РП ФК Финансовая грамотность 10 класс (2022-2024 учебный год)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
Финансовая грамотность

Предметно- методическая кафедра гуманитарного образования
Уровень обучения: среднее общее образование
Классы: 10(ТП)

г. Полевской, 2022
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с
изменениями и дополнениями );
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413, с
изменениями и дополнениями);
-Основная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом
МБОУ ПГО «СОШ №18» от 03.09.2019 № 318-Д);
-Учебный план уровня среднего общего образования (приказ от 31.08.2020 № 313Д).
Рабочая программа курса разработана с учетом авторской программы И.В. Липсиц
Экономика. Базовый уровень М:, ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Порядковый
номер учебника
в Федеральном
перечне
1.3.3.6.5.1

Автор/Авторский
коллектив

Название
учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативн
ый
документ

Липсиц И.В.

Экономика..
Базовый
уровень

10

ВИТА-ПРЕСС2016

Федеральн
ый
перечень
учебников

Общая характеристика курса
Постоянное взаимодействие современного человека с финансовыми институтами,
которое начинается ещё в детстве, повышение уровня решаемых задач по мере взросления
вызывает необходимость формирования базовых знаний и умений, которые позволят
выпускнику школы принимать рациональные финансовые решения, решать возникающие
финансовые проблемы, своевременно распознавать финансовые мошенничества.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 класса лежит системнодеятельностный подход, в нём отражены личностные и метапредметные результаты,
сформулированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего
общего образования. Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего
образования для организации внеурочного обучения по программам финансовой
грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 класса тесно переплетается с
общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе. Такая связь позволит добиться
от учащихся не только более глубокого понимания курса, но и умения применять и
закреплять полученные знания при изучении других предметов, применять полученные
знания в повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории, информатике,
математике, обществознанию и другим обще-образовательным предметам. Наиболее тесно
образовательный курс финансовой грамотности связан с обществознанием. Перечень
предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому минимуму базовых
финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе и
учитывает международный опыт реализации программ повышения финансовой
грамотности.
Результаты базового уровня ориентированы на общую финансовую грамотность,
получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Результаты
углубленного уровня ориентированы на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных
с ней областях.
Цель:
• освоение финансовых знаний, основ финансовой культуры ведения личного
бюджета, умений необходимых для поиска и использования финансовой информации,
проектирования и создания личного финансового плана;
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

• овладение умениями и навыками разумного финансового поведения при принятии
обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышения эффективности
защиты прав как потребителей финансовых услуг;
• развитие познавательных интересов, финансово-экономического образа мышления,
интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к
труду и предпринимательской деятельности.
Задачи изучения курса:
- формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях,
об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных
рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формирование понимания необходимости долгосрочного финансового
планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков
управления сбережениями;
- формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения
долгосрочного инвестирования;
- формирование навыков финансового планирования своих денежных средств;
- обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Место курса в учебном плане
Факультативный курс ведется на базовом уровне в 10 классе в технологическом
профильном классе.
В соответствии с учебным планом количество часов, предусмотренное для изучения
факультативного курса, для 10 класса– 0,5 часа в неделю; 17,5 часов за год изучения.
Факультативный курс ведется с применением дистанционных технологий и
электронного обучения (используются Skype,видеоуроки).
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме годовой отметки.
Планируемые результаты
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
личностным, метапредметным, предметным.
1. Личностные результаты:
-осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки:
планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения
семьи;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях.
2. Метапредметные результаты:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение
таблиц, схем и диаграмм;

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Предметные результаты:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
3. Предметные результаты освоения курса
Тематический
блок/модуль

Планируемые предметные результаты
Выпускник научится
Выпускник получит
возможность научиться
10 класс

Управление
финансами

-характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами
группы
потребностей человека;
- различать экономические явления и
процессы общественной жизни;
- выполнять несложные практические
задания по анализу состояния личных
финансов;
-понимать
влияние
инфляции
на
повседневную жизнь;
-применять способы анализа индекса
потребительских цен;
- анализировать несложные ситуации,
связанные с гражданскими, трудовыми
правоотношениями в области личных
финансов;
-объяснять проблему ограниченности
финансовых ресурсов;
- знать и конкретизировать примерами
виды налогов;
-различать сферы применения различных
форм денег;
-характеризовать
экономику
семьи;

личными

-анализировать
состояние
финансовых
рынков,
используя
различные
источники информации;
- применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической
деятельности
и
повседневной
жизни;
-анализировать
и
извлекать
информацию, касающуюся личных
финансов из источников различного
типа
и
источников,
созданных
в
различных
знаковых системах (текст, таблица,
график,
диаграмма,
аудиовизуальный ряд
и др.);
-сопоставлять свои потребности
и
возможности,
оптимально
распределять свои материальные и
трудовые

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

анализировать структуру семейного бюджета;
-формулировать
финансовые
цели,
предварительно оценивать их достижимость;
- грамотно обращаться с деньгами в
повседневной жизни

Банковские
отношения
банками

услуги
людей

и
с

-различать виды ценных бумаг;
-находить, извлекать и осмысливать
информацию
правового
характера
относительно
личной
финансовой
безопасности, полученную из доступных
источников,
систематизировать,
анализировать полученные данные;
-определять
практическое
назначение
основных элементов банковской системы;
- различать виды кредитов и сферу их
использования;
- уметь рассчитывать процентные ставки
по кредиту;
- разумному и безопасному финансовому
поведению;
- применять правовые нормы по защите прав
потребителей финансовых услуг;
-выявлять признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении физических
лиц.

Финансовые пирамиды
и
финансовое
мошенничество

-характеризовать функции денег в экономике;
-разумному и безопасному финансовому
поведению;
- применять правовые нормы по защите прав
потребителей финансовых услуг;
-выявлять признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении физических
лиц.

ресурсы,
составлять
семейный
бюджет
и личный финансовый план;
-грамотно применять полученные
знания
для
оценки
собственных
экономических
действий в качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя,
члена
семьи и гражданина;
-применять
полученные
экономические
знания
для
эффективного исполнения
основных социально-экономических
ролей заемщика и акционера;
- использовать приобретенные знания
для
выполнения
практических
заданий,
основанных на ситуациях, связанных
с покупкой и продажей валюты;
- определять воздействие факторов,
влияющих на валютный курс;
-применять
полученные
теоретические и практические знания
для эффективного использования
основных социально-экономических
ролей
наемного
работника
и
налогоплательщика
в конкретных ситуациях;
- оценивать влияние инфляции на
доходность финансовых активов;
-применять
полученные
теоретические
и
практические
знания
для
определения
экономически
рационального
поведения;
оценивать
и
принимать
ответственность за рациональные
решения
и их возможные последствия для
себя,
своего окружения и общества в
целом;
-разрабатывать и реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности
на
основе
полученных знаний по
финансовой
грамотности
и
ценностных
ориентиров
-оценивать тенденции экономических
изменений в нашем обществе;
-анализировать
с
опорой
на
полученные
знания
несложную
экономическую
информацию,
получаемую из неадаптированных
источников;
-выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния
российской экономики.

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Фондовый рынок

-понимать
и
правильно
использовать
основные экономические термины;
-распознавать на основе приведённых данных
основные
экономические
системы,
экономические
явления
и
процессы,
сравнивать их;
-использовать
статистические
данные,
отражающие экономические изменения на
фондовом рынке;

Взаимоотношения
человека и государства

-объяснять
механизм
рыночного
регулирования экономики и характеризовать
роль государства в регулировании экономики;
-распознавать на основе приведённых данных
основные
экономические
системы
и
экономические явления, сравнивать их;
-характеризовать поведение производителя и
потребителя как основных участников
экономической деятельности;
-применять
полученные
знания
для
характеристики экономики семьи;
-использовать
статистические
данные,
отражающие экономические изменения в
обществе;
-характеризовать
ведущие
направления
социальной
политики
российского
государства;
-давать оценку с позиций общественного
прогресса тенденциям социальных изменений
в нашем обществе, аргументировать свою
позицию;
- характеризовать собственные основные
социальные роли;

-наблюдать
и
интерпретировать
явления и события, происходящие в
социальной жизни, с опорой на
экономические знания;
-характеризовать
тенденции
экономических изменений в нашем
обществе;
-анализировать модели поведения
потребителя;
-решать познавательные задачи в
рамках
изученного
материала,
отражающие типичные ситуации в
экономической сфере деятельности
человека;
- выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния
российской экономики
-использовать знания и умения для
формирования
способности
к
личному
самоопределению,
самореализации, самоконтролю.
-оценивать
и
принимать
ответственность за рациональные
решенияи их возможные последствия
для себя, своего окружения и
общества в целом;
-разрабатывать и реализовывать
проекты
междисциплинарной
направленности
на
основе
полученных знаний по
финансовой
грамотности
и
ценностных ориентиров

Тематическое планирование
№
п/п

1.
2.
3.
4

Название раздела (блока)

Управление
личными
финансами
Банковские
услуги
и
отношения людей с банками
Финансовые пирамиды и
финансовое мошенничество
Фондовый рынок

Кол-во
часов на
изучение
раздела
(блока)
5

Из них кол-во часов, отведенных на
практическую часть и контроль
лабор. практ. сочинен. контр.
раб.
раб.
раб.
1

3

1

4

1

3

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

5.

Взаимоотношения человека и
государства
ИТОГО

2.5
17,5

3

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№
урока

Коли
чество
часов

1

1

2

1

3

4
5
6
7
8

9
10
11
12

13
14
15

16
17-18

Тема урока

Дата проведения
по
по
плану
факту
Управление личными финансами (5 часов)
Введение в экономику

С деньгами на ты или зачем быть
финансово грамотным
1
Личный финансовый план– путь к
достижению
цели.
Практикум
«Составление личного финансового
плана»
1
Личные финансы: общая характеристика
1
Совокупный личный капитал.
Банковские услуги и отношения людей с банками (3 часа)
1
Платить и зарабатывать с банковской
картой
1
Банк России
1
Банковские
счета.
Практикум
«Определение банковской рекламы»
Финансовые пирамиды и финансовое мошеничество (4 часа)
1
Финансовое мошеничество
1
Формы мошеничества и способы
минимизации рисков
1
Финансовые
пирамиды:
общая
характеристика
1
Финансовые
пирамиды:
история
развития в СССР и в России. Практикум
«Финансовое мошеничество»
Фондовый рынок (3 часа)
1
Что такое ценные бумаги
1
Что такое акции
1
Фондовый рынок. Практикум «Ценные
бумаги»
Взаимоотношения человека и государства (2.5 часа)
1
Система социальной защиты
1, 5
Пенсионная
система:
тенденции
развития в странах мира

Примечание

Курс
ведется
дистанционно

Промежуточная
аттестация
–
годовая
отметка

Критерии оценивания работ по финансовой грамотности
Контроль знаний учащихся, проводимый в системе, позволяет, наряду с формирующим
контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных
учебных действий.
МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Виды контроля:текущий
Формы контроля: практическая работа, тестовые задания
Критерии оценки учебной деятельности по финансовой грамотности
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность,
логичность и доказательность в изложении материала, точность использования
экономической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает
учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации
работы.
Оценка качества выполнения практических работ
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением
необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно:
подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали
необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические
знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для
фиксации результатов форме.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и
самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и
небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу
дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе с экономическими заданиями, статистическими материалами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными
к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных
выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание
теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со
стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Отметка «1» выставляется в том случае, если задание не выполнено.
Критерии оценивания тестовых заданий:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил правильно от 80% до 100% от общего числа
баллов
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно от70 % до 80% от общего числа
баллов
Отметка «3» ставится, если ученик выполнил правильно от50 % до 70% от общего числа
баллов
Отметка «2» ставится, если ученик выполнил правильно менее 50 % от общего числа
баллов или не приступил к работе, или не представил на проверку

МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».