МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (для 1 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 11 2 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая психомоторики программа и по коррекционному сенсорных процессов » курсу составлена «Развитие на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № обучающимся с 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП умственной УО (вариант отсталостью 1)адресована (интеллектуальными легкой нарушениями) сучетомреализацииихособыхобщеобразовательныхпотребностей,атакжеин дивидуальныхособенностейивозможностей. Учебный предмет «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и являются обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным планом программа по учебному предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи коррекционных занятий. Цель обучения – формирование познавательных процессов как психологических достижений возраста, которые требуют специальных условий (методов и приемов) для своего развития. Задачи обучения: − формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению познавательных действий и решению познавательных задач; − формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми умениями; 3 − коррекция познавательной деятельности; − раскрытие творческих возможностей с учетом индивидуальных предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и предметного мира; − формирование словесных высказываний детей, обогащение словарного запаса с опорой на свой чувственный и практический опыт, на основе усвоения новых знаний и умений. Указанные задачи реализуются в следующих направлениях: − развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной); − сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.); − систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений; − формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Коррекционные занятия«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение. Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Разные формы психики, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы. Коррекционные занятия по «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» осуществляются при использовании различных методов: − практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты; − наглядные- наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера); − словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка; − двигательные - используются закрепления любых телесных таких психических функций, навыков, как для актуализации предполагают эмоции, память, и включенность восприятие, процессы саморегуляции, речь. Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и др. 5 Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы 1 1. Обследование обучающихся 2 2. Развитие крупной и мелкой моторики; 10 графомоторных навыков 3. Тактильно-двигательное восприятие 5 4. Кинестетическое и кинетическое развитие 4 5. Восприятие формы, величины, цвета; 16 конструирование предметов. 6. Развитие зрительного восприятия и зрительной 5 памяти 7. Восприятие особых свойств предметов 5 8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти 5 9. Восприятие пространства 7 10. Восприятие времени 5 11. Обследование познавательной деятельности и 2 2 66 3 графомоторных навыков Итого: 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − формирование адаптации к обучению и познанию; − принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − положительное отношение к окружающей действительности; − формирование мотивации обучающегося к учебному процессу. Предметные: Минимальный уровень: − различать основные цвета, величину (большой - маленький), геометрические формы (квадрат, круг); − показывать правую, левую руку с/без помощи педагога; − называть времена года с опорой на картинки, называть следующее время года; − обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога (поверхность, вес, температуру); − переходить от одного вида деятельности к другому; − запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции; − ориентироваться в условиях практических проблемных задачах; − иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей; − воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинноследственные связи и зависимости между объектами и явлениями. Достаточный уровень: − выполнять действия по инструкции педагога; − различать форму плоской фигуры при помощи зрительного восприятия и осязания; 7 − узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); − группировать предметы и картинки по основным цветам; − уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина; − уметь последовательно называть времена года; − сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь практической и зрительной ориентировкой; − различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки; − уметь определять предметы по весу: легкий-тяжелый с открытыми и закрытыми глазами; − определять на вкус сладкие и горькие продукты; − составлять целое из частей (2-3 детали); − анализировать проблемно-практические задачи; − иметь представление о мужских женских профессиях, дифференцировать их; − выполнять анализ наглядно-образных задач; − сопоставлять и соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией; − выполнять задания на классификацию картинок без образца; − выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки; − иметь представления о количественном признаке предметов: группировать картинки по количественному признаку (много – один). 8 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов – нет фиксируемой динамики; − 1 балл – минимальная динамика; − 2 балла- удовлетворительная динамика; − 3 балла – значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной отсталостью программе для (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с умственной результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На коррекционных занятиях «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» система оценивания является безотметочной, в тоже время учитель-дефектолог постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме тестирования. Итоговые работы могут состоять из группового и индивидуального обследования. Учитель-дефектолог анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется протокол на обучающегося. Проводится мониторинг графомоторных навыков и познавательной сферы: первичное (на начало года); итоговое (конец года). 9 В основу организации процедуры коррекционного мониторинга по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающихся положены методики Е.А. Стребелевой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревич, А.Р. Лурия, М.М. Семаго. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть использованной допускаемых помощи, дифференцированного что ошибок, вид и количество дает возможность получения более результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Критерии оценки уровня развития: − высокий – 100 - 80%; − выше среднего – 79,9 -65%; − средний – 64,9 - 45%; − низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный график динамики развития, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты сенсорной системы обучающегося и позволяющий отследить динамику его познавательного развития. 10 IV. № Тема Кол-во часов ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование - 2 часа 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно 2 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий 1 Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий Выполняют дифференцированные задания при оказании помощи учителя Выполняют большинство заданий самостоятельно 3 4 5 Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков -10 часов Стимулирующие 1 Метание в цель мяча, стрел; Умеют целиться в цель. Контролируют сменяемость упражнения повышающие «Кольцеброс» Целенаправленно действий. энергетический потенциал: Игра с мячом, обручем выполняют действия Демонстрируют ловкость массаж кистей и пальцев движений, устойчивость рук, катание ладонью шариков, самомассаж Целенаправленность 1 Выполнение действий по Умеют четко действовать Самостоятельно выполнения действий и инструкции учителя (2 шага по инструкции выполняют действия движений по инструкции вперед — поворот направо учителя (бросание в цель, и т. д.) повороты и перестроения) Пальчиковая гимнастика с 1 Выполнение пальчиковой Умеют ориентироваться в Подражают взрослому, речевым сопровождением гимнастики с речевым микропространстве. понимают смысл речи. сопровождением Умеют учитывать Умеют учитывать сенсорные 11 Работа со шнуром, нанизывание бусин, шнуровка, плетение косички Штрихование в разных направлениях, с различной силой движения руки; штрихование различными видами линий сенсорные свойства предметов Согласовывают действия и движения разных частей тела 6 Упражнения на синхронность работы обеих рук 1 7 Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету 1 8 Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур 1 Формирование навыка обводки по контуру, трафарету Обводят по трафарету орнаменты из геометрических фигур по инструкции учителя 9 Развитие координации движений руки и глаза (по инструкции педагога) 1 Умеют согласовывать действия и движения разных частей тела 10 Графический диктант (по показу) 1 Формирование навыка обводки по контуру, создание рисунка на бархатной бумаге, мозаика Знакомство с графическим диктантом 11 Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм 1 Вырезание ножницами, сгибание бумаги Вырезают из бумаги по контуру предметные изображения. Умеют пользоваться ножницами, шаблоном Раскрашивают рисунок, выполнять штриховку в разных направлениях Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа свойства предметов Умеют действовать по инструкции, четко выполнять действия, сличать результат с образцом Умеют аккуратно раскрашивать рисунок, выполнять штриховку в разных направлениях. Умеют координировать движения рук при письме Умеют обводить по трафарету, штриховать и раскрашивать. Умеют действовать по образцу Умеют действовать по инструкции, четко выполнять действия, сличать результат с образцом Умеют действовать самостоятельно, сравнивают результат с образцом. Умеют подчиняться правилам Владеют приемами вырезания самостоятельно 12 12 Работа в технике объемной аппликации 1 Работа в технике объемной аппликации Составляют целое из разных частей. Составлять целое из отдельных частей Соотносят части изображений по размеру, расцветке. Умеют работать вместе на одном листе бумаги, быстро ориентироваться на этом пространстве Тактильно-двигательное восприятие– 5 часов 13 14 15 16 Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов Определение на ощупь формы предметов. Тактильное восприятие жидкости 1 Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) Узнают знакомые предметы на ощупь (правой и левой рукой попеременно) по инструкции учителя 1 Узнают на ощупь объемные Определяют на ощупь формы (шар, куб) и плоскостные предметов самостоятельно (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал) геометрические фигуры Рисование ладошками, выполнение пальчиковых рисунков Раскатывание пластилина на картинке, лепка: «Урожай» 1 Обследование геометрического тела (шар, куб, брусок, призма: крыша). Рассматривание, ощупывание трафарета фигур треугольник, круга, квадрата, прямоугольника, овала Рисование ладошками разные виды животных 1 Раскатывание пластилин на картинке, лепка: «Урожай» Рисуют ладошками разные виды животных по инструкции учителя Создают разные образы в преобразования форм и творческого воображения Определяют на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) самостоятельно Рисуют ладошками разные виды животных Используют разные приемы лепки 13 17 Игры с крупной мозаикой различной текстуры 1 18 Движения и позы верхних и нижних конечностей 1 19 Движения и положения головы, вербализация собственных ощущений 1 20 Движения и позы всего тела 1 21 Имитация движений и поз 1 Инсценируют сказку Инсценируют сказку (повадки зверей, природных «Колобок» с помощью «Колобок», животных явлений) учителя Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов- 16 часов 22 Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб) Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные) 1 Выкладывание узоров из мозаики Умеют группировать детали по цвету, выкладывать детали мозаики Кинестетическое и кинетическое развитие-4 часа Работают по образцу и самостоятельно Выполнение упражнения по инструкции педагога. Логоритмические игры. Инсценировка движений разных животных Выполнение движения по инструкции учителя. Логоритмические игры, упражнения Имитирование движения, игра «Море волнуется», «Зеркало». Логоритмические игры и упражнения Инсценировка сказки «Колобок», животные Умеют инсценировать Инсценируют движения движения разных животных разных животных по инструкции учителя самостоятельно Изучение и называние геометрических тел. Последовательное восприятие геометрических тел двумя руками Умеют рассматривать, запоминают и называют геометрические тела Выполняют движения по инструкции учителя Умеют выполнять движения и логоритмические упражнения самостоятельно Имитируют движения по инструкции учителя Имитируют движения и позы тела самостоятельно Знают название геометрических тел. Группируют предметы по форме 14 Соотношение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрические тела Формирование у детей сенсорных эталонов формы. Развитие зрительного восприятия 1 25 Составление изображения из геометрических фигур 1 26 Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Обучение умению выделять отдельные параметры величины в предметах окружающего мира Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине 1 23 24 27 1 1 Соотнесение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрического тела Соотнесение геометрической фигуры и её контурные изображения. Действие по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его» Составление изображения из геометрических фигур. Называние геометрической фигуры, из которых состоит рисунок Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Называние разных категорий величины по словесной инструкции Умеютсоотносить геометрического тела и его изображения Обводят геометрические изображения самостоятельно Умеют самостоятельно соотносить геометрические фигуры и её контурные изображения Умеют действовать по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его» Умеют воспринимать изображения, составленные из геометрических фигур Знают какназывать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок Умеют раскладывать однородные предметы разной величины на 2 группы Знают как выделять и называть разные категории величины по словесной инструкции Сравнивание фигур(изображений) по разным параметрам величины. Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины Сравнивают фигуры (изображения) по разным параметрам величины с помощью учителя Сравнивают 2—3 предметов по высоте и толщине 15 28 Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине 1 29 Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога 1 30 Закрепление и активизация представлений в практической деятельности. Развитие зрительного восприятия, координации рук, развитие воображения при составлении орнамента Формирование у детей сенсорных эталонов цвета 1 Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов 1 31 32 1 Сравнивание фигуры (изображения) по параметрам величины. Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины. Развивающие задания в тетради Соотнесение геометрической формы и изображения предмета: дидактическая игра «Фигуры и формы». Соотнесение предмета по величине в натуре и изображенных на картинках Составление геометрической фигуры из частей по расчленённому образцу. Составление изображения и орнаменты из геометрических фигур Сравнивают фигуры (изображения) по параметрам величины по инструкции учителя Сравнивают 2—3 предметов по длине и ширине самостоятельно Соотносят геометрические формы и изображения предмета Группируют3 предметов по форме и величине Составляют геометрические фигуры из частей по расчленённому образцу Составляют изображения и орнаменты из геометрических фигур самостоятельно Усваивание названия сенсорных эталонов цвета. «Какого цвета?» «Подбери чашки к блюдцам» Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3-4 группы Умеют называть сенсорные эталоны цвета Называют сенсорные эталоны цвета и оттенки самостоятельно Раскладывают однородные предметы разного цвета с Раскладывают однородные предметы разного цвета на 3-4 16 33 Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов Нахождение в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции 1 Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога Составление сериационных рядов по величине и цвету по заданному признаку 1 35 Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков к основным цветам 1 36 Конструирование предметов из геометрических фигур 1 34 Нахождение в окружающей среде предмета заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Выбор и группировка предметов по цветовому признаку: «Что бывает такого цвета?» «Соедини предметы одинакового цвета» Выделение формы и цвета по словесной инструкции: «Покажи красный круг» Группировка предметов по форме, по цвету Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета» Дидактическая игра «Построим город», «Построим мост» помощью учителя группы самостоятельно Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции Группируют предметы по цветовому признаку самостоятельно Выделяют формы и цвета по словесной инструкции Группируют предметы по форме, по цвету без словесной инструкции Различают цвета и оттенки по инструкции учителя Подбирают оттенки к основным цветам самостоятельно Умеют конструировать предметы из геометрических фигур Конструируют предметы из геометрических фигур самостоятельно 17 37 Выделение и различение 1 Составление целого из Выделяют и различают частей знакомых предметов частей (3—4 детали) на части знакомых предметов Составление целого из разрезном наглядном с опорой на образец частей (3—4 детали) на материале разрезном наглядном материале Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти – 5 часов Выделяют и различают части знакомых предметов самостоятельно 38 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции учителя) 1 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей Умеют формировать навыки зрительного анализа и синтеза предметов по инструкции учителя Формируют навыки зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3— 4 деталей 39 Нахождение отличий на наглядном материале 1 Сравнение двух картинок, игра «Найди отличия» Сравнивают две картинки на наглядном материале с помощью учителя Сравнивают две картинки на наглядном материале самостоятельно 40 Развитие зрительной памяти 1 Выполняют упражнения на зрительную память без опоры на образец 41 Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения) 1 Развитие зрительной памяти Умеют выполнять упражнения на зрительную память по инструкции учителя Различие наложенного Различают наложенные изображения предметов изображения предметов по образцу 42 Упражнения для профилактики и коррекции зрения (на занятиях) 1 Выполнение физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику Выполняют физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику без опоры на образец Умеют выполнять физкультминутки, упражнения для глаз, зрительную гимнастику по инструкции учителя Умеют различать наложенные изображения предметов (2-3 изображений) 18 Восприятие особых свойств предметов – 5 часов 43 Развитие тактильнодвигательного восприятия 1 44 Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник) 1 45 Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное) 1 46 Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху» 1 Узнавание знакомый предмет на ощупь. Ощупывание путём передвижения ладони и пальцев по предмету. Определение фактуры предмета: шершавый, гладкий. Мешочек на ощупь «Найди такой же» Определение по инструкции холодной, тёплой, горячей воды. Различие температуры предмета на ощупь; использование слов «тёплый», «холодный», «горячий». Определение температуры предмета по картинке Различение вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное) Узнают знакомый предмет на ощупь с помощью учителя Узнают знакомый предмет на ощупь. Определяют фактуры предмета: шершавый, гладкий Определяют по инструкции холодной, тёплой, горячей воды Различают температуры предмета на ощупь. Определяют температуры предмета по картинке Умеют различать вкусовые качества с помощью учителя Различают вкусовые качества самостоятельно Развитие обоняния (приятный - неприятный запах) Умеют определять по запаху (приятныйнеприятный запах) Определяют по запаху (приятный- неприятный запах) самостоятельно. 19 47 Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений 48 Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости 1 Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости Умеют развивать умения прислушиваться и различать шумы по громкости 49 Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки) 1 Характеристика звуков по громкости и длительности Умеют различать звуки по Различают шумы, громкости и длительности с музыкальные и речевые звуки помощью учителя самостоятельно 50 Различение мелодии по характеру (веселая, грустная) 1 Прослушивание музыкальных произведений Умеют различать мелодии по характеру с помощью учителя Различают мелодии веселые и грустные самостоятельно 51 Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды) Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) 1 Подражание звукам окружающей среды Умеют подражать звукам окружающей среды 1 Определение происхождения звуков Подражают звукам окружающей среды самостоятельно Различают по звук по голосу самостоятельно 52 Сравнение предметов, Умеют сравнивать имеющих разную массу. предметы, имеющие Использование слова разную массу «тяжелее», «легче», «такой же массы» Развитие слухового восприятия и слуховой памяти – 5 часов 1 Умеют определять звуки Используют слова «тяжелее», «легче», «такой же массы» Развивают умения прислушиваться и различать шумы по громкости самостоятельно 20 53 Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела 1 Восприятие пространства- 7 часов Формирование навыков Показывают части тела по ориентировки в схеме инструкции учителя собственного тела 54 Ориентировка в помещении (Слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу) 1 Ориентировка в помещении Умеют двигаться в заданном направлении, обозначение словом направления движения Ориентируются в понятиях слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу 55 Ориентировка в школьном помещении 1 Ориентировка в школьном помещении Умеют ориентироваться в понятии «дальше-ближе» Ориентируются в помещении самостоятельно 56 Ориентировка на листе бумаги 1 Выделение всех углов, срисовывание с образца по словесной инструкции Выделяют все углы, срисовывают с образца по словесной инструкции Ориентируются на листе бумаги самостоятельно 57 Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа 1 Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа Умеют словесно обозначать Обозначают пространственных пространственных отношений отношений между между предметами предметами по инструкции учителя 58 Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа. Пространственная ориентировка на 1 Словесное обозначение пространственных отношений между предметами Умеют раскладывать предметы по инструкции Умеют ориентироваться в схеме собственного тела Ориентируются на поверхности парты самостоятельно 21 поверхности парты 59 Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов 1 Определение положения предметов Умеют определять положение предмета с помощью учителя Используют предлоги для определения положения предмета Восприятие времени– 5 часов 60 Части суток (утро, день, вечер, ночь) 1 61 Дидактическая игра «Веселая неделя» 1 62 Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года» Знакомство с часами. Меры времени (секунда, минута, час, сутки) Определение времени по часам. Игры с моделью часов 63 64 Игра «Неделька», понятие сутки, игра «В какое время суток это бывает?» Выполнение заданий на понятия части суток, дни недели, времена года Умеют называть части суток с помощью учителя 1 Название по порядку месяцев в году Умеют назвать времена года с опорой на образец 1 Название мер времени (секунда, минута, час, сутки) Умеют называть меры времени (секунда, минута, час, сутки) с опорой на образец 1 Беседа, игра с часами «Скажи, который час?» Определяют время по часам Определяют время по часам с помощью учителя самостоятельно Выполняют задания на понятия частей суток, дней недели, времен года Называют части суток. Определяют в какое время суток это бывает Выполняют задания на понятия частей суток, дней недели, времен года самостоятельно Работают с моделью «Времена года» самостоятельно Называют меры времени (секунда, минута, час, сутки) самостоятельно 22 Обследование познавательной деятельности и графомоторных навыков - 2 часа 65 Обследование графомоторных навыков 1 Выполнение графических заданий (зрительные и на слух) Ориентируются в пространственных понятиях, удерживают и фиксируют взгляд на пространстве листа Выполняют графические задания без опоры на образец 66 Обследование познавательной деятельности 1 Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти и внимания и мыслительных операций Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью учителя. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец. Узнают звуки живой природы с помощью учителя. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции учителя. Определяют «четвертый лишний с помощью учителя. Определяют последовательность событий с опорой на образец. Сравнивают группы предметов по количеству, считают, выполняют арифметические действия Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке. Узнают звуки живой природы. Выполняют описание предметов, воспринятых тактильно. Определяют «четвертый лишний». Определяют последовательность событий. 23