МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ОМС Управление образованием Полевского городского округа МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» РАССМОТРЕНО На заседании предметно-методической кафедры учителей начальных классов МБОУ ПГО «СОШ № 18» (протокол № 1 от 28.08.2024) УТВЕРЖДАЮ___________ Т. Г. Тарасова, директор МБОУ ПГО «СОШ № 18» Приказ № 550-Д от 30.08.2024 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Логопедические занятия Город Полевской,2024 год МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета курса внеурочной деятельности «Логопедические занятия» (коррекционно-развивающая область) на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ), Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ (далее – ФАОП НОО ОВЗ), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР. Общая характеристика курса Курс «Логопедические занятия» относится к коррекционно-развивающей области. Он направлен на исправление различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП обучающихся с ЗПР, вариант 7.2. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в протоколах ПМПК и в указанных документах. Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематическихпроцессов. Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционноразвивающейработы.Дети,независимооттого,имеютсялиуних и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на логопедических занятиях. Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, алалии,ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевогоразвития. Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Логопедические занятия направлены на профилактику нарушений чтения и письма позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебнойинформации. В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа логопедических занятий целесообразно соотносится с перечисленными в АООП направлениями: – диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуковречи); – диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение иуточнение); – диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения исловообразования); – коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевогоопыта); – профилактика нарушений чтения иписьма; – представлений об окружающейдействительности; – Программа развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. составлена с учётом контингента обучающихся МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам, у которых в результате логопедического обследования выявлены: недостаточная сформированность чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико-грамматических средств речи Структура и содержание дисциплины Обобщенная структура группового логопедического занятия: ✓ мотивационнаяустановка, ✓ коррекциязвукопроизношения, ✓ развитие фонематического анализа исинтеза, ✓ лексико-грамматическиеупражнения, ✓ развитие связнойречи, ✓ неречевыхпроцессов, ✓ развитие мелкоймоторики, ✓ рефлексивныйанализ. Предлагаемая программа направлена на коррекцию нарушенных и недостаточно развитых функций, необходимых для успешного овладения устной и письменной речи первоклассников, восполнение пробелов подготовки к школьному обучению детей с задержкой психического развития. Цель программы: коррекция дефектов устной речи и формирование функционального базиса навыков письма и чтения, способствующего успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов с ЗПР. Задачи программы: • совершенствоватьзвукопроизношение, • формировать фонематические процессы анализа исинтеза, • активизировать словарныйзапас, • формировать грамматический стройречи, • развивать связнуюречь, • развивать мелкуюмоторику, • вырабатывать у детей навык продуктивной учебнойдеятельности, • предупредить нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей даннойкатегории, • развивать мыслительную деятельность, память, вниманиеобучающихся. Осуществить такой объем работы можно лишь при условии квалифицированного, комплексного и системного специального обучения воспитанников. Общие требования к организации занятий: *направленность коррекционных занятий на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебногоматериала; *деятельностныйхарактерзанятия; *широкое применение разнообразных наглядных опор и игровыхприемов; *обязательным элементом каждого занятия является проведение не менее двух динамических коррекционных пауз (артикуляционная гимнастика, упражнения дыхательной гимнастики; профилактическая гимнастика для повышения МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» остроты зрения; самомассаж пальцев и кистей рук; пальчиковаягимнастика. Особенности организации работы по коррекции звукопроизношения Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения: подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики) – постановка звуков (от более легких к сложным) – автоматизация и дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе). Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения,восприятия. Место курса в учебном плане. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями. Индивидуальная диагностика речевого развития в соответствии с выделенными направлениями проводится учителем-логопедом так же, как и педагогом-психологом в первой четверти, за счет нераспределенных часов из расчета 1 час на обучающегося для каждого специалиста. Коррекционно-развивающий материал программы рассчитан на 34индивидуальных занятий, которые проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут (34 учебные недели). ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Рабочая программа составлена с учётом специфики классного коллектива, в их основу положены следующие принципы: − принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; − принцип коррекционной направленности образовательного процесса; − принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; − онтогенетический принцип; − принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития; − принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»; − принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; − принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; − принцип сотрудничества с семьей. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. У обучающихся можно отметить выраженные в разной степени недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обеспечение особых образовательных потребностей обучающихся необходимо: − преподносить новый материал развернуто, пошагово (полезен прием детального руководства выполнением конкретного задания) Значительное время следует отводить практическому закреплению материала (моделирование частей текста, включение языковых правил в речевую практику) Необходимо использовать вариативные задания с условно-графическими схемами, с иллюстрациями, задания на подбор, группировку и исключение лишних слов и пр. − систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и усвоения нового. Настоятельно рекомендуется по возможности облегчать выполнение заданий на самостоятельное письмо (использование тетрадей с разлиновкой «сетка», обозначение точкой красной строки, комментированное письмо с указанием границ предложений, пробелом между словами в предложении, пробела между предлогом и словом). Технические недочеты в письменных работах могут становиться объектом критики лишь в том случае, когда ученик очевидно не старается выполнить задание правильно. Полезно обучать умению соотносить достигнутый результат с эталонным (выбор самого удачного предложения, высказывания). Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках учитель: − преподносил новый материал предельно развернуто, демонстрируя и проговаривая способы действия; − отводил значительное место практическому закреплению материала (работа с моделями, схемами, включение языковых знаний в речевую практику); − систематически повторял пройденный материал, демонстрировал связь между предметами, показывал необходимость усвоения нового материала для решения учебных задач; − вовремя и обоснованно хвалил ученика, поддерживая интерес к обучению и закрепляя привычку правильно выполнять учебные действия. Для обучающихся с ЗПР необходимо создание благоприятных условий для проведения контрольных, проверочных работ и тестов: МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» − привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных мнестических опор, наглядных схем, шаблонов); − адаптирование инструкции (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами); − при необходимости адаптирование текста заданий (более крупный шрифт, четкое ограничение одного задания от другого, упращение формулировок); − увеличение времени на выполнение заданий; − при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, напоминание о необходимости самопроверки); − возможность организовать короткого перерыва (10 – 15 мин) при нарастании утомления, истощения. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ОВЗ и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Планируемые результаты. Личностные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы: • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия с учетом возможностей своегоздоровья; • активное включение в общение и взаимодействие сосверстниками; • проявление позитивных качеств личности в различных ситуациях в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослымилюдьми; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций; Метапредметные результаты ребенка с ЗПР в результате реализации программы коррекционной работы: • анализ и объективная оценка результатов собственнойдеятельности; • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми. • использование знаково-символических средств • представлении информации для создания моделей изучаемыхобъектов; • готовность слушать собеседника и вестидиалог; Предметные результаты освоения содержания программы по преодоления недостаточной сформированности языковых и речевых средств языка МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» • у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание ивосприятие; • ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать); • у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение иписьмо; • у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал. у ребёнка формируютсяумения: -образовывать новые слова суффиксальным, приставочным способом, путем слияние двух слов, изменять слова по падежам, по числам, согласовывать существительные и числительные, существительные и прилагательные, существительные иместоимения; -употреблять в речи простые распространенные предложения, некоторые виды сложных синтаксическихструктур; -вступать в общение со сверстниками и взрослыми, составлять небольшие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказывать короткий текст, использовать в своей речи слова разных лексических групп (существительные, прилагательные, глаголы,наречия). Качественным показателем эффективности коррекционной работы является: автоматизация в речи поставленных звуков, положительная динамика в формировании устной и письменной речи; повышение мотивации; пробуждение интереса к процессу чтения и письма; снятие эмоциональной напряженности и тревожности при выполнении учебной деятельности • Планируемые результаты освоения курса Задача реализации курса Выпускникполучит возможностьнаучиться Выпускник научится 1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устнойречи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма, − регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов − регулировать оптимальную силуголоса − называть основные органы артикуляционного аппарата − четкои правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевойинструкцией, удерживать артикуляционную позуи переключаться на другую − воспроизводить интонационно верно, − демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) с собл на мат − воспроизводить несложныйритм 2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. а) смыслоразличительнаяфункция -различать на слух слова с артикуляционным и акустическим признакам фонемами МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» близки б) слухопроизноси- тельная дифференциация фонем − повторять воспринятый слух слоговой ряд из 2 слогов на − дифференциров ать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные − повторять воспринятый на слух слоговой ряд из3 слогов в) фонематический анализ исинтез − выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово) − давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие,звонкие/глухие согласные; − определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры − выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различнымударением. − составлять схему трехсложногослова 3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза науровне предложения и слова) дву- − определят ь последовательнос ть, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры − осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматическихформ; − составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7звуков и − синтезу слов из 3-4 слогов, 35звуков правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки − произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечениемсогласных МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 4. Коррекция нарушений звукослоговойструктурыслова. − воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимсяударением, − воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) − самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление). 5. Формирование просодических компонентовречи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения − воспроизводить стихотворный текст в темпе; − воспроизводить ритмы ( // - // ) ( / -///) − простой заданном простые использовать паузу ритмической организацииречи; − воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с опп − воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками(шос-шус-шас, рал-ларрал) − четко и правильно произносить подтверждение) − научится воспроизводить сложный ритмическийрисунок(//-//-/ - ///) и составлять простой, для − различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение) − использовать паузу для интонационной организации речи; − воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; − интонационно верно, с соблюдением пауз тексты; 6. Профилактика нарушений чтения и письма − различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводитьих; − обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю,я. − дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и- ш, шт, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др. -делить слова наслоги для переноса − сравнивать звуковойи буквенный составслова; Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующихумений: − обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи; − вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» и логи дать аналогичную оценкуоднокласснику; − обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать нанем; − начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; − корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; − получать и уточнять информацию отсобеседника; − задавать вопросы; − передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другимчеловеком; − делиться своими воспоминаниями, впечатлениями ипланами; − выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение идругие. Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы. . Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 1 класса № Тема занятия Кол-во часов 1 Диагностика устной и письменной речи. 1 2 Развитие пространственной ориентировки 1 3 Звуки речи и неречевые звуки (строение артикуляционного 1 аппарата, образование и дифференциация неречевых звуков) 4 Гласные звуки. Выделение гласных звуков из слогов и слов: 1 - под ударением - в начале и конце слова - в безударной позиции 5 Гласные I ряда (А,О,У,Ы,Э). Домашние животные. 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Гласные II ряда (Я,Ё,Ю,И,Е,). Дикие животные. Гласные буквы А-Я. Времена года. Гласные буквы О – Ё. Месяцы года Гласные буквы У – Ю. Дни недели Гласные буквы Ы – И. Гласные буквы Э - Е Согласные звуки. Выделение согласных: - из слогов - в начале слова Согласные звуки. Дифференциация согласных по твердости – мягкости Согласные звуки. Дифференциация согласных по звонкости – глухости Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах, в предложениях МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах, в предложениях Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах, в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах, в предложениях. Времена года. Зима. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах, в предложениях. Зима. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах, в предложениях. Профессии. Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в слогах и словах, в предложениях. Транспорт. Слова, обозначающие предметы. Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Слова, обозначающие признаки предметов. Последовательный пересказ текста с причинно-следственной связью, с опорой на п/картинки. Подбор слов-признаков к словам-предметам и наоборот Слова, обозначающие действия предметов. Последовательный пересказ текста с причинно-следственной связью, с опорой на п/картинки Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных. Развитие слогового анализа и синтеза. Слоговой состав слова. Ударение, ударный слог, ударная гласная. Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов. Предложение. Дифференциация С - Ш. Одежда. Головные уборы. Дифференциация З - Ж. Весна. Дифференциация «С» - «Ц». Птицы. Дифференциация «Ц» - «Ч». Фрукты, овощи Диагностика устной и письменной речи. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 2 класса № Тема занятия 1 Обследование чтения и письма (списывание, диктант слогов, слов, предложений и текста) Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Фонематический анализ и синтез Гласные и согласные звуки и буквы Звуки гласные и согласные, их различие. Гласные звуки и буквы, различие звука и буквы. Фонематический анализ слов. Согласные звуки и буквы. Упражнения на различение согласных и гласных на слух и по артикуляции. Шипящие согласные звуки «Ж, Ш, Щ, Ч». Слова с сочетаниями жи, ши. Слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Сочетание чк, чн. Фонетический анализ слов Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Фонетический анализ слов с твёрдыми и мягкими согласными. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и. Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. Упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова. Упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине слова. Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Единообразное написание гласных в словах с безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной в корне. Подбор проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной. Правописание слов с безударной гласной. Звонкие и глухие согласные в конце слова. Звонкие и глухие согласные в середине слова. Единообразное написание звонких и глухих согласных в середине слова. Разделительный мягкий знак перед гласными буквами е, ё, я, ю. Правописание разделительного мягкого знака перед гласными е, ё, я, ю. Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Деление слов с разделительным мягким знаком для переноса. Предложения 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Колич ество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Предложение. Общее представление. Деление предложений на слова. Схема предложения. Составление предложений из слов. Большая буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в именах и фамилиях людей, в кличках животных. Диктант Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 -тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 3 класса № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема занятия Обследование чтения и письма (списывание, диктант слогов, слов, предложений и текста) Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Фонематический анализ и синтез Гласные звуки Ударение. Упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в приставках. Твёрдый знак – после приставок перед гласными е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак. Дифференциация Ъ и Ь знаков. Перенос слов Ъ и Ь знаками. Сложные слова. Соединительные гласные о – е. Согласные звуки Согласные в приставках. Правописание непроизносимых согласных. Морфемика Корень слова. Родственные слова. Подбор однокоренных слов с корнями – омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода). Подбор слов с корнями – синонимами (вода, водный, река, речной). Подбор синонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Подбор антонимов. Придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами. Приставка. Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании. Выделение приставки. Одна приставка с разными корнями. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Коли честв о часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дифференциация приставок и предлогов. Одинаковые приставки и предлоги. Различие приставок и предлогов. Суффикс. Роль суффикса в словообразовании. Уменьшительно ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Окончания существительных Р.п. мн.ч., Т.п. мн.ч. Окончания существительных П.п. мн.ч. Диктант Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 4 класса № Тема занятия 1 Письменная работа, включает в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Развитие фонематического анализа и синтеза. Гласные звуки. Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Безударные гласные в корне слова. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Правописание слов с безударными гласными в корне слова Согласные звуки Звонкие и глухие согласные в корне слова. Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных. Непроизносимые согласные. Непроизносимые согласные. Подбор проверочных слов. Двойные согласные. Двойные согласные в корне. Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака – показателя мягкости. Дифференциация разделительного мягкого знака и Ь – показателя мягкости. Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков. Работа на лексическом уровне Морфемика и словообразование 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Корень. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов префиксальным, суффиксальным способами и изменением флексий. Различение предлогов и приставок. Дифференциация предлогов и приставок. Расширение словарного запаса «Слова-приятели» (синонимы). Сопоставление родственных слов и синонимов. Синонимы. Подбор синонимов существительных, прилагательных, глаголов, наречий. «Слова-неприятели» (антонимы). Подбор антонимов. Однозначные и многозначные слова. Многозначность слова. Наблюдение за изобразительной ролью многозначных слов. Конструирование образных выражений. Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания. Связь слов в словосочетаниях и предложениях 1 1 Связь слов в словосочетаниях.Разбор словосочетаний. Определение значения. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста. Диктант Работа над ошибками. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися5 - 6 классов № п/п Тема занятия Количест во занятий 1 Обследование фонетико-фонематических процессов и звукопроизношения. Обследование грамматического строя речи и словарного запаса. Обследование связной речи и письменной речи Звуки и буквы (Гласные звуки. Согласные звуки Безударные гласные) Звонкие и глухие согласные Твердые и мягкие согласные Непроизносимые согласные Удвоенные согласные Состав слова. Однокоренные слова, приставка и предлог Практическое усвоение частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) Работа над техникой чтения Корень слова. Однокоренные слова Слово. Словосочетание. Предложение.Текст 1 2 3 4 5 6 7 8 9 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № Фразеологизмы Диктант Работа над ошибками Приставочный способ образованияслов Суффиксальный способ образованияслов Разделительный мягкий и твердыйзнаки Образование существительных отглаголов Образование прилагательных отсуществительных Образование глаголов отприлагательных Виды речи: монологическая идиалогическая Анализ и синтез многосложных слов Работа с деформированнымпредложением Работа над техникой пересказа Синонимы Антонимы Изменение существительных попадежам Изменение существительных и прилагательных по родам Изменение существительных и прилагательных по числам Согласование прилагательных ссуществительными Образование прилагательных:относительных, притяжательных. Уточнение представлений о предложении. Типы предложений по цели высказывания Главные и второстепенные члены предложений Изложение Работа над ошибками Контрольный диктант Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися 7- 9 классов Тема занятия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Колво п/п часов 1 2 3 4 5 6 7 Обследование Обследование импрессивной речи. Обследование связной речи. Обследование словарного запаса. Обследование грамматического строя речи. Обследование слоговой структуры слова. Обследование чтения и письма. Звуки и буквы Гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак на конце слова. Непарные твердые согласные «Ш», «Ж», «Ц». Непарные мягкие согласные «Щ», «Ч», «Й». Звуки П-Б в слогах, словах, предложениях. Звуки Т-Д в слогах, словах, предложениях. Звуки К-Т в слогах, словах, предложениях. Звуки В-Ф в слогах, словах, предложениях. МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Звуки и буквы С-З в слогах, словах, предложениях. Звуки и буквы Ш-Ж в слогах, словах, предложениях. Непарные глухие согласные Х, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Имя существительное Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам. Сложение имени существительного. Род имен существительных. Существительные с шипящей на конце. Имя прилагательное Значение имени прилагательного в речи. Согласование прилагательных с существительными в числе. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Местоимение Личное местоимение как часть речи. Личные местоимения с предлогами. Правописание личных местоимений 3 лица. Глагол Значение глагола в речи. Значение глагола в предложении. Правописание частицы «Не» с глаголом. 1 1 Род и число глаголов прошедшего времени. Имя числительное Имя числительное, как часть речи. Согласование количественных числительных с существительными. Правописание числительных. Предложение Уточнение представлений о предложении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания при однородных членах с союзом «И» и без союза. Знаки препинания при обращении. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Деление сплошного текста на предложения. Восстановление деформированного текста. Составление текста по серии картинок с использованием вопросного плана. Проведение итоговой работы – изложение 1 МБОУ ПГО «Средняя общеобразовательная школа № 18» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1