РП- ВД- Черчение и техника- 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО «СОШ № 18»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 9 класса

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по «черчению и технике» разработана в соответствии с
нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями );
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010 г. N 1897,
с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015г.);
-Основная образовательная программа основного общего образования (принята на
заседании педагогического совета пр.№ 1 от 31.08.2020, приказ от 31.08.2020 № -302-Д);
- План внеурочной деятельности уровня основного общего образования (приказ от
31.08.2020 № 313-Д).
Рабочая программа составлена с учетом авторской программы по черчению под
редакцией А.Д. Ботвинникова.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности «Черчение и техника» включен с целью обеспечения
преемственности общего образования и среднего общего образования, обеспечивает
качество практической подготовки обучающихся по черчению и является
пропедевтическим для профильного образования в старшей школе. Предмет относится к
предметной области «Технология».
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами данного учебного предмета в соответствии с целями изучения
черчения и компьютерного моделирования, которые определены образовательным
стандартом. Программа дает возможность учащимся систематизировать, расширить и
углубить знания, полученные на уроках геометрии, информатики, географии, технологии,
изобразительного искусства, приобрести навыки в построении чертежей, раскрыть свой
творческий потенциал и способности.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
− развитие образно-пространственного мышления;
− развитие творческих способностей учащихся;
− ознакомление учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными
стандартами ЕСКД;
− обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также
аксонометрических проекций;
− обучение школьников чтению и анализу формы изделий по чертежам, эскизам,
аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
− формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных
способах проецирования; − формирование умения применять графические знания в новых
ситуациях; − развитие конструкторских и технических способностей учащихся;
− обучение самостоятельному пользованию учебными материалами;
− воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
ответственности за результаты своей деятельности;
− формирование пространственных представлений;
− формирование приемов выполнения и чтения установленных стандартом
графических документов;
− формирование знаний о графических средствах информации; − овладение
способами отображения и чтения графической информации в различных видах
практической деятельности человека;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

− осуществление связи с техникой; производством; подготовка учащихся к
конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну, художественному
конструированию; овладение элементами прикладной графики и др.
Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление
их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования
учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической
и профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты,
умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств
познания окружающего мира, имеет большое значение для общего и политехнического
образования учащихся, приобщает школьников к элементам инженерно-технических
знаний в области техники и технологии современного производства, содействует развитию
графической культуры, познавательных способностей обучающихся, творческих качеств
личности через решение разнообразных графических задач, направленных на
формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного
мышления.
Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у
школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Большая часть учебного времени при освоении курса «Черчение» выделяется на
упражнения и самостоятельную работу.
В основу курса черчения для 8классов положены такие принципы, как:
1. научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
2. систематичность и последовательность – изучение материала от простого к
сложному, отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и
систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
3. развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области
черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников
пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
4. связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных
заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным
деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять
межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами
через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания,
планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам
решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по
решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
Овладев базовым курсом в 8 класса, школьники должны научиться выполнять и
читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных единиц, их
наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно-строительные
чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс ведется в 9 классе в объеме 1 час в неделю, 39 часов в год с целью
непрерывности образования и возможности профессионального самоопределения.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческой работы.
Планируемые результаты
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты
− готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
− готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие современного мира.
2. Метапредметные результаты:
− выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
− объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты;
− строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие
признаки; − излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
− строить модель на основе условий задачи;
− создавать информационные модели с выделением существенных характеристик
объекта; − переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического представления в текстовое и наоборот;
− осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами; − соотносить
полученные результаты поиска со своей деятельностью;
− целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
− использовать компьютерные технологии для решения учебных задач;
− создавать информационные ресурсы разного типа.
Регулятивные УУД:
− Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
− Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
− Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
− Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
− Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
− Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
− Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
− Смысловое чтение.
− Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

− Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Коммуникативные УУД:
− Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
− Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
− Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).
3. Предметные результаты освоения курса
Планируемые предметные результаты
Тематический
Выпускник получит
блок/модуль
Выпускник научится
возможность научиться
9 класс
За курс обучения

− выбирать рациональные графические
средства
отображения
информации
о
предметах; − выполнять чертежи и эскизы,
состоящие
из
нескольких
проекций,
технические рисунки, другие изображения
изделий; − производить анализ геометрической
формы предмета по чертежу; − получать
необходимые сведения об изделии по его
изображению (читать чертеж); − использовать
приобретенные знания и умения в качестве
средств графического языка в школьной
практике и повседневной жизни, при
продолжении образования и пр.

− методам построения чертежей по
способу проецирования, с учетом
требований ЕСКД по их оформлению;
− условиям выбора видов, сечений и
разрезов на чертежах; − порядку
чтения чертежей в прямоугольных
проекциях;
−
возможности
применения
компьютерных
технологий
для
получения
графической документации.

Перечень индивидуальных графических работ
(обязательные работы, предусмотренные программой)
1. «Эскиз детали с выполнением сечений» (бумага в клетку). Содержание работы:
выполните на листе бумаги в клетку формата А4 по заданию учителя с натуры или по
наглядному изображению эскиз детали. Выявите поперечную форму детали сечением.
Обозначьте его, если нужно. Нанесите размеры.
2. «Чертеж детали с применением разреза» (бумага чертежная). Содержание работы: на
листе формата А4 выполните вид слева и постройте целесообразный разрез одной из
деталей. Нанесите размеры.
3. «Чертеж резьбового соединения» (бумага чертежная). Содержание работы: вычертите с
натуры один из видов резьбового соединения, примените упрощения, установленные
стандартом.
4. «Деталирование» (бумага чертежная). Содержание работы: выполните по указанию
учителя чертежи одной-двух деталей.
5. «Мой дом» (бумага чертежная или в клетку). Содержание работы: выполните план своей
комнаты с расстановкой мебели, указав отопительные и санитарно-технические устройства.
6. Контрольная работа (бумага чертежная). Содержание работы: выполните чертеж детали
средней сложности по чертежу общего вида.
Содержание курса
Общие сведения о способах проецирования.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Повторение сведений проецирования.
Сечения, разрезы, виды.
Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Правила графического обозначения материалов на сечениях. Графическая работа №1.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные,
фронтальные и профильные). Обозначение разрезов. Соединение части вида с частью
разреза. Местный разрез. Особые случаи разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях. Графическая работа №2. Выбор
необходимого и достаточного количества изображений на чертежах и главного вида.
Условности и упрощения на чертежах. Чтение и выполнение чертежей, содержащих
изученные условности. Практическая работа на закрепление изученного материала, а также
навыков рационального выбора количества изображений с использованием условностей и
простановки размеров.
Сборочные чертежи.
Чертежи типовых соединений деталей.
Сборочные чертежи изделий.
Разъемные соединения деталей (болтовые, шпилечные, шпоночные и штифтовые).
Неразъемные соединения (сварные, паяные, клеевые и заклепочные). Резьбовые
соединения. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической
резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертежи болтовых соединений.
Упрощенное изображение резьбовых соединений. Стандарты и справочный
материал. Чертежи штифтовых соединений. Чтение чертежей, содержащих изображения
изученных соединений деталей. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.
Графическая работа №3. Сборочные чертежи (спецификация, номера позиций и др.).
Основные требования к разделам на сборочных чертежах. Условности и упрощения на
сборочных чертежах.
Особенности простановки размеров на сборочных чертежах. Практическая работа.
Чтение сборочных чертежей. Понятие о деталировании. Выполнение чертежей деталей
сборочной единицы. Графическая работа №4. Решение задач с элементами
конструирования.
Чтение строительных чертежей.
Назначение и особенности архитектуроно-строительных чертежей: фасады, планы,
разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и
оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных
строительных чертежей. Работа со справочником. Графическая работа №5.
Обзор разновидностей графических изображений.
Графические изображения, применяемые на практике. Итоговая графическая
работа №6 (контрольная работа).
Тематическое планирование
Из них кол-во часов, отведенных
Название раздела (блока)
№
Кол-во
п/п
часов на на практическую часть и контроль
изучение графическ. творч.
контр.раб.
раздела
раб.
раб.
(блока)
1.
Обобщение сведений о способах
2
проецирования
2.
Сечения и разрезы
32
11
1
итого
34
11
1

№
урока

Коли

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Дата
проведения
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Примечание

1
2
3
4
5
6
7
8
9

чество
по
по
часов
плану
факту
Обобщение сведений о способах проецирования (2 ч)
Обобщение сведения о способах
1
проецирования
1
Обобщение сведения о способах
проецирования
Сечения и разрезы (32ч)
Понятие о сечении как изображении.
1
Назначение сечений
Правила выполнения и обозначение
1
сечений.
Графическая работа №12 Эскиз
1
детали с выполнением сечений».
1
Назначение
разрезов.
Различие
между разрезами и сечениями.
Правила выполнения разрезов
Простые
разрезы.
Обозначение
1
простых разрезов. Местный разрез
Соединение части вида с частью
1
разреза.
1
Закрепление знаний о разрезах.

10

1

11
12

1
1

13

1

14

1

15

1

16

1

17

1

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

1

Графическая работа №13 «Эскиз
детали с выполнением
необходимого разреза».
Особые случаи построения разрезов.
Графическая работа №14 «Чертеж
детали с применением разреза».
Применение
разрезов
в
аксонометрических проекциях.
Выбор количества изображений и
главного изображения.
Условности
и
упрощения
на
чертежах.
Практическая работа №15 «Устное
чтение чертежей».
Графическая
работа
№16
«Выполнение эскиза Детали с натуры
с применением разрезов».
Чертежи
типовых
соединений
деталей
Сборочные чертежи. Болтовое
соединение.
Сборочные чертежи. Шпилечное
соединение.
Графическая работа № 17Сборочные
чертежи.
Сборочные чертежи. Шпоночное
соединение.
Сборочные чертежи. Штифтовое
соединение.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

24

1

Деталирование сборочного чертежа
изделия. Спецификация.

25

1

26

1

Деталирование сборочного чертежа
изделия. Разрезы на сборочных
чертежах.

Деталирование сборочного чертежа
изделия. Графическая работа №18

27

1

28

1

29

1

Графическая работа №19
«Деталирование»
Практическая работа №20 «Решение
творческих задач с элементами
конструирования»
Чтение строительных чертежей.
Основные особенности строительных
чертежей.

30

1

Чтение строительных чертежей.
Условные обозначения и Порядок
чтения строительных чертежей.

31

1

Чтение строительных чертежей.
Практическая работа № 21.

32

1

33

1

Графическая работа №22
(контрольная).
«Выполнение чертежа детали по
чертежу сборочной единицы»
Обзор разновидностей графических
изображений.

34

1

ИТОГО:

03.05.2024

Промежу
точная
аттестация

Обобщение изученного.
Творческая работа
34

Список литературы
Бартенев И.А. «Основы архитектурных знаний для художников», М., 1964 г.
Ботвинников А.Д. Черчение: Учеб.для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/А.Д.
Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: ООО «Издательство Астрель»:
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

ООО «Издательство АСТ», 2002.
В.А. Гербер « Творческие задачи по черчению ».
И.А. Воротников «Занимательное черчение ».
Маклакова Т.Г., «Архитектура гражданских и промышленных зданий», М., Стройиздат,
1981 г.
Н.С. Николаев «Проведение олимпиад по черчению
Нестеренко О.И. «Краткая энциклопедия дизайна», М., 1994 г.
Сербинович Т.П., Орловский Б.Я. «Архитектура», М., Высшая школа, Полная
энциклопедия домовладельца, Ростов-на –Дону, 1999 г.
Словарь-справочник по черчению: Кн. Для учащихся/ В.Н.Виноградов, Е.А. Василенко,
А.А.Альхименок и др. – М.: Просвещение,1999.
Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя.
– М.: Просвещение, 2001.
Черчение: Учеб. Для учащихся общеобразоват. учреждений. Под ред.В.В.Степаковой. - М.:
Просвещение,2001.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».