»

Упражнения: «Готовность к переходу в 5 класс», «Если бы я был сейчас
первоклассником», «Спасибо»
ЗАНЯТИЕ 33. Что нового меня ждет в 5 классе.
Разминка «Домино», «Произнеси одновременно»
Упражнение: «Чей урок важнее?»
Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение и творческая работа по
сказке.
ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое.
Игра-конкурс «Испытания»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У выпускника будут сформированы:
•
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, ориентации на - содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
•
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
•
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
•
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и
оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;
•
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
•
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм;
•
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
•
установка на здоровый образ жизни;
Выпускник получит возможность для формирования:
•
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
•
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
•
- адекватного понимания причин успешности/неспешности учебной
деятельности;
•
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
•
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
•
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном
поведении и поступках;
•
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 класс
Регулятивные УУД:
•
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением
•
извлекать необходимую информацию из текста
•
определять и формулировать цель в совместной работе
•
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
•
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
•
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и
взрослыми
•
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
•
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
•
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
•
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
•
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
•
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости
•
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного
опыта
•
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
•
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
•
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

•
•
•
•
•
•

учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Наименовани
е разделов и
тем
программы
Кто я? Мои
1
способности и
возможности
Мой класс и
2
мои друзья
Моё прошлое,
3
настоящее и
будущее
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
№
п/
п

Количеств
о часов

12
13
9

34

Основное
содержани
е

Основные
виды
деятельност
и

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11

12

13

14
15
16

Количество часов
Тема урока
Как я
изменился
летом?
Кто Я?
Кто Я?
(продолжение)
Расту =
Взрослею
Мои
способности
Мои
способности
(продолжение)
Мои интересы
Мой путь к
успеху
Мой
внутренний
мир
Уникальность
внутреннего
мира
Уникальность
внутреннего
мира
(продолжение)
Мой
внутренний
мир и мои
друзья
Мои друзья
девочки и
мальчики
Мои друзья
девочки и
мальчики
(продолжение)
Мой класс
Мой класс
(продолжение)

Всег
о
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1

Контрольны
е работы

Практически
е работы

Электронные
цифровые
образовательны
е ресурсы

Мои
одноклассники
Мои
18
одноклассники
(продолжение)
Мои
19
одноклассники
– какие они?
Мои
одноклассники
20
– какие они?
(продолжение)
Какие ученики
мои
21
одноклассники
?
Какие ученики
мои
22
одноклассники
?
(продолжение)
Лидерство в
23
классе
Конфликты в
24
классе
Взаимопомощ
25
ь в классе
26
Мое детство
Мое детство
27
(продолжение)
28
Мое настоящее
29
Мое будущее
Мой будущий
30
дом
Моя будущая
31
профессия
Мое близкое
32
будущее – 5
класс
Что нового
33
ждет меня в
пятом классе
34
Итоговое
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17

1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».