РП ОВЗ Русский язык

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО
На заседании предметно-методической
кафедры учителей начальных классов
МБОУ ПГО «СОШ № 18»
(протокол № 1 от 28.08.2024)

УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова,
директор МБОУ ПГО «СОШ № 18»
Приказ № 550-Д от 30.08.2024

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4694092)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 4 классов

Город Полевской, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное
чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального
общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский
язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии
обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего
процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся,
особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие
умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и

выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации,
культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и
духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и
мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного
интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание
правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика,
лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром
и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку
является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи
обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского
языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных
правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех
видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка,
речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 170 ч (5 часов в неделю в каждом классе): в 4
классах – по 170 ч.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их основу положены
следующие принципы:
−
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
−
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

−
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие
личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
−
онтогенетический принцип;
−
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего
образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность
образования обучающихся с задержкой психического развития;
−
принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;
−
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
−
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
−
принцип сотрудничества с семьей.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных
программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и
поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании высших
психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия
и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся необходимо:

−
преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства
выполнением конкретного задания) Значительное время следует отводить практическому закреплению материала
(моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать
вариативные задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и
исключение лишних слов и пр.
−
систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового.
Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо
(использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с
указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом).
Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда
ученик очевидно не старается выполнить задание правильно.
Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного
предложения, высказывания).
Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках
учитель:
−
преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия;
−
отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами,
включение языковых знаний в речевую практику);
−
систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь между предметами, показывал
необходимость усвоения нового материала для решения учебных задач;
−
вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку
правильно выполнять учебные действия.
Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для проведения контрольных,
проверочных работ и тестов:

−
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных мнестических опор,
наглядных схем, шаблонов);
−
адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы,
задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию,
при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами);
−
при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт, четкое ограничение одного
задания от другого, упращение формулировок);
−
увеличение времени на выполнение заданий;
−
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение,
эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости
самопроверки);
−
возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании утомления, истощения.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов
учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов
психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на
уроке и в освоении АООП НОО в целом.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Сведения о русском языке

Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ,
лингвистический эксперимент, миниисследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам.
Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму).
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков;
ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном
перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов,
устаревших слов (простые случаи).
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса (повторение изученного).
Основа слова.
Состав неизменяемых слов (ознакомление).
Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья
типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена
существительные (ознакомление).

Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного
(повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и
множественного числа; склонение личных местоимений.
Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ
спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов.
Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение).
Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях.
Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды
предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений
по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и
предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения
(повторение изученного).
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация
перечисления в предложениях с однородными членами.
Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а,
но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической
задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
(повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:

безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья
типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение).
Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного
общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или
основной мысли в заголовке.
Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и
выразительности письменной речи.
Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы.
Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов
на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
• становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка,
отражающего историю и культуру страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России;
• осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том
числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
• проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений,
в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных
языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства
общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе
языкового образования;
• бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
• неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о
системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
•

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания
для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое
значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи,
предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
• устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать
выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе
предложенных критериев);
• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации,
для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила
информационной
безопасности
при
поиске
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении
слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
• устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
• соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
•

•

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как
одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава
слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу
освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить
разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж;
проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов:
спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в
единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
проводить разбор глагола как части речи;

•

•
•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у
местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами;
использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых
(сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых
(сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном
числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные
окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица
единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные
окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами
и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные
языковые средства в ситуации общения;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая
орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации
письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или
основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно
простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать
содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с
поставленной задачей;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных
электронных
ресурсов,
включённых
в
федеральный
перечень.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке.

1

2

Фонетика и графика.

2

3

Лексика.

5

4

Состав слова.

5

5

Морфология.

43

6

Синтаксис.

16

7

Орфография и пунктуация.

50

8

Развитие речи.

30

Резервное время

18

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК

4

https://m.edsoo.ru/7f411da6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411da6

5

0

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ
«РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Русский язык как язык
межнационального общения. Наша
речь и наш язык.

1

2

Текст: тема и основная мысль.
Текст и его план.

1

3

Текст: заголовок.

1

4

Текст. План текста.

1

5

Текст. Структура текста.
Составление текста (сказки) по его
началу.

1

6

Вспоминаем типы текстов.
Различаем тексты-повествования,
тексты-описания и текстырассуждения.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

02.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8434f36

Библиотека ЦОК
03.09.2024

https://m.edsoo.ru/f843565c

Библиотека ЦОК
04.09.2024

https://m.edsoo.ru/f843565c

Библиотека ЦОК
05.09.2024

https://m.edsoo.ru/f84452d2

Библиотека ЦОК
06.09.2024

https://m.edsoo.ru/f84452d2

09.09.2024
Библиотека ЦОК

7

Входной контрольный диктант.

1

1

10.09.2024

https://m.edsoo.ru/f843585a,
https://m.edsoo.ru/f843617e,
https://m.edsoo.ru/f8437a56

8

Текст. Образные языковые
средства.

1

9

Подбираем заголовки,
отражающие тему или основную
мысль текста.

1

10

Пишем собственный текст по
предложенному заголовку.

1

11

Виды предложений по цели
высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные.

1

12

Виды предложений по
эмоциональной окраске:
восклицательные и
невосклицательные.

1

13

Отработка темы "Предложения с
обращениями".

1

14

Распространенные и
нераспространенные предложения.

1

15

Словосочетание.

1

16

Связь слов в словосочетании.

1

17

Связь между словами в
предложении (при помощи
смысловых вопросов).

1

18

Связь слов в словосочетании:
обобщение.

1

19

Предложение и словосочетание:

1

Библиотека ЦОК
11.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8443586

12.09.2024
Библиотека ЦОК
13.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8443a04

Библиотека ЦОК
16.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8435af8

Библиотека ЦОК
17.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8435af8

18.09.2024
Библиотека ЦОК
19.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8435c42

Библиотека ЦОК
20.09.2024

https://m.edsoo.ru/f84359a4

Библиотека ЦОК
23.09.2024

https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
24.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8436034

Библиотека ЦОК
25.09.2024

https://m.edsoo.ru/fa2513de

Библиотека ЦОК

сходство и различие. Тренинг.

26.09.2024

20

Учимся пересказывать: подробный
письменный пересказ текста.
Изложение.

1

21

Повторение: слово, сочетание слов
(словосочетание) и предложение.
Тренинг.

1

22

Предложения с однородными
членами: без союзов, с союзами а,
но, с одиночным союзом и.

1

23

Интонация перечисления в
предложениях с однородными
членами.

1

24

Знаки препинания в предложениях
с однородными членами,
соединёнными союзами .

1

25

Знаки препинания в предложениях
с однородными членами,
соединёнными союзом и.

1

26

Знаки препинания в предложениях
с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но.

1

27

Знаки препинания в предложениях
с однородными членами без
союзов.

1

28

Знаки препинания в предложениях
с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но, и

1

https://m.edsoo.ru/f84359a4

Библиотека ЦОК
27.09.2024

https://m.edsoo.ru/f8441466

Библиотека ЦОК
30.09.2024

https://m.edsoo.ru/fa251244

Библиотека ЦОК
01.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
02.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8438e60

Библиотека ЦОК
03.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8439018

Библиотека ЦОК
04.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8427ef8

07.10.2024
Библиотека ЦОК
08.10.2024

https://m.edsoo.ru/f842809c

Библиотека ЦОК
09.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8439018

без союзов.

29

Развитие речи: работаем с
текстами. Написание текста по
репродукции картины И. Левитана
"Золотая осень".

1

30

Запятая между однородными
членами. Тренинг.

1

31

Запятая между однородными
членами, соединенными союзом.
Тренинг.

1

32

Простое и сложное предложение.
Как отличить сложное
предложение от простого
предложения?

1

33

Союз как часть речи.

1

34

Сложные предложения.

1

35

Сложные предложения с союзами
и, а, но.

1

36

Союзы «и», «а», «но» в простых и
сложных предложениях.

1

37

Наблюдаем за знаками препинания
в сложном предложении,
состоящем из двух простых.

1

38

Пробуем ставить знаки
препинания в сложном
предложении, состоящем из двух

1

Библиотека ЦОК
10.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8445822

Библиотека ЦОК
11.10.2024

https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
14.10.2024

https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
15.10.2024

https://m.edsoo.ru/f844436e

Библиотека ЦОК
16.10.2024

https://m.edsoo.ru/f84445f8

Библиотека ЦОК
17.10.2024

https://m.edsoo.ru/f84444d6

Библиотека ЦОК
18.10.2024

https://m.edsoo.ru/f84448dc

21.10.2024
Библиотека ЦОК
22.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8444ada

Библиотека ЦОК
23.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8444bfc

простых.
39

Сложные предложения без союзов.
Тренинг.

1

40

Предложения с прямой речью
после слов автора.

1

41

Наблюдение за знаками
препинания в предложении с
прямой речью после слов автора.

1

42

Синтаксический анализ
предложения.

1

43

Повторяем всё, что узнали о
синтаксисе.

1

44

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи
устаревших слов. О
происхождении слов.
Заимствованные слова.

1

45

Повторяем лексику: наблюдаем за
использованием в речи синонимов,
антонимов, омонимов. Слово и его
значение. Многозначные слова.

1

46

Сочинение как вид письменной
работы. Написание сочинения по
своим наблюдениям.

1

47

Наблюдаем за использованием в
речи фразеологизмов.

1

48

Учимся понимать фразеологизмы.

1

Библиотека ЦОК
24.10.2024

https://m.edsoo.ru/f8444f3a

Библиотека ЦОК
25.10.2024

https://m.edsoo.ru/f84453f4

Библиотека ЦОК
05.11.2024

https://m.edsoo.ru/f84456e2

Библиотека ЦОК
06.11.2024

https://m.edsoo.ru/f84391a8

Библиотека ЦОК
07.11.2024

https://m.edsoo.ru/f843876c

Библиотека ЦОК
08.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8436656

Библиотека ЦОК
11.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8436818

Библиотека ЦОК
12.11.2024

https://m.edsoo.ru/f84274ee

Библиотека ЦОК
13.11.2024
14.11.2024

https://m.edsoo.ru/f843698a

49

Учимся использовать
фразеологизмы.

1

50

Повторяем состав слова.

1

51

Основа слова.

1

52

Неизменяемые слова: состав
слова. Выделение в словах
окончания, корня, приставки,
суффикса.

1

53

Отрабатываем разбор слова по
составу

1

54

Правописание суффиксов имён
существительных. Правописание
приставок и суффиксов.

1

55

Правила правописания, изученные
в 1-3 классах. Правописание
безударных гласных в корне слова.
Правописание парных по
глухости-звонкости согласных
звуков в корне слова.

1

56

Повторение правил правописания,
изученных в 1—3 классах.
Правописание непроизносимых
согласных. Правописание слов с
удвоенными согласными.
Правописание слов с буквами Ъ и
Ь.

1

15.11.2024
Библиотека ЦОК
18.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8436b10

Библиотека ЦОК
19.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8436caa

Библиотека ЦОК
20.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8436ffc

Библиотека ЦОК
21.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8445a70

22.11.2024

Библиотека ЦОК
25.11.2024

26.11.2024

https://m.edsoo.ru/f84378da

57

Обобщение: самостоятельные и
служебные части речи.

1

58

Наречие: значение, вопросы,
употребление в речи.

1

59

Как образуются наречия. Виды
наречий (наблюдение).

1

60

Наречие: обобщение знаний.

1

61

Значение наиболее употребляемых
суффиксов изученных частей речи.
Состав неизменяемых слов.

1

62

Отработка темы "Имя
существительное": Как определить
падеж имени существительного?
Признаки падежных форм имен
существительных.

1

63

Несклоняемые имена
существительные.

1

64

Имена существительные 1, 2, 3-го
склонения.

1

65

Падежные окончания имен
существительных 1-го склонения.

1

66

Развитие речи: работаем с
текстами. Составление текста по
репродукции картины А. Пластова
"Первый снег".

1

67

Падежные окончания имен
существительных 2-го склонения.

1

Библиотека ЦОК
27.11.2024

https://m.edsoo.ru/f84383ca

Библиотека ЦОК
28.11.2024

https://m.edsoo.ru/f844304a

Библиотека ЦОК
29.11.2024

https://m.edsoo.ru/f8443180

Библиотека ЦОК
02.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8443298

03.12.2024

Библиотека ЦОК
04.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8439a86

Библиотека ЦОК
05.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8439ff4

Библиотека ЦОК
06.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8439e64

Библиотека ЦОК
09.12.2024

https://m.edsoo.ru/f84371d2

10.12.2024
Библиотека ЦОК
11.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8437344

68

Падежные окончания имен
существительных 3-го склонения.

1

69

Особенности падежных окончаний
имён существительных в
дательном и предложном падеже.

1

70

Особенности падежных окончаний
имён существительных в
родительном и винительном
падеже.

1

71

Правописание падежных
окончаний имён существительных
1 склонения.

1

72

Правописание падежных
окончаний имён существительных
2 склонения.

1

73

Правописание падежных
окончаний имён существительных
3 склонения.

1

74

Правописание падежных
окончаний имён существительных
в родительном и винительном
падеже.

1

75

Правописание падежных
окончаний имён существительных
в дательном и предложном
падеже.

1

76

Правописание падежных
окончаний имён существительных

1

Библиотека ЦОК
12.12.2024

https://m.edsoo.ru/f84374ac

13.12.2024
Библиотека ЦОК
16.12.2024

https://m.edsoo.ru/f843a800

Библиотека ЦОК
17.12.2024

https://m.edsoo.ru/f84371d2

Библиотека ЦОК
18.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8437344

Библиотека ЦОК
19.12.2024

https://m.edsoo.ru/f84374ac

20.12.2024

23.12.2024
Библиотека ЦОК
24.12.2024

https://m.edsoo.ru/f843a2c4

в творительном падеже.

77

Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных во
множественном числе.

1

78

Падежные окончания имён
существительных множественного
числа в дательном, творительном,
предложном падежах.

1

79

Безударные падежные окончания
имён существительных:
систематизация.

1

80

Безударные падежные окончания
имён существительных:
обобщение.

1

81

Морфологический разбор имени
существительного

1

82

Учимся пересказывать:
выборочный устный пересказ
текста.

1

83

Правописание безударных
падежных окончаний имён
существительных в единственном
числе.

1

84

Правописание безударных
падежных окончаний имен
существительных во
множественном числе.

1

Библиотека ЦОК
25.12.2024

https://m.edsoo.ru/f843a67a

Библиотека ЦОК
26.12.2024

https://m.edsoo.ru/f843a95e

Библиотека ЦОК
27.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8437768

Библиотека ЦОК
28.12.2024

https://m.edsoo.ru/f8437c72

Библиотека ЦОК
09.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843ac10

Библиотека ЦОК
10.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843aabc

Библиотека ЦОК
13.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843a152

Библиотека ЦОК
14.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843760a

85

Пишем подробный пересказ
текста. Изложение.

1

86

Имя прилагательное. Значение и
употребление имён
прилагательных.

1

87

Зависимость формы имени
прилагательного от формы имени
существительного. Род и число
имен прилагательных.

1

88

Пишем сжатый пересказ текста.

1

89

Склонение имен прилагательных.

1

90

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных.

1

91

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных в
единственном числе.

1

92

Редактируем предложенный текст.
Работа с деформированными
предложениями и текстом.

1

93

Особенности склонения имён
прилагательных во
множественном числе.

1

94

Правописание падежных
окончаний имён прилагательных
во множественном числе.

1

95

Пишем сочинение-описание на

1

Библиотека ЦОК
15.01.2025

https://m.edsoo.ru/f84401e2

Библиотека ЦОК
16.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843ad5a

Библиотека ЦОК
17.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843ae9a,
https://m.edsoo.ru/f843afda

20.01.2025
Библиотека ЦОК
21.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843b818

Библиотека ЦОК
22.01.2025

https://m.edsoo.ru/f8438122

Библиотека ЦОК
23.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843bac0,
https://m.edsoo.ru/f843bc28

Библиотека ЦОК
24.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843966c

Библиотека ЦОК
27.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843c984

Библиотека ЦОК
28.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843c7c2

Библиотека ЦОК

тему. Составление сравнительного
описания на заданную тему по
данному началу.

29.01.2025

96

Морфологический разбор имени
прилагательного.

1

97

Безударные падежные окончания
имён прилагательных:
систематизация.

1

98

Безударные падежные окончания
имён прилагательных: обобщение.

1

99

Можно ли по-разному читать один
и тот же текст? Сравнение
художественного и научного
описания.

1

100

Отработка темы "Имя
прилагательное".

1

101

Чем изучающее чтение отличается
от ознакомительного чтения.
Написание текста по репродукции
картины И. Грабаря "Февральская
лазурь".

1

102

Нормы речевого этикета.

1

103

Правописание имён
прилагательных: падежные
окончания.

1

104

Правописание падежных
окончаний имен прилагательных в

1

https://m.edsoo.ru/f843b67e

Библиотека ЦОК
30.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843caec

Библиотека ЦОК
31.01.2025

https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
03.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843c42a

Библиотека ЦОК
04.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843f67a

Библиотека ЦОК
05.02.2025

https://m.edsoo.ru/f8438276

Библиотека ЦОК
06.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843617e

Библиотека ЦОК
07.02.2025

10.02.2025

11.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843508a

единственном и множественном
числе. Повторение.
105

Местоимение. Личные
местоимения.

1

106

Личные местоимения 1го и 3го
лица единственного и
множественного числа. Склонение
личных местоимений 1-го и 2-го
лица.

1

107

Склонение личных местоимений.
Склонение личных местоимений
3-го лица.

1

108

Пишем текст по предложенному
плану.

1

109

Правописание личных
местоимений. Написание личных
местоимений с предлогами.

1

110

Особенности диалога.
Составление текста по рисунку с
включением диалога.
Инсценировка диалога.
Составление диалога по данным
условиям.

1

111

Использование местоимений для
устранения неоправданного
повтора слов в тексте.

1

112

Раздельное написание личных
местоимений с предлогами.

1

Библиотека ЦОК
12.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843cc40

Библиотека ЦОК
13.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843cda8

Библиотека ЦОК
14.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843cefc

17.02.2025
Библиотека ЦОК
18.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843d05a,
https://m.edsoo.ru/f843d424

19.02.2025

Библиотека ЦОК
20.02.2025

21.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843d5a0

Тренинг.

113

Вспоминаем, как написать письмо,
поздравительную открытку,
объявление. Письмо. Написание
поздравления к празднику 8 марта.
Подбор и составление объявлений
для стенной газеты.

1

114

Глагол как часть речи.

1

115

Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»

1

116

Неопределенная форма глагола.

1

117

Пишем сочинение-отзыв по
репродукции картины.

1

118

Настоящее время глагола.

1

119

Прошедшее время глагола.

1

120

Будущее время глагола.

1

121

Настоящее, прошедшее и будущее
время глагола.

1

122

Ситуации устного и письменного
общения. Составление текста о
правилах уличного движения.

1

123

Речь: диалогическая и

1

Библиотека ЦОК
24.02.2025

https://m.edsoo.ru/f84351f2,
https://m.edsoo.ru/f843d6f4

Библиотека ЦОК
25.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843d866

Библиотека ЦОК
26.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843dce4

Библиотека ЦОК
27.02.2025

https://m.edsoo.ru/f843f210

28.02.2025
Библиотека ЦОК
03.03.2025

https://m.edsoo.ru/f84419e8

04.03.2025
Библиотека ЦОК
05.03.2025

https://m.edsoo.ru/f8441d08

06.03.2025
Библиотека ЦОК
07.03.2025

https://m.edsoo.ru/f8441d08

Библиотека ЦОК

монологическая.

10.03.2025

124

Особенности разбора глаголов по
составу.

1

125

Глагол в словосочетании.

1

126

Глагол в предложении.

1

127

Спряжение глаголов: изменение
по лицам и числам.

1

128

Глаголы 2-го лица настоящего и
будущего времени в единственном
числе.

1

129

Мягкий знак после шипящих на
конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа.

1

130

Отрабатываем правописание
глаголов в форме 2го лица
единственного числа.

1

131

I и II спряжение глаголов.

1

132

Личные формы глагола.

1

133

Личные окончания глаголов I и II
спряжения.

1

134

Способы определения I и II
спряжения глаголов.

1

135

Отработка способов определения I

1

https://m.edsoo.ru/f8435378,
https://m.edsoo.ru/f84354ea

Библиотека ЦОК
11.03.2025

https://m.edsoo.ru/f84422b2

Библиотека ЦОК
12.03.2025

https://m.edsoo.ru/f8442dd4

Библиотека ЦОК
13.03.2025

https://m.edsoo.ru/f844168c

Библиотека ЦОК
14.03.2025

https://m.edsoo.ru/f843f7c4

Библиотека ЦОК
17.03.2025

https://m.edsoo.ru/f843f90e

Библиотека ЦОК
18.03.2025

https://m.edsoo.ru/f843fa44

19.03.2025
Библиотека ЦОК
20.03.2025

https://m.edsoo.ru/f84402f0

Библиотека ЦОК
21.03.2025

https://m.edsoo.ru/f8440408

Библиотека ЦОК
31.03.2025
01.04.2025

https://m.edsoo.ru/f844052a

и II спряжения глаголов.

02.04.2025

136

Пишем сочинение-повествование
на тему. Составление рассказа
(сказки) по содержанию
пословицы, фрвзеологизма.

1

137

Отрабатываем правило
определения спряжения глаголов с
безударными личными
окончаниями.

1

138

Отрабатываем правописание
безударных личных окончаний
глаголов-исключений.

1

139

Правописание безударных личных
окончаний глаголов.

1

140

Отрабатываем правописание
безударных личных окончаний
глаголов.

1

141

Безударные личные окончания
глаголов: трудные случаи.

1

142

Отрабатываем трудные случаи
написания безударных личных
окончаний глаголов.

1

143

Что такое возвратные глаголы?

1

144

Правописание глаголов на -ться и
–тся.

1

145

Отрабатываем правописание
глаголов на -ться и –тся.

1

03.04.2025

04.04.2025
Библиотека ЦОК
07.04.2025

https://m.edsoo.ru/f84410a6

Библиотека ЦОК
08.04.2025

https://m.edsoo.ru/f8440732

Библиотека ЦОК
09.04.2025

https://m.edsoo.ru/f844087c

Библиотека ЦОК
10.04.2025

https://m.edsoo.ru/f8440a2a

Библиотека ЦОК
11.04.2025

https://m.edsoo.ru/f84412f4

Библиотека ЦОК
14.04.2025

https://m.edsoo.ru/f843fb98

Библиотека ЦОК
15.04.2025

https://m.edsoo.ru/f843fcd8

Библиотека ЦОК
16.04.2025

https://m.edsoo.ru/f84400ac

146

Частица НЕ, её значение
(повторение).

1

147

Пишем сочинение-рассуждение на
тему. Составление текстарассуждения по таблице, правилу.

1

148

Безударные личные окончания
глаголов: систематизация.

1

149

Безударные личные окончания
глаголов: обобщение.

1

150

Правописание глаголов в
прошедшем времени.

1

151

Отрабатываем правописание
суффиксов и окончаний глаголов в
прошедшем времени.

1

152

Морфологический разбор глагола.

1

153

Обобщение знаний о глаголе.

1

154

Глагол: систематизация знаний.

1

155

Глагол. Отработка материала.

1

156

Отработка темы "Глагол".

1

157

Морфология: Проверь себя.

1

158

Всероссийская проверочная
работа.

1

Библиотека ЦОК
17.04.2025

https://m.edsoo.ru/f843db72

Библиотека ЦОК
18.04.2025

https://m.edsoo.ru/f843bd72

21.04.2025
22.04.2025
Библиотека ЦОК
23.04.2025

https://m.edsoo.ru/f844179a

Библиотека ЦОК
24.04.2025

https://m.edsoo.ru/f8442078

Библиотека ЦОК
25.04.2025

https://m.edsoo.ru/f8442cb2

Библиотека ЦОК
28.04.2025

https://m.edsoo.ru/fa25110e

Библиотека ЦОК
29.04.2025

https://m.edsoo.ru/f844219a

Библиотека ЦОК
30.04.2025

https://m.edsoo.ru/f8442b90

Библиотека ЦОК
05.05.2025

https://m.edsoo.ru/f844157e

Библиотека ЦОК
06.05.2025
1

https://m.edsoo.ru/f8436e12

Библиотека ЦОК
07.05.2025

https://m.edsoo.ru/f8439306

159

Пишем подробный пересказ
текста. Изложение.

1

160

Изученные правила правописания
глаголов: систематизация.

1

161

Отрабатываем изученные правила
правописания глаголов.

1

162

Как сделать текст интереснее.
Составление текста по
репродукции карины И. Шишкина
"Рожь".

1

163

Наблюдаем за написанием разных
частей речи.

1

164

Орфографический тренинг:
правописание разных частей речи.

1

165

Проверочная работа на тему
"Безударные личные окончания
глаголов".

1

166

Учимся пересказывать: подробный
устный пересказ текста.

1

167

Контрольный диктант в рамках
промежуточной аттестации.

1

168

Характеристика звуков русского
языка. Звуки и буквы.

1

169

Проверочная работа по теме "Чему
мы научились на уроках
правописания в 4 классе".

1

170

Звуко-буквенный разбор слова.

1

Библиотека ЦОК
12.05.2025

https://m.edsoo.ru/f84418c6

Библиотека ЦОК
13.05.2025

https://m.edsoo.ru/f843d9e2

Библиотека ЦОК
14.05.2025

https://m.edsoo.ru/f84424ec

15.05.2025
Библиотека ЦОК
16.05.2025

https://m.edsoo.ru/fa251c12

Библиотека ЦОК
19.05.2025
1

https://m.edsoo.ru/fa251956

Библиотека ЦОК
20.05.2025

https://m.edsoo.ru/f8442a6e

21.05.2025
1

Библиотека ЦОК
22.05.2025

https://m.edsoo.ru/f84423d4

Библиотека ЦОК
23.05.2025
1

https://m.edsoo.ru/f843639a

Библиотека ЦОК
26.05.2025

https://m.edsoo.ru/f84364e4

Библиотека ЦОК
27.05.2025

https://m.edsoo.ru/fa251adc,

https://m.edsoo.ru/fa251d48

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

5

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык: 4-й класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Канакина В.П.,
Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс/Ситникова Т. Н.,
Яценко И. Ф. Яценко, Москва "ВАКО".

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
https://resh.edu.ru/
http://rus.1september.ru/urok


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».