РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса Финансовая грамотность Предметно- методическая кафедра гуманитарного образования Уровень обучения: среднее общее образование Классы: 10(ТП) г. Полевской, 2022 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями ); - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с изменениями и дополнениями); -Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д); -Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313Д). Рабочая программа курса разработана с учетом авторской программы И.В. Липсиц Экономика. Базовый уровень М:, ВИТА-ПРЕСС, 2016. Порядковый номер учебника в Федеральном перечне 1.3.3.6.5.1 Автор/Авторский коллектив Название учебника Класс Издатель учебника Нормативн ый документ Липсиц И.В. Экономика.. Базовый уровень 10 ВИТА-ПРЕСС2016 Федеральн ый перечень учебников Общая характеристика курса Постоянное взаимодействие современного человека с финансовыми институтами, которое начинается ещё в детстве, повышение уровня решаемых задач по мере взросления вызывает необходимость формирования базовых знаний и умений, которые позволят выпускнику школы принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества. В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 класса лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты, сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой грамотности. Курс «Финансовая грамотность» для 10 класса тесно переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Такая связь позволит добиться от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, применять полученные знания в повседневной жизни. Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике, математике, обществознанию и другим обще-образовательным предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой грамотности. Результаты базового уровня ориентированы на общую финансовую грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Результаты углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях. Цель: • освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации, проектирования и создания личного финансового плана; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности защиты прав как потребителей финансовых услуг; • развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности. Задачи изучения курса: - формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей; - формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости; - формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями; - формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования; - формирование навыков финансового планирования своих денежных средств; - обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Место курса в учебном плане Факультативный курс ведется на базовом уровне в 10 классе в технологическом профильном классе. В соответствии с учебным планом количество часов, предусмотренное для изучения факультативного курса, для 10 класса– 0,5 часа в неделю; 17,5 часов за год изучения. Факультативный курс ведется с применением дистанционных технологий и электронного обучения (используются Skype,видеоуроки). Промежуточная аттестация предусмотрена в форме годовой отметки. Планируемые результаты ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным. 1. Личностные результаты: -осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; -овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; -развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. 2. Метапредметные результаты: Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм; МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. 3. Предметные результаты освоения курса Тематический блок/модуль Планируемые предметные результаты Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться 10 класс Управление финансами -характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; - различать экономические явления и процессы общественной жизни; - выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов; -понимать влияние инфляции на повседневную жизнь; -применять способы анализа индекса потребительских цен; - анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов; -объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов; - знать и конкретизировать примерами виды налогов; -различать сферы применения различных форм денег; -характеризовать экономику семьи; личными -анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; - применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; -анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); -сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» анализировать структуру семейного бюджета; -формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость; - грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни Банковские отношения банками услуги людей и с -различать виды ценных бумаг; -находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; -определять практическое назначение основных элементов банковской системы; - различать виды кредитов и сферу их использования; - уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту; - разумному и безопасному финансовому поведению; - применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг; -выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество -характеризовать функции денег в экономике; -разумному и безопасному финансовому поведению; - применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг; -выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; -грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; -применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера; - использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; - определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс; -применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях; - оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов; -применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; -разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров -оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; -анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; -выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Фондовый рынок -понимать и правильно использовать основные экономические термины; -распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; -использовать статистические данные, отражающие экономические изменения на фондовом рынке; Взаимоотношения человека и государства -объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; -распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; -характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; -применять полученные знания для характеристики экономики семьи; -использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе; -характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства; -давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; - характеризовать собственные основные социальные роли; -наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; -характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; -анализировать модели поведения потребителя; -решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; - выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики -использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. -оценивать и принимать ответственность за рациональные решенияи их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; -разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4 Название раздела (блока) Управление личными финансами Банковские услуги и отношения людей с банками Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество Фондовый рынок Кол-во часов на изучение раздела (блока) 5 Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль лабор. практ. сочинен. контр. раб. раб. раб. 1 3 1 4 1 3 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 5. Взаимоотношения человека и государства ИТОГО 2.5 17,5 3 Календарно-тематическое планирование 10 класс № урока Коли чество часов 1 1 2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17-18 Тема урока Дата проведения по по плану факту Управление личными финансами (5 часов) Введение в экономику С деньгами на ты или зачем быть финансово грамотным 1 Личный финансовый план– путь к достижению цели. Практикум «Составление личного финансового плана» 1 Личные финансы: общая характеристика 1 Совокупный личный капитал. Банковские услуги и отношения людей с банками (3 часа) 1 Платить и зарабатывать с банковской картой 1 Банк России 1 Банковские счета. Практикум «Определение банковской рекламы» Финансовые пирамиды и финансовое мошеничество (4 часа) 1 Финансовое мошеничество 1 Формы мошеничества и способы минимизации рисков 1 Финансовые пирамиды: общая характеристика 1 Финансовые пирамиды: история развития в СССР и в России. Практикум «Финансовое мошеничество» Фондовый рынок (3 часа) 1 Что такое ценные бумаги 1 Что такое акции 1 Фондовый рынок. Практикум «Ценные бумаги» Взаимоотношения человека и государства (2.5 часа) 1 Система социальной защиты 1, 5 Пенсионная система: тенденции развития в странах мира Примечание Курс ведется дистанционно Промежуточная аттестация – годовая отметка Критерии оценивания работ по финансовой грамотности Контроль знаний учащихся, проводимый в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Виды контроля:текущий Формы контроля: практическая работа, тестовые задания Критерии оценки учебной деятельности по финансовой грамотности Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования экономической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Оценка качества выполнения практических работ Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с экономическими заданиями, статистическими материалами. Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. Отметка «1» выставляется в том случае, если задание не выполнено. Критерии оценивания тестовых заданий: Отметка «5» ставится, если ученик выполнил правильно от 80% до 100% от общего числа баллов Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно от70 % до 80% от общего числа баллов Отметка «3» ставится, если ученик выполнил правильно от50 % до 70% от общего числа баллов Отметка «2» ставится, если ученик выполнил правильно менее 50 % от общего числа баллов или не приступил к работе, или не представил на проверку МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»