МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ID 4630122) Тропинка к своему Я для обучающихся 4-х классов Город Полевской, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я" Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации. Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них. Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи: 1. Введение в тему. 2. Развёртывание темы. 3. Индивидуализация темы. 4. Завершение темы Формы контроля: входная, итоговая диагностика. № 1 2 3 4 Методика исследования Цель Содержание Оцениваемые УУД: Самооценка (действие смыслообразования) Исследование самооценки у - представление себя в школьников по методике Изучение адекватности роли ученика; «Лестница» (модификация самооценки детей осознание своих ЛуговойВ.Ф.Методика младшего школьного возможностей в Т.В. Дембо, использована возраста учении на основе модификации С.Я сравнения "Я" Рубинштейн) и"хороший ученик" Возраст: школьники 1 - 4 кл. Оцениваемые УУД: -действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли Методика «Кто Я?» Выявление ученика и школьной (модификация методики сформированности действительности; М.Куна) Я-концепции ребенка действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 9—10 лет. Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Оцениваемые УУД: -внутренняя позиция Анкета для оценки уровня школьника школьной мотивации (1-4 Определение уровня Возраст: школьники1-4 кл.) учебной мотивации кл. методика Н. Г. Лускановой, Форма оценивания: индивидуальная или групповая диагностика. Выявление Проективная методика «Что мотивационной Анализ детских рисунков мне нравится в школе?» готовности к обучению, отношение к школе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я" Привлечь внимание к процессу взросления; Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности; Внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ Программа курса рассчитана: в 4 классе – на 34 часов (1 раз в неделю, 34 учебные недели) ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я" Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я 4 КЛАСС Тема 1. Кто я? Мои способности и возможности (12 ч) Цели: привлечь внимание к процессу взросления; • помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности; • внести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность. ЗАНЯТИЕ 1. Как я изменился летом? Разминка «Интервью», «Летом» Беседа по теме: «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения» Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 2. Кто я? Разминка «Как я провел лето». Упражнение: «Роли» Работа со сказкой «Федунчик». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 3. Кто я? (продолжение) Разминка «Летом я научился…». Работа со сказкой «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 4. Расту=Взрослею? Разминка «Взрослое имя», «Сумка» Беседа на тему «Детские качества» Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 5. Мои способности. Разминка «Способности моих друзей» Беседа на тему: «Что такое способности?» Упражнение: «Мой любимый герой» ЗАНЯТИЕ 6. Мои способности (продолжение). Разминка «Мои способности» Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение и творческая работа по сказке. • ЗАНЯТИЕ 7. Мои интересы. Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?» Упражнения: «Подарок», «Дискуссия» Творческая работа «Плакат» ЗАНЯТИЕ 8. Мой путь к успеху. Разминка «Способности моих родителей», «Кого загадал ведущий?», «Отгадай, кто я?» Упражнения: «Выбор пути» Творческая работа «Мои способности в будущем» ЗАНЯТИЕ 9. Мой внутренний мир. Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача» Упражнение: «Чужие рассказы» Творческая работа «Маленький принц» ЗАНЯТИЕ 10. Уникальность внутреннего мира. Разминка «Рассмотри и придумай» Творческая работа «Маленькая страна» ЗАНЯТИЕ 11. Уникальность внутреннего мира (продолжение). Разминка «Не выходя из комнаты» Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 12. Мой внутренний мир и мои друзья. Разминка «Не разбуди», «Штирлиц» Беседа на тему: «Интерес к внутреннему миру», «Иголки» Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение и творческая работа по сказке. Тема 2. Мой класс и мои друзья (13 ч) Цели: • предоставить ребятам возможность обсудить значимый для них процесс общения со сверстниками; • помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами; • помочь понять свое место среди одноклассников. ЗАНЯТИЕ 13. Мои друзья девочки и мальчики. Разминка «Кто это?» Беседа на тему: «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба» Упражнения: «Улыбка и взгляд» ЗАНЯТИЕ 14. Мои друзья девочки и мальчики (продолжение). Разминка «Чьи руки?» Работа со сказкой «Жила-была девочка…». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 15. Мой класс. Разминка «Что я люблю?» Упражнения: «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?» ЗАНЯТИЕ 16. Мой класс (продолжение). Разминка «Коллективный компьютер» Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 17. Мои одноклассники. Разминка «Что любит мой сосед?» Беседа на тему: «Третий лишний», «Делай, как я» Упражнение: «Копилка» ЗАНЯТИЕ 18. Мои одноклассники (продолжение). Разминка «Узнай товарища» Упражнение: «Копилка» Работа со сказкой «Друг Великана». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 19. Мои одноклассники – какие они? Разминка «Раз, два, три» Упражнения: «Незамеченное качество или фонарик», «Любимое блюдо» ЗАНЯТИЕ 20. Мои одноклассники – какие они? (продолжение) Разминка «Общие качества» Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 21. Какие ученики мои одноклассники? Разминка «Чей фильм длиннее» Упражнения: «Контрольная работа», «Совет» ЗАНЯТИЕ 22. Какие ученики мои одноклассники? (продолжение) Разминка «Оживи предмет» Упражнение «Картинки» Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 23. Лидерство в классе. Разминка «Пальцы», «Выбор» Беседа на тему: «Знак лидерства» Упражнение: «Фломастеры» ЗАНЯТИЕ 24. Конфликты в классе. Разминка «Улыбнись, как…», «В ресторане» Беседа на тему: «Признаки начала конфликта», «Как быть, если…» Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 25. Взаимопомощь в классе. Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание» Беседа на тему: «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание» Упражнение: «Что нужно делать» Тема 3. Мое прошлое, настоящее и будущее (9 ч) Цели: • подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый класс; • способствовать повышению учебной и социальной активности. ЗАНЯТИЕ 26. Мое детство. Разминка «Повтори» Упражнение: «Случай из детства» ЗАНЯТИЕ 27. Мое детство (продолжение). Разминка «Буратино, Шапокляк» Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 28. Мое настоящее. Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики» Упражнения: «Тайная радость», «Общая радость» Творческая работа «Коллаж» ЗАНЯТИЕ 29. Мое будущее. Разминка «Вместе хором», «Рисование в слепую» Упражнения: «Взрослое имя», «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас» ЗАНЯТИЕ 30. Мой будущий дом. Разминка «Разведчик», «Стена» Упражнения: «Дискуссия», «Погода в доме», «Девиз дома» ЗАНЯТИЕ 31. Моя будущая профессия. Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух» Упражнения: «Дискуссия», «Профессии сотрудников школы» ЗАНЯТИЕ 32. Мое близкое будущее – 5 класс. Разминка «Кто наблюдательнее», «Рукопожатие» Упражнения: «Готовность к переходу в 5 класс», «Если бы я был сейчас первоклассником», «Спасибо» ЗАНЯТИЕ 33. Что нового меня ждет в 5 классе. Разминка «Домино», «Произнеси одновременно» Упражнение: «Чей урок важнее?» Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение и творческая работа по сказке. ЗАНЯТИЕ 34. Итоговое. Игра-конкурс «Испытания» ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У выпускника будут сформированы: • - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на - содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы; • - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • установка на здоровый образ жизни; Выпускник получит возможность для формирования: • - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • - адекватного понимания причин успешности/неспешности учебной деятельности; • - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • - установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 класс Регулятивные УУД: • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением • извлекать необходимую информацию из текста • определять и формулировать цель в совместной работе • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого • соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять • обогатить представление о собственных возможностях и способностях • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию • адекватно воспринимать оценку учителя Коммуникативные УУД: • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии • • • • • • учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС Наименовани е разделов и тем программы Кто я? Мои 1 способности и возможности Мой класс и 2 мои друзья Моё прошлое, 3 настоящее и будущее ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/ п Количеств о часов 12 13 9 34 Основное содержани е Основные виды деятельност и Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Количество часов Тема урока Как я изменился летом? Кто Я? Кто Я? (продолжение) Расту = Взрослею Мои способности Мои способности (продолжение) Мои интересы Мой путь к успеху Мой внутренний мир Уникальность внутреннего мира Уникальность внутреннего мира (продолжение) Мой внутренний мир и мои друзья Мои друзья девочки и мальчики Мои друзья девочки и мальчики (продолжение) Мой класс Мой класс (продолжение) Всег о 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контрольны е работы Практически е работы Электронные цифровые образовательны е ресурсы Мои одноклассники Мои 18 одноклассники (продолжение) Мои 19 одноклассники – какие они? Мои одноклассники 20 – какие они? (продолжение) Какие ученики мои 21 одноклассники ? Какие ученики мои 22 одноклассники ? (продолжение) Лидерство в 23 классе Конфликты в 24 классе Взаимопомощ 25 ь в классе 26 Мое детство Мое детство 27 (продолжение) 28 Мое настоящее 29 Мое будущее Мой будущий 30 дом Моя будущая 31 профессия Мое близкое 32 будущее – 5 класс Что нового 33 ждет меня в пятом классе 34 Итоговое ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 0 0