МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Речевая практика» (для 1 класса) ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................... 9 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика». Цель обучения - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми. Задачи обучения: − совершенствование речевого опыта; − обогащение языковых средств обучающихся; − формирование выразительной стороны речи; − формирование у обучающихся навыков связной речи; − воспитание культуры речевого общения. 3 Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 1 классе определяет следующие задачи: − формирование умения понимать и четко выполнять речевые инструкции; − формирование умения взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий; − развитие интонационной речи; − совершенствование грамматического строя речи; − формирование связного монологического высказывания; − воспитание уважительного отношения к собеседнику, его пожеланиям. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение речевой практике в 1 классе неразрывно связано с развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также, с воспитанием любознательности, культуры поведения в обществе. Содержание программы включает четыре раздела: − Аудирование и понимание речи. − Дикция и выразительность речи. − Общение и его значение в жизни. − Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения, примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией). Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения. Центральным в программе является раздел «Организация речевого общения». В нём определены речевые ситуации, которые встречались или могли встретиться в реальной жизни детей. В этих ситуациях школьники должны вести себя (вербально и невербально) в традициях данного общества. Иными словами, в процессе реализации программных тем предполагается научить детей понимать речевую ситуацию, правильно вести себя в ней, точно использовать языковые средства для поддержания общения. В 1 классе дети учатся понимать и чётко выполнять речевые инструкции учителя, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, а также участвовать в мини-диалогах, которые знакомы им по бытовым ситуациям. Кроме того, на уроках необходимо создавать условия для развития интонационной выразительности речи обучающихся, 5 совершенствования их лексики, грамматического строя речи, а также формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания. Выбор методов обучения обуславливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации. На уроках речевой практики широкое применение находят такие методы обучения: конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, составление предложений, ролевые игры, дидактические игры, а также методы и приемы интерактивного обучения с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность уроков заметно возрастает. Обучение речевой практике носит коррекционную и практическую направленность и тесно связано с другими предметами. Содержание разделов № п/п Название раздела, темы Количество Контрольные часов работы 1 Аудирование 13 2 Дикция и выразительность речи 18 3 4 Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Культура общения 22 13 Итого: 66 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; − определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения; − овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. Предметные: Минимальный уровень: − выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя; − называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками; − употреблять вежливые слова при обращении к другим людям; − правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании; − знать свое имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу; − слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. Достаточный уровень: − выполнять задания по словесной инструкции; − называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками; − слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; − внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова; − соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании; 7 − объяснять, как можно доехать или дойти до школы; − сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома; − составлять небольшие рассказы. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно» Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; − «частично верно» - задание выполнено на 30-70 %; − «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 % 8 № Тема предмета Кол-во часов IV. 1 Давайте познакомимся 1 2 Где мы учимся Школа 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Давайте познакомимся – 4 часа Знакомство, приветствие Употребляют в речи Игра «Наши имена» слова – Здравствуйте! Введение в ситуацию (беседа с До свидания! привлечением личного опыта, ответы на Знакомятся с правилами вопросы на основе иллюстраций) поведения по алгоритму Знакомство с основными правилами Называют свое имя и поведения в диалоге, при знакомстве: имена одноклассников собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший Моделирование мини-диалогов между учителем и учеником. Употребление фразы «Меня зовут…» Игра «Приветствие» Слушают музыкальное Прослушивание песни из мультфильма произведение «Крошка Енот» («Улыбка», слова Повторяют правила М.Пляцковского, музыка В. Шаинского) поведения при Повторение основных правил поведения знакомстве по алгоритму в диалоге, при знакомстве Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица по отношению друг к другу Рассматривание картинки в учебнике Ответы на вопросы учителя по Достаточный уровень Употребляют в речи слова – Здравствуйте! Доброе утро, До свидания! Знакомятся с правилами поведения по алгоритму Называют свое имя, используя предложение «Меня зовут…» Слушают музыкальное произведение Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Отвечают на вопросы учителя по содержанию картинки 9 содержанию картинки Игра «Приветствие» Рассматривание картинки в учебнике Ответы на вопросы учителя по содержанию картинки Экскурсия в спортивный зал Знакомство с учителем физкультуры (возможна экскурсия в кабинет музыки, кабинет логопеда) Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в школе?» 3 Урок музыки Урок физкультуры 1 Употребляют в речи слова- Здравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Отвечают на простые вопросы учителя 4 Школа Кто нас лечит и кормит 1 Игра «Приветствие» Употребляют в речи Рассматривание картинки по теме урока слова - Здравствуйте! Ответы на вопросы учителя по Доброе утро! содержанию картинки Составление Повторяют правила предложений по картинкам поведения при Экскурсия в медицинский кабинет, знакомстве столовую Знакомство с персоналом Отвечают на простые Беседа – «С кем ты познакомился(ась) в вопросы учителя по школе?» содержанию картинки Знакомство во дворе - 3 часа Употребляют в речи слова - Здравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве Отвечают на вопросы учителя 5 Школа Школьный двор 1 Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта) Разучивание чистоговорок «Ра-ра-ра – нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру» Экскурсия по школьному двору Беседа во время экскурсии по школьному двору Проговаривают чистоговорку самостоятельно Отвечаютна вопросы учителя во время экскурсии по школьному двору Называют объекты, находящиеся на Повторяют чистоговорку за учителем Отвечают на простые вопросы учителя во время экскурсии по школьному двору Употребляют в речи слова – Здравствуйте! Доброе утро! Повторяют правила поведения при знакомстве по алгоритму Отвечают на вопросы учителя 10 6 Знакомство во дворе 7 1 1 8 Дорога домой Какие бывают дома 1 9 Дорога домой Читаем сказку «Гуси-лебеди» 1 Повторение чистоговорок «Ра-ра-ра – нам гулять пора. Ру-ру-ру - начинаем мы игру» Закрепление правил поведения при знакомстве Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») Конструирование диалога «Знакомство во дворе» Дорога домой – 3 часа Введение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта) Разучивание чистоговорок про дома Рассматривание картинок к уроку Ответы на вопросы учителя по содержанию картинок Составление рассказа о доме, в котором он живет. Беседа о правилах безопасного поведения на улице Повторение чистоговорок Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» Составление рассказа по картинкам о том, как дети возвратились домой Повторяют чистоговорку за учителем Повторяют правила поведения при знакомстве Называют свое имя школьном дворе (школьный стадион, спортивная площадка, игровая площадка, клумбы и т.д.) Проговаривают чистоговорку самостоятельно Повторяют правила поведения при знакомстве Называют свое имя Составляют диалог с вопросительными предложениями «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Повторяют чистоговорки за учителем Отвечают на вопросы учителя по картинке Проговаривают чистоговорки самостоятельно Отвечают на вопросы учителя Составляют рассказ о доме Называют домашний адрес Повторяют чистоговорки за учителем Называют героев сказкипо картинкам Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют героев 11 10 Играем в сказку «Гуси-лебеди» 11 Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») 1 1 12 Мы играем в «Теремок» 1 Закрепление содержания сказки (прослушивание сказки в аудиозаписи) Коллективное рассказывание сказки Драматизация фрагментов сказки «Теремок» - 2 часа Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Знакомство со сказкой «Теремок» Называние героев сказки Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?» Повторение чистоговорки Актуализация содержания сказки «Теремок»: прослушивание аудиозаписи Проигрывание эпизодов сказки с направляющей помощью учителя Составляют предложения по картинкам с помощью учителя Называют героев сказки по картинкам Повторяют фразы героев сказки за учителем сказки по памяти Составляют рассказ по картинкам к сказке Называют героев сказки Говорят, самостоятельно фразы героев сказки Устанавливают последовательность действий героев сказки Повторяют чистоговорки за учителем Слушают сказку Называют героев сказкипо картинкам Повторяют чистоговорки самостоятельно Устанавливают последовательность появления в теремке животных с называнием их Повторяют чистоговорки Проговаривают за учителем чистоговорки Слушают аудиозапись самостоятельно Повторяют фразы героев Слушают аудиозапись сказки за учителем Повторяют самостоятельно фразы героев сказки Рассказывают сказку с помощью опорных слов 12 13 Моя семья 1 14 Приглашаем гостей 1 15 Мы в гостях 1 Знакомство в гостях – 5 часов Слушание стихотворения Е. Благининой Называют членов семьи, «Посидим в тишине» их имена, фамилии Понимание прямых родственных Составляют диалог с отношений: мама, папа, дедушка, помощью опорных бабушка, братья, сестры предложений Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братьев и сестёр, их занятий «Кто старше, кто младше?» Конструирование диалога«Играем в семью» Ведение в ситуацию (беседа с Повторяют правила привлечением личного опыта) этикета при знакомстве с Сообщение правил этикета при взрослыми знакомстве с взрослым в гостях Составляют Слушание детской песни «К нам гости предложение с опорой на пришли» иллюстрации Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условнографические схемы предложений Проговаривание правил поведения при Рассказывают о знакомстве с ровесниками и старшими правилах поведения при Коллективное составление рассказа «Как знакомстве с мы ходили в гости» по опорным ровесниками и старшими картинкам Составляют Ролевые игры по теме ситуации («Кукла предложения по встречает гостей») опорным картинкам Называют членов семьи их имена, отчества и фамилии своих родителей, места их работы Составляют диалог Повторяют правила этикета при знакомстве со взрослыми Составляют предложение с опорой на иллюстрацию и условно-графические схемы предложений Рассказывают о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими Составляют рассказ «Как мы ходили в гости» по опорным предложениям 13 16 Сказка «Репка» 1 17 Сказка «Репка» 1 18 Школьные принадлежности 1 19 Покупка школьных принадлежностей 1 Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки Повторяют чистоговорки за учителем Называют героев сказки по картинкам Повторяют фразы героев за учителем Покупка школьных принадлежностей - 3 часа Уточнение и обогащение словарного Повторяют чистоговорки запаса по теме ситуации (школьные за учителем принадлежности и их назначение) Называют школьные Разучивание чистоговорок («Аш-аш-аш – принадлежности и их вот зелёный (синий и пр.) карандаш) признаки (цвет, величина Конструирование диалога «Попроси у и пр.) на примере товарища …» реальных предметов и по Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в картинкам согласовании существительного и прилагательного в числе и роде) Разучивание скороговорки «Расскажи Повторяют скороговорку мне про покупку…» за учителем Отгадывание загадок Называют школьные Проговаривают чистоговорки самостоятельно Рассказывают сказку Повторяют самостоятельно фразы героев сказки Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют школьные принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) Повторяют скороговорку Называют школьные 14 20 Покупка школьных принадлежностей 1 21 «Игрушки» 1 22 «Магазин игрушек» 1 23 Играем вместе 1 Знакомство с основными правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) Использование фраз «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны) …» Конструирование диалога с продавцом магазина Ролевая игра «Магазин «Школьник» Описание предметов по картиннографической схеме (размер, цвет, форма) принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) Используют фразы в диалоге «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны) …» В магазине игрушек – 3 часа Обогащение лексического запаса Называют игрушки и их обучающихся словами, обозначающими основные признаки игрушки, их основные признаки и Повторяют действия с ними стихотворение за Разучивание стихотворения А. Барто. учителем «Самолёт» Сравнивают игрушки по Конструирование диалога «Давай заданному учителем поиграем» признаку Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» Повторение правил поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки Конструирование диалога в игровых Повторяют стихотворение за учителем Повторяют правила поведения в магазине Составляют предложения по картинке Умеют соблюдать принадлежности и их признаки (цвет, величина и пр.) Используют фразы в диалоге «Дайте мне, пожалуйста, …» «Мне нужен (нужна, нужны) …» Описывают предметы по картиннографической схеме (размер, цвет, форма) Называют игрушки и их основные признаки Рассказывают стихотворение наизусть Сравнивают игрушки по заданному учителем признаку Составляют диалог с опорой на картинку Рассказывают стихотворение наизусть Называют игрушки Составляют диалог, с опорой на план Умеют соблюдать 15 24 Готовимся к празднику Письмо Деду Морозу 1 25 Готовимся к празднику 1 26 Готовимся к празднику Составление диалогов 1 ситуациях правила игры Игра «Кто быстрее?» Составляют диалог с Умение объяснять правила игры своим опорой на картинку товарищам Умение выбирать интонацию для того, чтобы договориться с товарищем Готовимся к празднику – 3 часа Введение в ситуацию (беседа, рассказ Отвечают на простые учителя с опорой на иллюстрацию) вопросы учителя Разучивание новогоднего стихотворения Повторяют (по выбору учителя) стихотворение за Составление письма Деду Морозу с учителем опорой на условно-графические схемы Составляют письмо Деду предложений Морозу с помощью учителя Разучивание песенки «В лесу родилась Повторяют слова песни ёлочка» сл. Р.Кудшовой, муз. Л. Бекмана за учителем Перенос полученных знаний о правилах Повторяют правила поведения при знакомстве в условия поведения при новой ситуации: проигрывание ситуации знакомстве знакомства с Дедом Морозом Используют их в новой ситуации Повторение песенки «В лесу родилась Повторяют слова песни ёлочка» сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана за учителем Разучивание новогоднего стихотворения Рассказывают (по выбору учителя) стихотворение, повторяя Составление приглашений на новогодний за учителем праздник Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник правила игры Составляют диалог с опорой на символический план Отвечают на вопросы учителя Рассказывают стихотворение наизусть Составляют письмо Деду Морозу по опорной схеме Знают слова песни Исполняют песню Повторяют правила поведения при знакомстве Используют их в новой ситуации Повторяют слова песни Исполняют песню Рассказывают наизусть стихотворение Составляют диалоги с опорой на картинку 16 27 Новогодние чудеса 1 28 Новогодние чудеса Составление новогодних поздравлений 1 29 Новогодние чудеса 1 30 Новогодние чудеса 1 31 Зимняя одежда 1 Новогодние чудеса – 4 часа Введение в ситуацию (беседа с опорой на Повторяют правила иллюстрацию) поведения при Перенос полученных знаний о правилах знакомстве поведения при знакомстве в условия Используют их в новой новой ситуации: проигрывание ситуации ситуации знакомства на карнавале Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем Разучивание чистоговорки Повторяют Составление новогодних поздравлений чистоговорки, повторяя Тренировочные упражнения в за учителем произнесении поздравлений с Составляют новогоднее торжественной интонацией поздравление с помощью Игра «Узнай меня» учителя Конструирование диалогов поздравления Отвечают на простые и ответной реплики, моделирование и вопросы учителя проигрывание диалогов Составляют Беседа с привлечением личного опыта предложения по «Что мне запомнилось на новогоднем картинкам празднике?» Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) Зимняя прогулка – 4 часа Введение в тему (беседа, называние Повторяют предметных картинок с изображениями чистоговорки, повторяя зимней одежды и обуви) за учителем Повторяют правила поведения при знакомстве Используют их в новой ситуации Моделируют ситуацию знакомства на карнавале Проговаривают чистоговорки самостоятельно Составляют новогоднее поздравление по опорным схемам Отвечают на вопросы учителя Составляют рассказ о новогоднем празднике по картинкам Проговаривают чистоговорки самостоятельно 17 изображениями зимней одежды и обуви) Разучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке» 32 Зимняя одежда «Кукла одевается на прогулку» 1 Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке) Использование в диалоге просьбы: «Помоги мне, пожалуйста, найти...» Конструирование в диалоге возможных реплик, содержащих просьбу 33 Зимние забавы 1 34 Зимняя прогулка Закрепление 1 Разучивание чистоговорки о зиме (по выбору учителя) Знакомство с зимними забавами Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух: У Миши санки. У Маши санки Составление предложений по схеме Повторение чистоговорки о зиме (по выбору учителя) Составление предложений по схеме Составление рассказа с опорой на картинный план Называют предметы зимней одежды и обуви по картинкам Называют предметы зимней одежды и обуви Описывают зимнюю одежду детей по данному символическому плану Называют предметы Описывают зимнюю зимней одежды и обуви одежду детей по по картинкам данному Используют в диалоге символическому просьбы: «Помоги мне, плану пожалуйста, найти...» Используют в диалоге просьбы: «Помоги мне, пожалуйста, найти...». Составляют диалоги Повторяют Проговаривают чистоговорки, повторяя чистоговорки за учителем самостоятельно Называют зимние забавы Называют зимние по сюжетным картинкам забавы Составляют предложения по схеме Повторяют Проговаривают чистоговорки, повторяя чистоговорки за учителем самостоятельно Составляют короткое Составляют короткие высказывание по высказывания по сюжетным картинкам условно-графическим схемам и сюжетной 18 картинке 35 «Мойдодыр» 1 36 Я умываюсь 1 37 Режим дня 1 38 Я - помощник 1 «Надо, надо умываться…» - 3 часа Введение в тему (беседа с опорой на Прослушивают текст сюжетную картинку) стихотворения Знакомство со стихотворением К. Отвечают на простые Чуковского «Мойдодыр» вопросы учителя Работа с серией картинок к Повторяют часть стихотворению стихотворения за Разучивание фрагментов стихотворения учителем Составление предложений по теме Составляют ситуации (просьба в утвердительной и предложения по вопросительной формах) картинкам Ролевые игры по теме с использованием игрушек как героев ситуации Моделирование диалогов Составляют диалоги с Коллективное составление рассказа по помощью учителя теме «Режим дня школьника» Составляют рассказ по Игра «Кто знает, пусть продолжит» теме «Режим дня школьника» по картинкам Помощники – 13 часов Ведение в тему (беседа с опорой на Отвечают на простые сюжетную картинку) вопросы учителя Знакомство со стихотворением А. Барто Составляют «Помощница» предложения с помощью Рисование «живой» картины по учителя стихотворению Прослушивают текст стихотворения Отвечают на вопросы учителя Рассказывают стихотворение наизусть Составляют предложения по опорным схемам Составляют диалоги Составляют рассказ по теме «Режим дня школьника» Отвечают на вопросы по стихотворению Составляют предложения по сюжетным картинкам 19 39 Я – помощник Составление диалогов «Делаем уборку вместе» 1 40 Я – помощник Составление диалогов «Делаем уборку вместе» Я помогаю маме убирать в доме 1 42 Я помогаю маме убирать в доме 1 43 Я помогаю маме убирать на кухне 1 44 Посуда 1 45 Посуда 1 46 Я одеваюсь и обуваюсь 1 41 1 Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей Повторение слов, обозначающих предметы быта Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения Проигрывают ситуацию по уборке дома Составляют предложения по сюжетным картинкам Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница» Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) Повторяют стихотворение за учителем Составляют предложения по сюжетной картинке Слушание и отгадывание загадки Называют предметы Повторение названий предметов мебели, мебели, посуды, бытовой посуды, бытовой техники по сюжетным и техники по картинкам предметным картинкам Составляют диалоги с Конструирование возможных диалогов, помощью учителя содержащих просьбуи/или распределение обязанностей Повторение слов, обозначающих предметы посуды Знакомство со стихотворением К. И. Чуковского «Федорино горе» Инсценирование разговора Федоры с посудой с показом игровых действий Знакомство со стихотворением «Научу обуваться и братца» Е. Благининой Повторение слов, обозначающих предметы обуви Называют предметы посуды по картинкам Участвуют в инсценировке фрагмента сказки «Федорино горе» Называют предметы обуви по картинкам Составляют диалоги по сюжетным картинкам Проигрывают ситуацию по уборке дома Составляют предложения по сюжетной картинке и схемам предложения Рассказывают наизусть стихотворение Составляют предложения по сюжетной картинке Называют предметы мебели, посуды, бытовой техники Составляют диалоги по сюжетной картинке и символическому плану Называют предметы посуды по картинкам Проигрывают разговор Федоры с посудой с показом игровых действий Называют предметы обуви по картинкам Составляют диалоги по опорным 20 Составление диалогов по заданной ситуации «Где мои вещи», «Положи вещи на своё место» Игра «Назови, какая у тебя обувь» Знакомство с отрывком из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Повторение слов, обозначающих предметы, используемые при уходе за одеждой Составление диалога с опорой на сюжетную картинку Игра «Кто знает, пусть продолжает» предложениям 47 Содержу одежду в чистоте 1 Называют предметы, используемые при уходе за одеждой по картинкам Участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» 48 Содержу одежду в чистоте Закрепление 1 Рассматривание картинок Выбор предложения, наиболее подходящего к ее содержанию Составление диалогов с опорой на сюжетную картинку Игра «Кто знает, пусть продолжает» Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Составляют диалоги с помощью учителя Участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» 49 Я ухаживаю за обувью 1 Повторение слов, обозначающих предметы для ухода за обувью Составление диалога «Давай почистим обувь» по сюжетной картинке и заданной ситуации Составление предложений по наблюдениям за практическими действиями одноклассников Называют предметы для ухода за обувью Отвечают на вопросы учителя по реальной ситуации и по картинкам Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Составляют диалог с опорой на сюжетную картинку Активно участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Составляют диалоги по сюжетным картинкам и вопросам учителя Активно участвуют в игре «Кто знает, пусть продолжает» Называют предметы для ухода за обувью Составляют предложения по реальной ситуации и по сюжетным картинкам 21 50 Опрятному человеку нужны помощники Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции) Моделирование диалогов 1 Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Отвечают на вопросы учителя по картинкам Называют предметы, используемые при уходе за одеждой Составляют диалоги по сюжетным картинкам и вопросам учителя Весенние праздники – 3 часа 51 У нас праздник 1 Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) Дополнение деталей ситуации по вопросам учителя Выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем 52 Поздравляем папу и дедушку 1 Составление поздравлений Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Слушают и отвечают на простые вопросы учителя Называют праздники Составляют предложение с опорой на картинки Слушают и отвечают на вопросы учителя Называют праздники Выбирают предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем Составляют Составляют поздравление с помощью поздравление с учителя опорой на схему Произносят Произносят поздравления с поздравления с различной интонацией в различной интонацией зависимости от адресата в зависимости от адресата 22 53 Поздравляем маму и бабушку 1 54 Сказка «Заячья избушка» 1 55 Сказка «Заячья избушка» Сказка «Заячья избушка» 56 1 1 57 Спокойной ночи! 1 58 Спокойной ночи! Составление диалогов 1 Составление поздравлений Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Составляют поздравление с помощью учителя Составляют диалоги с помощью учителя Составляют поздравление с опорой на схему Составляют диалоги с опорой на схему «Заячья избушка» - 3 часа Введение в тему ситуации (работа с Называют героев сказки иллюстрацией, отгадывание2 загадки) по картинкам Знакомство со сказкой (устное Повторяют фразы героев рассказывание учителем с опоройна за учителем иллюстрации) Закрепление содержания сказки (коллективное рассказывание сказки) Инсценирование сказки с показом игровых действий Проговаривают чистоговорки самостоятельно Называют героев сказки Рассказывают сказку Говорят, самостоятельно фразы героев сказки Спокойной ночи! – 4 часа Введение в тему (беседа с опорой на Отвечают на простые сюжетную картинку) вопросы учителя Разучивание чистоговорки «Та–та-та – Повторяют чистоговорку наступила темнота. Ты-ты-ты – ты за учителем боишься темноты?» Отвечают на вопросы учителя Проговаривают чистоговорку самостоятельно Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой Знакомятся с этикетными формами пожелания перед сном Составляют предложения на тему «Перед сном» по опорным схемам Знакомятся с этикетными формами пожелания перед сном Составляют предложения на тему «Перед сном» по картинкам 23 59 Спокойной ночи! Закрепление 1 60 Спокойной ночи! Закрепление 1 61 «Спасибо за мир!» 1 62 «Спасибо за мир!» 1 63 «Спасибо за мир!» 1 64 Доброе утро! 1 интонацией Составление предложений на тему «Перед сном» Разучивание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная» Моделирование диалогов по теме ситуации Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) День Победы! - 3 часа Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию) Составление поздравлений Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Доброе утро! – 3 часа Введение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки «Вот проснулся петушок…» Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией Повторяют этикетные формы пожелания перед сном Составляют предложения на тему «Перед сном» с помощью учителя Составляют рассказы «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) Отвечают на простые вопросы учителя Составляют поздравление с помощью учителя Составляют диалоги с помощью учителя Отвечают на вопросы учителя Составляют поздравление с опорой на схему Составляют диалоги с опорой на символический план Отвечают на простые вопросы учителя Повторяют чистоговорку за учителем Знакомятся с этикетными формами пожелания утром Отвечают на вопросы учителя Проговаривают чистоговорку самостоятельно Знакомятся с этикетными формами пожелания утром Произносят этикетные формы с различной 24 65 Доброе утро! Составление диалогов 1 66 Доброе утро! Закрепление 1 Повторение чистоговорки Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Ролевые игры по теме Составление предложений по сюжетным картинкам Повторение чистоговорки Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта интонацией Проговаривают чистоговорку самостоятельно Составляют диалоги по заданной ситуации «С добрым утром!» Повторяют Проговаривают чистоговоркуза учителем чистоговорку Повторяют слова самостоятельно приветствия «Доброе Составляют короткие утро!» рассказы по сюжетным картинкам, используя словаприветствия Повторяют чистоговорку за учителем Повторяют слова приветствия «Доброе утро!» 25