МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
ОМС Управление образованием Полевского городского округа
МБОУ ПГО "СОШ № 18"
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель предметнометодической кафедры
гуманитарного образования
Директор МБОУ ПГО
«СОШ № 18»
________________________
________________________
Тарасова Т.Г.
[Номер приказа] от «30» 08
2024 г.
Волкова О.В.
[Номер приказа] от «26» 08
2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотность»
8-9 классы
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов и методических материалов:
1) Закон РФ «Об образовании»;
2)Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования;
3)Программа Е.А. Вигдорчик Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9
классы общеобразовательной организации./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н.
Корлюгова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017
Рабочая программа «В мире финансовой грамотности» для 8 класса
конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 34 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю.
УМК:
Рабочая программа рассчитана на использование учебника: В.В.Чумаченко,
А.П.Горяев Основы финансовой грамотности: материалы для учащихся. 8-9 классы
для общеобразовательных организаций/. : В.В.Чумаченко, А.П.Горяев Основы
финансовой грамотности – М., Просвещение, 2019;
Общая характеристика учебного предмета:
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 8-9 классов в сфере экономики семьи. Основные
содержательные линии курса:
-Деньги, их история, виды, функции;
-Семейный бюджет;
-Экономические отношения семьи и государства;
-Семья и финансовый бизнес;
-Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами
математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы
и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают
задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, миниисследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы
с текстами, та-блицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и
представления информации и публичных выступлений.
Цели:
Целями изучения курса «В мире финансовой грамотности» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний
и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
Личностными результатами изучения курса являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные:
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
-формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в
виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
-понимание цели своих действий;
-планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
-проявление познавательной и творческой инициативы;
-оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
-составление текстов в устной и письменной формах;
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
-умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
-определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
-понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли
денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов
семьи, о роли государства в экономике семьи;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
-приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
-развитие способностей, обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
-развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы организации и методы обучения:
Предполагается использование следующих форм организации обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальная формы, их сочетание и выбор зависят от
конкретного урока и класса. При изучении курса предполагается использование активных и
интерактивных методов обучения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
8-9 классы
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают.
Понятия и знания: деньги, функции денег, номинал, эмитент, эмиссия, двухуровневая
банковская система, центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика,
стоимость денег, инфляция, покупательная способность, валюта, валютный курс, цена
заимствования, виды денег (наличные, безналичные, электронные, иностранная валюта,
квазиденьги, цифровые деньги), инструменты управления безналичными деньгами,
конвертация валюты, комиссия, блокчейн, криптовалюта, риск, величина риска, финансовый
риск, девальвация, валютный риск, процентный риск, операционный риск.
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе.
Понятия и знания: семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные,
необязательные и излишние расходы, крупные, средние и мелкие расходы, финансовая
подушка безопасности, обдуманная покупка, эмоциональная покупка, кешбэк,
дистанционные покупки, безопасные покупки в Интернете, риски при покупке товаров и
услуг, источники семеных доходов, денежные и неденежные доходы, регулярные,
временные и разовые доходы, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые
доходы, активные и пассивные доходы, бюджет семьи, профицит, дефицит, правила ведения
семейного бюджета.
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе
для его формирования
Понятия и знания: полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний,
несовершеннолетний, личные доходы подростка и их виды, предпринимательская
деятельность, трудовые отношения, трудовая дееспособность, гражданско-правовые
отношения, особенности трудовых прав подростка, премия, заработная плата, подоходный
налог, ИНН, СНИЛС.
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку
Понятия и знания: услуга, финансовые услуги, финансовые организации, банк, Банк России,
микрофинансовые организации, физическое лицо, юридическое лицо, инвестиционные
компании, инвестиции, прибыль, убыток, инвестор, негосударственные пенсионные
фонды, страховые компании, платёжная система, финансовый инструмент, финансовый
продукт, банковский счёт, банковский вклад, договор банковского вклада, сумма вклада,
система страхования вкладов, параметры вкладов, капитализация, банковская карта, виды
банковских карт, кредитная история, правила пользования банковскими картами,
аутетификация, PIN-код, мобильный банк, интернет-банк, издержки и выгоды пользования
банковскими картами, правила безопасного использования банковских карт с применением
различных инструментов, взаимные обязанности банка и держателя банковских карт,
накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений,
источники накоплений подростка, страхование, самострахование, взаимное страхование,
страховой фонд, страховой случай, страховщик, страхователь, застрахованное лицо,
выгодоприобретатель, страховой полис, страховая сумма, франшиза, страховая выплата,
страховая премия, страховые взносы,страховые и нестраховые риски, имущественное
страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское страхование, пенсионное страхование, социальное страхование, туроператор, турагент, способы выгодной покупки
билетов на самолёт, лоукостер, чартерный рейс, регулярный рейс, способы выгодного
обеспечения проживания во время путешествий, хостел, способы выгодного оформления
медицинской страховки, способы минимизации затрат при посещении музеев, выставок,
экскурсий, потребитель, базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред,
способы возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых
услуг, Роспотребнадзор, финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды.
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые
отношения
Понятия и знания: финансы, финансовая система государства, общественные блага,
государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные
облигации, доходы государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды
налогов (федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные), налогоплательщик,
объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, имущественный налог,
кадастровая стоимость, земельный налог, транспортный налог, НДФЛ, личный кабинет
налогоплательщика, пеня, штраф, налоговая декларация, налоговый вычет, виды налоговых
вычетов (стандартный, социальный, имущественный, профессиональный).
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя
Понятия и знания: человеческий капитал, индивидуальный человеческий капитал, факторы,
влияющие на человеческий капитал, индекс человеческого развития, инвестиции в
человеческий капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал,
современный человек.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Тема раздела (главы), урока
Количество часов
Раздел I. Современные деньги (11 ч.)
Понятие финансовой грамотности
Личное финансовое планирование
История возникновения и эволюция денег
Деньги и их функции
Что делает деньги деньгами
Какие они, современные деньги
Риски в мире денег
Банковская система
Учимся правильно распоряжаться деньгами
Практическое занятие по теме: «Современные деньги»
Защита проектов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел II. Семейный бюджет: как им управлять в современном обществе (11 ч.)
12.
Современная семья и её финансы
1
13.
Что входит в расходную часть семейного бюджета
1
14.
Как разумно совершать покупки
1
15.
Покупки в Интернете: риски и достоинства
1
16.
Кэшбэк: как добиться максимального процента
1
17.
Откуда берутся доходы в семейном бюджете
1
18.
Как грамотно составлять семейный бюджет
1
19.
Как грамотно составлять семейный бюджет
1
20.
Правила составления семейного бюджета
1
21.
Практическая работа по теме: «Семейный бюджет: как
1
управлять им в современном обществе»
22.
Защита проектов
1
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Раздел III. Личный доход подростка:
какие возможности есть в современном обществе
для его формирования (13 ч.)
Гражданская дееспособность несовершеннолетнего
Источники личного дохода подростка
Как может работать подросток
Трудоустройство несовершеннолетних
Документы, необходимые при устройстве на работу
Какие налоги необходимо платить, когда работаешь
Предпринимательская деятельность
Личный доход подростка и способы его приобретения
Самостоятельная работа по теме: «Трудоустройство и
распоряжение своими правами на труд»
Защита проектов
Защита проектов
Резервное время
9 класс (34 часа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
Тема раздела (главы), урока
Количество часов
Раздел IV. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку
(16 ч.)
1.
Финансовая грамотность и современный подросток
1
2.
Роль государства в повышении финансовой грамотности
1
населения
3.
Финансовые организации и их услуги
1
4.
Как грамотно выбрать вклад
1
5.
Банковская карта и её разновидности
1
6.
Как правильно пользоваться банковской картой
1
7.
Как накопить на свою мечту
1
8.
Как грамотно выбрать страховой продукт
1
9.
Как грамотно выбрать страховой продукт
1
10.
ККак отправиться в путешествие, минимизируя финансовые
1
затраты
11.
Как защитить свои права потребителя финансовых услуг
1
12.
Кредит: достоинства и опасности
1
13.
Рассчитываем полную стоимость кредита
1
14.
Рациональное пользование заёмными средствами
1
15.
Практическое занятие по теме: «Учимся распоряжаться
1
финансовыми средствами»
16.
Защита проектов
1
Раздел V. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые
отношения (10 ч.)
17.
Финансовая система государства
1
18.
Финансы современного государства
1
19.
Какие налоги платят граждане РФ
1
20. Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жителями РФ
1
21.
Как своевременно уплатить налоги
1
22.
Как получить налоговый вычет
1
23.
Законодательство о налогах и ответственность за уклонение
1
от уплаты налогов
24.
Налоговая инспекция. Какую информацию можно там
1
получить
25.
Практическая работа по теме: «Налоговая система и
1
гражданин»
26.
Защита проектов
1
Раздел VI. Современный человек: как инвестировать в себя 8 ч.)
27.
Что такое человеческий капитал
1
28.
Как инвестировать в человеческий капитал
1
29.
Рассчитываем индекс человеческого развития
1
30.
Практическая работа по теме: «Инвестиции в человеческий
1
капитал»
31.
Защита проектов
1
32.
Защита проектов
1
33.
Резервное время
1
34.
Резервное время
1
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Тема
занятия
1.1 Понятие
финансовой
грамотности
Все
го
час
ов
Из них
аудиторные
занятия
Неаудито
рные с
указание
м формы
(экскурси
и, акции,
посещени
я музеев,
праздник
и и т.п.)
1. Современные деньги (11 часов)
1
Урок
ознакомление
с новым
материалом
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Дата
Корректировка
1.2Личное
1
финансовое
планирование
1.3 История
1
возникновения и
эволюция
1.4Деньгиденег
и их
1
функции
1.5 Что делает деньги
1
деньгами
1.6 Какие они,
1
современные деньги
1.7 Риски в мире
1
деньги
денег
1.8 Банковская
1
система
1.9 Учимся правильно
1
распоряжаться
1.10 деньгами
Практическое
1
занятие по теме:
«Современные
1.11Защита
проектов
1
деньги»
2 Семейный бюджет: как им управлять в современном обществе (11 ч.)
1
2.1Современная семья
Комбинирова
и её финансы
нный урок
2.2 Что входит в
расходную часть
семейного
бюджета
2.3Как разумно
совершать покупки
2.4 Покупки в
Интернете: риски и
достоинства
2.5
Кэшбэк: как
добиться
максимального
процента
1
1
1
1
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
2.6 Откуда берутся
1
нный урок
доходы в семейном
бюджете
Комбинирова
2.7 Как
грамотно
1
нный урок
составлять семейный
бюджет
2.8 Как
грамотно
1
Комбинирова
составлять семейный
нный урок
Комбинирова
2.9бюджет
Правила
1
нный урок
составления
семейного
бюджета
Комбинирова
2.10 Правила
1
нный урок
составления
семейного
бюджета
2.11 Практическая
1
работа по теме:
бюджет:
3.«Семейный
. Личный доход
подростка: какие возможности есть в современном обществе ( 12 ч.)
как
управлять им в
3.1Гражданская
2 возможности
Комбинирова
какие
есть в современном обществе
современном
дееспособность
нный
урок
для его формирования (13 ч.)какие возможности есть в современном обществе
обществе»
несовершеннолетнего
3.2Источники
личного (13 2ч.) Комбинирова
для его формирования
нный урок
дохода подростка
Комбинирова
3.3 Как может
2
нный урок
работать подросток
3.4 Трудоустройство
Комбинирова
несовершеннолетних
нный урок
Комбинирова
3.5 Документы,
нный урок
необходимые при
устройстве
работу
Комбинирова
3.6 Какиена
налоги
нный урок
необходимо платить,
когда работаешь
3.7Предпринимательс
Комбинирова
кая деятельность
нный урок
3.8Личный доход
подростка и способы
его приобретения
3.9Самостоятельная
работа по теме:
«Трудоустройство и
распоряжение
своими
3.10 Защита проектов
правами на труд»
3.11 Защита проектов
3.12 Резервное время Итоговы
й урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Неаудито
Дата
Корректировка
рные с
указание
м формы
(экскурси
и, акции,
посещени
я музеев,
праздник
и и т.п.)
4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (16 ч.)
Тема занятия
4.1Финансовая
грамотность и
современный подросток
Все
го
час
ов
Из них
аудиторные
занятия
1
Урок
ознакомление
с новым
материалом
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
4.2Роль государства в
1
повышении финансовой
грамотности населения
4.3Финансовые
1
организации и их услуги
4.4 Как грамотно
1
выбрать вклад
4.5 Банковская карта и её
1
разновидности
4.6 Как правильно
1
пользоваться банковской
картой
4.7
Как накопить на
1
свою мечту
4.8Как грамотно выбрать
1
страховой продукт
4.9Как грамотно выбрать
1
страховой продукт
4.10Как отправиться в
1
путешествие,
минимизируя
4.11Как
защитить свои
1
финансовые
затраты
права
потребителя
финансовых
4.12
Кредит: услуг
достоинства
1
и опасности
4.13Рассчитываем
1
полную стоимость
кредита
4.14Рациональное
1
пользование заёмными
средствами
4.15Практическое
1
занятие по теме:
«Учимся распоряжаться
4.16Защита
проектов
1
финансовыми
средствами»
Раздел V. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (
Финансовая система
государства
5.1 Финансовая система
государства
5.2Финансы современного
государства
5.3 Какие налоги платят
граждане РФ
5.4Как рассчитать
размер налогов,
уплачиваемых
жителями
5.5Как
своевременно
РФ
уплатить
налоги
5.6 Как получить
налоговый вычет
5.7Законодательство о
налогах и
ответственность
за
5.8Налоговая инспекция.
уклонение
от уплаты
Какую информацию
налогов
там получить
5.9можно
Практическая
работа
по теме: «Налоговая
система
и гражданин»
5.10 Защита
проектов
1
Комбинирова
нный урок
1
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
1
1
1
1
1
1
1
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
Комбинирова
нный урок
1
Раздел VI. Современный человек: как инвестировать в себя( 8 ч.)
1
Что такое для
человеческий
Комбинирова
его формирования
(13
ч.)какие возможности есть в современном обществе
капитал
нный урок
для его формирования
(13 ч.)
1
Комбинирова
Как инвестировать в
нный урок
человеческий капитал
1
Комбинирова
Рассчитываем индекс
нный урок
человеческого развития
Практическая работа по
1
Комбинирова
теме: «Инвестиции в
нный урок
человеческий
капитал»
Защита проектов
1
Защита проектов
1
Резервное время
1
Итоговый урок
1
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Авторская программа Юлии Бреховой, Александра Алмосова, Дмитрия
Завьялова «Финансовая грамотность. 8-9 класс» Изд. «Вако»», 2018г.
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность:
рабочая тетрадь. 8—9 классы общеобразоват. орг. —М.: ВАКО, 2018. — 96
с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Б87 Финансовая грамотность:
материалы для учащихся 8—9 классы общеобразоват. орг. —М.: ВАКО,
2018. — 96 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
4.Чумаченко В.В.,.Горяев А.П. Основы финансовой грамотности 8-9 классы
М. Просвещение 271 с.