МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дефектологические занятия Город Полевской,2024 год МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности «Дефектологические занятия» (коррекционно-развивающая область) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах и направлена на развитие психических процессов у детей с ЗПР( вариант 7.2)обучающихся по АООП НОО. Общая характеристика курса Данная программа по развитию познавательных процессов младших школьников с ЗПР состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Коррекционно-развивающая программа включает задания и упражнения: • по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере; • на работу с эмоционально мотивационной сферой; • на развитие свойств внимания; • на развитие объема механической и смысловой памяти; • ориентацию в пространстве тела; • отвлечённую ориентировку в пространстве; • пространственную ориентировку в плане; • пространственную ориентировку в листе бумаги; • на обучение самоконтролю; • на развитие произвольности. Цель программы: применение разныхформ взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи: • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленноеформирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы икоррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния); • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии,сопереживанию); • формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • • • • • • классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю); диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленноеформирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы икоррекция ее недостатков (гармонизация пихоэмоционального состояния); диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии,сопереживанию); формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю). Место курса в учебном плане. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на3года по 2 часа в неделю. 2-4 классы по 68 часов (34 недели). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их основу положены следующие принципы: − принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; − принцип коррекционной направленности образовательного процесса; − принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; − онтогенетический принцип; − принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; − принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; − принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» − принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; − принцип сотрудничества с семьей. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся необходимо: − преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр. − систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно. Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания). Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель: − преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия; − отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику); − систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения учебных задач; − вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия. Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для проведения контрольных, проверочных работ и тестов: − привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов); МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» − адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); − при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок); − увеличение времени на выполнение заданий; − при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости самопроверки); − возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании утомления, истощения. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Планируемые результаты В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: -логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - увеличить скорость и гибкость мышления; - выделять существенные признаки и закономерности предметов; - сравнивать предметы, понятия; - обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; - определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями; - концентрировать, переключать своё внимание; - развивать свою память; - улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации; - уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ; - самостоятельно выполнить задания; - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; - решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать; - находить несколько способов решения задач; - работать в группе. Основной показатель качества освоения программы- личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе, переход в среднюю школу и обучение по АООП ООО. Планируемые результаты освоения коррекционного курса 2-й класс Личностные результаты: • осознавать роль языка и речи в жизни людей; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). • интерес к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире; • первоначальная ориентация на оценку результатов познавательной деятельности; • общие представления о рациональной организации мыслительной деятельности; • самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; • первоначальная ориентация в поведении на принятые моральные нормы; • представления о значении математики для познания окружающего мира. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом; • учиться работать по предложенному учителем плану; • понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике; • выполнять действия в опоре на заданный ориентир; • воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников; • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; • на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом. Познавательные УУД: • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; • под руководством учителя осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации; • работать с дополнительными текстами и заданиями; • соотносить содержание схематических изображений с математической записью; • моделировать задачи на основе анализа жизненных сюжетов; • устанавливать аналогии; формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения; • строить рассуждения о математических явлениях; • пользоваться эвристическими приемами для нахождения решения математических задач. Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; • выразительно читать и пересказывать текст; • учиться работать в паре, группе; • выполнять различные роли (лидера, исполнителя). • строить понятные для партнера высказывания и аргументировать свою позицию; • использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. • корректно формулировать свою точку зрения; • проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • контролировать свои действия в коллективной работе; • осуществлять взаимный контроль. 3-4-ый классы Личностные результаты • эмоциональность – умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; •эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; • сочувствовать другим людям, сопереживать; • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; • потребность в чтении; • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; • интерес к изучению языка; • осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово, внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; • устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики; • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; • положительная адекватная самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; • установка в поведении на принятые моральные нормы; • чувства гордости за достижения отечественной математической науки; • способность реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о математике; • проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: • самостоятельно формулировать тему и цели урока; • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; • воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки; • прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • проявлять познавательную инициативу; • действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность. Познавательные УУД: • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); • пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • строить рассуждения; расширенный поиск информации в дополнительных источниках; • фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • расширять свои представления о математике и точных науках; • произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях); • осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий; • осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства; • сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы; • строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; • устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями; • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; • владеть монологической и диалогической формами речи. • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы. • четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества; • адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности; • аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения; • понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения; • корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; • активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее; • проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. Содержательный раздел 2 класс Развитие аналитико-синтетической сферы Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением. Развитие внимания Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”. Развитие пространственного восприятия и воображения Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение. Развитие памяти Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”. Развитие личностно-мотивационной сферы Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”. 3 класс Развитие аналитико-синтетической сферы Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора, Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением). Развитие внимания Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”). Развитие пространственного восприятия и воображения Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Развитие памяти Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз. Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально. Развитие личностно-мотивационной сферы Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи). 4 класс Развитие аналитико-синтетической сферы Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Развитие внимания Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте. Развитие воображения Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др. Развитие памяти Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”. Развитие личностно-мотивационной сферы Развитие навыков совместной деятельности. Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение. Методы, используемые на занятиях: ➢ Игровые методы ➢ Арт-терапия ➢ Сказкотерапия ➢ Кинезиологические упражнения ➢ Релаксационные упражнения Структура занятия Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций, активизация мыслительной деятельности, создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов. Заключительная часть занятия – подведение итогов и рефлексия. Календарно-тематическое планирование 2 класс № урока 1-2. 3. Количество часов Тема урока 2 1 Диагностическое обследование Игра «Разомнем кулачки». Сравнение предметов по величине, длине, ширине «Этот пальчик…». Осень. Обведение листьев по трафарету. «Найди лишнее». Временные представления Классная комната. Слово. «Сказка про язычок».Моя 4. 1 5. 1 6. 7. 1 1 8. 9. 1 1 10. 1 11. 1 12. 1 13. 1 14. 1 15. 1 16. 1 17. 1 18. 1 19. 1 20. 1 21. 1 22. 1 23. 1 24. 1 25. 1 Дата проведения по плану по факту семья. «Что ты видишь?». Предложение. «Запомни цвета». Сложение и вычитание чисел в пределах 10. «Что это?». Рисование прямых линий «Волшебный мешочек». Различие слов, отвечающих на вопросы кто? и что? «Запомни картинки».Прямоугольник Части и целое. Обобщающее занятие. «Запоминание предметов».Числа от 10 до 16. «Шнуровки». Большая буква в именах и фамилиях людей «Порядок предметов». Числовой ряд. «Зверь по клетке». Правописание парных звонких и глухих согласных. «Порядок картинок». Числовой ряд от 16 до 19. «Лица людей». Правописание парных согласных. «Лица людей». Правописание парных согласных. «Угадай, какого цвета?». Различение при письме и произношении Ж – Ш «Что больше(меньше)?» Нахождение суммы и остатка. «Опиши предмет». Составление рассказа «Зимние забавы». «Куда улетел шар?». Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. «Определение расположения предмета». Различение парных МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание 26. 1 27. 1 28. 29. 1 1 30. 1 31. 1 32. 1 33. 1 34. 1 35. 1 36. 1 37. 1 38. 1 39. 1 40. 1 41. 1 42. 1 43. 1 44. 1 45. 1 46. 1 47. 1 48. 1 49. 1 согласных З-С «Спрячь зайца». Решение и сравнение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на». Сказка «Колобок». Твердые и мягкие согласные Твердые и мягкие согласные «Дорисуй девятое». Чтение слогов. Обобщающее занятие. Написание слогов. «Продолжи числовой ряд».Переместительное свойство сложения «Графический диктант». Упражнения в написании слов с мягким знаком на конце слов. «Сходство и различие». Нахождение разности «Исключи лишнее». Названия предметов, отвечающих на вопрос что? «Зрительный диктант». Приемы сложения и вычитания. «Найди отличия». Употребление слов, обозначающих названия предметов. «Зрительный диктант». Увеличение и уменьшение чисел. Снежный ком». Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? «Продолжи числовой ряд». Решение примеров на сложение и вычитание. Решение примеров на сложение и вычитание. «И мы…». Дифференциация слов, отвечающих на вопросы что? и кто? «Точки». Действия с числами в пределах 20. «Дорисуй девятое». Строчная буквы ы, й «Продолжи числовой ряд». Решение задач в одно действие. «Что перепутал художник?». Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. «Волшебный мешочек». Решение примеров. «Найди отличия». Большая буква в именах людей и кличках животных «Продолжи логический ряд». Геометрические фигуры. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 50. 1 51. 1 52. 1 53. 1 54. 1 55. 1 56. 1 57. 1 58. 1 59. 1 60. 1 61. 1 62. 1 63. 1 64. 65. 1 1 66. 67-68. 1 2 Повторение пройденного. Обобщающее занятие. «Запутанные дорожки». Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. «Фигурный рисунок». Действие и его название. «Продолжи логический ряд». Прямой и обратный счет в пределах 10. Прямой и обратный счет в пределах 10. «Руки вместе». Предлог как отдельное слово «Волшебный мешочек». Разложение двузначного числа на десятки и единицы. «Исключи лишнее». Слова с непроверяемыми гласными. «Зрительный диктант». Простая арифметическая задача. «Кто как говорит?». Написание гласных в словах-родственниках Написание гласных в словахродственниках «Качественные признаки предметов». Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. «Сходство и различие». Правила записи предложения «Точки». Геометрические фигуры Повторение пройденного. Обобщающее занятие. Обобщающее занятие. Диагностическое обследование 3 класс № урока 1-3. 4. 5 Количест во часов 3 1 1 6 7 8 1 1 1 9 10 11 1 1 1 12 13 14 1 1 1 Тема урока Дата проведения по плану Диагностическое обследование. «Найди отличия». Осень Зарисовки на листе. Ориентировка: правая, левая, верх, низ. Труд людей осенью .Предложение. Предложение. «Зашифрованный рисунок».Впереди, сзади, между. «Школа». Чтение по слогам. «Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10 «Дом» зарисовки. Геометрические фигуры. «Найди отличия». Десяток «Угадай слово». «Моя семья». «Сходство и различие». Нумерация МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание по факту 15 1 16 17 1 1 18 19 1 1 20 21 1 1 22 1 23 1 24 1 25 1 26 27 1 1 28 29 30 1 1 1 31 32 33 34 1 1 1 1 35 36 1 1 37 1 38 39 1 1 40 1 41 42 43 1 1 1 44 45 46 47 48 1 1 1 1 1 49 50 1 1 51 52 53 54 55 56 1 1 1 1 1 «Сгруппируй предметы». Словарь.Одежда, обувь «Муха». Двузначное число «Дорисуй девятое». Состав двузначного числа «Исключи лишнее». Словарь.Овощи «Что перепутал художник».Состав двузначного числа «Зрительный диктант».Фрукты «Запутанные дорожки».Единицы измерения «Найди отличия». Овощи и фрукты разные продукты Лабиринты.Единицы длины. «Снежный ком». Сантиметр. Зима. Зимние забавы «Внимательный художник». Единицы длины. Дециметр. «Продолжи логический ряд». ПДД зимой «Зрительный диктант». Второй десяток «Что перепутал художник?». Жизнь зверей зимой Шнуровочки. Сложение чисел. «Составление рассказа». Деревья «Продолжи логический ряд».Числа 11, 12, 13 «Найди отличия». Комнатные растения Лабиринты. Числа 14, 15, 16 «Сходство и различие». Зима «Продолжи числовой ряд». Числа 17, 18, 19 Поиск ошибок в тексте. ПДД весной «Исключи лишнее». Число 20. Состав чисел в пределах 20 «Зашифрованный рисунок». Охрана здоровья «Лабиринты». Углы «Волшебный мешочек». Кукольный театр «Сходства и различия». Домашние животные «Мозаика». Пальчиковый театр «Найди отличия». Инструменты «Корректурная проба». Правило перестановки слагаемых «Исключи лишнее». Дикие животные. «Графический диктант». Форма «Зашифрованный рисунок». Цвет «Запутанные дорожки». Равенства «Что перепутал художник?». Знаки препинания. «Дорисуй девятое». Величина Поиск ошибок в тексте. Чтение изучаемых произведений. Обобщающий урок. «Поиск ошибок в тексте». Зоопарк «Внимательный художник». Части тела. «Продолжи логический ряд». Неделя «Исключи лишнее». Правила гигиены «Зашифрованный рисунок». Геометрические фигуры МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 57 58 1 1 59 60 1 1 61 62 63 1 1 1 64 65 66-68 1 1 3 «Найди отличия». Птицы «Графический диктант». Многоугольники «И мы…». Насекомые «Зрительный диктант». Нумерация чисел в пределах 20 Нумерация чисел в пределах 20 «Угадай слово». Моя мечта «Что перепутал художник?». Путешествие по стране Повторение изученного. Обобщающий урок. Лето Диагностическое обследование. 4 класс № урока 1-3 4 5 Количест во часов 3 1 1 6 7 8 9 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 16 1 17 1 18 19 1 1 20 21 1 1 22 1 23 1 24 25 1 1 26 1 27 1 28 1 29 30 1 1 .Тема урока Дата проведения по плану по факту Диагностическое обследование «Продолжи закономерность». Осень Право, лево, верх-низ. Зарисовки на листе. Труд людей осенью. Звуки и буквы. Впереди, сзади, между. Состав числа. Состав числа. «Зашифрованный рисунок». Впереди, сзади, между «Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10 «Исключи лишнее». Цифры от 1 до 10 «Найди отличия». Десяток «Угадай слово». «Моя семья». «Сходство и различие». Нумерация «Сгруппируй предметы». Словарь.Одежда, обувь «Исключи лишнее». Обобщающее занятие. «Дом» зарисовки. Отработка техники чтения. «Найди отличия». Десяток. «Графический диктант». Многоугольники «И мы…».Насекомые «Зрительныйдиктант».Нумерация чисел в пределах 20 «Продолжи закономерность». «Моя семья» «Найди отличия». Овощи и фрукты разные продукты «Сходство и различие». Нумерация «Исключи лишнее». Одежда, обувь. Правописание. Аналитические задачи. Двузначное число «Исключи лишнее». Птицы. Чтение целыми словами. «Дорисуй девятое». Состав двузначного числа «Зрительный диктант». Фрукты «Запутанные дорожки». Единицы измерения МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Примечание 31 32 1 1 33 1 34 35 36 37 1 1 1 1 38 1 39 1 40 1 41 42 1 1 43 44 45 1 1 1 46 1 47 48 49 50 51 1 1 1 1 1 52 1 53 1 54 55 56 57 1 1 1 1 58 59 1 1 60 1 61 1 62 1 63 64 65 66-68 1 1 1 3 «Составление рассказа». Деревья «Продолжи логический ряд». Обобщающее занятие «Продолжи закономерность». Число 14, 15, 16 «Снежный ком». Зима. Зимние забавы Лабиринты. Числа 14, 15, 16 Сходство и различие». Зима,весна. «Продолжи числовой ряд». Числа 17, 18, 19 «Внимательный художник». Единицы длины. Дециметр «Продолжи логический ряд». ПДД зимой «Внимательный художник». Весна. Отработка навыков чтения. «Мозаика». Число 17, 18, 19 «Сходство и различие». ПДД весной.Правописание. «Точки». Состав чисел в пределах 20 Поиск ошибок в тексте. ПДД весной «Исключи лишнее». Число 20. Состав чисел в пределах 20 «Зашифрованный рисунок». Охрана здоровьям «Лабиринты». Углы «И мы». Охрана здоровья «Продолжи закономерность». Углы «Кукольный театр». Правописание. «Найди отличия». Чтениесловами. Зоопарк «Пальчиковый театр». Обобщающее занятие. «Найди отличия». Словарные слова.Инструменты «Внимательный художник». Части тела «Продолжи логический ряд». Неделя «Исключи лишнее».Правила гигиены «Зашифрованный рисунок». Геометрические фигуры «Найди отличия». Птицы «Запутанные дорожки». Правило перестановки слагаемых «Внимательный художник». Чтениесловами.Дикие животные. «Графический диктант» Геометрическая форма «Графический диктант». Величина. Строчные и прописные буквы. «Муха». Цвет Закрепление изученного Итоговое занятие Диагностическое обследование МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»