МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Мир природы и человека» (для 1 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 6 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 8 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО(вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательныхпотребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель изадачи учебного предмета «Мир природы и человека». Цельобучения отсталостью – ознакомлениеобучающихся (интеллектуальными с умственной нарушениями) с первоначальнымипредставлениямиоживойинеживойприроде;понимание простейшихвзаимосвязей,существующихмеждумиромприродыи человека. Задачи обучения: − ознакомление с объектами изучения через практическое взаимодействие с предметами познания, по возможности, в натуральном виде и естественных условиях; 3 − накопление первоначальных преставлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации; − первоначальное накопление опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности. Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 1классе определяет следующие задачи: − ознакомление с элементарными представлениями об окружающем мире; − ознакомление с первоначальными представлениями о взаимосвязи живой и неживой природы; − ознакомление с первоначальными представлениями о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года; − понимание простейшихвзаимосвязейчеловека и природы; − воспитание положительного отношения к окружающей действительности. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами. Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 1 классе предусматриваетпервоначальное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность наблюдатьсвязь между природными явлениями и жизнью человека. Повышение эффективности усвоения учебного содержания в 1 классе требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой природы. Сознательному усвоению учебного материала способствует использование активных методов обучения – проблемных и частичнопоисковых. Следует использовать различные игровые ситуации. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) важно, чтобы обучение носило практический характер. Содержание разделов № п/п Название раздела,темы Количество Контрольные часов работы 1. Неживая природа 12 - 2. Времена года. Осень 6 - 3. Живая природа. Растения 12 - 4. Времена года. Зима 6 - 5. Живая природа. Животные 8 - 6. Времена года. Весна 6 - 7. Живая природа. Человек 11 - 8. Времена года. Лето 5 - 66 - Итого: 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи; − проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным. Предметные: Минимальный уровень: − иметь первоначальные представления об объектах изучения; − узнавать изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях; − относить изученные объекты к определенным группам; − прививать первоначальные представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; − приобщать к кормлению зимующих птиц; − знать основные требования к режиму дня и понимать необходимость его выполнения; − знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни; − освоить адекватное поведение в классе и образовательной организации. Достаточный уровень: − иметь первоначальное представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях, на иллюстрациях, фотографиях; − относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации; 6 − называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение; − знать основные правила гигиены органов чувств; − иметь первоначальные знания о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; − уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Оценка успеваемости складывается из показателей: отношение обучающегося к уроку, степень овладения физическими упражнениями, качество выполнения упражнений. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «удовлетворительно» (зачет) - задание выполнено от 35% до 50 %; − «хорошо» - задание выполнено от 51% до 65%; − «очень хорошо» (отлично) - задание выполнено свыше 65 %. 7 Кол-во часов IV. № Тема предмета 1 Живая и неживая природа 1 2 Живая и неживая природа 1 3 Земля и Солнце 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности обучающихся Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Неживая природа - 12 часов Просмотр краткого видеосюжета Просматривают видеосюжет о о планете Земля планете Земля Рассматривание рисунка в Рассматривают объекты учебнике живой и неживой природы на Узнавание объектов живой и иллюстрациях, фотографиях неживой природы Находят объекты живой и Нахождение и показобъектов неживой природы на картинке живой и неживой природы на Отвечают на вопросы картинке Просмотр краткого видеосюжета о планете Земля, Солнце и Луне Рассматривание рисунка Нахождение и показ на картинке Земли, Солнца, Луны Зарисовка объектов природы: Солнца. Луны Отгадывание загадок о Земле и Солнце Просматриваютвидеосюжет и отвечают на вопросы о взаимосвязях между изученными объектами живой и неживой природы, их месте в окружающем мире Находят и показывают изученные объекты живой и неживой природы в натуральном виде в естественных условиях Рассматривают рисунки Рассматривают рисунки и Находят изученные объекты и отвечают на вопросы о неживой природы (Земля и взаимосвязях между изученными Солнце) на иллюстрациях, объектами неживой природы, их фотографиях месте в окружающем мире Срисовывают Солнце и Луну (Солнце, Земля). Отвечают на вопросы Находят и указывают на изученные объекты неживой природы в натуральном виде в естественных условиях (видео Солнца и Земли) Зарисовывают Солнце и Луну Отгадывают загадки о Земле и Солнце 8 9 4 Смена времен года 1 5 День и ночь 1 6 Небо днем и ночью 1 7 Сутки 1 Просмотр презентации Ответы на вопросы учителя Рассматривание картинок: зима – солнце светит, мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греетсильно, все оживает Составление рассказа по рисунку, нахождение несоответствия Отгадывание загадок про времена года по картинкам Просмотр видеосюжета о смене дня и ночи Рассматривание картинки Ответы на вопросы по картинке Составление рассказа о деятельности человека днём и ночью Выбор по картинке предметов Просмотр краткого видеосюжета о сутках Рассматривание схемы Рассматривание рисунка, нахождение ошибок Прослушивание стихотворения Ответы на вопросы Просматривают презентациюо смене времен года Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Составляют краткий рассказ по рисунку Отгадывают загадки с опорой на картинки - Просматривают презентацию Отвечают на вопросы о взаимосвязях между движением Солнца и сменой времен года Составляют рассказ по рисунку Находят несоответствия Отгадывают загадки Просматривают видеосюжет о смене дня и ночи на иллюстрациях, фотографиях Рассматривают картинки Отвечают на вопросы Составляют краткий рассказ о деятельности человека днем и ночью по картинке с помощью учителя Просматривают краткий видеосюжето сутках Рассматривают рисунок Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы о взаимосвязи дня и ночи Составляют рассказ о деятельности человека днем и ночью Выбирают предметы по картинке Просматривают краткий видеосюжет о сутках Отвечают на вопросы о взаимосвязи смены времени суток и положением Солнца Рассматривают схемы, находят ошибки Прослушивают стихотворение 10 8 Сутки Занятие людей в течение суток 1 9 Сутки Занятие людей в течение суток 1 10 Значение Солнца в жизни человека 1 11 Солнце и жизнь растений 1 Рассматривание схемы Ознакомление с информацией о занятиях людей в течение суток Различение частей суток: утро, день, вечер, ночь Составление короткого рассказа о деятельности в различное время суток Составление расписания уроков по рисунку Изображение рисунка урока Рассматривают схему Прослушивают информациюо занятиях людей в течение суток Различают части суток по фотографиям и иллюстрациям Изображают рисунок Отвечают на вопросы Рассматривают схему Прослушивают информацию о взаимосвязи занятий людей и времени суток Различают части суток в естественных условиях Составляют короткий рассказ Составляют расписание уроков по рисунку Просмотр видеосюжета о значении Солнца в жизни человека Рассматривание картинки Отгадывание загадок Разучивание игры «Горелки» Составление рассказа о влиянии Солнца на жизнь людей Просматривают видеосюжет о значении Солнца в жизни человека. Просматривают видеосюжет Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни человека Рассматривают картинки Отгадывают загадки Разучивают игру и играют в нее Составляют рассказ Прослушивание текста о влиянии Солнца на развитие растений Рассматривание рисунков Составление краткого рассказа по рисункам Прослушивают текст о значении Солнца в жизни растений Рассматривают иллюстрации, фотографии Рассматривают картинки о влиянии Солнца на жизнь людей Разучивают игру и играют в нее Отгадывают загадки с опорой на картинки Составляют краткий рассказ Составляют краткий рассказ по рисунку Прослушивают текст Отвечают на вопросы о взаимосвязи Солнца и жизни растений Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ по серии рисунков 11 12 Времена года 1 13 Осень Признаки осени 1 14 Осень Признаки осени 1 15 Осень Признаки осени Осенние месяцы 1 Знакомство с временами года и их названиями Определение времен года по изображению Составление рассказа по картинке, наблюдение взаимосвязи изменений в неживой и живой природе по временам года Знакомятся с первоначальными представлениями овременах годаи их названиями по иллюстрациям, фотографиям Соотносятрисунки с определенными временами года Узнаютвремена года по картинкам Наблюдают взаимосвязь изменений неживой и живой природы по временам года Времена года. Осень– 6часов Наблюдения: изменение окраски Наблюдают изменения в листьев, листопад, увядание трав природе осенью по Нахождение рисунка в иллюстрациям соответствии с темой Находят рисунки признаков Работа с календарем с помощью осени на иллюстрациях, учителя фотографиях Составление рассказа с опорой на Работают с календарем с иллюстрации помощью учителя Прослушивание стихотворения Просмотр видеосюжета о признаках осени Нахождение рисунка в соответствии с темой Работа с календарем Составление рассказа с опорой на Составляют краткий рассказ с опорой на иллюстрации Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы Просматривают видеосюжет опризнаках осени Рассматривают иллюстрации, фотографии Работают с календарем с Знакомятся с первоначальными представлениями о взаимосвязи времен года Знакомятся с временами года и их названиями в естественных условиях Определяют время года по изображению Составляют рассказ по картинке Отвечают на вопросы о взаимосвязи солнца и осенних изменениях в природе Наблюдают и называют признаки осени в естественных условиях Работают с календарем частично самостоятельно Составляют рассказ по иллюстрациям Просматривают видеосюжет о признаках осени Отвечают на вопросы о взаимосвязи признаков осени и осенних месяцев 12 схему о перелете птиц Прослушивание стихотворения Срисовывание осенних листьев из учебника в тетрадь 16 Занятия и одежда людей осенью 1 Рассматривание рисунка Составление рассказа по рисунку Выбор по рисунку одежды для осенней прогулки людей 17 Осень Урожай 1 Выбор по рисунку инструментов для уборки сада Работа с опорными словами (урожай, грибы) Перечисление осенних месяцев Название предметов урожая 18 Осень Грибы 1 Рассматривание рисунков Называние нескольких грибов Работа с опорными словами (урожай, грибы) Прослушивание стихотворения Перечисление осенних месяцев по схемам помощью учителя Прослушивают стихотворение Раскрашивают изображения осенних листьев Отвечают на вопросы Рассматриваютзанятия людей осенью на иллюстрациях, фотографиях Составляют краткий рассказ по рисунку с помощью учителя Выбирают по рисунку сезонную одежду для осени Отвечают на вопросы Находяти называют осенние месяцыв натуральном виде в естественных условиях Составляют рассказ о перелетных птицах Срисовывают осенние листья Рассматриваютзанятия людей осеньюв естественных условиях Составляют рассказ по рисунку,с частичной помощью учителя Выбирают сезонную одежду для осени Отвечают на вопросы Выбирают по рисунку инструменты для уборки сада Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетания Выбирают инструменты для уборки сада в натуральном виде в естественных условиях Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение Перечисляют осенние месяцы с помощью учителя Показывают предметы урожая Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Называют 1-2 гриба Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют словосочетание Прослушивают стихотворение Перечисляют осенние месяцы Перечисляют осенние месяцы с частичной помощью учителя Называюти показывают предметы урожая Отвечают на вопросы Рассматривают рисунки Называют 2-3 гриба Работают с опорными словами (урожай, грибы), составляют предложение Прослушивают стихотворение и повторяют 2-3 строки 13 по рисункам Отвечают на вопросы 19 Растения Части растений 1 20 Растения Строение и сходство растений 1 21 Различия растений Разнообразие растений 1 Живая природа. Растения– 12часов Просмотр краткого видеосюжета о Просматривают краткий растениях леса видеосюжет о растениях леса Рассматривание рисунка Рассматривают рисунок Нахождение на иллюстрациях Находят на иллюстрациях объектов природы (дерево, цветок, объекты природы (дерево, трава, кустарник) цветок, трава, кустарник) Работа со словарем (лес, дерево, Работают со словарем (лес, трава) дерево, трава), составляют Рассматривание схемы строения словосочетание растений Рассматривают схемы строения Части растений: корень, стебель растений (ствол), лист, цветок Работают со словарем (цветок, Работа со словарем (цветок, стебель, лист, корень), стебель, лист, корень) составляют словосочетание Отвечают на вопросы Рассматривание схемы Нахождение части растений по рисунку Ответы на вопросы по различию растений Сравнение частей растений и нахождение сходства (лист, стебель, корень) Рассматривание иллюстрации Нахождение объектов природы на рисунке (цветы) Нахождение сходства и различия объектов природы (цветы) по рисунку Зарисовка листьев разных Рассматривают схемы Находят части растений по рисунку Отвечают на вопросы с помощью учителя Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) по иллюстрациям Рассматривают иллюстрации Находят объекты природы на рисунке (цветы) Находят сходства объектов природы (цветы) по рисунку Раскрашивают листья разных растений Перечисляют осенние месяцы по схемам Отвечают на вопросы Просматривают краткий видеосюжет о растениях леса Рассматривают рисунок Находят объекты природы (дерево, цветок, трава, кустарник)в натуральном виде в естественных условиях Работают со словарем (лес, дерево, трава), составляют предложение Рассматривают схемы строения растений Показывают части растений Работают со словарем (цветок, стебель, лист, корень), составляют предложение Отвечают на вопросы Рассматривают схемы Находят части растений в натуральном виде в естественных условиях. Отвечают на вопросы. Сравнивают части растений (лист, стебель, корень) и находят сходство Рассматривают иллюстрации Находят объекты природы в натуральном виде в естественных условиях (цветы) Находят сходства и различия объектов природы (цветы) Рисуют листья разных растений по 14 растений Прослушивание стихотворения Составление рассказа об уходе за растениями 22 Семена растений 1 Рассматривание изображения растений и семян Составление рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) Составление рассказа по картинке (выращивание растения из семян) Практическая работа по посадке растения (семени) Работа по опорным словам (семена, свет, тепло, вода) Прослушивают стихотворение Составляют краткий рассказ об уходе за растениями с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают изображения растений и семян Составляют краткий рассказа об использовании семян (в приготовлении пищи) по картинке с помощью учителя Сажают семена растения (практическая работа) Работаютс опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют словосочетание. Отвечают на вопросы с помощью учителя образцу Прослушивают стихотворение Составляют рассказ об уходе за растениями Отвечают на вопросы Рассматриваютрастения и семена в натуральном виде Составляют рассказ по картинке (выращивание растения из семян) Сажают семена растения (практическая работа) Работаютс опорными словами (семена, свет, тепло, вода), составляют предложения Отвечают на вопросы 15 23 Плоды Овощи 1 24 Плоды Фрукты 1 25 Ягоды 1 26 Овощи, фрукты, ягоды 1 Рассматривание сюжетных рисунков Прослушиваниеучебного текста Рассматривание иллюстрации (овощи) Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (овощи) Рассматривание иллюстрации (фрукты) Ответы на вопросы учителя Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (фрукты) Составление рассказа о пользе фруктов с помощью учителя Прослушивание учебного текста Рассматривание иллюстрации (ягоды) Называние ягод Нахождение и называние знакомых объектов на картинке (ягоды) Называние нескольких овощей, фруктов, ягод Обобщение представлений о плодах Различение понятий: овощи, фрукты, ягоды Составление рассказа о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя Прослушивание стихотворения о витаминах Рассматривают рисунки Прослушиваютучебный текст Рассматриваютиллюстрации (овощи) Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят и указывают знакомые объекты на картинке (овощи) Рассматривают иллюстрации (фрукты) Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят и указывают знакомые объекты на картинке (фрукты) Составляют рассказ о пользе фруктов с помощью учителя Прослушивают учебный текст Рассматривают иллюстрации (ягоды) Находят и называют (указывают по слову)некоторые знакомые ягоды на картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Называют овощи, фрукты, ягоды (по 1-2) Различают овощи, фрукты, ягоды в натуральном виде Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод с помощью учителя Прослушивают стихотворение о витаминах Рассматривают рисунки Прослушиваютучебный текст Рассматривают овощи в натуральном виде Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (овощи) Рассматривают фрукты в натуральном виде Отвечают на вопросы Находят и называют знакомые объекты на картинке (фрукты) Составляют рассказ о пользе фруктов Прослушивают учебный текст. Рассматривают ягоды в натуральном виде. Находят и называют знакомые ягоды на картинке Отвечают на вопросы Называютовощи, фрукты, ягоды (по 2-3) Различают овощи, фрукты, ягоды на картинке Отвечают на вопросы Составляют рассказ о пользе овощей, фруктов и ягод Прослушивают стихотворение о витаминах и повторяют 1-2 строки 16 27 Приспособление растений к сезонным изменениям 1 Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года Рассматривание иллюстрации, определение времени года 28 Приспособление растений к разным условиям жизни 1 Прослушивание вводного слова учителя Просмотр краткого видео о жизни растений в разных условиях Рассматривание иллюстрации, определение условий жизни растения Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают иллюстрации Определяют времена года по состоянию растений на картинке с помощью учителя Прослушивают вводное слово учителя Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях Рассматривают иллюстрации Отвечают на вопросы с помощью учителя Наблюдают за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян в натуральном виде в естественных условиях Отвечают на вопросы Рассматривают иллюстрации Определяют времена года по состоянию растений на картинке Прослушивают вводное слово учителя Просматривают краткое видео о жизни растений в разных условиях Рассматривают иллюстрации Показывают на картинке разные условия жизни растений Отвечают на вопросы 17 29 Уход за растениями 1 Рассматривание иллюстраций об основных приемах ухода за растениями Практические действия: протирать листья, поливать растения, рыхлить почву Инвентарь для ухода за растениями, называние предметов Названия растений и инвентаря 30 Растения (обобщающий урок) 1 Практическое определение объектов природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривание рисунков Определение и называние знакомыхобъектов природы (деревья, кустарники) Работа с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву с помощью учителя Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривают рисунки Показывают знакомыеобъекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях Отвечают на вопросы с помощью учителя Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник) с помощью учителя Рассматривают иллюстрации об основных приемах ухода за растениями Выполняют практическую работу: протирают листья, поливают растения, рыхлят почву Рассматривают инвентарь для ухода за растениями, называют предметы Отвечают на вопросы Показывают и называют объекты природы (деревьев и кустарников) на пришкольном участке (экскурсия) Рассматривают рисунки Показывают и называют знакомыеобъекты природы (деревья, кустарники) на иллюстрациях Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (калина, сирень, смородина, крыжовник), составляют предложения 18 31 Зима Признаки зимы 1 32 Признаки зимы Зимние месяцы 1 33 Зимующие птицы 1 Времена года. Зима– 6часов Рассматривание сюжетного Рассматривают сюжетный рисунка рисунок Работа по схемам Работают по схемам Проведение опыта совместно с Проводят опыт совместно с учителем учителем (наблюдение за Работа с опорными словами (зима, таянием снега в помещении) снегопад) Отвечают на вопросы с Вырезание снежинки помощью учителя Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют словосочетания Раскрашивают снежинку Просмотр краткого видео о Просматриваниекраткого видео признаках зимы о признаках зимы Нахождение и называние Показывают признаки сезона в признаков сезона на иллюстрациях естественных условиях Работа с опорными словами (снег, Отвечают на вопросы с снежинки, воробей, ворона) помощью учителя Составление рассказа о зиме по Работают с опорными словами опорным знакам (схемам) (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют словосочетание Составляют рассказ о зиме по картинкам Наблюдения за зимующими Наблюдают за зимующими птицами и их описание: ворона, птицами: ворона, воробей воробей Рассматривают рисунок Рассматривание рисунка Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают рисунок Работают по схемам Проводят опыт совместно с учителем (наблюдение за таянием снега в помещении) Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (зима, снегопад), составляют предложение Вырезают снежинку Просматривание краткого видео о признаках зимы Называют признаки зимы в естественных условиях Называют зимние месяцы Отвечают на вопросы Работают с опорными словами (снег, снежинки, воробей, ворона), составляют предложения Составляют рассказ о зиме по опорной схеме Наблюдают за зимующими птицами: ворона, воробей Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы 19 34 Животные зимой 1 Рассматривание рисунков Сравнение внешнего вида животных в различное время года Нахождение несоответствия в изображении, тексте 35 Зимняя одежда и обувь Занятия людей зимой Зимняя одежда и обувь Занятия людей зимой 1 Рассматривание рисунка Выбор нужных предметов одежды для зимней прогулки Разучивание текста и правил подвижной игры «Мороз Красный Нос» 36 37 Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые 1 1 Рассматривают рисунок Наблюдают за животными в различное время года на картинках. Отвечают на вопросы с помощью учителя Находят несоответствия в изображении, тексте с помощью учителя Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помощью учителя Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос» Прослушивают стихотворный текст Живая природа. Животные– 8часов Рассматривание рисунков с Рассматривают рисунки с изображением животных изображением животных Показ и называние знакомых Показывают знакомых животных животных Просмотр видео о разнообразии Просматривают видео о животного мира разнообразии животного мира Ответы на вопросы по теме урока Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривают рисунок. Наблюдают за животнымии сравнивают их внешний вид в различное время года на картинках Отвечают на вопросы Находят несоответствия в изображении, тексте Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы Выбирают нужные предметы одежды для зимней прогулки Разучивают правила подвижной игры «Мороз Красный Нос» Прослушивают стихотворный текст и запоминают 2-3 строки Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают и называют знакомых животных Просматривают видео о разнообразии животного мира Отвечают на вопросы 20 38 Сходство и различие животных 1 39 Сходство и различие животных 1 40 Детёныши животных 1 Прослушивание вводных слов учителя Рассматривание рисунков с изображением животных Называние и показ знакомых животных Нахождение и называние различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Работа по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составление рассказа по опорным вопросам Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показывают знакомых животных по слову учителя Находят и называют различия животных (форма тела, окраска, повадки, место обитания) Составляют словосочетания по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Составляют рассказ по опорным вопросам с помощью учителя Прослушивают вводное слово учителя Рассматривают рисунки с изображением животных Показываюти называют знакомыхживотных Сравнивают животных по отличительным признакам (форма тела, окраска, повадки, место обитания)с опорой на картинку Составляют рассказ-описание по опорным словам (шерсть, перья, чешуя) Просмотр краткой презентации и прослушивание комментариев учителя Рассматривание рисунков Называние детенышей зверей, птиц, рыб Составление рассказа по картинке Разучивание игры «Один – много» (детеныши животных) Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки Показывают детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по картинке с помощью учителя Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) Просматривают краткую презентацию и прослушивают комментарии учителя Рассматривают рисунки Показывают и называют детенышей зверей, птиц, рыб Отвечают на вопросы Составляют рассказ по картинке Разучивают игру «Один – много» (детеныши животных) 21 41 Домашние животные 1 Прослушивание текста «Домашние животные» Определение и называние животных по рисунку Составление рассказа по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) Составление описательного рассказа о домашнем животном Рисование (аппликация) «Мое домашнее животное» 42 Дикие животные 1 43 Приспособление животных к смене времён года 1 Просмотр краткого видео о диких животных Рассматривание рисунка и называние изображенных животных Рассматривание рисунков и нахождение соответствия Название сказок про диких животных Сочинение сказки по рисунку Просмотр краткого видео Рассматривание рисунка Работа с опорными словами Составление рассказов с опорой на картинку Просмотр видео и ответы на вопросы о кормлении птиц зимой 44 Животные (обобщающий урок) 1 Рассматривание картинок с изображением животных Называние диких и домашних Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают изображения животных на картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по схемам (изготовление продуктов из молока, шерсти) с помощью учителя Рисуют «Мое домашнее животное» Просматривают краткое видео о диких животных Рассматривают рисунок и показывают изображенных животных Называют сказки про диких животных по картинкам Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают текст «Домашние животные» Показывают и называют изображения животных на картинке Отвечают на вопросы Составляютописательный рассказ о домашнем животном Выполняют аппликацию «Мое домашнее животное» Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют словосочетания с опорными словами Составляют краткий рассказ с опорой на картинку Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой с помощью учителя Рассматривают картинкис изображением животных Показывают и Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют предложения с опорными словами Составляют рассказ с опорой на картинку Просматривают видео и отвечают на вопросы о кормлении птиц зимой Просматривают краткое видео о диких животных Рассматривают рисунок и называют изображенных животных Называют сказки про диких животных Отвечают на вопросы Сочиняют сказку по рисунку Рассматривают сюжетные картины Показывают и называют диких и домашних животных. 22 животных Обобщение понятий по характерным признакам (дикие домашние животные) Сравнение животных по внешнему виду, окраске Составление рассказа о животном 45 Весна Признаки весны 1 дифференцируют диких и домашних животных Сравнивают животных по отличительным признакам с помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляюткраткий рассказ о животном с помощью учителя Времена года. Весна– 6 часов Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки с Нахождение отличий изображением 2 времен года Определение с помощью учителя Находят 1-2 отличия по схемам причин сезонных Показывают с помощью изменений учителя по схемам причины Прослушивание стихотворения сезонных изменений Работа с опорными словами Отвечают на вопросы с (весна, ручьи, почки) помощью учителя Прослушивают стихотворение Составляют словосочетания с опорными словами (весна, ручьи, почки) Сравнивают животных по отличительным и сходным признакам, обобщают в слове (дикие, домашние) Отвечают на вопросы Составляют рассказ о животном по картинке Рассматривают рисунки с изображением 2 времен года Находят 2-3 отличия Показывают и называют по схемам причины сезонных изменений Отвечают на вопросы Прослушивают стихотворения Составляют предложения с опорными словами (весна, ручьи, почки), 23 46 Признаки весны Весенние месяцы 1 Прослушивание текста Нахождение признаков весны по иллюстрациям Ответы на вопросы по тексту учебника Рисование объектов природы (подснежника) по образцу Разучивание стихотворения Работа с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец) 47 Перелётные птицы 1 Просмотр видео о перелетных птицах Рассматривание рисунка Называние перелетных птиц Составление рассказа по рисунку и опорным словам 48 Животные весной 1 Рассматривание и называние изображенных объектов природы (животные весной) Составление рассказа по рисунку и опорным словам Называние детенышей животных Просмотр видео о жизни животных весной Прослушивают текст Показывают признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям Отвечают на вопросы с помощью учителя Раскрашивают объекты природы (подснежники) Прослушивают стихотворение Составляют словосочетания с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец) Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают рисунки с изображением птиц Показывают 1-2 перелетные птицы Отвечают на вопросы с помощью учителя Составляют рассказ по рисунку и опорным словам с помощью учителя Рассматривают и показывают животных весной на картине Составляют рассказ по рисунку и опорным словам Показывают детенышей животных Просматривают видео о жизни животных весной Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают текст Показывают и называют признаки весны в естественных условиях и по иллюстрациям Отвечают на вопросы Рисуют объекты природы (подснежники) по образцу Прослушивают стихотворение и запоминают 2-3 строкиСоставляют предложения с опорными словами (сосульки, жук, бабочка, грач, скворец) Просматривают видео о перелетных птицах Рассматривают сюжетный рисунок Показывают и называют 2-3 перелетные птицы в Отвечают на вопросы Составляют рассказ по рисунку Рассматривают и называют животных весной на картине Составляют рассказ по рисунку Показывают и называют детенышей животных Просматривают видео о жизни животных весной Отвечают на вопросы 24 49 Весенняя одежда и обувь Занятия людей весной 1 50 Весенняя одежда и обувь. Занятия людей весной 1 51 Человек Отличия по полу и возрасту 1 52 Человек Части тела 1 Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Прослушивание стихотворения Рассматривание рисунка Ответы на вопросы с опорой на картинку Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку с помощью учителя Прослушивают стихотворение Отвечают на вопросы с помощью учителя Живая природа. Человек– 11 часов Прослушивание вводных слов Прослушивают вводные слова учителя учителя Нахождение сходства и различия Находят сходстволюдей по людей по картинке (внешний вид, картинке в естественных пол, возраст) условиях(внешний вид, пол, Называние изображенных людей возраст) с помощью учителя Рассказ о себе по плану Называют изображенных людей Прослушивание стихотворения Рассказывают о себе по Работа с опорными словами краткому плану Прослушивают стихотворение Составляют словосочетания с опорными словами Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивание вводных слов Прослушивают вводные слова учителя учителя Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Прослушивают стихотворение и повторяют 1-2 строки Отвечают на вопросы Прослушивают вводные слова учителя Находят сходствои различия людейв естественных условияхи по картинке (внешний вид, пол, возраст). Называют и показывают изображенных людей Рассказывают о себе по плану Прослушивают стихотворение, повторяют 3-4 строки Составляют предложения с опорными словами Отвечают на вопросы Прослушивают вводные слова учителя 25 53 Человек. Части тела 1 54 Гигиенические навыки 1 Прослушивание(чтение) стихотворения, работа с текстом Нахождение и показ частей тела на рисунке (на объекте), называние частей тела Игра в дидактическую игру «Части тела» Игра «Театр теней» Работа с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составление рассказа о себе по опорным вопросам Просмотр краткого видео. Разучивание правил гигиены. Рассматривание рисунков. Определение правила гигиены по рисункам. Составление рассказа о правилах ухода за телом. Выполнение заданий на дифференциацию предметов по назначению. Разучивание стихотворения Прослушиваютстихотворение Находят и показывают части тела на себе Называют части тела на картинке Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют словосочетания с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе с помощью учителя Прослушиваютстихотворение, работают с текстом Находят и называют частей телана себе Играют в дидактическую игру «Части тела» Составляют предложение с опорными словами (голова, шея, туловище, руки, ноги) Составляют рассказ о себе по опорным вопросам Просматривают краткое видео. Разучиваютправила гигиены по картинкам. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы с помощью учителя. Выполняют упрощенные задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают стихотворение Просматривают краткое видео. Разучиваютправила гигиены в натуральном виде в естественных условиях. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы. Выполняют задания на дифференциацию предметов по назначению. Прослушивают и заучивают 2-3 строки стихотворения 26 55 Лицо человека 1 Рассматривание рисунка Выполнение задания по рисунку Игра «Свет мой, зеркальце, скажи» Нахождение сходства и различия лиц по рисунку Называние частей лица человека Рисование своего портрета 56 Глаза Охрана зрения 1 Определение функции глаз по рисункам Рисование предмета Нахождение и называние частей объекта (брови, века, ресницы) у себя и на картинке Работа с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивание правил гигиены глаз Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» Разучивание гимнастики для глаз «Автобус» Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи» Находят сходство лиц одноклассников Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают части лица человека на рисунке Раскрашивают портрет Рассматривают рисунок, определяют функции глаз с помощью учителя Рисуют глаз по образцу Находят и показывают части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивают правил гигиены глаз Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» Разучивают гимнастику для глаз «Автобус» Рассматривают рисунок Выполняют задания по рисунку Играют в игру «Свет мой, зеркальце, скажи» Находят сходство и различия лиц одноклассников и на картинках Отвечают на вопросы Показывают части лица человека на рисунке Рисуют свой портрет Рассматривают рисунок, определяют функции глаз Рисуютглаз по образцу Находят и называют части объекта (брови, веки, ресницы) у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (брови, веки, ресницы) Разучивают правил гигиены глаз Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежат глаза» Разучивают гимнастику для глаз «Автобус» 27 57 Уши Орган слуха 1 Прослушивание текста (строение уха), ответы на вопросы Определение функции уха Отгадывание загадок Нахождение и называние объекта у себя и на картинке Работа с опорными словами (уши, слух) Разучивание правил гигиены ушей Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объяснение смысла выражения «Ушки на макушке» 58 Нос Орган дыхания 1 Прослушивание текста (строение носа), ответы на вопросы Определение функции носа у себя Практическая работа «Узнай по запаху» Нахождение и называние объекта у себя и на картинке Работа с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивание правил гигиены носа Дидактическая игра по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос» Составление рассказа (обоняние собаки) Объяснение смысла выражения «Держать нос по ветру» Прослушивают текст (строение уха) Определяют функции ушей с помощью учителя Находят и показывают парный объект у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей по картинкам Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают текст (строение носа) Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям) Играют в игру «Узнай по запаху»(практическая работа) Находят и показывают нос у себя и у одноклассников. Составляют словосочетания с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивают1-2 правила гигиены носа с опорой на картинки Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос» Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают текст (строение уха). Определяют функции ушей Находят, показывают и называют парный объект у себя и на картинке Составляют предложения с опорными словами (уши, слух) Разучивают правила гигиены ушей Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит голос» Объясняют смысл выражения «Ушки на макушке» Отвечают на вопросы Прослушивают текст (строение носа) Определяют функцию носа у себя (по своим ощущениям) Играют в игру «Узнай по запаху» (практическая работа) Находят и показывают нос у себя и у одноклассников, сравнивают Составляют предложения с опорными словами (нос, запах, обоняние, дыхание) Разучивают2-3правила гигиены носа Играют по иллюстрациям «Назови, кому принадлежит нос» Составляют рассказ об обоняниисобаки Объясняют смысл выражения «Держать нос по ветру» Отвечают на вопросы 28 59 Рот Орган вкуса 1 60 Кожа Орган осязания 1 Прослушивание текста (строение рта), ответы на вопросы Дифференциация предметов по функциональному назначению Практические работы «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» Нахождение и называние объекта (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Работа с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивание правил гигиены полости рта, поведения во время еды Отгадывание загадок Объяснение выражения «Держать язык за зубами» Прослушивание текста Рассматривание рисунка и определение свойств предмета Описание предмета по ощущениям («волшебный мешочек») Работа с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Рассматривание рисунка Правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, поведение при порезах ожогах Дидактическая игра «Чем покрыто тело животного» Прослушивают текст (строение рта) Играют в игры «Найди предметы для чисткизубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа) Находят и показывают объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Составляют словосочетания с опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды по картинке Отвечают на вопросы с помощью учителя Прослушивают текст (строение рта) Играют в игры «Найди предметы для чистки зубов», «Определи вкус продукта» (практическая работа) Находят и показывают, называют объект (рот, губы, зубы, язык) у себя и на картинке Составляют предложения опорными словами (рот, язык, сладкий, кислый, горький, соленый) Разучивают правила гигиены полости рта, поведения во время еды Отгадывают загадки Объясняют смысл выражения «Держать язык за зубами» Прослушивают текст Рассматривают рисунок Называют предмет по ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют словосочетания с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведенияпри порезах ожогах по картинкам Играют в игру «Чем покрыто тело животного» Прослушивают текст Рассматривают рисунок Называют и описывают свойства предметовпо ощущениям (Игра «волшебный мешочек») Составляют предложения с опорными словами (кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий) Изучают правила работы с ножом и утюгом, правила гигиены кожи, правила поведения при порезах ожогах Играют в игру «Чем покрыто тело животного» Отвечают на вопросы 29 61 Осанка Скелет и мышцы человека 1 62 Лето Признаки лета 1 63 Признаки лета Летние месяцы 1 Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривание рисунка и Рассматривают рисунок нахождение картинки на Прослушивают стихотворение правильную осанку для физкультминутки Разучивание стихотворения для Изучают правила посадки за физкультминутки партой, ношения груза, Изучение правил посадки за правильной осанки на партой, ношения груза, собственном примере правильной осанки Разучивают и выполняют Разучивание упражнений утренней упражнения утренней гимнастики на разные виды мышц гимнастики на разные виды мышц по показу учителя Времена года. Лето- 5 часов Рассматривание рисунков Рассматривают рисунки Нахождение и Находят и показываютпризнаки называниепризнаков лета в лета в естественных условиях и естественных условиях и на на рисунке рисунке Отвечают на вопросы с Ответы на вопросы по рисункам помощью учителя (признаки лета) Рассматривают и показывают Определение по схемам сезонных по схемам сезонные изменения изменений летом летом Перечисление летних месяцев Нахождение различий на рисунках Нахождение признаков лета по опорным схемам Рисование по теме «Лето» после прослушивания стихотворенияРабота с опорными словами (лето, цветы) Составление рассказа по рисунку Перечисляют летние месяцы с помощью учителя по картинкам Находят различия на рисунках Находят признаки лета по опорным схемам Раскрашивают картину по теме «Лето» после прослушивания стихотворения Составляют словосочетания с опорными словами (лето, цветы) Рассматривают рисунок Разучивают стихотворение для физкультминутки Изучают правила посадки за партой, ношения груза, правильной осанки на собственном примере и примере одноклассников Разучивают и выполняют упражнения утренней гимнастики на разные виды мышцв классе Рассматривают рисунки Находят и показывают, называютпризнаки лета в естественных условиях и на рисунке Отвечают на вопросы Рассматривают и показывают, называют по схемам сезонные изменения летом Перечисляют летние месяцы Находят различия на рисунках Находят признаки лета на сюжетной картине Рисуют по теме «Лето» после прослушивания стихотворения Составляют предложения с опорными словами (лето, цветы) Составляют рассказ по рисунку Отвечают на вопросы 30 64 Животные и растения летом 1 65 Летняя одежда и обувь Занятия людей летом Безопасные летние каникулы Занятия людей летом Безопасные летние каникулы 1 66 1 Составляют рассказ по рисунку помощью учителя Отвечают на вопросы с помощью учителя Рассматривание и называние Рассматривают и показывают животных и растений по рисунку животных и растений по Составление рассказа по рисунку и рисунку опорным словам Составляют рассказ по рисунку Называние детенышей животных и опорным словам Отвечают на вопросы с помощью учителя Показывают 1-2 детенышей животных Определение на календаре периода Показывают на календаре летних каникул, времени занятий и период летних каникул, отдыха, праздничных дней времени занятий Выделение нужных предметов Показывают и выбирают одежды после прослушивания нужные предметы одеждыпосле стихотворения прослушивания стихотворения Ответы на вопросы по рисункам Отвечают на вопросы по (занятия людей летом) рисункам (занятия людей Проговаривание правил поведения летом). на водоемах летом Проговаривают правила поведения на водоемах летом по картинкам Рассматривают и показывают, называют животных и растений на рисунках Составляют рассказ по опорным словам Отвечают на вопросы Показывают и называют 3-4 детеныша животных Показывают на календаре период летних каникул, времени занятий и отдыха, праздничных дней Показывают и называют нужные предметы одежды после прослушивания стихотворения Отвечают на вопросы по рисункам (занятия людей летом) Проговаривают правила поведения на водоемах летом 31 32