МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 18"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
7 класс
Полевской 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов и методических материалов:
1) Закон РФ «Об образовании»;
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования;
3) Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7
классы общеобразоват. орг./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. – М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2015
Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 7 класса конкретизирует
содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.
УМК:
Рабочая программа рассчитана на использование учебника: Липсиц И.В.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для
общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС,
2015;
Общая характеристика учебного предмета:
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Основные содержательные
линии курса:
Деньги, их история, виды, функции;
Семейный бюджет;
Экономические отношения семьи и государства;
Семья и финансовый бизнес;
Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Цели:
Целями изучения курса «В мире финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от
конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и
интерактивных методов обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ Тематический раздел
п\п
1.
Доходы и расходы
2.
семьи
3. 4.
Риски потери денег и
5.
имущества и как
человек может от этого
защититься
Семья и государство:
как они
взаимодействуют.
Финансовый бизнес: чем
он может помочь семье?
Что такое финансовая
грамотность?
Кол-во
Содержание
часов
Деньги. Доходы
9
семьи. Расходы
семьи. Семейный
бюджет.
Формы организации и
виды деятельности
Составление семейного
бюджета.
6
Особые жизненные
Ролевая игра.
ситуации и как с ними
справиться.
Страхование.
«Семейный бюджет».
6
Налоги. Социальные Мини-исследование.
пособия. Государство –
это мы.
12
Как спасти деньги от Составление личного
инфляции. Банковские финансового плана.
услуги. Собственный
бизнес. Валюта в
современном мире.
Благотворительность.
Личный финансовый
план.
1
Содержание
финансовой
грамотности
Тестирование.
Календарно-тематическое планирование
Тема
занятия
Неаудито
Дата
рные с
указание
м формы
(экскурси
и, акции,
посещени
я музеев,
праздник
и и т.п.)
1. Доходы и расходы семьи (9 часов)
Всего
часов
Из них
аудиторные
занятия
Корректировка
Урок
ознакомление
с новым
материалом
1.2Деньги
1
Комбинирова
нный урок
2
1.3Доходы
Комбинирова
семьи
нный урок
2
1.4Расходы
Комбинирова
семьи
нный урок
2
1.5 Семейный
Комбинирова
бюджет
нный урок
1.6 Доходы и
Комбинирова
1
расходы семьи
нный урок
2.Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)
2.1 Особые
2
Комбинирова
жизненные
нный урок
ситуации и как с
ними
справиться
2.2
Комбинирова
2
Страхование
нный урок
2.3«Семейный
Комбинирова
2
бюджет»
нный урок
3. Семья и государство: как они взаимодействуют (6 часов)
3.1 Налоги
2
Комбинирова
нный урок
3.2Социальные
Комбинирова
2
пособия
нный урок
3.3Государство Комбинирова
2
это мы
нный урок
4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)
1.1Введение
1
4.1 Как спасти
деньги от
инфляции
2
Комбинирова
нный урок
4.2 Банковские
Комбинирова
2
услуги
нный урок
2
4.3Собственны
Комбинирова
й бизнес
нный урок
4.4 Валюта в
2
Комбинирова
современном
нный урок
мире
4.5Благотворит
Комбинирова
2
ельность
нный урок
4.6 Личный
Комбинирова
2
нный урок
финансовый
план
5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
5.1
1
Итоговый
Содержание
урок
финансовой
грамотности
Всего
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
УМК:
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для
общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС,
2015;
Дополнительные пособия для учителя:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся.
- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная
программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы:
методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы
для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2.
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —
http://www.dostatok.ru;
3.
Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу среднего (полного) общего образования, на основании
указанных требований разработаны требования к освоению результатов программы
элективного курса
•
личностным, включающими формирование мотивации к грамотному
финансовому поведению, формированию ценностно-смысловых установок,
отражающих личную экономически грамотную позицию в выстраивании
положительно ориентированных ценностно-смысловых отношений в семье
•
метапредметным, включают универсальные учебные действия, такие как умение
коммуникации в малой учебной группе, умение взаимодействовать с членами
семьи, взрослыми людьми и сверстниками
•
предметным, освоение основ личного финансового планирования; экономии
семейного бюджета с обязательным использованием и пониманием специфических
терминов по финансовой грамотности