МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М
О и МП
У
правление образованием ПГО
МБОУ ПГО "СОШ № 18"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Учимся для жизни»
(Естественно-научная грамотность)
для обучающихся 6 классов
Полевской2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа курса «Естественно
научная грамотность» для учащихся 6 классов (в том числе и для детей с
ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в инклюзивном режиме) на
уровне основного общего образования подготовлена основе рабочей программы по
функциональной грамотности «Естественно-научная грамотность» для 6 классов
автора Михайлович О.А., письма Министерства Просвещения Российской Федерации
от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся»; проекта «Мониторинг формирования
функциональной
грамотности
учащихся»,
реализуемым
Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением Институтом стратегии развития
образования Российской академии образования при поддержке Министерства
Просвещения Российской Федерации,
программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования. В ней
учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного
общего образования (Образовательной программы подростковой школы как «Школы
Проб и Выбора»), преемственность с программой начального общего образования.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Естественнонаучная
грамотность» составлена в соответствии с ФГОС ООО как составляющий блок курса
«Функциональная грамотность».
Основное направление данной программы внеурочной деятельности –
практико-ориентированное.
Программа нацелена на развитие:
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем,
связанных с естественнонаучной грамотностью; способности человека принимать
эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих
улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности
участия в экономической жизни
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания курса в основной общеобразовательной школе с учётом
методических традиций построения школьного курса, реализованных в большей части
входящих в Федеральный перечень УМК по естественнонаучной грамотности.
Содержание обучения учебного курса
5 класс
Класс №
Тема
Содержание
заня
тия
5
1.
Решение задачи на тему Знание науки «Этология». Анализировать данные о
«Поведение собак»
поведении
собак,
использовать
научные
доказательства для получения выводов. Объяснять
поведение собак, основываясь на интуиции и
первоначальные
представления
об
эволюции.
Оценивать
возможности
метода
наблюдения
основываясь на здравый смысл.
2
Решение задачи на тему Научно объяснять явления об агрегатном состоянии
«Термос»
воды. Анализировать данные и использовать научные
доказательства для получения вывода, используя
данные таблицы. Научно объяснять устройство
термоса.
3
Решение задачи на тему Анализировать данные опыта и использовать научные
«Чем питаются
доказательства для получения вывода, опираясь на
растения»
современные данные. Научно объяснять явления
поступления питательных веществ в растения
4
Решение задачи на тему Научно
объяснять
свойства
отражения
и
«Зеркальное
прямолинейного распространения света, опираясь на
отражение»
собственный
опыт,
проведя
собственный
эксперимент.
Понимать особенности естественно- научного
исследования
следствием
эксперимента.
Анализировать данные, использовать научные
доказательства для получения вывода.
5
Решение задачи на тему Анализировать данные опыта и использовать научные
«Почему птицы
доказательства для получения вывода, сопоставляя
разные»
клювы и лапки птиц. Научно объяснять явления,
используя знания о животных. Анализировать
данные, использовать научные доказательства для
получения вывода, рассмотрев иллюстрации к задаче,
и проявляя воображение. Понимать особенности
естественно- научного исследования следствием
эксперимента, применяя методы из курса биологии.
Итого занятий – 30
Занятие 31 - Индивидуальные консультации
Занятие 32 - Индивидуальные консультации
Занятие 33- Чемпионат по решению задач
Занятие 34 – Рефлексия. Итоги. Рекомендации.
Планируемые результаты изучения курса
В
результате
прохождения
программы
внеурочной
деятельности
“ Естественнонаучная грамотность ” предполагается достичь следующих результатов:
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих предметных, личностных, метапредметных и предметных
образовательных
результатов. Они
формируются
во
всех
направлениях
функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее
благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных
результатов.
Предметные результаты:
6 класс: уровень понимания и применения – объясняет и описывает
естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.
Личностные результаты:
- формирование интереса к изучению природы
- развитие интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического
сознания
- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению
естественных наук.
· осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих
задач и своего места в мире);
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы;
· наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
· проявление интереса к способам познания;
· стремление к самоизменению;
· сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
· ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
· установка на активное участие в решении практических задач, осознанием
важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
· активное участие в жизни семьи;
· приобретение опыта успешного межличностного общения;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
· проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
·
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
·
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
·
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
·
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
- систематизировать и обобщать различные виды информации
- описывать собственные наблюдения или опыты, условия проведения,
полученные результаты
- использовать дополнительные источники информации
- соблюдать правила проведения в опасных ситуациях.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение
обучающимися
межпредметных
понятий
(используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных
модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками
и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
·
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
·
способность к совместной деятельности;
·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·
владеть базовыми логическими операциями:
o сопоставления и сравнения,
o группировки, систематизации и классификации,
o анализа, синтеза, обобщения,
o выделения главного;
·
владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений
по
аналогии,
формулировать
гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое
и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
иной графикой и их комбинациями;
оценивать
надежность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ
решения
учебной
задачи
с
учетом
имеющихся
ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Формы организации внеурочной деятельности:
• устный опрос;
• тестовое задание;
• доклад;
• творческая работа: компьютерная презентация;
• ролевая игра;
• экскурсия;
• исследовательская работа;
• проект: групповой и индивидуальный.
Виды
деятельности:
познавательно-исследовательская,
коммуникативная, регулятивная, экспериментальная, исследовательская.
игровая,